Исторический путь развития семейно-брачных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 16:54, курсовая работа

Описание работы

Семья является одним из фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных групп - в группу сверстников или друзей, школьный класс, трудовой коллектив, спортивную команду - но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает.

Содержание

1. Введение
2. Исторические типы брака
3. Выбор партнеров
4. Эволюция семьи и брака
5. Брак в древности
6. Европейский брак в средневековье и эпоху Возрождения
7. Семья в библейские времена
8. Языческая семья
9. Христианская модель семьи
10. Внутрисемейные отношения по 'Домострою'
11. Заключение
12. Список литературы

Работа содержит 1 файл

Исторический путь развития семейно.doc

— 110.50 Кб (Скачать)

Первой формой отдельной семьи была большая  семья, или домашняя (домовая) община. Еще одно ее название - патриархальная семья. Различаются два основных типа такой семьи: вертикальная большая семья, состоящая из трех-четырех поколений женатых и неженатых родственников по прямой линии; горизонтальная большая семья, образованная несколькими женатыми и неженатыми родственниками по боковой линии. 

В реальной жизни  многие семьи вертикально-горизонтальны, включая, например, родителей и нескольких их сыновей с внуками и правнуками. Там, где существовало домашнее рабство, большая семья включала и рабов. Известны случаи, когда такая семья  достигала 200-300 человек, образуя население целого поселка. 

Все члены семьи  жили вместе, сообща владея землей, скотом, орудиями труда, совместно вели хозяйство. Семью возглавляли 'старший' мужчина  и 'старшая' женщина. Важнейшие дела семьи, например, женитьба или выдача замуж, решались на общем совете, состоявшем из всех взрослых мужчин и женщин. Это была ячейка, обособившаяся внутри родовой общины и отличавшаяся от нее своим близкородственным составом. 

Большая семья  постепенно уступило место исторически  новой форме - малой нуклеарной, элементарной семье, воплощавшей в себе начала частной собственности. Произошло это на пороге классового общества и развития товарного хозяйства. Таким образом, эволюция семьи прошла три этапа. На первом этапе существовали архаичные большие семьи с коллективной или групповой собственностью. На втором этапе они трансформировались в поздние большие семьи, внутри которых возникали обособленные семейные ячейки с частной собственностью. На третьем этапе эти ячейки превратились в малые или нуклеарные семьи с развитой частной собственностью. 

Неравенство мужа и жены, старших и младших в  семье - это не исходная точка истории, а скорее ее довольно позднее приобретение. Согласно патриархальным порядкам, девушка  должна беспрекословно повиноваться старшим родственникам, а замужняя женщина - купившей ее семье. Развод стал односторонней привилегией мужчин. Если женщина хотела вернуться в родительский дом, ее родственники должны были вернуть брачный выкуп. Даже после смерти мужа вдова продолжала принадлежать его семье. Сокращение имущественных и наследственных прав женщины привело к тому, что у многих народов ее собственность свелась к одному ее приданому. Ограничивались и ее права на детей: в случае развода они оставались с отцом. [1; 328-330] 

Брак в древности 

Возникновение городской цивилизации, развитие навыков  письма и чтения привели к первым письменным законам о браке, появившемся  в Древнем Вавилоне. Брак в те времена являлся и экономической  сделкой: будущий муж должен был  выкупить девушку у ее отца. Во всех древних культурах брак-соглашение и брак-сделка были обычным явлением. 

В Древнем Египте брак также заключался по экономическим  или политическим соображениям. Часто  в брак вступали братья и сестры, чтобы не делить наследственную землю  или наследуемые семьей государственные посты. 

Первая историческая форма моногамии - патриархальная семья - управляется отцом, включает его  потомков, их жен и детей, а также  домашних рабов. 

История знает  и эпоху матриархата, когда в  древнем обществе главенствующее положение занимала женщина, но на то были свои особые причины. Когда было наложено жесткое табу на кровосмешение, образовался род, как новая форма семьи, в основу которой как уже отмечалось, был положен принцип родства по материнской линии. Ввиду того, что мужья и жены были общими, отцовскую линию проследить было фактически невозможно, и поэтому действительно кровными родственниками можно признать было только мать и ее детей, которые оставались при ней и составляли ее, материнский, род. [3; 8] 

В период матриархата наследование всегда шло по женской линии, а в брачных соглашениях собственность жениха часто передавалась во владение невесты. Многие фараоны женились в связи с этим на своих сестрах и даже дочерях, так как это помогало сохранить трон, династию и наследство.

