Исследования социально-психологического климата в классе

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 18:25, реферат

Описание работы

Вопрос об успешном развитии классного коллектива и сформированности его социально-психологического климата является одной из ключевых проблем социальной теории и практики, она имеет различные аспекты, поэтому рассматривается различными науками: психологией групп, социологией, психологией профессиональной деятельности и др.

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 137.50 Кб (Скачать)

     Введение

  климат школьный  стиль поведение

     Вопрос  об успешном развитии классного коллектива и сформированности его социально-психологического климата является одной из ключевых проблем социальной теории и практики, она имеет различные аспекты, поэтому рассматривается различными науками: психологией групп, социологией, психологией профессиональной деятельности и др.

     Интерес к данной проблеме в науке диктуется, прежде всего, возросшими требованиями к уровню психологической включенности индивида в его профессиональную деятельность и усложнением психической жизнедеятельности людей, постоянным ростом их личностных притязаний, масштабами и глубиной возникающих барьеров, лежащих на пути реализации психологических резервов коллектива. Анализ же психологического климата в любом коллективе важен сам по себе, т.к. вместе с тем, что социально-психологический климат является в первую очередь показателем уровня социального развития классного коллектива и его психологических резервов, способных к более полной реализации в профессиональной деятельности, но и определяет, прежде всего, гармоничное развитие и включенность личности в процесс своего развития. Ведь от того, как каждый человек взаимодействует с окружающими его людьми, непосредственно через восприятие, определенное соотношение чувств и эмоций, испытываемых нами субъективного, зависит определенное отношение к другому человеку. В связи с этим возникает необходимость в оптимизации стиля межличностного взаимодействия, только тогда коллектив становится могучим средством формирования личности и возникает положительный психологический климат.

     Изучение  данной проблемы позволит, несомненно, лучше понять механизмы этих взаимоотношений  и определить влияние уровня развития межличностных отношений не только на развитие социально-психологического климата, но и на поведение личности в целом. Вместе с тем, несмотря на то, что в отечественной и зарубежной литературе достаточно глубоко и подробно рассмотрены особенности психологического климата в коллективах, слабо изученным остается вопрос о конкретном влиянии стиля поведения членов классного коллектива на социально-психологический климат.

     Однако, несмотря на большое количество научных  исследований по данной проблеме, крайне мало работ по изучению специфики  влияния стиля поведения членов школьного коллектива на социально-психологический климат. Это и определило цель нашего исследования. Мы вносим в этот аспект, что-то новое, свое.

     Цель  исследования: изучить социально-психологический климат в классе.

     Объектом  исследования: социально-психологический климат в школьном коллективе.

     Предмет исследования: влияние стиля поведения учащихся на социально-психологический климат.

     Гипотезой исследования: является предположение о том, что социально-психологический климат школьного коллектива зависит от таких его составляющих как уровень эмпатии, социометрического статуса, степени эмоционального выгорания, направленность личности и включенности в межличностные отношения, а также существует дифференциация влияния стиля руководства коллективом на общий уровень социально-психологического климата.

     Задачи  исследования:

  1. проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
  2. ознакомление с психологическим наследием о необходимом изучении социально психологического климата в классе;
 
 
 
  1. В процессе сравнительного анализа показать многообразие диагностических программ по изучению социально психологического климата в классе.
 
     
  1. выявить влияние  определенного стиля поведения  членов школьного коллектива на основные показатели социально-психологического климата;
  2. установить возможные связи между составляющими социально-психологического климата школьного коллектива и его составляющими.

     Методологические  основы исследования:

    • категории, принципы диалектико-материалистической философии;
    • ведущие принципы психологии развития групповых отношений: Э. Берна, Г.М. Андреевой, К. Левина, В.Н. Мясищева, Ю.П. Платонова, Д.В. Ушакова и др.

     Методы  исследования:

  1. Анализ психолого-педагогической литературы;
  2. Метод констатирующего эксперимента;
  3. Психодиагностические методы: тестирование, опрос, социометрия.
  4. Количественный и качественный анализ данных эксперимента: для статистической обработки и анализа эмпирических данных использовались методы первичной математической обработки; программа SPSS Statistics 17.0  для Windows: корреляционный анализ r-Спирмена.

     Практическая  значимость работы: заключается в том, что результаты проведенного исследования могут использоваться в учебной и образовательной деятельности педагогов, в работе уже практикующих учителей, кроме того, результаты исследования помогут работникам отдела кадров в педагогических учреждениях подобрать высоко квалифицированный персонал. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава I. Теоретические подходы к проблеме исследования социально-психологического климата в классе 

    1.1. Взгляды отечественных  психологов 

     
    1. (Современное состояние проблемы исследований социально-психологического климата)

     Одно  из центральных понятий в социальной психологии является понятие коллектива. Коллектив становиться одним  из связующих между личностью и обществом, коллектив является частью общества, в коллективе происходит развитие личности, удовлетворение ее социальных потребностей. Так Я.Л. Коломинский утверждает, что трудовой коллектив является основной сферой деятельности личности и существенной, интегративной характеристикой коллектива является социально-психологический климат (СПК) [27, с. 183].

