Исторический путь развития семейно-брачных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 16:54, курсовая работа

Описание работы

Семья является одним из фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных групп - в группу сверстников или друзей, школьный класс, трудовой коллектив, спортивную команду - но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает.

Содержание

1. Введение
2. Исторические типы брака
3. Выбор партнеров
4. Эволюция семьи и брака
5. Брак в древности
6. Европейский брак в средневековье и эпоху Возрождения
7. Семья в библейские времена
8. Языческая семья
9. Христианская модель семьи
10. Внутрисемейные отношения по 'Домострою'
11. Заключение
12. Список литературы

Работа содержит 1 файл

Исторический путь развития семейно.doc

— 110.50 Кб (Скачать)

Патриарх - глава  рода, отец семейства, выполняет и  функции вождя. Слияние ролей  Отца и Вождя, как и Отца и Учителя, является характерной чертой патриархальной культуры. 

В примитивном, дописьменном обществе, где нет сильной  государственной власти, отец может  быть (а может и не быть) главой семьи. Государство, будь то монархия или  тирания, делает главу семьи опорой власти, формируя в семье миниатюру  общественных отношений. Члены семьи повинуются отцу, как подданные монарху или диктатору и, далее, как все люди - единому Богу, Отцу Небесному. Триада - Отец - Правитель - Бог - основа патриархальной идеологии. С одной стороны, на отца (реального отца семьи) возлагаются функции монарха в миниатюре, с другой - правителю, а далее и Богу приписываются отцовские качества: сочетание строгости и справедливости, умение разрешить все конфликты 'по-семейному'.

Вообще, как точно  подмечено В. Н. Дружининым, ни одна мировая религия не отводит столь важное место семье в системе вероучения как христианство. Поэтому особенно интересно рассмотреть модель или, точнее модели христианской семьи. Как отмечает В. Н. Дружинин, христианское вероучение предписывает миру две модели семьи: идеальную 'божественную' и реальную, земную. 

Идеальная христианская семья включает: Отца, Сына и Мать (Богородицу). Реальная, земная семья  это 'Святое семейство': Иисус Христос, приемный отец Иосиф, Дева Мария. Христианство разделяет отца-воспитателя, несущего ответственность за жизнь, здоровье, благосостояние семьи (в первую очередь - ребенка), и отца генетического, духовного, функцию которого реализует Бог-отец. Земная модель христианской семьи является классическим вариантом детоцентрической семьи. 

Интересно, что  в католицизме особое значение имеет  культ Богородицы, Девы Марии и  напротив, почти все протестантские вероучения игнорируют какую бы то ни было ее роль. Семья протестантов - это отношение мужчины к мужчине: отца к сыну, хозяина к наследнику, потенциально равному. Протестантский деятель Мартин Лютер (1485 - 1546) выступал против традиционного таинства брака, считал, что целью брака является рождение детей и совместная жизнь супругов во взаимной верности. Отношение к женщине (жене, супруге, дочери) осталось за пределами сферы отношений, освященных религией. Вместе с тем к XVII веку в Германии, Голландии и Шотландии стал распространяться взгляд на семейные отношения как духовное единство мужа и жены. 

Некоторые ограничительные  традиции в брачных отношениях принятые в Европе были перенесены в Новый Свет первыми поселенцами. Что интересно, например, догматическое осуждение Кальвином интимных удовольствий господствовало в умах американцев, особенно пуритан, в течение многих лет. Антисексуальные и морализаторские установки достаточно долго господствовали в колониях. В начале периода колонизации браки заключались исключительно из соображений удобства. Женщины занимали бесправное, подчиненное положение.

