Исторический путь развития семейно-брачных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 16:54, курсовая работа

Описание работы

Семья является одним из фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных групп - в группу сверстников или друзей, школьный класс, трудовой коллектив, спортивную команду - но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает.

Содержание

1. Введение
2. Исторические типы брака
3. Выбор партнеров
4. Эволюция семьи и брака
5. Брак в древности
6. Европейский брак в средневековье и эпоху Возрождения
7. Семья в библейские времена
8. Языческая семья
9. Христианская модель семьи
10. Внутрисемейные отношения по 'Домострою'
11. Заключение
12. Список литературы

Работа содержит 1 файл

Исторический путь развития семейно.doc

— 110.50 Кб (Скачать)

Исторический  путь развития семейно-брачных отношений - Курсовая работа по социологии  
 

      Содержание 

1. Введение 

2. Исторические  типы брака 

3. Выбор партнеров 

4. Эволюция семьи  и брака 

5. Брак в древности 

6. Европейский  брак в средневековье и эпоху  Возрождения 

7. Семья в  библейские времена 

8. Языческая  семья 

9. Христианская  модель семьи 

10. Внутрисемейные  отношения по 'Домострою' 

11. Заключение 

12. Список литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

Семья является одним из фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных групп - в группу сверстников или друзей, школьный класс, трудовой коллектив, спортивную команду - но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает. 

Поэтому когда  мы говорим о важнейших социальных институтах - столпах общества, то в  числе первых называем семью. Семья - главный институт общества. В свою очередь институт семьи включает множество более частных институтов, а именно институт брака, институт родства, институт материнства и отцовства, институт собственности, институт социальной защиты детства и опеки и другие. 

Брак - институт, регулирующий отношения между полами. В обществе сексуальные отношения регулируются комплексом культурных норм. Конечно, половые отношения могут происходить вне брака, а сам брак может существовать и без них. Однако именно брак в человеческом обществе считается единственно приемлемой, социально одобренной и закрепленным законом формой не только разрешенных, но обязательных сексуальных отношений супругов. 

В ходе культурно-исторического  развития изменялась не только форма  семейно-брачных отношений, но и  само содержание этих отношений, в частности, между мужем и женой. С возникновением моногамии это изменение в большей степени носило качественный характер. 

Исторические  типы браков 

В истории человечества существовали иногда одновременно, но в разных местах, четыре системы  брачных отношений: 

- групповой брак - брачный союз нескольких мужчин  и женщин (повсеместно был распространен  в первобытном обществе); 

- полигиния - один мужчина и несколько женщин (этот тип особенно присущ скотоводам-кочевникам) 

- полиандрия - один  женщина и несколько мужчин (крайне редкий случай, существовавший у одного из народов Индокитая); 

- моногамия - один мужчина и одна женщина  (преобладающая форма брака у  земледельческих народов). 

- Моногамия встречается  в двух формах: пожизненная и  допускающая развод, или легко разводимая. Неполная семья (один родитель с детьми) встречались крайне редко. [1; 312-313] 

Выбор партнеров 

Согласно обычаю заключения браков они делятся на эндогамные и экзогамные. При эндогамии  выбирается только из той группы, к  которой относится сам вступающий в брак. Экзогамия предполагает выбор брачного партнера в чужой группе. 

Одним из критериев  типологии семьи выступает неравенство  супругов. Неравный брак подразумевает, что супруги различаются по какому-либо значимому признаку: общественному  положению, возрасту, доходу. Так называемый статусный брак предполагает преимущество выбора брачных партнеров для занимающих высшие ступеньки в социальной иерархии. Отсюда возникает понятие 'неравный брак'. В кастовом, сословном и отчасти классовом обществах неравные браки запрещались в тех случаях, когда они угрожали стабильности социальной иерархии. По существу, это возвращение к принципу эндогамного брака, разрешающего заключать союзы только в пределах своей группы - рода, племени, сословия, касты. 

Другим критерием классификации выступает плата за брак. Институт покупного брака возник на заре истории одновременно и внутри группового брака, когда женщина была вовлечена в обменный процесс в качестве товара. Две группы обменивались 'подарками', которым могла служить женщина. Родственники женщины 'дарили' родственникам мужчины его будущую супругу в обмен на равноценные услуги и помощь, которые обязывались вторые первым. Раннюю форму покупного брака можно назвать дарообменной. 

