Исследования мотивации в рамках когнитивного направления

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 15:55, реферат

Описание работы

Когнитивная психология, в настоящее время широко распространенная за рубежом, резко противопоставила себя функционализму и атомизму бихевиоризма, предложив целостный подход к изучению психических явлений, направленный на поиски связей между традиционными психическими функциями и объединение их в психологию познания .

Содержание

Введение …………………………………………………………………………………………………………………………………….. 3
Детерминанты поведения с точки зрения когнитивной психологии ………………………………………..4
Эмоция как результат когнитивной интерпретации …………………………………………………………………… 4
Мотивирующая роль эмоций ………………………………………………………………………………………………………. 6
Двухфакторная теория Шехтера и ее экспериментальное подтверждение ……………………………… 7
Мотивирующее влияние стремления к когнитивной согласованности …………………………………….. 8
Теория когнитивного баланса Ф. Хайдера …………………………………………………………………………………. 9
Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера ……………………………………………………………………… 11
Заключение …………………………………………………………………………………………………………………………………. 13
Список литературы ……………………………………………………………………………………………………………………… 14

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 46.44 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ 
 
 
 
 

Реферат

« Исследования мотивации в рамках когнитивного  направления » 
 
 
 
 

Выполнила студентка

2 курса :

Осинцева А

                                                                                         Руководитель :

                                                           Каневская Т.М. 
 
 
 
 
 

Екатеринбург

2012 уч.год 

Содержание 

  1. Введение …………………………………………………………………………………………………………………………………….. 3
  2. Детерминанты поведения с точки зрения  когнитивной психологии ………………………………………..4
  3. Эмоция как результат когнитивной интерпретации …………………………………………………………………… 4
  4. Мотивирующая роль эмоций ………………………………………………………………………………………………………. 6
  5. Двухфакторная теория Шехтера и ее экспериментальное подтверждение ……………………………… 7
  6. Мотивирующее влияние стремления к когнитивной согласованности …………………………………….. 8
  7. Теория когнитивного баланса Ф.  Хайдера ………………………………………………………………………………….  9
  8. Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера ……………………………………………………………………… 11
  9. Заключение …………………………………………………………………………………………………………………………………. 13
  10. Список литературы ……………………………………………………………………………………………………………………… 14
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

Проблема  мотивации как побудителя человеческого  поведения закономерно возникает  в любой теории познания. Не избежала этой проблемы и когнитивная психология, которая первоначально объединяла исследования познавательных процессов  и не затрагивала мотивации.

Когнитивная психология, в настоящее время  широко распространенная за рубежом, резко  противопоставила себя функционализму и атомизму бихевиоризма, предложив  целостный подход к изучению психических  явлений, направленный на поиски связей между традиционными психическими функциями и объединение их в  психологию познания .

Исходя из положения о том, что поведение  человека детерминировано его знаниями, а не определяется полностью внешними раздражителями (в соответствии с  основным постулатом бихевиоризма), когнитивная  психология предприняла попытку  преодолеть механицизм бихевиоризма . Таким путем представители когнитивной психологии предполагали перейти от анализа внешне наблюдаемого поведения к изучению внутренних психических механизмов процесса познания, которое трактовалось ими как акт категоризации.

При анализе  процессов научения когнитивная  психология заменила дуалистическую позицию  бихевиоризма, считающего психику эпифеноменом, на интеракционистскую позицию, предполагающую, что психические и физические процессы взаимодействуют и знания влияют на поведение . Это означает, что мысль является причиной, частично определяющей действие; действие; в свою очередь, может иметь информационное значение и влиять на мысль . Ж. Нюттен, обосновывая неадекватность бихевиористской схемы для анализа процессов научения, указывает, что эта схема учитывает только временные связи между элементами поведения и не учитывает когнитивные отложения между ними . Один из основных законов бихевиоризма — закон эффекта, означающий, что подкрепление автоматически усиливает эффект научения, был опровергнут экспериментально в когнитивной психологии. Так, данные В.К. Эстеса показали, что эффективность подкрепления зависит от информированности субъекта .

