Исследования мотивации в рамках когнитивного направления

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 15:55, реферат

Описание работы

Когнитивная психология, в настоящее время широко распространенная за рубежом, резко противопоставила себя функционализму и атомизму бихевиоризма, предложив целостный подход к изучению психических явлений, направленный на поиски связей между традиционными психическими функциями и объединение их в психологию познания .

Содержание

Введение …………………………………………………………………………………………………………………………………….. 3
Детерминанты поведения с точки зрения когнитивной психологии ………………………………………..4
Эмоция как результат когнитивной интерпретации …………………………………………………………………… 4
Мотивирующая роль эмоций ………………………………………………………………………………………………………. 6
Двухфакторная теория Шехтера и ее экспериментальное подтверждение ……………………………… 7
Мотивирующее влияние стремления к когнитивной согласованности …………………………………….. 8
Теория когнитивного баланса Ф. Хайдера …………………………………………………………………………………. 9
Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера ……………………………………………………………………… 11
Заключение …………………………………………………………………………………………………………………………………. 13
Список литературы ……………………………………………………………………………………………………………………… 14

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 46.44 Кб (Скачать)

Мотивирующая  роль эмоций.

Эмоции играют заметную роль на всех этапах мотивационного процесса: при оценке значимости внешнего раздражителя, при сигнализации о  возникшей потребности и оценке ее значимости, при прогнозировании  возможности удовлетворения потребности, при выборе цели.

Эмоции как  оценка значимости внешнего раздражителя. На первом (мотивационном) этапе главное  назначение эмоций - сигнализировать  о пользе или вреде для организма  того или иного стимула, явления, которые метятся определенным знаком (положительным или отрицательным) еще перед тем, как они будут  подвергнуты осознанной, логической оценке. По этому поводу П.К. Анохин писал: «Производя почти моментальную интеграцию всех функций организма, эмоции сами по себе и в первую очередь  могут быть абсолютным сигналом полезного  или вредного воздействия на организм, часто даже раньше, чем определены локализация воздействий и конкретный механизм ответной реакции организма.

Эмоции отражают не только биологическую, но и личностную значимость внешних стимулов, ситуаций, событий для человека, т. е. того, что его волнует. Об этом пишет  А.В. Вальдман: «Эмоция - это такая форма отражательной психической деятельности, где на первый план выступает отношение к окружающей информации...» . А.В. Запорожец и Я.3. Неверович  считают, что эмоции опережают осознание человеком ситуации, сигнализируя о возможном приятном или неприятном ее исходе, и в связи с этим говорят о предвосхищающей функции эмоций. Выполняя эту отражательно-оценочную роль, определяя, что для человека значимо, а что нет, эмоции тем самым способствуют ориентированию человека в различных ситуациях, т. е. выполняют ориентировочную функцию.

Включаясь в процесс вероятностного прогнозирования, эмоции помогают оценивать будущие события (предвкушение удовольствия, когда человек идет в театр, или ожидание неприятных переживаний после экзамена, когда студент не успел к нему как следует подготовиться), т. е. выполняют прогностическую функцию. Эмоции облегчают поиск правильного выхода из ситуации, в связи с чем они говорят об их эвристической функции. Следовательно, эмоции участвуют не только на первом этапе мотивационного процесса, когда определяется значимость того или иного внешнего или внутреннего стимула, но и на этапе принятия решения. 

Двухфакторная теория Шехтера и  ее экспериментальное  подтверждение.

Двухфа́кторная тео́рия эмо́ций — социально-психологическая теория, рассматривающая эмоции как сочетания двух компонентов (факторов): физиологического возбуждения и когнитивной интерпретации этого возбуждения.