По мере того как в США женщины получали все больше прав, отношение к браку радикально менялось. Этому способствовали сначала борьба женщин за избирательные права, а в дальнейшем набирающее силу феминистское движение.[14] 

В христианском писании большее внимание уделяется  взаимоотношениям супругов, нежели родителей и детей и тем более сексуальным отношениям. Последние принимаются как неизбежная данность, хотя в некоторых стихах мы можем встретить совет вообще избегать сексуальных отношений:

'А о чем  вы писали ко мне, то хорошо  человеку вообще не касаться женщины. Но во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. :Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. Впрочем, это сказано мною как позволение, а не как повеление'

И по возможности  лучше избегать и брака, так как ':Неженатый заботится о господнем, как угодить Господу, а женатый  заботится о мирском, как угодить  жене' 

Внутрисемейные  отношения по 'Домострою' 

В российском религиозном  мировоззрении корни язычества, 'двоеверия' достаточно сильны. Возможно, поэтому православное христианство встало в борьбе между двумя языческими началами - женским и мужским - на сторону мужского, приводя семью  к 'нравственному' доминированию мужа над женой и детьми. В домострое много внимания отдано распределению ролей в семье и тому, как сделать, чтобы главное место в доме принадлежало не жене, а мужу. 

Термин семья  в ее современной трактовке Домострой  не знает. Он использует слово 'дом', обозначая его как некое единое хозяйственное и духовное целое, члены которого находятся отношениях господства-подчинения, но являются необходимыми для нормальной жизни домашнего организма.

Обязанность главы  семьи - забота о благосостоянии дома и воспитании, в том числе и духовном, его членов. Жена обязана сама заниматься рукоделием и знать всю домашнюю работу с тем, чтобы учить и контролировать слуг. Кроме того, она занимается воспитанием и обучением дочерей (обучение сыновей - обязанность отца). Все решения, связанные с 'домовным строительством', муж и жена принимают совместно. Они должны обсуждать семейные проблемы ежедневно и наедине. 

Роль жены и  матери в Домострое оценивалась  высоко. Жена в Домострое является регулятором эмоциональных отношений в семье, она же отвечает за семейную благотворительность. Домострой рекомендует жене 'мужу уноровить', то есть поступить сообразно с его желаниями и представлениями. Из текста следует, что в семейных отношениях осуждаются всякие 'неподобные дела: блуд, сквернословие и срамословие, и клятва, и ярость, и гнев, и злопамятство:' 

Любовь к детям  в Домострое рассматривается  как чувство вполне естественное, так же как и забота об их телесном благополучии, менее распространенной считается забота о духовном развитии чад. Однако по своему положению в семье они ближе к слугам, чем к родителям. Главная обязанность детей - любовь к родителям, полное послушание в детстве и юности и забота о них в старости. Избивающий родителей подлежит церковному отлучению и смертной казни. [14] 

Заключение 

Поскольку большинство  браков в традиционном обществе совершается  по расчету (а как показывает статистика, такие браки прочнее, чем браки  по любви), и развод, как правило, осуждается обществом или недопустим в принципе, семейно-брачный институт в традиционном обществе является устойчивым образованием. В зависимости от экономической ситуации в регионе, преобладает тот или тип брака: моногамия или полигамия. Некоторые пережитки старой системы живы по сей день. И если многоженство встречается довольно часто, и отношение к этому вполне нормальное, то следы полиандрии можно найти только в Тибете и в некоторых районах Индии, где одна женщина вступает в брак с несколькими братьями. С позиции исторического материализма моногамия развилась под влиянием общественно-экономических изменений, но это лишь взгляд из настоящего в прошлое. Мы тогда не жили и точно знать ничего не можем, но ясно одно - люди пришли к моногамии по ряду разных причин, в числе которых и одна из основных - развитие частной собственности. 

Институт семьи, как можно видеть выполняет весьма значительные функции в жизни  общества. Различия форм брака в  разных странах обусловлены прежде всего социально-экономическим положением в этих регионах, а также особенностями  вероисповедания и культурно-историческими традициями. Вступление в брак в основном рассматривалось как некая форма экономической сделки (или политического соглашения), в которой все заранее продумано и определено, и уклониться от существующих обычаев не могли себе позволить даже представители высших слоев общества. 

В обществе преобладал матриархат, в то время когда женщина  выполняла важнейшие экономические  функции, была добытчицей в обществе. Позднее, с переходом к иным формам хозяйствования, когда собирательство перестало являться главным источником существования, лидирующие позиции в обществе заняли мужчины. Женщины стали бесправными и превратились объект купли-продажи. В период средневековья брак уже становится важнейшим каналом социальной мобильности, и остается таковым на долгое время. Следует также отметить, что в языческое время женщина обладала большей свободой в браке, с переходом к христианству женщина утрачивает многие свои права, и становится покорной мужу. Кроме того, христианство резко ограничивает свободу вступления в брак, предоставляя родителям право распоряжаться судьбой своих детей. Кроме того 'священные браки' приобретают массовое явление, и многие мужчины и женщины уходят в монастыри. Позднее семейно-брачные отношения приобретают несколько другой оттенок и регулируются церковными предписаниями. 