В когнитивной  психологии человек рассматривается  как «активный, перерабатывающий информацию организм, ищущий стимуляции и стремящийся  к знаниям» . Однако конкретная реализация этого теоретического положения в рамках когнитивной психологии оказалось затруднительной. Это можно объяснить тем, что человека в этой концепции как бы занимали информационные модели — «когнитивные карты» или «ориентировочные схемы», которым приписывалась спонтанная активность, направленная на поиск информации ; отсюда мотивация была понята как экстенсивная схема, которая определяет менее широкие схемы. Не удивительно, что, ограничиваясь анализом подобных схем, якобы «определяющих активность субъекта», когнитивный подход оказался не связанным с изучением того, как люди действуют в реальной жизни, что с огорчением констатирует У. Найссер . Типичным для представителей когнитивной психологии является отрицание аффективной детерминации поведения. Так, Г. Хекхаузен определяет мотивы как когнитивные конструкты ; Дж. Каган рассматривает мотив как когнитивное представление желаемого конечного состояния, а цель — как когнитивное представление будущих событий. Хотя такая трактовка мотива и цели согласуется с исходной посылкой когнитивной психологии о детерминирующей функции знаний в жизни субъекта, она ни в коей мере не проясняет механизма возникновения мотивации. Более того, приписывание понятию «цель» чисто когнитивного содержания противоречит данным экспериментальных исследований как советских психологов , так и зарубежных. 

Детерминанты  поведения с точки  зрения  когнитивной  психологии.

После становления  бихевиоризма персонология стала выдвигать предположение, что поведение человека регулируется сложными взаимодействиям между внутренними явлениями и факторами окружения. Это рассуждения легли в основу социально-когнитивное направление в теории личности.  Представителями его являются Альберт Бандура и Джулиан Роттер. Теория каждого из них значительно отличается от радикального бихевиоризма, но сохраняет строгую научную и экспериментальную методологию, которую характеризует данный подход.

Бандура исходит  из того, что психологическое функционирование личности лучше понимать через непрерывное  взаимодействие между тремя группами факторов:

1. Поведенческими; 2. Когнитивными; 3. Средовыми.

С точки  зрения Бандуры индивиды обладают когнитивными способностями, которые позволяют  им предсказывать появление событий  и создавать средства контроля над  тем, что влияет на их повседневную жизнь. Он рассматривал поведения с  точки зрения принципа взаимного  детерминизма, который состоит в  том, что факторы предрасположенности  и ситуационные факторы являются взаимозависимыми причинами поведения.   Внутренние детерминанты поведения, такие  как вера и ожидание, и внешние  детерминанты – поощрение и наказание, являются частью системы взаимодействующих  влияний, которые действуют не только на поведение, но и друг на друга. Хотя на поведение влияет окружение, но люди сами могут оказывать какое-то влияние  на своё поведение.      

Дружелюбный человек на званном ужине может своим поведение создать окружение, в котором для него будет поощрение и мало наказания. Грубое поведение человека там же может привести к тому, что действия окружающих будут наказанием и очень малым поощрением для него.

Социально-когнитивная  теория описывает модель взаимной причинности  поведения, в которой познавательные аффективные и другие личностные факторы и события окружения  работают как взаимозависимые детерминанты. Бандура полагает, что люди являются и продуктом, и производителем своего окружения.

В отличие  от Скиннера, который считал, что  поведение регулируется подкреплением,  Бандура полагает, что оно в  значительной мере регулируется предвиденными  последствиями. Одеваемся по-походному  в поход, берем зонт в проливной  дождь и т.д. Наша способность  представлять действительный исход  символически (в предвидении, в мыслях) дает возможность перевести будущие  события (холод) в сиюминутные побудительные  факторы. Они влияют и  определяют наше поведение, так же как и потенциальные  последствия. А способность предвидеть (предсказать) ситуацию дают человеку психические процессы (когнитивные). 
 

Эмоция  как результат  когнитивной интерпретации.

Собственно  психологическим аспектом эмоции является ее оценочная функция. Физиологическое  возбуждение — это необходимое, но недостаточное условие возникновения  переживания определенного качества. Специальные исследования показали, что при одном и том же характере  физиологического возбуждения эмоция может быть разной по качеству в  зависимости от когнитивной оценки ситуации: от того, как человек (позитивно  или негативно) оценивает происходящее событие. В одном из экспериментов, направленных на проверку предположения  о роли когнитивной оценки, испытуемым сделали инъекцию некоторого лекарственного препарата, вызывающего состояние  возбуждения. Экспериментатор сообщил  части испытуемых достоверную информацию о воздействии препарата: о том, что он вызывает учащение сердцебиения, тремор и т. д. Другим испытуемым было сказано, что препарат вызывает снижение чувствительности. Таким образом, правильно  информированные испытуемые имели  объяснение своего возбуждения, в то время как дезинформированные его  не имели. После этого экспериментатор, оставив испытуемых в ожидании, с  помощью одного из своих помощников создал в комнатах, где находились участники эксперимента, обстановку или веселья, или гнева и раздражения. Результаты самооценки эмоционального состояния дезинформированных испытуемых показали, что те из них, кто находился  в обстановке веселья, оценивали  свое состояние как относительно веселое, а те, кто находился в  обстановке гнева и раздражения, — как относительно раздраженное. Однако самооценки эмоционального состояния  правильно информированных иcпытуемых не были подвержены влиянию созданной обстановки . Вывод из этого эксперимента состоит в том, что в целом оценка ситуации играет ведущую роль в субъективной дифференциации эмоций.

