Исследования мотивации в рамках когнитивного направления

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 15:55, реферат

Описание работы

Когнитивная психология, в настоящее время широко распространенная за рубежом, резко противопоставила себя функционализму и атомизму бихевиоризма, предложив целостный подход к изучению психических явлений, направленный на поиски связей между традиционными психическими функциями и объединение их в психологию познания .

Содержание

Введение …………………………………………………………………………………………………………………………………….. 3
Детерминанты поведения с точки зрения когнитивной психологии ………………………………………..4
Эмоция как результат когнитивной интерпретации …………………………………………………………………… 4
Мотивирующая роль эмоций ………………………………………………………………………………………………………. 6
Двухфакторная теория Шехтера и ее экспериментальное подтверждение ……………………………… 7
Мотивирующее влияние стремления к когнитивной согласованности …………………………………….. 8
Теория когнитивного баланса Ф. Хайдера …………………………………………………………………………………. 9
Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера ……………………………………………………………………… 11
Заключение …………………………………………………………………………………………………………………………………. 13
Список литературы ……………………………………………………………………………………………………………………… 14

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 46.44 Кб (Скачать)

Исследования  показывают, что в целом выводы теории подтверждаются, а именно, что  люди действительно предпочитают ситуации первых четырех видов остальным  ситуациям. Основная трудность состоит  в том, чтобы предсказать, какой  конкретно стратегией восстановления баланса (первой, второй или третьей) будет пользоваться данный человек  в конкретной ситуации. И эта проблема далека от своего окончательного решения, так же, впрочем, как и проблема предсказания способа снятия когнитивного диссонанса.

      Тем не менее эффект баланса широко используется в практической социальной психологии, и наверное, наиболее характерным примером его применения является реклама, в которой различные известные личности (предположительно, любимые народом) демонстрируют свою любовь и приверженность определенным напиткам, продуктам питания, предметам одежды и т. п. Авторы рекламы ожидают, и как правило не без оснований, что наше (потребителей) нейтральное или даже негативное отношение к тем или иным товарам под влиянием такой рекламы преобразуется в позитивное (переход от сочетания семь к сочетанию один): мы избавимся таким образом от дисбаланса, а производитель - от товара. 

Теория  когнитивного диссонанса Л. Фестингера .

Многочисленные  теории мотивации стали появляться еще в работах древних философов. В настоящее время таких теорий насчитывается уже не один десяток. В новейших психологических концепциях мотивации, претендующих на объяснение поведения человека, преобладающим  в настоящее время является когнитивный  подход к мотивации, в русле которого особое значение придается феноменам, связанным с осознанием и знаниями человека.

      Основным тезисом авторов когнитивных  теорий (от англ. cognitive - познавательный) было убеждение, что поведение индивида направляют знания, представления, мнения о происходящем во внешнем мире, о причинах и следствиях. Знание не является простой совокупностью сведений. Знание - это не "холодная", бесстрастная информация. Представления человека о мире программируют, проектируют будущее поведение. И то, что человек делает, и как он это делает, зависит в конечном итоге не только от его фиксированных потребностей, глубинных и извечных стремлений, но и от относительно изменчивых представлений о реальности.

      Когнитивные теории мотивации, интенсивно разрабатывающиеся в настоящее время, берут свое начало от широко известных работ Л.Фестингера (Festinger L. А., 1957). Ему принадлежит теория когнитивного диссонанса. Эта теория имеет два принципиальных достоинства, отличающих хорошую теорию от плохой, научную теорию от ненаучной.

      Во-первых, она исходит из "максимально  общих оснований", если пользоваться  выражением Эйнштейна.

      Во-вторых, из этих общих оснований  выведены следствия, которые могут  быть подвергнуты экспериментальной  проверке. В силу этих обстоятельств  работы Фестингера породили огромное количество экспериментальных исследований и целых исследовательских программ, результатом чего стало открытие массы новых - порой парадоксальных - эффектов и закономерностей, представляющих как теоретический, так и практический интерес. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

      Под когнитивным диссонансом  Фестингер понимал некоторое противоречие между двумя или более когнициями. Когниция трактуется Фестингером достаточно широко: когниция - это любое знание, мнение или убеждение, касающееся среды, себя или собственного поведения. Диссонанс переживается личностью как состояние дискомфорта. Она стремится от него избавиться, восстановить внутреннюю когнитивную гармонию. И именно это стремление является мощным мотивирующим фактором человеческого поведения и отношения к миру.

      Состояние диссонанса между когнициями Х и Y возникает тогда, когда из когниции Х следует не Y. Состояние консонанса между Х и Y, с другой стороны, существует тогда, когда из Х следует Y. Человек стремится к внутренней непротиворечивости, к состоянию консонанса. Например, склонный к полноте человек решил сесть на диету (когниция Х), но не может отказать себе в любимом шоколаде (когниция Y). Человек, стремящийся похудеть, не должен есть шоколад. Налицо диссонанс. Его возникновение мотивирует человека на редукцию, снятие, уменьшение диссонанса. Для этого, по мнению Фестингера, у человека есть три основных способа:

  • изменить одну из когниций (в данном случае - перестать есть шоколад или прекратить диету);
  • снизить значимость входящих в диссонантные отношения когниций (решить, что полнота не такой уж большой грех или что шоколад не дает значительной прибавки веса);
  • добавить новую когницию (например, что хотя шоколад и увеличивает вес, зато благотворно влияет на умственную деятельность). (См. дополнительный иллюстративный материал.)
 

