Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 16:54, курсовая работа
Семья является одним из фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных групп - в группу сверстников или друзей, школьный класс, трудовой коллектив, спортивную команду - но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает.
1. Введение
2. Исторические типы брака
3. Выбор партнеров
4. Эволюция семьи и брака
5. Брак в древности
6. Европейский брак в средневековье и эпоху Возрождения
7. Семья в библейские времена
8. Языческая семья
9. Христианская модель семьи
10. Внутрисемейные отношения по 'Домострою'
11. Заключение
12. Список литературы
Первой формой
отдельной семьи была большая
семья, или домашняя (домовая) община.
Еще одно ее название - патриархальная
семья. Различаются два основных типа
такой семьи: вертикальная большая семья,
состоящая из трех-четырех поколений женатых
и неженатых родственников по прямой линии;
горизонтальная большая семья, образованная
несколькими женатыми и неженатыми родственниками
по боковой линии.
В реальной жизни
многие семьи вертикально-
Все члены семьи
жили вместе, сообща владея землей, скотом,
орудиями труда, совместно вели хозяйство.
Семью возглавляли 'старший' мужчина
и 'старшая' женщина. Важнейшие дела
семьи, например, женитьба или выдача замуж,
решались на общем совете, состоявшем
из всех взрослых мужчин и женщин. Это
была ячейка, обособившаяся внутри родовой
общины и отличавшаяся от нее своим близкородственным
составом.
Большая семья
постепенно уступило место исторически
новой форме - малой нуклеарной, элементарной
семье, воплощавшей в себе начала частной
собственности. Произошло это на пороге
классового общества и развития товарного
хозяйства. Таким образом, эволюция семьи
прошла три этапа. На первом этапе существовали
архаичные большие семьи с коллективной
или групповой собственностью. На втором
этапе они трансформировались в поздние
большие семьи, внутри которых возникали
обособленные семейные ячейки с частной
собственностью. На третьем этапе эти
ячейки превратились в малые или нуклеарные
семьи с развитой частной собственностью.
Неравенство мужа
и жены, старших и младших в
семье - это не исходная точка истории,
а скорее ее довольно позднее приобретение.
Согласно патриархальным порядкам, девушка
должна беспрекословно повиноваться старшим
родственникам, а замужняя женщина - купившей
ее семье. Развод стал односторонней привилегией
мужчин. Если женщина хотела вернуться
в родительский дом, ее родственники должны
были вернуть брачный выкуп. Даже после
смерти мужа вдова продолжала принадлежать
его семье. Сокращение имущественных и
наследственных прав женщины привело
к тому, что у многих народов ее собственность
свелась к одному ее приданому. Ограничивались
и ее права на детей: в случае развода они
оставались с отцом. [1; 328-330]
Брак в древности
Возникновение
городской цивилизации, развитие навыков
письма и чтения привели к первым
письменным законам о браке, появившемся
в Древнем Вавилоне. Брак в те
времена являлся и
В Древнем Египте
брак также заключался по экономическим
или политическим соображениям. Часто
в брак вступали братья и сестры,
чтобы не делить наследственную землю
или наследуемые семьей государственные
посты.
Первая историческая
форма моногамии - патриархальная семья
- управляется отцом, включает его
потомков, их жен и детей, а также
домашних рабов.
История знает
и эпоху матриархата, когда в
древнем обществе главенствующее положение
занимала женщина, но на то были свои особые
причины. Когда было наложено жесткое
табу на кровосмешение, образовался род,
как новая форма семьи, в основу которой
как уже отмечалось, был положен принцип
родства по материнской линии. Ввиду того,
что мужья и жены были общими, отцовскую
линию проследить было фактически невозможно,
и поэтому действительно кровными родственниками
можно признать было только мать и ее детей,
которые оставались при ней и составляли
ее, материнский, род. [3; 8]
В период матриархата наследование всегда шло по женской линии, а в брачных соглашениях собственность жениха часто передавалась во владение невесты. Многие фараоны женились в связи с этим на своих сестрах и даже дочерях, так как это помогало сохранить трон, династию и наследство.