Так Клеопатра (69 - 30 гг. до н. э.) сначала была женой  своего старшего брата, затем после  его смерти, - супругой младшего брата. Каждый этот брак давал им право  владеть Египтом. 

Первые законы римского права приписываются Ромулу, легендарному основателю Рима. В соответствии с этими законами женщина, соединенная с мужчиной священными узами брака, должна была стать частью его имущества, на нее распространялись все права мужа. Закон предписывал женам полностью приспосабливаться к характеру своих супругов, а мужей - управлять женами как необходимым своим имуществом. Законы Рима гласили, что брак существует исключительно ради деторождения, а также ради того, чтобы неделимой осталась семейная собственность. Много веков спустя Римское право легло в основу английского законодательства, которое по-прежнему закрепляло за мужьями большие права.

В период рабовладения в Древней Греции было известно 4 типа женщин: 1) жрицы - служительницы  различных культов, 'мистические' женщины. 2) матроны - респектабельные, замужние женщины, матери детей (мужа называли на 'вы', за измену могла поплатиться жизнью или продавалась в рабство); 3) рабыни, являвшиеся наложницами плебеев; 4) гетеры - образованные и одаренные женщины (так называемые 'женщины для наслаждения'); 

Нравы в Древней  Спарте иллюстрируются следующим примером. Спартанец разрешал вступать в половую  связь со своей женой любому мужчине, который его об этом просил. Женщина  при этом оставалась в доме мужа, рожденный ею ребенок от постороннего мужчины также оставался в семье (если это был крепкий, здоровый мальчик). Объяснимо это с точки зрения единственной цели брака спартанцев, которая заключалась в рождении детей. 

Приведем слова  Ф. Энгельса: 'Ниспровержение материнского права было всемирно историческим поражением женского пола. Муж захватил бразды правления и в доме, а жена была лишена своего почетного положения, закабалена, превращена в рабу его желаний, в простое орудие деторождения'. [10; 60] 

С появлением частной  собственности женщина становится бесправной домашней прислугой с  многочисленными хозяйственными обязанностями, она не может даже распоряжаться  личным имуществом без разрешения мужа, а в случае его смерти власть в  доме переходила к сыну.

По свидетельствам историков, женщина могла делить с мужем ложе, но не трапезу. В  Древней Греции красивая женщина  стоила несколько голов рогатого скота.[3] 

Европейский брак в средневековье и эпоху Возрождения 

На протяжении IV и V веков Европа постоянно подвергалась нашествию северных племен варваров, которые приносили свои представления о браке, свои брачные обряды. Например, в соответствии с традициями германских племен брак был моногамным, а супружеская неверность, как мужа, так и жены строго каралась моралью и законом. Французские племена, напротив, одобряли полигамию и разрешали куплю-продажу невест. При этом почти у всех варварских племен считалось, что брак существует ради семьи, ради сексуального и экономического удобства.

С переходом  от племенной к национальной общности, по мере усиления королевской власти, феодальные вожди постепенно утрачивали свою абсолютную власть, в том числе и право, принимать решение о браках своих вассалов и смердов.

Средние века овеяны ореолом рыцарства. Однако в брачной  сфере ситуация выглядела следующим образом: рыцари должны были жениться на дамах своего круга. По существу брак был социально-экономической сделкой: с одной стороны девушка 'продавала' свою девственность, целомудрие, с другой - мужчина брал на себя обязательства содержать и обеспечивать ее и будущих детей. Для аристократии брак был политическим актом, лучшим средством увеличить свое влияние и могущество. То же самое отношение к браку существовало и среди цеховых мастеров средневековых городов и среди купечества. 

Представления о серенадах требуют уточнения  в том плане, что их, как правило, распевали под окном чужих  жен. Но в то время как женатый  мужчина пел под окном чужой  жены, под окном его собственной  жены мог находиться другой. Представление  о трубадурах средневековья неплохо совмещается с образом рогоносца. 

К эпохе Возрождения  и Реформации стали возможны браки, основанные на добровольном союзе. Одновременно стала распространяться и более  либеральная точка зрения на брак, появились новые духовные и сексуальные веяния.

