Исследовательская

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 23:43, реферат

Описание работы

Цель исследования: изучить психологические аспекты влияния Интернет-зависимости на личность подростка.
В связи с этим можно поставить следующие задачи:
1. Выяснить степень разработанности проблемы в литературе.
2. Теоретически исследовать психологические характеристики Интернет-зависимости.

Содержание

Введение
Глава I. Зависимость от Интернета: постановка проблемы, методы изучения, практика
История вопроса
Исследования Интернет-зависимости
Альтернативные точки зрения на феномены зависимости от интернета
Понятие и критерии Интернет-зависимости
Причины и последствия Интернет-зависимости
Глава II. Влияние Интернет-зависимости на развитие личности подростка
Психологические особенности подростка
Причины формирования зависимости от Интернета у подростков
Профилактика Интернет-зависимости
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word 97 - 2003.doc

— 135.00 Кб (Скачать)

Таким образом можно сделать вывод, что в настоящее время одни специалисты по психическому здоровью отказываются признать новый вид зависимости, который еще не зафиксирован в официальных справочниках, другие - их обычно именуют "киберпсихологами" - выделяют признаки Интернет-зависимости, оказывают помощь клиентам-аддиктам, ведут консультативную и профилактическую работу.

Понятие и критерии Интернет-зависимости

В самом  общем виде Интернет-зависимость  определяется как "нехимическая зависимость от пользования Интернетом". В некоторых психологических словарях Интерне́т-зави́симость определяют как, психическое расстройство, навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от Интернета.

Как мы видим, терминология проблемы еще не вполне устоялась. Применяются наименования "зависимость от Интернета", или "Интернет-аддикция", а также "избыточное/патологическое применение Интернета". При обилии наименований специалисты достаточно едины в определении поведенческих характеристик, которые могли бы быть отнесены к этому феномену (или синдрому). Так, отмечаются неспособность и активное нежелание отвлечься даже на короткое время от работы в Интернете; досада и раздражение, возникающие при вынужденных отвлечениях; стремление проводить за работой в Интернете все увеличивающиеся отрезки времени; побуждение тратить на обеспечение работы в Интернете все больше денег; готовность лгать друзьям и членам семьи, преуменьшая длительность работы в Интернете; способность и склонность забывать при работе в Интернете о домашних делах, учебе, важных личных и деловых встречах и т.д.; стремление и способность освободиться на время работы в Интернете от ранее возникнувших чувств вины или беспомощности, от состояний тревоги или депрессии, обретение ощущения эмоционального подъема и своеобразной эйфории; нежелание принимать критику подобного образа жизни; готовность мириться с разрушением семьи, потерей друзей; пренебрежение собственным здоровьем и, в частности, резкое сокращение длительности сна; избегание физической активности; пренебрежение личной гигиеной; постоянное "забывание" о еде; злоупотребление кофе и другими тонизирующими средствами.

Исследователи приводят различные критерии Интернет-зависимости.

Кимберли  Янг приводит следующие четыре симптома:

1. навязчивое  желание проверить e-mail;

2. постоянное  ожидание следующего выхода в  Интернет;

3. жалобы  окружающих на то, что человек проводит слишком много времени в Интернет;

4. жалобы  окружающих на то, что человек  тратит слишком много денег на Интернет.

Более развернутую систему критериев  приводит И. Голдберг. По его мнению, можно констатировать Интернет-зависимость  при наличии 3 или более пунктов из предложенных им.

Общие чертами компьютерной зависимости  является характерный ряд психологических  и физических симптомов, тесно связанных  между собой:

Психологические симптомы:

1.  хорошее  самочувствие или эйфория за  компьютером;

2.  невозможность  остановиться;

3.  увеличение  количества времени, проводимого  за компьютером;

4.  пренебрежение  семьей и друзьями;

5.  ощущения  пустоты, депрессии, раздражения  не за компьютером;

6.  ложь  работодателям или членам семьи  о своей деятельности;

7.  проблемы  с работой или учебой.

