Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 16:54, курсовая работа
Семья является одним из фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных групп - в группу сверстников или друзей, школьный класс, трудовой коллектив, спортивную команду - но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает.
1. Введение
2. Исторические типы брака
3. Выбор партнеров
4. Эволюция семьи и брака
5. Брак в древности
6. Европейский брак в средневековье и эпоху Возрождения
7. Семья в библейские времена
8. Языческая семья
9. Христианская модель семьи
10. Внутрисемейные отношения по 'Домострою'
11. Заключение
12. Список литературы
Исторический
путь развития семейно-брачных отношений
- Курсовая работа по социологии
Содержание
1. Введение
2. Исторические
типы брака
3. Выбор партнеров
4. Эволюция семьи
и брака
5. Брак в древности
6. Европейский
брак в средневековье и эпоху
Возрождения
7. Семья в
библейские времена
8. Языческая
семья
9. Христианская
модель семьи
10. Внутрисемейные
отношения по 'Домострою'
11. Заключение
12. Список литературы
Введение
Семья является
одним из фундаментальных институтов
общества, придающим ему стабильность
и способность восполнять население в
каждом следующем поколении. На протяжении
своей жизни человек входит в состав множества
самых разных групп - в группу сверстников
или друзей, школьный класс, трудовой коллектив,
спортивную команду - но лишь семья остается
той группой, которую он никогда не покидает.
Поэтому когда
мы говорим о важнейших социальных
институтах - столпах общества, то в
числе первых называем семью. Семья
- главный институт общества. В свою
очередь институт семьи включает множество
более частных институтов, а именно институт
брака, институт родства, институт материнства
и отцовства, институт собственности,
институт социальной защиты детства и
опеки и другие.
Брак - институт,
регулирующий отношения между полами.
В обществе сексуальные отношения регулируются
комплексом культурных норм. Конечно,
половые отношения могут происходить
вне брака, а сам брак может существовать
и без них. Однако именно брак в человеческом
обществе считается единственно приемлемой,
социально одобренной и закрепленным
законом формой не только разрешенных,
но обязательных сексуальных отношений
супругов.
В ходе культурно-исторического
развития изменялась не только форма
семейно-брачных отношений, но и
само содержание этих отношений, в частности,
между мужем и женой. С возникновением
моногамии это изменение в большей степени
носило качественный характер.
Исторические
типы браков
В истории человечества
существовали иногда одновременно, но
в разных местах, четыре системы
брачных отношений:
- групповой брак
- брачный союз нескольких
- полигиния -
один мужчина и несколько
- полиандрия - один
женщина и несколько мужчин (крайне
редкий случай, существовавший у одного
из народов Индокитая);
- моногамия -
один мужчина и одна женщина
(преобладающая форма брака у
земледельческих народов).
- Моногамия встречается
в двух формах: пожизненная и
допускающая развод, или легко разводимая.
Неполная семья (один родитель с детьми)
встречались крайне редко. [1; 312-313]
Выбор партнеров
Согласно обычаю
заключения браков они делятся на
эндогамные и экзогамные. При эндогамии
выбирается только из той группы, к
которой относится сам вступающий
в брак. Экзогамия предполагает выбор
брачного партнера в чужой группе.
Одним из критериев
типологии семьи выступает
Другим критерием
классификации выступает плата за брак.
Институт покупного брака возник на заре
истории одновременно и внутри группового
брака, когда женщина была вовлечена в
обменный процесс в качестве товара. Две
группы обменивались 'подарками', которым
могла служить женщина. Родственники женщины
'дарили' родственникам мужчины его будущую
супругу в обмен на равноценные услуги
и помощь, которые обязывались вторые
первым. Раннюю форму покупного брака
можно назвать дарообменной.
Практика покупного
брака повлекла за собой оживление
таких обычаев, как похищение невест, нередко
чисто символическое. При похищении невесты
у разных народов практиковались разные
обычаи. Например, у древних галлов этим
занимались женщины - родственницы жениха.