Ренессанс, по существу своему революционная эпоха, стал 'совершенно исключительным веком пламенной  чувственности'. Вместе с идеалом  физической красоты, и как его  следствие, в идеал была возведена  производительность, плодовитость. Другими  словами 'Высшими добродетелями считались вулканические страсти у обоих полов. Иметь много детей приносило славу и было обычным явлением, не иметь их считалось наказанием за какой-нибудь грех и встречалось сравнительно редко'. 

Семья в библейские времена 

Исследователи древнееврейской семьи обнаружили в ней элементы фратриархата (когда главой является старший брат), матриархата, но в целом уклад древнееврейской семьи патриархален. Муж был хозяином своей жены: он спал с нею, она рожала ему детей, и он имел абсолютную власть над потомством. [5] 

Семья не была замкнутой: в нее входили все кровные  родственники, а так же слуги, рабы, приживалки, вдовы, сироты, имеющие  отношение к семье. Все они  находились под защитой семьи. Если урон, нанесенный семье, был настолько  серьезен, что требовалась месть, это становилось прерогативой 'искупителя', 'избавителя'. Месть могла осуществляться в виде 'вендетты' - кровной мести.

'Брачный сговор' совершался членами семьи или  их официальными представителями.  Жених уплачивал семье невесты мохар (выкуп, компенсацию) - отчасти чтобы как-то компенсировать потерю дочери, но в основном из-за того, что все дети, которых она в будущем родит, будут членами семьи мужа. 

В большинстве  случаев жених не видел невесты  до тех пор, пока брак не был заключен. На свадьбе происходил обмен дарами.

И мужчины и  женщины вступали в брак молодыми. Смешанные браки имели место, но не поощрялись. Целью брака было укрепление семьи, предпочтительно  состоящей из особ мужского пола. Внебрачные связи были запрещены, и за измену или блуд полагалось наказание.

Существовало  четкое различение значимости мужчины  и женщины. Мужчина обладал большей  свободой и ценностью в глазах общества. Предназначением женщины  было вынашивать и рожать детей для  своего мужа и помогать ему во всех его делах. Она должна делать его счастливым, удовлетворять его сексуальные потребности и во всем следовать его приказам. Социально статуса у женщины практически не было, и все решения принимались мужчинами. 'Безусловно, - пишет Дж. Ларю, - многие женщины обладали большей властью, чем кажется, во внутрисемейных ситуациях. Чтобы высказать свои требования, в распоряжении женщины было множество средств - гнев, капризы, злой язык, однако идеалом всегда оставалась покорная женщина'. [5; 85] 

Языческая семья 

Примером семьи, характерной для языческой культуры, является русская семья XII - XIV веков. Отношения мужа и жены в этой семье  строились не на отношениях 'доминирования-подчинения', а 'на изначальной конфликтности', как  подчеркивает В. Н. Дружинин в своей  работе 'Психология семьи'

Женщина обладала свободой как добрачной, так и  в браке. Ограничивалась не только власть отца, но и власть мужа. Женщина имела  возможность развода и могла  вернуться к матери и отцу. В  семьях главную роль играла 'большуха' - старшая наиболее трудоспособная и опытная женщина, обычно жена отца или старшего сына, ей подчинялись все младшие мужчины большой семьи. При этом мужчина отвечал за внешнее природное и социальное пространство, женщина доминировала во внутреннем пространстве - доме и семье.

Аналогичную картину  можно увидеть, как считает В. Н. Дружинин, в большинстве других языческих цивилизаций, например в  древнегреческой. В античной мифологии  соблюдается паритет полов: мужские  и женские божества равноправны, а отношения между ними сложны и неоднозначны, включая и борьбу. 

В отношениях же родителей и детей дети занимали подчиненное положение. 

Христианская  модель семьи 

Победа христианской модели семьи над языческой характеризуется  сменой типов отношений между  отцом, матерью и ребенком.

В период раннего  христианства были радикально изменены многие законы о браке. Например, под  запретом оказались полигамные браки  и левират - обычай, обязывающий брата  умершего жениться на его вдове.

Во времена  первых христиан концепция семьи  мало отличалась от иудейской. Мужчина оставался главной фигурой, наделенной властью. Жена должна была ему подчиняться. 

Информация о работе Исторический путь развития семейно-брачных отношений