Практика покупного  брака повлекла за собой оживление таких обычаев, как похищение невест, нередко чисто символическое. При похищении невесты у разных народов практиковались разные обычаи. Например, у древних галлов этим занимались женщины - родственницы жениха. Батаки с Суматры обязательно оставляли в доме похищенной знак - одежду или оружие, иначе брак считался незаконным. Узаконивание брака после умыкания обычно сводилось к выплате выкупа и чисто символическому бою за честь похищенной невесты и ее родителей. 

Особой разновидностью платного брака считается священный брак. В своей книге 'Золотая ветвь' Джеймс Фрезер приводит множество доказательств тому, что обычай выдавать девиц замуж за богов-покровителей, был широко распространен у многих древних народов. Так, индейцы Перу выдавали 14-летнюю девушку замуж за камень, по форме напоминающий человека и почитавшийся в качестве бога. Девушка должна была хранить свою девственность и приносить богу-мужу жертвы от имени соплеменников, которые оказывали ей величайшее почтение. Кенийское племя кикуйю поклонялось речной змее, поэтому через каждые несколько лет молодую девушку выдавали замуж за бога-змея. 

Священный брак являлся столь распространенным, что его сюжет вошел в народные сказки практически всех народов  Земли. Это разнообразные сказки о том, как некий город или поселение находилось во власти многоголового змея или дракона, и его жители вынуждены были отдавать ему в жены молодых девушек, пока не появлялся герой, не освобождал девицу и город. Цель священного бракосочетания - откупиться от богов (добрых и злых), вызвать плодородие виноградных лоз, призвать на землю дождь, получить помощь в охоте или спасти племя от какой-либо беды. 

В отличие от древних форм покупного брака, осуществлявшихся в виде эквивалентного дарообмена, более поздние его формы, особенно в эпоху патриархата, проявлялись в форме неравного дарообмена. Господствующий пол, т. е. мужчина, преподносил невесте более дорогие подарки, чем получал от нее, - соответственно своему привилегированному положению, размеру богатства и политической власти. Неравенство, собственно говоря, и делает покупной брак в точном смысле покупным. Брак превращается в объект купли - продажи. Утверждение частной собственности превратило брак в коммерческую сделку. Размеры прав мужа на обладание женой делаются прямо пропорциональными величине выкупа, уплаченного за нее. У нубийских арабов число дней в неделе, в течение которых жена сохраняла верность мужу, зависела от числа голов скота, уплаченного за нее. 

С тех пор  можно говорить о новой форме  покупного брака - выкупном браке. Церемония бракосочетания намного усложнилась, она стала формализованной. Устной договоренности молодых людей или их родителей было уже недостаточно. В формализованном браке требовались свидетели, а церемония бракосочетания проходила публично. 

Сначала в эпоху  племенных объединений во главе  с вождем, а затем в период раннеклассовых государств принципы неравного дарообмена, на которых базировался выкупной брак, приобретали институциональную  окраску. Структуры власти (вождь, клан, отец) осуществляли действия, составляющие процедуру бракосочетания: 

1. принятие решения  о необходимости либо желательности  вступления в брак, 

2. выбор брачного  партнера, заключение брачного контракта,  исполнение брачного обряда и  ритуальной трапезы. 

Покупной брак перестал быть делом только брачующихся, превратившись в часть родоплеменных мероприятий. На мусульманском Востоке возникла новая форма покупного брака - калымный брак. Калым - выкуп за невесту, первоначально выплачивался роду, а позднее - родителям в качестве компенсации за потерю работницы. Махр - брачный подарок жениха, который принадлежит только невесте. В отличие от него калым делится на две части: большая часть остается у родителей как их собственность, а меньшая передается невесте как 'плата за девственность'. Стороне жениха вручался особый список, в котором сторона невесты указывает, что именно и в каком количестве она хотела бы получить в качестве калыма. 

Размер калыма - величина непостоянная. Так, например, чем выше образование невесты, тем  ниже калым. Это объясняется тем, что мужчина покупает не только красоту, нежность, добронравие или ученость, но его интересует возраст и работоспособность будущей невесты. 