Так Клеопатра (69
- 30 гг. до н. э.) сначала была женой
своего старшего брата, затем после
его смерти, - супругой младшего брата.
Каждый этот брак давал им право
владеть Египтом.
Первые законы римского права приписываются Ромулу, легендарному основателю Рима. В соответствии с этими законами женщина, соединенная с мужчиной священными узами брака, должна была стать частью его имущества, на нее распространялись все права мужа. Закон предписывал женам полностью приспосабливаться к характеру своих супругов, а мужей - управлять женами как необходимым своим имуществом. Законы Рима гласили, что брак существует исключительно ради деторождения, а также ради того, чтобы неделимой осталась семейная собственность. Много веков спустя Римское право легло в основу английского законодательства, которое по-прежнему закрепляло за мужьями большие права.
В период рабовладения
в Древней Греции было известно 4
типа женщин: 1) жрицы - служительницы
различных культов, 'мистические' женщины.
2) матроны - респектабельные, замужние
женщины, матери детей (мужа называли на
'вы', за измену могла поплатиться жизнью
или продавалась в рабство); 3) рабыни, являвшиеся
наложницами плебеев; 4) гетеры - образованные
и одаренные женщины (так называемые 'женщины
для наслаждения');
Нравы в Древней
Спарте иллюстрируются следующим примером.
Спартанец разрешал вступать в половую
связь со своей женой любому мужчине,
который его об этом просил. Женщина
при этом оставалась в доме мужа,
рожденный ею ребенок от постороннего
мужчины также оставался в семье
(если это был крепкий, здоровый мальчик).
Объяснимо это с точки зрения единственной
цели брака спартанцев, которая заключалась
в рождении детей.
Приведем слова
Ф. Энгельса: 'Ниспровержение материнского
права было всемирно историческим поражением
женского пола. Муж захватил бразды правления
и в доме, а жена была лишена своего почетного
положения, закабалена, превращена в рабу
его желаний, в простое орудие деторождения'.
[10; 60]
С появлением частной
собственности женщина
По свидетельствам
историков, женщина могла делить
с мужем ложе, но не трапезу. В
Древней Греции красивая женщина
стоила несколько голов рогатого
скота.[3]
Европейский брак
в средневековье и эпоху
На протяжении IV и V веков Европа постоянно подвергалась нашествию северных племен варваров, которые приносили свои представления о браке, свои брачные обряды. Например, в соответствии с традициями германских племен брак был моногамным, а супружеская неверность, как мужа, так и жены строго каралась моралью и законом. Французские племена, напротив, одобряли полигамию и разрешали куплю-продажу невест. При этом почти у всех варварских племен считалось, что брак существует ради семьи, ради сексуального и экономического удобства.
С переходом от племенной к национальной общности, по мере усиления королевской власти, феодальные вожди постепенно утрачивали свою абсолютную власть, в том числе и право, принимать решение о браках своих вассалов и смердов.
Средние века овеяны
ореолом рыцарства. Однако в брачной
сфере ситуация выглядела следующим образом:
рыцари должны были жениться на дамах
своего круга. По существу брак был социально-экономической
сделкой: с одной стороны девушка 'продавала'
свою девственность, целомудрие, с другой
- мужчина брал на себя обязательства содержать
и обеспечивать ее и будущих детей. Для
аристократии брак был политическим актом,
лучшим средством увеличить свое влияние
и могущество. То же самое отношение к
браку существовало и среди цеховых мастеров
средневековых городов и среди купечества.
Представления
о серенадах требуют уточнения
в том плане, что их, как правило,
распевали под окном чужих
жен. Но в то время как женатый
мужчина пел под окном чужой
жены, под окном его собственной
жены мог находиться другой. Представление
о трубадурах средневековья неплохо
совмещается с образом рогоносца.