Физические  симптомы:

1. синдром  карпального канала (туннельное  поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением  мышц);

2. сухость  в глазах;

3. головные  боли по типу мигрени;

4.  боли  в спине;

5.  нерегулярное питание, пропуск приемов пищи;

6.  пренебрежение  личной гигиеной;

7.  расстройства сна, изменение режима сна.

Признанный  авторитет в этой области К. Янг  из Питсбургского университета выделяет пять основных категорий этой зависимости:

1.  Киберсексуальная. Зависимость от интерактивных комнат общения для "взрослых" или от киберпорнографии.

2.  Киберотношения. Зависимость от дружеских отношений,  завязанных в комнатах общения,  интерактивных играх и конференциях, которая заменяет реальных друзей  и семью.

3.  Чрезмерная  сетевая вовлеченность. Включает  в себя вовлечение в азартные  сетевые игры, зависимость от  интерактивных аукционов и навязчивое  состояние торговли через сеть.

4.  Информационная  перегрузка. Чрезмерная вовлеченность  в посещение вебсайтов и поиск по базам данных.

5.  Компьютерная  зависимость. Навязчивые состояния  в компьютерных играх или в  программировании, в основном среди детей и подростков.

Причины и последствия Интернет-зависимости 

Если  сравнивать Интернет-зависимость с  другими видами зависимостей, то можно обнаружить достаточное число общих черт. Большинство терапевтов сошлись во мнении, что не Интернет делает человека зависимым, а человек, склонный к зависимости, находит деятельность, которая и становится объектом зависимости. Ряд авторов считает, что существует так называемый зависимый тип личности и люди имеющие такие черты попадают в группу риска. Этими чертами являются крайняя несамостоятельность, не умение отказать, сказать "нет" из-за страха быть отвергнутым другими людьми, ранимость критикой или неодобрением, не желание брать на себя ответственность и принимать решения, и как следствие сильное подчинение значимым людям; все это характеризует пассивную жизненную позицию, когда человек отказывается первым вступать в контакт с окружающими и самостоятельно принимать решения.

По статистике, к кибер-зависимости склонны люди с двумя типа дезориентации: социальной и сексуальной.

Социальная  дезориентация выражается в низкой самооценке, в избегании проблем  и ответственности, в попытках отвлечься от какой-либо другой зависимости. Также социальная дезадаптация характеризуется узким кругом общения, не умением высказать, поделиться своими переживаниями, не достатком близких отношений, импульсивностью, не умением спланировать свое время, добиваться поставленных целей и хорошо планировать свою деятельность. Эти люди, часто отказываются от ранее намеченных целей и как следствие пребывают в состоянии депрессии. Кроме того, для зависимого типа личности свойственны страх одиночества.

Сексуально  дезориентированные интернет-зависимые - это вообще новый тип человека, достойный отдельного описания. По статистике, каждый пятый пользователь так или иначе вовлечён в сексуальную онлайновую деятельность. Драматизм данного вида зависимости для подростков заключается в том, что он настигает их в переходном возрасте, в момент полового созревания, и тогда у подростка формируется асоциальное представление о сексе. Для понимания, что делает киберсекс зависимостью, К. Янг предлагает следующую модель: доступность - контроль - возбуждение, которые являются тремя базовыми причинами этой зависимости. Распознать появление у человека киберсексуальной зависимости поможет выявление первых признаков.1

Интернет  удовлетворяет многие сознательные и подсознательные потребности  пользователей. Он содержит все, чем может быть увлечен пользователь. И это основная причина, объясняющая пристрастие к Интернету. Согласно данным последних исследований уход в мир фантазий стал одной из распространенных стратегий поведения современной молодежи в трудных жизненных ситуациях. Уже существуют концепции, согласно которым "алкоголем" постиндустриальной эпохи были наркотики, а в информационную им станут компьютерные игры.

