Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 16:54, курсовая работа
Семья является одним из фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных групп - в группу сверстников или друзей, школьный класс, трудовой коллектив, спортивную команду - но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает.
1. Введение
2. Исторические типы брака
3. Выбор партнеров
4. Эволюция семьи и брака
5. Брак в древности
6. Европейский брак в средневековье и эпоху Возрождения
7. Семья в библейские времена
8. Языческая семья
9. Христианская модель семьи
10. Внутрисемейные отношения по 'Домострою'
11. Заключение
12. Список литературы
Патриарх - глава
рода, отец семейства, выполняет и
функции вождя. Слияние ролей
Отца и Вождя, как и Отца и Учителя,
является характерной чертой патриархальной
культуры.
В примитивном, дописьменном обществе, где нет сильной государственной власти, отец может быть (а может и не быть) главой семьи. Государство, будь то монархия или тирания, делает главу семьи опорой власти, формируя в семье миниатюру общественных отношений. Члены семьи повинуются отцу, как подданные монарху или диктатору и, далее, как все люди - единому Богу, Отцу Небесному. Триада - Отец - Правитель - Бог - основа патриархальной идеологии. С одной стороны, на отца (реального отца семьи) возлагаются функции монарха в миниатюре, с другой - правителю, а далее и Богу приписываются отцовские качества: сочетание строгости и справедливости, умение разрешить все конфликты 'по-семейному'.
Вообще, как точно
подмечено В. Н. Дружининым, ни одна
мировая религия не отводит столь важное
место семье в системе вероучения как
христианство. Поэтому особенно интересно
рассмотреть модель или, точнее модели
христианской семьи. Как отмечает В. Н.
Дружинин, христианское вероучение предписывает
миру две модели семьи: идеальную 'божественную'
и реальную, земную.
Идеальная христианская
семья включает: Отца, Сына и Мать
(Богородицу). Реальная, земная семья
это 'Святое семейство': Иисус Христос,
приемный отец Иосиф, Дева Мария. Христианство
разделяет отца-воспитателя, несущего
ответственность за жизнь, здоровье, благосостояние
семьи (в первую очередь - ребенка), и отца
генетического, духовного, функцию которого
реализует Бог-отец. Земная модель христианской
семьи является классическим вариантом
детоцентрической семьи.
Интересно, что
в католицизме особое значение имеет
культ Богородицы, Девы Марии и
напротив, почти все протестантские
вероучения игнорируют какую бы то
ни было ее роль. Семья протестантов
- это отношение мужчины к
Некоторые ограничительные традиции в брачных отношениях принятые в Европе были перенесены в Новый Свет первыми поселенцами. Что интересно, например, догматическое осуждение Кальвином интимных удовольствий господствовало в умах американцев, особенно пуритан, в течение многих лет. Антисексуальные и морализаторские установки достаточно долго господствовали в колониях. В начале периода колонизации браки заключались исключительно из соображений удобства. Женщины занимали бесправное, подчиненное положение.
По мере того
как в США женщины получали
все больше прав, отношение к браку
радикально менялось. Этому способствовали
сначала борьба женщин за избирательные
права, а в дальнейшем набирающее силу
феминистское движение.[14]
В христианском писании большее внимание уделяется взаимоотношениям супругов, нежели родителей и детей и тем более сексуальным отношениям. Последние принимаются как неизбежная данность, хотя в некоторых стихах мы можем встретить совет вообще избегать сексуальных отношений:
'А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку вообще не касаться женщины. Но во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. :Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. Впрочем, это сказано мною как позволение, а не как повеление'
И по возможности
лучше избегать и брака, так как
':Неженатый заботится о
Внутрисемейные
отношения по 'Домострою'
В российском религиозном
мировоззрении корни язычества,
'двоеверия' достаточно сильны. Возможно,
поэтому православное христианство
встало в борьбе между двумя языческими
началами - женским и мужским - на
сторону мужского, приводя семью
к 'нравственному' доминированию мужа
над женой и детьми. В домострое много
внимания отдано распределению ролей
в семье и тому, как сделать, чтобы главное
место в доме принадлежало не жене, а мужу.
Термин семья
в ее современной трактовке
Обязанность главы
семьи - забота о благосостоянии дома
и воспитании, в том числе и духовном, его
членов. Жена обязана сама заниматься
рукоделием и знать всю домашнюю работу
с тем, чтобы учить и контролировать слуг.
Кроме того, она занимается воспитанием
и обучением дочерей (обучение сыновей
- обязанность отца). Все решения, связанные
с 'домовным строительством', муж и жена
принимают совместно. Они должны обсуждать
семейные проблемы ежедневно и наедине.