Когнитивный диссонанс мотивирует, требует своего уменьшения, приводит к изменению  отношений, а в итоге - к изменению  поведения. Рассмотрим два наиболее известных эффекта, связанных с  возникновением и снятием когнитивного диссонанса. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Один из них возникает  в ситуации поведения, противоречащего  оценочному отношению человека к  чему-либо (аттитюду). Если человек добровольно (без принуждения) соглашается сделать  что-либо, несколько не соответствующее  его убеждениям, мнению, и если это  поведение не имеет достаточного внешнего оправдания (скажем, вознаграждения), то в дальнейшем убеждения и мнения меняются в сторону большего соответствия поведению. Если, например, человек  согласился на поведение, идущее несколько  вразрез с его нравственными  установками, то следствием этого будет  диссонанс между знанием о  поведении и нравственными установками, а в дальнейшем последние изменятся  в сторону понижения нравственности. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

      Другой хорошо изученный эффект, полученный в исследованиях когнитивного  диссонанса, - диссонанс после трудного  решения. Трудным решением называется  тот случай, когда альтернативные  варианты, из которых необходимо  сделать выбор, близки по привлекательности.  В таких случаях, как правило,  после принятия решения, после  того, как выбор сделан, человек  переживает когнитивный диссонанс,  являющийся результатом следующих  противоречий: с одной стороны, в избранном варианте есть негативные черты, а с другой стороны, в отвергнутом варианте есть нечто положительное. Принятое частично плохо, но оно принято. Отвергнутое частично хорошо, но оно отвергнуто. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

      Экспериментальные исследования  последствий трудного решения  показали, что после принятия  такого решения (со временем) повышается  субъективная привлекательность  избранного варианта и понижается  субъективная привлекательность  отвергнутого. Человек, таким образом,  избавляется от когнитивного  диссонанса: он убеждает себя  в том, что выбранное не просто  слегка лучше отвергнутого, а  значительно лучше, он как бы  раздвигает альтернативные варианты: избранное тянет вверх по шкале  привлекательности, отвергнутое  - вниз. Исходя из этого, можно  полагать, что трудные решения  увеличивают вероятность поведения,  соответствующего избранному варианту. Например, если человек долго  мучился выбором между автомобилями "А" и "Б", а в итоге  предпочел "Б", то в дальнейшем  вероятность выбора автомобилей  типа "Б" будет выше, чем до  покупки, так как относительная  привлекательность последних вырастет. 

Заключение.

В заключение остановимся на возможностях создания мотивационного компонента деятельности, которые вытекают из признания того или иного пути возникновения  мотивации. Как мы старались показать на примере анализа когнитивных исследований мотивации, односторонность в трактовке процесса возникновения мотивации путем признания его зависимости либо целиком от аффективных, либо целиком от когнитивных процессов не является продуктивной. В первом случае исследователи ограничиваются либо теоретическими постулатами о первичности аффективных процессов в возникновении мотивации, либо эмпирическими примерами, но не предлагают достаточно убедительной теории возникновения мотивации. Во втором случае дается когнитивная репрезентация мотивации, которая как бы «изгоняет» из понятия «мотивация» всю субъективную, побудительную ее природу: возникновение мотивации ставится в зависимость от информированности субъекта.

Каковы возможные  пути решения проблемы мотивации? Принципиальный путь возникновения мотивации человека через его деятельность является исходным для советской психологии. В то же время для этого необходимы аффективные процессы .

Отсюда следует  закономерный вывод о том, что  создание мотивационного компонента деятельности должно обеспечиваться как с когнитивной, так и с аффективной стороны.

Напомним  важную для нашего анализа мысль  Ж. Нюттена о том, что психологические образования, которые нередко считаются чисто мотивационными (планы, интересы субъекта), порождаются совместно аффективными и когнитивными процессами. Действительно, знания сами по себе как объективные, находящиеся вне субъекта явления, по-видимому, не мотивируют. Для того чтобы знания стали мотивами, необходимо придать им функцию побуждения. Следовательно, при образовании уровня высших побудителей человеческого поведения взаимодействуют два рода процессов — аффективные и когнитивные. Сходной позиции придерживался П.М. Якобсон, который писал о том, что мотивами становятся те «психические проявления, которые приобретают свойство побуждения: идеалы, представления о будущем, интересы» . 

Проведенный анализ исследований проблемы мотивации  в когнитивной психологии в сравнении  с данными советских авторов  имел своей целью наметить возможные  пути теоретического и экспериментального изучения механизмов и способов создания мотивационного компонента деятельности через единство когнитивных и  аффективных процессов. 

Литература. 

  1. Ильин Е.П. Мотивация  и мотивы, 2006
  2. Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения , 2006
  3. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность, 2-е изд
  4. Вилюнас В. Психология развития мотивации, 2006
  5. http://www.psylive.kz/html

Информация о работе Исследования мотивации в рамках когнитивного направления