Во все времена  к замужним женщинам и женатым  мужчинам оказывалось большее почтение, чем к холостым. Отношение к  разводам также всегда было предосудительным, порой они были практически невозможными. Человечество стремится упорядочить свою жизнедеятельность, нормировать межличностные отношения, дабы из хаоса создать порядок, поддерживать стабильность. Так и семейно-брачные отношения определяются и нормируются, при помощи религии, морали, общественного мнения. 

Причин побуждающих людей объединятся в семейные группы, создавать устойчивые связи и взаимодействия много, но основой в первую очередь являются потребности человека. Говоря научным языком, духовные, физиологические и сексуальные потребности мужчины и женщины побуждают их объединятся для совместного осуществления целей: воспроизводство человеческого рода, создание материальных условий существования - жилища, одежды, питания; удовлетворения потребности в детях, биологической зависимости детей от родителей, потребности в сексе. Разве человек не может удовлетворить эту потребность вне семьи? Конечно, может. Но не поучителен ли опыт предков? Обратив свой взор в прошлое, мы осознаем, что общество в целом, а значит и люди, его составляющие, заинтересованы в том, чтобы эти биологические потребности осуществлялись в рамках семьи. Только выявив эти специфические особенности в реализации потребностей человека в условиях семьи, можно понять сущность семьи как социального института, а вместе с этим и истоки живучести семьи, ее жизнестойкости, привлекательности для человека. 

В чем же неистребимая сила семьи? Сила и притягательность семьи, ее сущность заключается в  той целостности, которая присуща  семье и социальной общности, и  как малой социальной группе, и  как социальному институту. Целостность семьи образуется за счет взаимопритяжения и взаимодополнямости полов, создающих единое 'андрогенное существо', некую целостность, не сводимую ни к сумме членов семьи, ни к отдельному члену семьи. 

Список литературы 

1. Добреньков  В. И., Кравченко. А. И. Социальные институты и процессы. М.: МГУ, 2000 г. т. 3. 

2. Мифологический  словарь/ Гл. ред. Мелетинский  Е. М. - М., 1991. 

3. Гитин В.  Г. Эта покорная тварь - женщина. - М.: Изд-во АСТ, 2002. 

4. Голод С.  И. Семья и брак: историко-социологический анализ. - СПб.: ТОО ТК 'Перополис', 1998. 

5. Ларю Дж. Секс  в Библии. - М., 1995. 

6. Кравченко  А. И. Общая социология: Учеб. пособие  для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2001. - 479 с. 

7. Земска М.  Семья и личность. - М.: Прогресс, 1986. - 135 с. 

8. Голод С.  И. Семья и брак: историко-социологический анализ. - СПб.: ТОО ТК 'Перополис', 1998. 

9. Берн Ш. Гендерная  психология. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. 

10. Энгельс Ф.  Происхождение семьи, частной  собственности и государства. - М.: Прогресс, 1991. 

11. Социология: учебник для вузов/ В. Н. Лавритенко, Н. А. Нартов, О. А. Шабанова, Г. С. Лукашова; Под ред. Проф. В. Н. Лавритенко. - М.: ЮНИТИ, 2000. 

12. Столяров Д.Ю., Кортунов В.В. Культурология: Учебное  пособие для студентов заочного  обучения всех специальностей. - М.: ГАУ им. С. Орджоникидзе, 1998. 

13. Фукс Э.  История нравов/ Пер. с нем.  В. М. Фриче. - Смоленск: Русич, 2002. - 624 с. 

14. Человек в  кругу семьи: очерки по истории  частной жизни в Европе до  начала нового времени. - М.: Наука, 1996. - 586 с. 

15. Семья: Книга для чтения. В 2-х кн. /Сост. И. С. Андреева, А. В. Гулыга. - М.: Политиздат, 1991.  

Информация о работе Исторический путь развития семейно-брачных отношений