Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 23:43, реферат
Цель исследования: изучить психологические аспекты влияния Интернет-зависимости на личность подростка.
В связи с этим можно поставить следующие задачи:
1. Выяснить степень разработанности проблемы в литературе.
2. Теоретически исследовать психологические характеристики Интернет-зависимости.
Введение
Глава I. Зависимость от Интернета: постановка проблемы, методы изучения, практика
История вопроса
Исследования Интернет-зависимости
Альтернативные точки зрения на феномены зависимости от интернета
Понятие и критерии Интернет-зависимости
Причины и последствия Интернет-зависимости
Глава II. Влияние Интернет-зависимости на развитие личности подростка
Психологические особенности подростка
Причины формирования зависимости от Интернета у подростков
Профилактика Интернет-зависимости
Заключение
Список литературы
В наиболее расширительном понимании к проявлениям зависимости от Интернета относят не только зависимость от социальных применений Сети, но и привязанность к азартным играм в Интернете, электронным покупкам; страсть к навигации по WWW; пристрастие к сексуальным применениям Интернета. Драматизм последнего вида зависимости заключается в том, что он настигает подростков в переходном возрасте, либо это момент полового созревания, и тогда у подростка формируется асоциальное представление о сексе, что может отложить отпечаток на всю жизнь.
Полученные
результаты свидетельствуют о том,
что основные проблемы "жителя Интернета"
концентрируются в области
Таким образом, Интернет является привлекательным в качестве средства ухода от реальности за счет возможности анонимных социальных интеракций. Особое значение здесь имеет чувство безопасности и сознание своей анонимности при осуществлении интеракций. Во-вторых, это возможность для реализации каких-то представлений, фантазий с обратной связью. И последний пункт - это неограниченный доступ к информации - информационный вампиризм.
Как правило, те, кто становятся Интернет-зависимыми, меняют свою личность. Это уже не та гармоническая личность, а личность уже аддиктивная. Во-первых, для аддиктов характерна смена аддиктивной реализации. Сегодня он - Интернет-3зависимый, завтра - любовный аддикт, после завтра - патологический игрок, а немного спустя - он ушел в наркотики или алкоголизм. Во-вторых, опасность заключается в том, что очень часто, рано или поздно, аддиктивные личности становятся социально дезадаптированными.
Существует мнение, что интернет-зависимость это не официальный диагноз, что она скорее является симптомом других серьезных проблем в жизни личности (например, депрессия, трудности в общении и т.д.). А если учесть, что подростковый возраст наиболее подвержен разного рода отклонения в поведении, то можно сделать вывод, что формирование зависимости от Интернета наиболее вероятно у подростков, а также можно констатировать, что она будет оказывать разрушающие воздействие на личность ребенка. Таким образом, психологические механизмы воздействия информационных технологий на человека должны стать предметом тщательного анализа.
Профилактика Интернет-зависимости
Несмотря на то, что данное расстройство не включено в официальную классификацию заболеваний DSM-IV (Diagnostic and Statistical Manual of mental disorders - Справочник по диагностике и статистике психических расстройств) Всемирная организация здравоохранения причислила Интернет-зависимость к категории патологических пристрастий. По мнению многих специалистов, "интернетомания" приводит почти к разрушению личности, и особенно это касается наших детей.
Признаки и симптомы психологической зависимости от Интернета уже известны и были рассмотрены нами. Сегодня специалистам образовательной среды, а так же родителям необходимо вовремя их рассмотреть у подростков, тем самым попытаться предупредить развитие психологической зависимости и предложить способы по ее устранению. Существует множество тестов и опросников с помощью которых можно диагностировать Интернет-зависимость.
Ассистент кафедры психологии Самарского государственного университета Павлова Елена Александровна в своем докладе "О необходимости и возможностях профилактики Интернет-зависимости у учащихся" предложила профилактическую программу. Профилактическая программа, по мнению автора, должна быть направлена не только на группу Интернет-зависимых, но и на всех учащихся школы, она должна быть универсальна. Целью программы должны являться: развитие у школьников коммуникативных навыков, ответственности; сплочение ученической группы.
В задачи программы, предложенной Павловой Е.А., входит проведение психогимнастических упражнений, систематических тренингов общения, личностного роста, совместных походов с обязательным участием школьного психолога.
Но наибольшая
ответственность в вопросе
Все выше сказанное позволяет сделать вывод, что средний пользователь в киберпространстве становится моложе с каждым годом. Растет число подростков, практически живущих второй жизнью в киберпространстве. Давно известно, что некоторые сетевые игры делают подростков более агрессивными, становятся причиной того, что тинейджеры все больше отрываются от реальной жизни и смотрят на мир все более пессимистично. Если пользование компьютером в школе и вне ее не будет организовано с учетом культуры и традиций общества, то среди молодежи начнут распространяться дурные привычки и поведенческие расстройства. Современная жизнь тяжела, и родители должны быть проинформированы о "заднем плане" многих сетевых операций, кажущихся безвредными на первый взгляд.