Двухфакторную теорию эмоций связывают с именем американского социального психолога  Стенли Шехтера, она гласит, что возникновение  чувств можно представить как  функцию физиологического возбуждения (количественный компонент эмоции) и «соответствующей» интерпретации  этого возбуждения (качественный компонент). Согласно теории «продукты процесса познания используются для интерпретации  значения физиологических реакций  на внешние события»

Исследования  Шехтера и Сингера

Стэнли Шехтер и Джером Сингер сообщили испытуемым, что целью данного эксперимента является проверка воздействия витаминного комплекса «Супроксин» (Supproxin) на зрение. 3/4 добровольцев (при этом только один из 185 участников отказался) получили инъекцию адреналина (другое название «эпинефрин»), а оставшаяся четверть — раствор поваренной соли (контрольное условие — плацебо-группа). Испытуемые, которым ввели адреналин, получили разного рода информацию о возможных эффектах «Супроксина»: верную (о действии адреналина — учащенное сердцебиение, дрожь, увеличение кровотока и т. п.), ложную (зуд, тупая головная боль, онемение ног), либо вообще ничего не знали. После инъекции участники проводили в отдельную комнату выполнить «тесты для проверки зрения» и просили ответить на вопросы анкеты. Там они встречались с еще одним по их мнению испытуемым, который конечно же являлся помощником руководителя эксперимента, наблюдающего за всем происходящим через одностороннее зеркало. Псевдо-испытуемый либо нарочно сердился, либо находился в состоянии радостного возбуждения с целью определить, в какой степени такое поведение влияет на восприятие испытуемого. В дополнение к этому вопросы в вышеназванной анкете были составлены таким образом, чтобы намеренно разгневать участника. Так например, спрашивалось о количестве добрачных сексуальных партнеров матери и другие оскорбительные вопросы. Помощник экспериментатора при условии «гнева» вел себя особенно раздраженно прежде всего из-за этих вопросов.

Таким образом, психологическая гипотеза Шехтера  и Сингера гласила, что испытуемые с неверными данными и вовсе ими не обладающие будут искать объяснение физиологическому возбуждению, вызванному инъекцией адреналина, то есть они будут интерпретировать возбуждение эмоцией, зависящей от поведения помощника в комнате: злился ли он или радовался, они будут испытывать соответствующие чувства. Участники с верной информацией и плацебо-группа наоборот не должны демонстрировать никаких существенных отклонений, так как они могут правильно объяснить свое возбуждение. 

«Измерялись»  эмоции:

Когда испытуемый находился в комнате с помощником экспериментатора, путем наблюдения за ними через одностороннее зеркало и анализа их поведения и когда участникам после эксперимента выдавали анкету, в которой они должны были указать, как они себя эмоционально чувствовали в разные моменты исследования (прежде всего во время ожидания вместе с помощником экспериментатора).

Результаты  показали, что различия между дезинформированными  и неинформированными испытуемыми  и плацебо-группой были незначитильными. Испытуемые, которых ввели в заблуждение или которые легко поверили в эффекты от инъекции, вели себя подобно помощнику, используя ситуацию для интерпретации их уровня активности, чтобы определить свое эмоциональное состояние. С другой стороны, испытуемые, которые знали, что следует ожидать, не подражали в своих эмоциях помощнику экспериментатора.

Таким образом, гипотезу подтверждают различия между  верно информированными и дезинформированными/неинформированными испытуемыми. Кроме того существенных различий (как и предполагалось) между верно информированными и плацебо-группой не было выявлено. Итак, психологический прогноз можно считать условно выполненным, хотя и со слабыми результатами.

Мотивирующее  влияние стремления к когнитивной  согласованности.

27 августа  1957 года вышла из печати книга  Леона Фестингера, называвшаяся «Теория когнитивного диссонанса».

Достаточно  сказать, что концепция лидера гуманистов - сугубо умозрительная, а теория когнитивного диссонанса построена на экспериментальных данных и многократно ими подтверждена. Тут, правда, возникает одно подозрение: похоже, отечественный читатель больше любит рассуждения, чем эксперименты. По крайней мере, блиц-опрос нескольких десятков молодых коллег показал: с концепцией Маслоу хотя бы в реферативном ее изложении знакомы почти все, тогда как Фестингера мало кто читал, а многие по сей день о нем даже не слышали. Перелистывая на исходе лета страницы историко-психологического календаря, попробуем восполнить этот пробел хотя бы отчасти.