Подводя итоги, ответим на вопрос, так что  же делает Интернет притягательным в  качестве средства "ухода" от реальности? Это:

1) возможность  анонимного общения;

2) возможность  для реализации представлений,  фантазий с обратной связью (в  том числе возможность создавать  новые образы "Я"; вербализация  представлений и/или фантазий, не  возможных для реализации в обычном мире, например, киберсекс, ролевые игры в чатах и т.д.);

3) чрезвычайно  широкая возможность поиска нового  собеседника, удовлетворяющего практически  любым;

4)  неограниченный доступ к информации.

Выводы.

1. Обсуждение  данного феномена началось не так давно: в 1994 г.К. Янг. Термин "интернет-зависимость" в 1996 году предложил доктор Айвен Голдберг. В настоящее время интенсивно обсуждается и исследуется феномен "зависимости от Интернета", или Интернет-аддикции. В самом общем виде Интернет-зависимость определяется как "нехимическая зависимость от пользования Интернетом". Вопрос о самом существовании заболевания, именуемого зависимостью от Интернета, остается нерешенным, и изучение этого феномена нуждается в дальнейшем изучении.

2. Компьютерные технологии оказывают глубокое воздействие на психику и сознание человека. Психиатрия уже признала факт зомбирующей и отупляющей роли интернета. По мнению ряда исследователей, негативное влияние Интернета находится в прямой пропорции от личности пользователя. Благодаря общению в Интернете люди, склонные к созданию зависимостей, компенсируют свои потребности в общении и чувстве защищенности. Зачастую Интернет - зависимость - это следствие гиперкомпенсации внутриличностных проблем человека. Специалисты утверждают, что люди, "подсевшие" на интернет, в действительности очень часто одиноки или испытывают проблемы в общении. Кимберли Янг выяснила, что большая часть Интернет-зависимых (91 %) пользуется сервисами Интернет, связанными с общением. Другую часть зависимых привлекают информационные сервисы сети.

3. По  данным исследований, количество  молодежи в Интернете растет  быстрее, чем количество представителей других возрастных групп.

4. В  качестве причин, способствующих  формированию Интернет-зависимости, различные авторы выделяют анонимность, доступность, невидимость, множественность, безопасность, простоту использования.

Глава II. Влияние Интернет-зависимости  на развитие личности подростка 

Сегодня человечество столкнулось с проблемой  последствий связи "компьютер-психика". В данный момент уже не вызывает сомнений тот факт, что воздействие, которое Интернет может оказать на личность пользователя, является глубоким и системным. А.Е. Войскунский с соавторами, подводя итог начальному этапу психологических исследований Интернета, указывает, что влияние на личностное развитие информационных технологий не может быть однозначно квалифицировано как положительное или отрицательное: наряду с негативными трансформациями личности при, так называемой, Интернет-аддикции, существует возможность позитивного развития отдельных способностей. Да, в цепочке "подросток - компьютер - интернет" возможно два варианта развития их взаимосвязи: "положительный" и "отрицательный". Во втором случаи при частом использовании компьютера и интернета возникают психологические проявления интернет-зависимости, которая выражается в большом количестве проблем поведения и контроля над влечениями, и в итоге к изменению личности в целом.

В связи  с поставленной задачей постараемся  систематизировать и обобщить немногочисленные данные о трансформирующим влиянии зависимости от Интернета на личность подростка, а также постараемся ответить на вопрос, почему именно подростки оказываются на сегодняшний день в основной группе риска формирования новой формы аддиктивного поведения (количество интернет-зависимых подростков в разных странах колеблется от 1,4% до 17,9%).

Психологические особенности подростка 

Подросток - это развивающая личность, ищущая ответы на жизненно-необходимые для  него вопросы: "Кто я?", "Зачем я?", "Для кого я?" и "Каков я?". В подростковом возрасте индивид выходит на качественно новую социальную позицию, в это время формируется его сознательное отношение к себе как к члену общества. Следовательно, от того, как протекает социальная ориентация в этот период, зависит очень многое в формировании социальных установок человека.

Информация о работе Исследовательская