К эпохе Возрождения и Реформации стали возможны браки, основанные на добровольном союзе. Одновременно стала распространяться и более либеральная точка зрения на брак, появились новые духовные и сексуальные веяния.
Ренессанс, по существу
своему революционная эпоха, стал 'совершенно
исключительным веком пламенной
чувственности'. Вместе с идеалом
физической красоты, и как его
следствие, в идеал была возведена
производительность, плодовитость. Другими
словами 'Высшими добродетелями считались
вулканические страсти у обоих полов.
Иметь много детей приносило славу и было
обычным явлением, не иметь их считалось
наказанием за какой-нибудь грех и встречалось
сравнительно редко'.
Семья в библейские
времена
Исследователи
древнееврейской семьи обнаружили в ней
элементы фратриархата (когда главой является
старший брат), матриархата, но в целом
уклад древнееврейской семьи патриархален.
Муж был хозяином своей жены: он спал с
нею, она рожала ему детей, и он имел абсолютную
власть над потомством. [5]
Семья не была замкнутой: в нее входили все кровные родственники, а так же слуги, рабы, приживалки, вдовы, сироты, имеющие отношение к семье. Все они находились под защитой семьи. Если урон, нанесенный семье, был настолько серьезен, что требовалась месть, это становилось прерогативой 'искупителя', 'избавителя'. Месть могла осуществляться в виде 'вендетты' - кровной мести.
'Брачный сговор'
совершался членами семьи или
их официальными
В большинстве случаев жених не видел невесты до тех пор, пока брак не был заключен. На свадьбе происходил обмен дарами.
И мужчины и женщины вступали в брак молодыми. Смешанные браки имели место, но не поощрялись. Целью брака было укрепление семьи, предпочтительно состоящей из особ мужского пола. Внебрачные связи были запрещены, и за измену или блуд полагалось наказание.
Существовало
четкое различение значимости мужчины
и женщины. Мужчина обладал большей
свободой и ценностью в глазах
общества. Предназначением женщины
было вынашивать и рожать детей для
своего мужа и помогать ему во всех
его делах. Она должна делать его счастливым,
удовлетворять его сексуальные потребности
и во всем следовать его приказам. Социально
статуса у женщины практически не было,
и все решения принимались мужчинами.
'Безусловно, - пишет Дж. Ларю, - многие женщины
обладали большей властью, чем кажется,
во внутрисемейных ситуациях. Чтобы высказать
свои требования, в распоряжении женщины
было множество средств - гнев, капризы,
злой язык, однако идеалом всегда оставалась
покорная женщина'. [5; 85]
Языческая семья
Примером семьи,
характерной для языческой
Женщина обладала свободой как добрачной, так и в браке. Ограничивалась не только власть отца, но и власть мужа. Женщина имела возможность развода и могла вернуться к матери и отцу. В семьях главную роль играла 'большуха' - старшая наиболее трудоспособная и опытная женщина, обычно жена отца или старшего сына, ей подчинялись все младшие мужчины большой семьи. При этом мужчина отвечал за внешнее природное и социальное пространство, женщина доминировала во внутреннем пространстве - доме и семье.
Аналогичную картину
можно увидеть, как считает В.
Н. Дружинин, в большинстве других
языческих цивилизаций, например в
древнегреческой. В античной мифологии
соблюдается паритет полов: мужские
и женские божества равноправны,
а отношения между ними сложны
и неоднозначны, включая и борьбу.
В отношениях же
родителей и детей дети занимали
подчиненное положение.
Христианская
модель семьи
Победа христианской
модели семьи над языческой
В период раннего христианства были радикально изменены многие законы о браке. Например, под запретом оказались полигамные браки и левират - обычай, обязывающий брата умершего жениться на его вдове.
Во времена
первых христиан концепция семьи
мало отличалась от иудейской. Мужчина
оставался главной фигурой, наделенной
властью. Жена должна была ему подчиняться.
Информация о работе Исторический путь развития семейно-брачных отношений