Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 23:43, реферат
Цель исследования: изучить психологические аспекты влияния Интернет-зависимости на личность подростка.
В связи с этим можно поставить следующие задачи:
1. Выяснить степень разработанности проблемы в литературе.
2. Теоретически исследовать психологические характеристики Интернет-зависимости.
Введение
Глава I. Зависимость от Интернета: постановка проблемы, методы изучения, практика
История вопроса
Исследования Интернет-зависимости
Альтернативные точки зрения на феномены зависимости от интернета
Понятие и критерии Интернет-зависимости
Причины и последствия Интернет-зависимости
Глава II. Влияние Интернет-зависимости на развитие личности подростка
Психологические особенности подростка
Причины формирования зависимости от Интернета у подростков
Профилактика Интернет-зависимости
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение
Глава I. Зависимость от Интернета: постановка проблемы, методы изучения, практика
История вопроса
Исследования Интернет-зависимости
Альтернативные точки зрения на феномены зависимости от интернета
Понятие и критерии Интернет-зависимости
Причины
и последствия Интернет-
Глава II. Влияние Интернет-зависимости на развитие личности подростка
Психологические особенности подростка
Причины формирования зависимости от Интернета у подростков
Профилактика Интернет-зависимости
Заключение
Список
литературы
Введение
Компьютерные
сети, как вид телекоммуникации -
принципиально новый пласт
В данной
работе изучается проблема интернет-зависимости
у подростков, так как этот возраст
наиболее подвержен различным
Цель
исследования: изучить психологические
аспекты влияния Интернет-
В связи с этим можно поставить следующие задачи:
1. Выяснить
степень разработанности
2. Теоретически исследовать психологические характеристики Интернет-зависимости.
3. Выявить
значение связи Интрнет-
Объект: Интернет-зависимость в подростковом возрасте.
Предмет:
влияние Интернет-зависимости
Гипотеза исследования: Интернет-зависимость способствует негативному преобразованию личности подростка, так как в этом возрасте в относительно короткий промежуток времени происходят кардинальные сдвиги в формировании личности.
Методы исследования:
1. Изучение
литературы по теме
2. Теоретический
анализ психологических
Теоретические положения нашего исследования базируются на представлениях Голдберга А., Войскунского А.Е., Жичкиной А.Е., Егорова А.Ю., Короленко Ц.П., Янг К. и других специалистов, о таких последствиях применения компьютерных технологий, как Интернет-зависимость. В качестве источников были также использованы электронные сайты и средства массовой информации, посвященные данной проблеме. Научная новизна исследования определяется недостаточной разработанностью в социально-психологической литературе данной проблемы. Практическая значимость. Результаты исследования могут быть полезны школьным психологам в рамках психологического консультирования пользователей сети Интернет и для профилактики Интернет-зависимости в подростковом возрасте.
Глава I. Зависимость от Интернета: постановка проблемы, методы изучения, практика История вопроса
Термин "Интернет-зависимость" еще в 1996 году предложил доктор Айвен Голдберг для описания неоправданно долгого, возможно патологического, пребывания в Интернете.
Родоначальниками
психологического изучения феноменов
зависимости от Интернета могут считаться
два американца: клинический психолог
К. Янг и психиатр А. Голдберг. Голдберг
в 1995 г. предложил набор диагностических
критериев для определения зависимости
от Интернета. В 1997-1999 гг. были созданы
исследовательские и консультативно-
В настоящее
время активно рассматриваются
современные проблемы психологии зависимости
(или аддиктологии), связанные с
попытками выделения так
Среди
отечественных специалистов последовательно
отстаивает самодостаточность
Итак, все активнее пробивает себе дорогу точка зрения, согласно которой традиционно относимым к Интернет-аддикции феноменам могут быть даны альтернативные объяснения. Интересам ряда психологов отвечает борьба за признание соответствующих феноменов разновидностью психологической зависимости. Для начала ставится задача включить данную аддикцию в пятое пересмотренное издание Международной классификации болезней DSM.
Исследования Интернет-зависимости
Значительное место в исследовательской практике специалистов, разрабатывающих проблематику зависимости от Интернета, занимают качественные методы. Вплоть до настоящего времени большая часть исследований методически построена как интервью, массовые сетевые опросы и групповые обсуждения с участием испытуемых, которые ощутили психологический дискомфорт. Контрольные группы, как правило, не формируются, клинические интервью не практикуются. Методические погрешности проведенных в этой области исследований неоднократно критиковались. Лишь в последнее время появились немногочисленные пока что лабораторные и клинические исследования, которым, разумеется, недостает присущей сетевым опросам массовости. Практикуется также публикация материалов, содержащих анализ случаев или включенного наблюдения за деятельностью аддиктов - например, в ходе сетевой игры. Следует отметить также рост числа количественных (прежде всего корреляционных и факторных) исследований.