Батаки с Суматры обязательно оставляли
в доме похищенной знак - одежду или оружие,
иначе брак считался незаконным. Узаконивание
брака после умыкания обычно сводилось
к выплате выкупа и чисто символическому
бою за честь похищенной невесты и ее родителей.
Особой разновидностью
платного брака считается священный брак.
В своей книге 'Золотая ветвь' Джеймс Фрезер
приводит множество доказательств тому,
что обычай выдавать девиц замуж за богов-покровителей,
был широко распространен у многих древних
народов. Так, индейцы Перу выдавали 14-летнюю
девушку замуж за камень, по форме напоминающий
человека и почитавшийся в качестве бога.
Девушка должна была хранить свою девственность
и приносить богу-мужу жертвы от имени
соплеменников, которые оказывали ей величайшее
почтение. Кенийское племя кикуйю поклонялось
речной змее, поэтому через каждые несколько
лет молодую девушку выдавали замуж за
бога-змея.
Священный брак
являлся столь
В отличие от
древних форм покупного брака, осуществлявшихся
в виде эквивалентного дарообмена,
более поздние его формы, особенно
в эпоху патриархата, проявлялись в форме
неравного дарообмена. Господствующий
пол, т. е. мужчина, преподносил невесте
более дорогие подарки, чем получал от
нее, - соответственно своему привилегированному
положению, размеру богатства и политической
власти. Неравенство, собственно говоря,
и делает покупной брак в точном смысле
покупным. Брак превращается в объект
купли - продажи. Утверждение частной собственности
превратило брак в коммерческую сделку.
Размеры прав мужа на обладание женой
делаются прямо пропорциональными величине
выкупа, уплаченного за нее. У нубийских
арабов число дней в неделе, в течение
которых жена сохраняла верность мужу,
зависела от числа голов скота, уплаченного
за нее.
С тех пор
можно говорить о новой форме
покупного брака - выкупном браке. Церемония
бракосочетания намного усложнилась,
она стала формализованной. Устной договоренности
молодых людей или их родителей было уже
недостаточно. В формализованном браке
требовались свидетели, а церемония бракосочетания
проходила публично.
Сначала в эпоху
племенных объединений во главе
с вождем, а затем в период раннеклассовых
государств принципы неравного дарообмена,
на которых базировался выкупной
брак, приобретали институциональную
окраску. Структуры власти (вождь, клан,
отец) осуществляли действия, составляющие
процедуру бракосочетания:
1. принятие решения
о необходимости либо
2. выбор брачного
партнера, заключение брачного контракта,
Покупной брак
перестал быть делом только брачующихся,
превратившись в часть родоплеменных
мероприятий. На мусульманском Востоке
возникла новая форма покупного брака
- калымный брак. Калым - выкуп за невесту,
первоначально выплачивался роду, а позднее
- родителям в качестве компенсации за
потерю работницы. Махр - брачный подарок
жениха, который принадлежит только невесте.
В отличие от него калым делится на две
части: большая часть остается у родителей
как их собственность, а меньшая передается
невесте как 'плата за девственность'.
Стороне жениха вручался особый список,
в котором сторона невесты указывает,
что именно и в каком количестве она хотела
бы получить в качестве калыма.
Размер калыма
- величина непостоянная. Так, например,
чем выше образование невесты, тем
ниже калым. Это объясняется тем, что мужчина
покупает не только красоту, нежность,
добронравие или ученость, но его интересует
возраст и работоспособность будущей
невесты.
Согласно традиции,
калым считается знаком уважения
к невесте и ее родне. Но он воспринимается
и как составная часть рыночной экономики
и таким образом формирует новое явление
- брачный рынок. Закономерности брачного
рынка таковы: цены на самом маленьком
рынке (внутриплеменном) - самые высокие,
а цены на самом большом (конфессиональном)
- самые низкие; чем выше степень эндогамии
(запрещение инонациональных браков),
тем больше размер калыма.