Говоря об оценке ситуации, нужно иметь в  виду не просто анализ внешних условий, а, скорее, оценивание индивидом возможностей удовлетворения своих потребностей, которые зависят как от внешних, так и от внутренних условий. По существу, различные эмоциональные состояния  являются оценкой перспективы в  плане удовлетворения потребности. Если удовлетворение маловероятно, возникает  отрицательная эмоция; в противоположном  случае, когда перспективы удовлетворения потребности благоприятны, преобладает  позитивный эмоциональный тон. Такое  определение эмоций доминирует в  когнитивно-ориентированных теориях. Однако даже в психоаналитическом лагере все отчетливее раздаются голоса в пользу понимания эмоции как результата когнитивной оценки условий удовлетворения потребности, или исходов действия, что причудливым образом перекликается с понятиями ожидания, вероятности достижения цели, валентности, развитыми в рамках подхода К. Левина. Динамическая теория мотивации Левина, часто критикуемая за формализм и несодержательность, как оказалось, помогает пониманию самых что ни на есть содержательных, субъективных процессов, каковыми являются эмоции и чувства.

Примером  психоаналитической концепции, интерпретирующей эмоциональные переживания как  результат когнитивной оценки, может  служить теория Р. Холта . Он основывает свою теорию на понятии желания, данном еще Фрейдом. Желание связано с когнитивно-аффективным состоянием неудовлетворенности. Речь, по сути дела, идет об оценке — сознательной, предсознательной или бессознательной — рассогласования между тем, что воспринимается, и тем, что центрально генерируется, между существующим состоянием и потенциальным. Малое или умеренное рассогласование вызывает удовольствие и интерес, а сильное и неожиданное рассогласование — испуг и неудовольствие. Таким образом, различные степени рассогласования между существующим и желаемым связаны с различными эмоциями.

Рассматривая  теории, интерпретирующие эмоцию как  результат когнитивной оценки ситуации, необходимо отметить концепцию С. Шехтера , по мнению которого необходимо различать два основных фактора, или компонента, эмоций: физиологический и когнитивный. Как ясно видно из приведенного выше экспериментального исследования, физиологическое возбуждение не определяет одно­значно тип возникающей эмоции. Изменение уровня активации (собственно физиологический компонент эмоции) обладает лишь общей энергетической функцией. Для возникновения эмоции определенного качества, определенной субъективной окраски необходима когнитивная интерпретация ситуации.

Субъективная  интерпретация эмоционального состояния  зависит и от восприятия внутренней, физиологической ситуации. Следовательно, можно изменить сам характер переживания  с помощью предъявления человеку ложной обратной связи о его физиологическом  состоянии, что неоднократно делалось в экспериментах Валинса. Например, испытуемым - мужчинам предъявляли изображения полуобнаженных женщин. Испытуемые при этом получали ложную акустическую информацию о собственном сердцебиении. Контрольная группа слышала те же звуковые сигналы, но им говорилось, что они не имеют отношения к эксперименту. После предъявления фотографий испытуемые оценивали степень привлекательности каждой из изображенных на них женщин. Выяснилось, что испытуемые экспериментальной группы предпочитали изображения, которые сопровождались изменениями — учащением и замедлением (замиранием) — сердцебиения. Результаты этого эксперимента позволяют сделать вывод, что оценка собственного эмоционального состояния (в данном случае удовольствия от разглядывания изображений) зависит от восприятия своего физиологического состояния, на которое можно влиять с помощью обратной связи. Следовательно, само эмоциональное состояние в принципе подлежит коррекции посредством ложной обратной связи. 

Информация о работе Исследования мотивации в рамках когнитивного направления