Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 15:55, реферат
Когнитивная психология, в настоящее время широко распространенная за рубежом, резко противопоставила себя функционализму и атомизму бихевиоризма, предложив целостный подход к изучению психических явлений, направленный на поиски связей между традиционными психическими функциями и объединение их в психологию познания .
Введение …………………………………………………………………………………………………………………………………….. 3
Детерминанты поведения с точки зрения когнитивной психологии ………………………………………..4
Эмоция как результат когнитивной интерпретации …………………………………………………………………… 4
Мотивирующая роль эмоций ………………………………………………………………………………………………………. 6
Двухфакторная теория Шехтера и ее экспериментальное подтверждение ……………………………… 7
Мотивирующее влияние стремления к когнитивной согласованности …………………………………….. 8
Теория когнитивного баланса Ф. Хайдера …………………………………………………………………………………. 9
Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера ……………………………………………………………………… 11
Заключение …………………………………………………………………………………………………………………………………. 13
Список литературы ……………………………………………………………………………………………………………………… 14
Исследования показывают, что в целом выводы теории подтверждаются, а именно, что люди действительно предпочитают ситуации первых четырех видов остальным ситуациям. Основная трудность состоит в том, чтобы предсказать, какой конкретно стратегией восстановления баланса (первой, второй или третьей) будет пользоваться данный человек в конкретной ситуации. И эта проблема далека от своего окончательного решения, так же, впрочем, как и проблема предсказания способа снятия когнитивного диссонанса.
Тем не менее эффект баланса широко используется
в практической социальной психологии,
и наверное, наиболее характерным примером
его применения является реклама, в которой
различные известные личности (предположительно,
любимые народом) демонстрируют свою любовь
и приверженность определенным напиткам,
продуктам питания, предметам одежды и
т. п. Авторы рекламы ожидают, и как правило
не без оснований, что наше (потребителей)
нейтральное или даже негативное отношение
к тем или иным товарам под влиянием такой
рекламы преобразуется в позитивное (переход
от сочетания семь к сочетанию один): мы
избавимся таким образом от дисбаланса,
а производитель - от товара.
Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера .
Многочисленные
теории мотивации стали появляться
еще в работах древних
Основным тезисом авторов
Когнитивные теории мотивации, интенсивно разрабатывающиеся в настоящее время, берут свое начало от широко известных работ Л.Фестингера (Festinger L. А., 1957). Ему принадлежит теория когнитивного диссонанса. Эта теория имеет два принципиальных достоинства, отличающих хорошую теорию от плохой, научную теорию от ненаучной.
Во-первых, она исходит из "максимально общих оснований", если пользоваться выражением Эйнштейна.
Во-вторых, из этих общих оснований
выведены следствия, которые
Под когнитивным диссонансом Фестингер понимал некоторое противоречие между двумя или более когнициями. Когниция трактуется Фестингером достаточно широко: когниция - это любое знание, мнение или убеждение, касающееся среды, себя или собственного поведения. Диссонанс переживается личностью как состояние дискомфорта. Она стремится от него избавиться, восстановить внутреннюю когнитивную гармонию. И именно это стремление является мощным мотивирующим фактором человеческого поведения и отношения к миру.
Состояние диссонанса между
Когнитивный
диссонанс мотивирует, требует своего
уменьшения, приводит к изменению
отношений, а в итоге - к изменению
поведения. Рассмотрим два наиболее
известных эффекта, связанных с
возникновением и снятием когнитивного
диссонанса. (См. дополнительный иллюстративный
материал.) Один из них возникает
в ситуации поведения, противоречащего
оценочному отношению человека к
чему-либо (аттитюду). Если человек добровольно
(без принуждения) соглашается сделать
что-либо, несколько не соответствующее
его убеждениям, мнению, и если это
поведение не имеет достаточного
внешнего оправдания (скажем, вознаграждения),
то в дальнейшем убеждения и мнения
меняются в сторону большего соответствия
поведению. Если, например, человек
согласился на поведение, идущее несколько
вразрез с его нравственными
установками, то следствием этого будет
диссонанс между знанием о
поведении и нравственными
Другой хорошо изученный
Экспериментальные
Заключение.
В заключение остановимся на возможностях создания мотивационного компонента деятельности, которые вытекают из признания того или иного пути возникновения мотивации. Как мы старались показать на примере анализа когнитивных исследований мотивации, односторонность в трактовке процесса возникновения мотивации путем признания его зависимости либо целиком от аффективных, либо целиком от когнитивных процессов не является продуктивной. В первом случае исследователи ограничиваются либо теоретическими постулатами о первичности аффективных процессов в возникновении мотивации, либо эмпирическими примерами, но не предлагают достаточно убедительной теории возникновения мотивации. Во втором случае дается когнитивная репрезентация мотивации, которая как бы «изгоняет» из понятия «мотивация» всю субъективную, побудительную ее природу: возникновение мотивации ставится в зависимость от информированности субъекта.
Каковы возможные
пути решения проблемы мотивации? Принципиальный
путь возникновения мотивации
Отсюда следует закономерный вывод о том, что создание мотивационного компонента деятельности должно обеспечиваться как с когнитивной, так и с аффективной стороны.
Напомним
важную для нашего анализа мысль
Ж. Нюттена о том, что психологические
образования, которые нередко считаются
чисто мотивационными (планы, интересы
субъекта), порождаются совместно аффективными
и когнитивными процессами. Действительно,
знания сами по себе как объективные, находящиеся
вне субъекта явления, по-видимому, не
мотивируют. Для того чтобы знания стали
мотивами, необходимо придать им функцию
побуждения. Следовательно, при образовании
уровня высших побудителей человеческого
поведения взаимодействуют два рода процессов
— аффективные и когнитивные. Сходной
позиции придерживался П.М. Якобсон, который
писал о том, что мотивами становятся те
«психические проявления, которые приобретают
свойство побуждения: идеалы, представления
о будущем, интересы» .
Проведенный
анализ исследований проблемы мотивации
в когнитивной психологии в сравнении
с данными советских авторов
имел своей целью наметить возможные
пути теоретического и экспериментального
изучения механизмов и способов создания
мотивационного компонента деятельности
через единство когнитивных и
аффективных процессов.
Литература.
Информация о работе Исследования мотивации в рамках когнитивного направления