     Изучение  социально-психологического климата  в отечественной и зарубежной  психологии основывалось на общих методологических принципах развития и создания групповых отношений, но существенным отличием является историческая обусловленность рассмотрение данного понятия. Так в зарубежной психологии большое значение придавалось промежуточным психологическим процессам, посредством которых индивид переводит взаимодействие между воспринимаемыми организационными и индивидуальными свойствами в систему ожиданий, интересов, поведений и т.д. В отечественной же психологии отдается предпочтение к изучению построения внутригрупповых социальных связей и признание необходимости рассматривать климат как сложную целостную систему в динамике и в неразрывном единстве с процессами развития коллектива. При этом оптимальным может считаться только такой климат, который обеспечивает достижение коллективом целей, соответствующих целям общества [3, с. 92].

     Как показал анализ литературы, по многим вопросам, касающимся изучения социально-психологического климата между исследователями  также нет полного согласия, начиная  с использования самого термина  и даваемых ему определений. Так, наряду с понятием социально-психологический климат используются понятия: морально-психологический климат, психологический настрой, психологическая совместимость, социологический микроклимат, психология коллектива и другие. Различия в терминах сопровождаются различиями в понимании сущности этого явления.

     Обычно  в качестве определения данного  понятия использовались следующие  критерии выделения социально-психологического климата: частота и продолжительность  взаимодействия между индивидами в  группе и число составляющих ее членов [6, с. 36 – 37].

     Ш. Бюлер относит к типичным особенностям группы:

    – взаимоотношения, взаимовлияние ее членов, без чего группа не могла бы просуществовать, а также определенность ролей, которые исполняют отдельные индивиды;

    – обособление лидеров, влияющих на остальных;

    – общность целей, деятельности и организации;

    – наличие у членов группы чувства «мы», единства группы, сплоченность [30, с. 334].

     К. Ойстер понимает под группой психологически единую социальную ячейку, члены которой  целенаправленно связаны друг с другом и зависят друг от друга [32, с. 180].

     П.Н. Шихирев считает, что группа –  это социальны союз, наделенный такими свойствами, которые могут быть измерены и которые имеют значение для  поведения ее членов. К ним относятся: структура и организация, система норм, регулирующих поведение членов группы, их отношение друг к другу и к другим группам и их членам [55, с. 321].

     Согласно  Р. Харрис основным признаком существования  социально-психологического климата  в группе является взаимодействие ее членов, решающими критериями для выделения выражается в число коммуникативных актов, частота и продолжительность взаимодействия индивидов в группе [51, с. 210]. 

     В.М. Шепель раскрывает понятие социально-психологического климата, как эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающих на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов и склонностей. Им также была выделена структурная составляющая СПК в виде трех климатических зон:

  1. социальный климат, который определяется тем, насколько на данном «предприятии» высока осознанность «работниками» общих целей и задач;
  2. моральный климат, который определяется моральными ценностями общепринятыми в данном коллективе;
  3. и психологический климат, то есть неофициальная атмосфера, которая складывается между работниками, находящимися в непосредственном контакте друг с другом [6, с. 98].

     А. Фернхем включает в понятие психологического климата систему межличностных  отношений:

  • психологических по природе (симпатия, антипатия, дружба);
  • психологические механизмы взаимодействия между людьми (подражание, сопереживание, содействие);
  • систему взаимных требований, общее настроение, общий стиль совместной трудовой деятельности, интеллектуальное, эмоциональное и волевое единство коллектива [49, с. 54].

     По  мнению К.К. Платонова социально-психологический  климат – это такое свойство группы, которое определяется межличностными отношениями, создающими стойкие групповые  настроения и мысли от которых  зависит степень активности в  достижении целей, стоящих перед группой [35, с. 108].

     Другие  толкования понятия «социально-психологический  климат» включают в себя такие  положения, как:

  • собрание людей, включенных в последовательно координированную деятельность, сознательно или бессознательно подчиненную общей цели, достижение которой приносит участникам удовлетворение;
  • миниатюрная социальная система, посредством исследования которой можно прийти к пониманию социального устройства в целом;
  • жизненное пространство личности [47, с. 59].

     Определения, даваемые климату, часто либо слишком узкие и отражают лишь одну из его сторон (эмоциональную, нравственную), либо слишком широкие и не достаточно систематизированные. На основе анализа имеющихся в литературе определений и разработок в социальной психологии А.Г. Ковалевым и В.И. Панферовым было предложено следующее определение социально-психологического климата, которое мы примем за основное. Итак, социально-психологический климат – это специфическое социально-психологическое явление, которое складывается в коллективе под влиянием той сложной системы взаимоотношений, в которой находятся члены коллектива между собой и с окружающей социальной средой в процессе труда и общения, проявляется в эмоциональном, поведенческом, когнитивном, нравственном и идеологическом плане, воздействует на активность личности и деятельности коллектива [16, с. 93].

Информация о работе Исследования социально-психологического климата в классе