Роль жены и
матери в Домострое оценивалась
высоко. Жена в Домострое является
регулятором эмоциональных
Любовь к детям
в Домострое рассматривается
как чувство вполне естественное,
так же как и забота об их телесном
благополучии, менее распространенной
считается забота о духовном развитии
чад. Однако по своему положению в семье
они ближе к слугам, чем к родителям. Главная
обязанность детей - любовь к родителям,
полное послушание в детстве и юности
и забота о них в старости. Избивающий
родителей подлежит церковному отлучению
и смертной казни. [14]
Заключение
Поскольку большинство
браков в традиционном обществе совершается
по расчету (а как показывает статистика,
такие браки прочнее, чем браки
по любви), и развод, как правило,
осуждается обществом или недопустим
в принципе, семейно-брачный институт
в традиционном обществе является устойчивым
образованием. В зависимости от экономической
ситуации в регионе, преобладает тот или
тип брака: моногамия или полигамия. Некоторые
пережитки старой системы живы по сей
день. И если многоженство встречается
довольно часто, и отношение к этому вполне
нормальное, то следы полиандрии можно
найти только в Тибете и в некоторых районах
Индии, где одна женщина вступает в брак
с несколькими братьями. С позиции исторического
материализма моногамия развилась под
влиянием общественно-экономических изменений,
но это лишь взгляд из настоящего в прошлое.
Мы тогда не жили и точно знать ничего
не можем, но ясно одно - люди пришли к моногамии
по ряду разных причин, в числе которых
и одна из основных - развитие частной
собственности.
Институт семьи,
как можно видеть выполняет весьма
значительные функции в жизни
общества. Различия форм брака в
разных странах обусловлены прежде
всего социально-экономическим
В обществе преобладал
матриархат, в то время когда женщина
выполняла важнейшие
Во все времена
к замужним женщинам и женатым
мужчинам оказывалось большее почтение,
чем к холостым. Отношение к
разводам также всегда было предосудительным,
порой они были практически невозможными.
Человечество стремится упорядочить свою
жизнедеятельность, нормировать межличностные
отношения, дабы из хаоса создать порядок,
поддерживать стабильность. Так и семейно-брачные
отношения определяются и нормируются,
при помощи религии, морали, общественного
мнения.
Причин побуждающих
людей объединятся в семейные группы,
создавать устойчивые связи и взаимодействия
много, но основой в первую очередь являются
потребности человека. Говоря научным
языком, духовные, физиологические и сексуальные
потребности мужчины и женщины побуждают
их объединятся для совместного осуществления
целей: воспроизводство человеческого
рода, создание материальных условий существования
- жилища, одежды, питания; удовлетворения
потребности в детях, биологической зависимости
детей от родителей, потребности в сексе.
Разве человек не может удовлетворить
эту потребность вне семьи? Конечно, может.
Но не поучителен ли опыт предков? Обратив
свой взор в прошлое, мы осознаем, что общество
в целом, а значит и люди, его составляющие,
заинтересованы в том, чтобы эти биологические
потребности осуществлялись в рамках
семьи. Только выявив эти специфические
особенности в реализации потребностей
человека в условиях семьи, можно понять
сущность семьи как социального института,
а вместе с этим и истоки живучести семьи,
ее жизнестойкости, привлекательности
для человека.
В чем же неистребимая
сила семьи? Сила и притягательность
семьи, ее сущность заключается в
той целостности, которая присуща
семье и социальной общности, и
как малой социальной группе, и
как социальному институту. Целостность
семьи образуется за счет взаимопритяжения
и взаимодополнямости полов, создающих
единое 'андрогенное существо', некую целостность,
не сводимую ни к сумме членов семьи, ни
к отдельному члену семьи.
Список литературы
1. Добреньков
В. И., Кравченко. А. И. Социальные институты
и процессы. М.: МГУ, 2000 г. т. 3.
2. Мифологический
словарь/ Гл. ред. Мелетинский
Е. М. - М., 1991.
3. Гитин В.
Г. Эта покорная тварь - женщина.
- М.: Изд-во АСТ, 2002.
4. Голод С.
И. Семья и брак: историко-социологический
анализ. - СПб.: ТОО ТК 'Перополис', 1998.
5. Ларю Дж. Секс
в Библии. - М., 1995.
6. Кравченко
А. И. Общая социология: Учеб. пособие
для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2001. - 479 с.
7. Земска М.
Семья и личность. - М.: Прогресс, 1986.
- 135 с.
8. Голод С.
И. Семья и брак: историко-социологический
анализ. - СПб.: ТОО ТК 'Перополис', 1998.
9. Берн Ш. Гендерная
психология. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.
10. Энгельс Ф.
Происхождение семьи, частной
собственности и государства. - М.:
Прогресс, 1991.
11. Социология: учебник
для вузов/ В. Н. Лавритенко, Н. А. Нартов,
О. А. Шабанова, Г. С. Лукашова; Под ред. Проф.
В. Н. Лавритенко. - М.: ЮНИТИ, 2000.
12. Столяров Д.Ю.,
Кортунов В.В. Культурология:
13. Фукс Э.
История нравов/ Пер. с нем.
В. М. Фриче. - Смоленск: Русич, 2002.
- 624 с.
14. Человек в
кругу семьи: очерки по
15. Семья: Книга для чтения. В 2-х кн. /Сост. И. С. Андреева, А. В. Гулыга. - М.: Политиздат, 1991.
Информация о работе Исторический путь развития семейно-брачных отношений