Выводы:
1. С
помощью Интернета подростки
удовлетворяют свои базовые
2. Очевидно,
что основной группой риска
для развития рассматриваемой
патологии в России являются
подростки. Это связано со
3. Такие
особенности личности Интернет-
4. Многими
специалистами понимается вся
проблема данного вопроса.
Заключение
В данной работе поставлен вопрос о направлениях изменения личности подростка, у которого в процессе взаимодействия с Интернетом развивается психологическая зависимость от киберпространства. Приведенные примеры дают основания полагать, что в зависимости от мотивации, целей и условий деятельности Интернет может быть использован для ухода в некий виртуальный мир, в котором трудности и проблемы реального мира отсутствуют. Рассмотрены наиболее распространенные и значимые виды деятельности пользователей Интернета. Все они, как показано, действительно способны привести к негативному преобразованию личности подростка.
Таким
образом, подводя итог курсовой работы,
можно сделать следующие
1. При
возникновении Интернет-
1.1 Интернет-аддикция
приводит к искаженному
1.2 при
возникновении Интернет-
1.3 под
влияние Интернета происходит
девальвация нравственности
1.4 игровая
зависимость может делать
2. Таким
образом, мы получили
компьютерные технологии оказывают глубокое воздействие на психику и сознание подростка, приводящие к нарушению их социально-психологической адаптации. Интернет-зависимость приводит к снижению успеваемости в школе и ухудшает здоровье. В результате формируется индивидуальная система ценностей, расходящаяся с общепринятой.
3. Следует
помнить, что негативное
4. Изучение
данной проблемы дает
Все сказанное заставляет задуматься, ведь от того чем занимается подросток в свободное время, как организовывает свой досуг, зависит дальнейшее формирование его личностных качеств, потребностей, ценностных ориентаций, мировоззренческих установок, а в целом предопределяет его положение в обществе. Проблема Интернет-зависимости среди подростков является актуальной в настоящее время. Подростки во взаимодействии с интернетом находится в большой опасности, так как представляют собой наиболее незащищенную аудиторию, поскольку в меньшей степени, чем взрослые, в состоянии фильтровать тот вал информации, который обрушивается на них из Интернета. Воспитание компьютерной культуры, самовоспитание пользователей - вот противоядие Интернет - зависимости.
Список литературы
1. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е. Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия // Вестник МГУ. Сер.14.1996. Вып.4.
2. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскуновский А.Е. Мотивация пользователей Интернета. Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред.А.Е. Войскунского (Москва: Можайск-Терра, 2000, 431 с.)
3. Бабаева Ю. Д, Войскунский А.Е. Психологические последствия информатизации // Психологический журн. 1998.Т. 19 №1. С.89-100.
4. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е., Смыслова О.В. Интернет: воздействие на личность. Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Войскунского (Москва: Можайск-Терра, 2000, 431 с.)
5. Балонов И.М. "Компьютер и подросток" М., 2002 г. стр.32-58.
6. Бирюков В. "Сеть и наркомания". Компьютерный еженедельник "Компьютерра" №16, 1998, стр.13-15.
7. Боровкова Н. Виртуальное зависание / журнал "Человек и наука". Февраль 2002.
8. Вейценбаум
Дж. Возможности вычислительных
машин и человеческий разум
// От суждений к вычислениям.
М.: 1982.
9. Вересаева О. "Психология и интернет на пороге ХХI века". Психологическая газета №12, 1996, стр.4-6.
10. Войскунский
А.Е. Актуальные проблемы
11. ВойскунскийА Е. Исследования Интернета в психологии // Интернет и российское общество / Под ред. И. Семенова. М. 2002 С 235-250
12. Войскуновский А.Е. Интернет - новая область исследований в психологической науке. Статья из: Ученые записки кафедры общей психологии МГУ. Выпуск 1. - М.: Смысл, 2002, с.82-101.
13. Войскунский А.Е. Общение, опосредованное компьютером/ Диссертация кандидата психологических наук. М., 1990.
14. Войскунский
А.Е. Психологические
15. Войскунский А.Е. Феномен зависимости от Интернета // Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред.А.Е. Войскунского. М, 2000. С 100-131.
16. Выготский Л.С. Педология подростка // Собр. соч.: В 6 Т. М.: Издательство: Педагогика, 1984. Т.4. - 432 с.