Могут быть выделены следующие направления исследований зависимости от Интернета: анализ проявлений феноменов зависимости в конкретных видах опосредствованной применением Интернета деятельности, стадии развития и модели Интернет-аддикции; выявление возможных корреляций и/или каузальных связей данного феномена с другими психологическими параметрами или симптомами заболеваний.
Альтернативные точки зрения на феномены зависимости от интернета
Состояние
проблемы можно рассмотреть в
контексте Научного симпозиума "Интернет-зависимость:
психологическая природа и
В рамках симпозиума свои точки зрения по заявленной проблеме высказали зарубежные и отечественные специалисты. Симпозиум открыл декан факультета психологии МГУ Ю.П. Зинченко. Он отметил значимость психологических исследований применения Интернета для общества, кратко остановился на характеристике раннего этапа изучения Интернет-зависимости и раскрыл перспективы таких исследований.
Далее озвучили свои взгляды по данной проблеме следующие зарубежные специалисты: проведшая первые в мире исследования в данной области, автор переведенной на шесть языков книги "Пойманные в сеть" К. Янг (США); пионер киберпсихологических исследований Дж. Сулер (США); также пионер исследований и консультативной работы в этой области Дж. Грохол (США), который отказывается квалифицировать Интернет-зависимость в качестве самостоятельного вида зависимости; С. Стерн (США), который также полагает, что применение Интернета обогащает людей; М. Гриффитс (Великобритания), по мнению которого, лишь немногие аддикты демонстрируют зависимость от собственно Интернета, для большинства же Интернет - не более чем орудие; Дж. Морэйхан-Мартин (США) останавливается на терминологии, различая Интернет-аддикцию, зависимость от Интернета, излишнее применение Интернета, а также компульсивное, патологическое, проблематичное, разрушительное применение Интернета; в этом ей вторит М. Фенишел (США), который, кроме того, подробно анализирует возможные сходства и различия между традиционными зависимостями и Интернет-зависимостью.
Большинство зарубежных специалистов полагают, что если можно говорить об Интернет-зависимости, то она характерна для весьма небольшого числа пользователей Интернета; тем самым они не подтверждают мнения, согласно которым подобный вид зависимости характерен для многих миллионов пользователей.
Директор
Департамента Министерства связи и
массовых коммуникаций РФ О.В. Чутов
сообщил о министерской политике
поддержки инициатив
Г.В. Солдатова (ф-т психологии МГУ) сообщила предварительные итоги массового исследования российских школьников, согласно которым Интернет превратился в основной информационный источник для детей.
Далее выступали: А.Е. Войскунский (МГУ); В.Д. Менделевич (Казань), который в докладе о психопатологии девиантного поведения в Интернете проанализировал Интернет-зависимость в ряду других зависимостей; К.С. Лисецкий (Самара) различает "растворенность" в Интернете (недооценка времени в Интернете, переоценка значимости и объема произведенного с его помощью продукта, в Я-концепции сформирована подструктура "Я превосходящий") и "нерастворенность" (переоценка времени в Интернете, адекватная оценка значимости и объема произведенного посредством Интернета продукта); С.Н. Ениколопов (Москва) раскрыл связь между применением Интернета и проявлениями агрессивных и враждебных действий; Ю.М. Кузнецова и Н.В. Чудова (Москва) сопоставили Интернет-зависимость с длительностью применения Интернета и с психологическими особенностями пользователей, включая идентичность, личностное развитие, различие между образами Я и Другого, эмоциональную сферу, самосознание и др.; М.С. Радионова и Т.С. Спиркина (Москва) выявили, что склонные к Интернет-зависимости люди социально и эмоционально дезадаптированы, фрустрированы, используют неадекватные копинг-стратегии.
Доклады Р.Ф. Теперик (Москва), В.Л. Малыгиной, Н.С. Хомерики и Е.А. Смирновой (Москва) были посвящены факторам, способствующим формированию Интернет-зависимости у подростков.
Участниками было высказано предложение о создании Национального Комитета по нехимическим аддикциям (включая Интернет-зависимость) со следующими задачами: участие в разработке законодательных актов, препятствующих распространению данных патологических форм поведения, создание профилактических программ и т.д.