Согласно традиции, калым считается знаком уважения к невесте и ее родне. Но он воспринимается и как составная часть рыночной экономики и таким образом формирует новое явление - брачный рынок. Закономерности брачного рынка таковы: цены на самом маленьком рынке (внутриплеменном) - самые высокие, а цены на самом большом (конфессиональном) - самые низкие; чем выше степень эндогамии (запрещение инонациональных браков), тем больше размер калыма. 

Одним из предшественников брачного рынка надо считать существовавший в древнем Вавилоне обычай, именуемый  на современном языке брачным  аукционом. В отличие от калыма здесь имело место перераспределение денег, полученных за красавиц, в пользу девиц, обделенных привлекательностью. Таким образам все они оказывались замужними. 

Брак по расчету  зародился еще на заре человечества, когда люди заключали браки, чтобы  обеспечить союзы между племенами или с другими полезными целями. В дальнейшем правители древних стран отдавали своих дочерей и родственниц в жены правителям других стран, чтобы получить, политические или дипломатические выгоды, укрепить межгосударственный союз, повысить свой статус и т. д. Со временем мотивы брака менялись, но его сущность оставалась прежней. В нем отсутствовала эмоциональная составляющая, чувство взаимной любви. Брак по расчету - противоположность браку по любви. 

В дореволюционной  России высокий уровень брачности среди основной части населения, крестьянства во многом объяснялся экономическим образом. Крестьянский парень до женитьбы в деревне всерьез не воспринимался; он не имел голоса в семье, на крестьянском сходе; деревню ему не разрешали покинуть даже на короткий срок. Только после свадьбы он становился полноправным членом семьи и 'мира' - сельской общины, обладателем прав и обязанностей полноценного члена крестьянской общества. Аналогичным было положение незамужних крестьянских девушек. Таким образом, невозможность холостой жизни земледельца объясняется материальной необходимостью. Экономическая и морально-этическая необходимость заставляла крестьян жениться при первой же возможности, делая безбрачие практически невозможным. Именно это заставило многих исследователей крестьянской жизни сделать вывод, что такой брак - хозяйственная сделка, а не взаимная склонность. 

Характерным было стремление женить детей как можно  раньше: парней в 18-20 лет, девушек - в 16-20 лет. Однако в ряде губерний, таких как Курская, Орловская, Рязанская и др., девушек выдавали в 15, 14, 13 и даже в 12 лет. Крестьяне этих губерний при обращении к епархиальным властям мотивировали просьбы разрешить вступить в брак до 16 лет необходимостью иметь в доме работницу или хозяйку. 

Другая причина  брака по расчету - желание избежать службы в армии. Земские врачи  считали, что браки до 20 лет преждевременны в силу неполной физической и половой  зрелости крестьянской молодежи: в  конце X1X в. около 8-10 новобранцев ежегодно получали отсрочку по этим причинам. 

'Хозяйственный'  подход к браку свойствен многим  народам. Юкагиры считали, что  семья - это группа людей, которая  'отдельно ставит шатер или  юрту, имеет свой собственный  огонь (очаг) и концентрируется  вокруг одной женщины-матери'. Симптоматично, что 'жениться' у юкагиров дословно означает 'приобрести чум', а не найти любимого человека. Видимо, для менталитета этого народа, понятие 'домохозяйство' более точно отражает реальность, нежели термин 'семья'. [1; 317-326] 

Эволюция семьи и брака 

Как устойчивое объединение семья возникает  в связи с разложением родового строя. Первая историческая форма моногамии - патриархальная семья (управлялась  отцом, включала его потомков с их женами и детьми, а также домашних рабов). Переход от старой, существовавшей в первобытном обществе, формы семьи к новой, появившейся в классовом обществе, совершался не прямо, а через промежуточные формы. Примером является семья, состоящая по вертикали не из родителей и детей, а из дядьев и племянников. Ее остатки видят в обычае воспитательства - обязательной отдаче детей на воспитание в чужие семьи. другой пример - обычаи травестизма и кувады. Травестизм - практика 'перемены пола': мужчина отрекался от своего пола, надевал женское платье и выполнял женские обязанности вплоть до супружеских, тем самым, присваивая себе и женские права. Кувада - демонстрация отцом тесной связи с ребенком от прямой симуляции мужчиной акта деторождения до косвенных знаков причастности к нему, например жалоб на слабость или соблюдение диеты. Большинство ученых объясняет куваду как борьбу мужчины за признание его отцовских прав и установление отцовского родства. 

Информация о работе Исторический путь развития семейно-брачных отношений