Одним из предшественников
брачного рынка надо считать существовавший
в древнем Вавилоне обычай, именуемый
на современном языке брачным
аукционом. В отличие от калыма здесь
имело место перераспределение денег,
полученных за красавиц, в пользу девиц,
обделенных привлекательностью. Таким
образам все они оказывались замужними.
Брак по расчету
зародился еще на заре человечества,
когда люди заключали браки, чтобы
обеспечить союзы между племенами или
с другими полезными целями. В дальнейшем
правители древних стран отдавали своих
дочерей и родственниц в жены правителям
других стран, чтобы получить, политические
или дипломатические выгоды, укрепить
межгосударственный союз, повысить свой
статус и т. д. Со временем мотивы брака
менялись, но его сущность оставалась
прежней. В нем отсутствовала эмоциональная
составляющая, чувство взаимной любви.
Брак по расчету - противоположность браку
по любви.
В дореволюционной
России высокий уровень брачности среди
основной части населения, крестьянства
во многом объяснялся экономическим образом.
Крестьянский парень до женитьбы в деревне
всерьез не воспринимался; он не имел голоса
в семье, на крестьянском сходе; деревню
ему не разрешали покинуть даже на короткий
срок. Только после свадьбы он становился
полноправным членом семьи и 'мира' - сельской
общины, обладателем прав и обязанностей
полноценного члена крестьянской общества.
Аналогичным было положение незамужних
крестьянских девушек. Таким образом,
невозможность холостой жизни земледельца
объясняется материальной необходимостью.
Экономическая и морально-этическая необходимость
заставляла крестьян жениться при первой
же возможности, делая безбрачие практически
невозможным. Именно это заставило многих
исследователей крестьянской жизни сделать
вывод, что такой брак - хозяйственная
сделка, а не взаимная склонность.
Характерным было
стремление женить детей как можно
раньше: парней в 18-20 лет, девушек - в 16-20
лет. Однако в ряде губерний, таких как
Курская, Орловская, Рязанская и др., девушек
выдавали в 15, 14, 13 и даже в 12 лет. Крестьяне
этих губерний при обращении к епархиальным
властям мотивировали просьбы разрешить
вступить в брак до 16 лет необходимостью
иметь в доме работницу или хозяйку.
Другая причина
брака по расчету - желание избежать
службы в армии. Земские врачи
считали, что браки до 20 лет преждевременны
в силу неполной физической и половой
зрелости крестьянской молодежи: в
конце X1X в. около 8-10 новобранцев ежегодно
получали отсрочку по этим причинам.
'Хозяйственный'
подход к браку свойствен
Эволюция семьи
и брака
Как устойчивое
объединение семья возникает
в связи с разложением родового
строя. Первая историческая форма моногамии
- патриархальная семья (управлялась
отцом, включала его потомков с их
женами и детьми, а также домашних
рабов). Переход от старой, существовавшей
в первобытном обществе, формы семьи к
новой, появившейся в классовом обществе,
совершался не прямо, а через промежуточные
формы. Примером является семья, состоящая
по вертикали не из родителей и детей,
а из дядьев и племянников. Ее остатки
видят в обычае воспитательства - обязательной
отдаче детей на воспитание в чужие семьи.
другой пример - обычаи травестизма и кувады.
Травестизм - практика 'перемены пола':
мужчина отрекался от своего пола, надевал
женское платье и выполнял женские обязанности
вплоть до супружеских, тем самым, присваивая
себе и женские права. Кувада - демонстрация
отцом тесной связи с ребенком от прямой
симуляции мужчиной акта деторождения
до косвенных знаков причастности к нему,
например жалоб на слабость или соблюдение
диеты. Большинство ученых объясняет куваду
как борьбу мужчины за признание его отцовских
прав и установление отцовского родства.
Информация о работе Исторический путь развития семейно-брачных отношений