Ученик Левина, Фестингер в своих изысканиях опирался на принцип равновесия, используя его и при анализе мироощущения человека. Сам он начинает изложение своей теории с такого рассуждения: замечено, что люди стремятся к некоторой согласованности как желаемому внутреннему состоянию. Если возникает противоречие между тем, что человек знает, и тем, что он делает, то это противоречие он стремится как-то объяснить и, скорее всего, представить его как непротиворечие ради того, чтобы вновь достичь состояния внутренней когнитивной согласованности.

Далее Фестингер предлагает заменить термин «противоречие» на «диссонанс», а «согласованность» на «консонанс», поскольку эта пара терминов кажется ему более нейтральной, и теперь сформулировать основные положения теории. Она может быть изложена в трех основных пунктах:

а) между  когнитивными элементами может возникнуть диссонанс;

б) существование  диссонанса вызывает стремление уменьшить  его или воспрепятствовать его  росту;

в) проявление этого стремления включает: или изменение  поведения, или изменение знаний, или осторожное, избирательное отношение  к новой информации.

В качестве иллюстрации приводится ставший  уже нарицательным пример с курильщиком: человек курит, но вместе с тем  знает, что курение вредно; у него возникает диссонанс, выйти из которого можно тремя путями:

а) изменить поведение, то есть бросить курить;

б) изменить знание, в данном случае - убедить себя, что все рассуждения о вреде курения как минимум преувеличивают опасность, а то и вовсе недостоверны;

в) осторожно  воспринимать новую информацию о  вреде курения, то есть попросту игнорировать ее.

Теория  когнитивного баланса  Ф.  Хайдера.

После Второй мировой войны, после разрушений, тревог и хаоса у людей обострилась  потребность в стабильности, устойчивости и непротиворечивости мира. Поэтому  вполне закономерно, что в психологии появился целый ряд теорий, в основу поведения человека ставящих стремление к гармонии. Один из таких примеров - теория когнитивного диссонанса - был  рассмотрен выше. Другим широко известным  примером является теория баланса Ф. Хайдера (Heider F., 1958).

Виды триад  по Хайдеру

N
    Типы отношений  внутри триад
 
 
Субъект-Объект человек Другой человек  – Объект Субъект - Другой

                                                    

   1                        + +                      +
2                        +                     -                      -
3                        -                     -                      +
4
      -
                    +                       -
5
      -
                    +                       -
6
      +
                    -                       -
7
      -
                    -                       +
   8           +                     +                       +

Автор теории исходил из следующих принципов. Социальная ситуация может быть описана  как совокупность элементов (людей  и объектов) и связей между ними. Определенные сочетания элементов  и связей являются устойчивыми, сбалансированными, другие - несбалансированными. У людей  наблюдается стремление к сбалансированным, гармоничным, непротиворечивым ситуациям. Несбалансированные ситуации, подобно  когнитивному диссонансу, вызывают чувства  дискомфорта, напряженности и стремление привести ситуацию к сбалансированному  виду. Таким образом, одним из источников человеческого поведения, по мнению Хайдера, является потребность в гармоничных, непротиворечивых социальных отношениях. Положение дисбаланса инициирует поведение, направленное на восстановление баланса.

      В качестве простейшей социальной  ситуации Хайдер рассматривает систему, состоящую из трех элементов (триаду): субъект - другой человек - объект - вместе с отношениями между ними:

  1. субъект - другой человек;
  2. субъект - объект;
  3. другой человек - объект.

Объект при  этом понимается весьма широко: как  вещь, процесс, группа людей, предмет, идея и т. д. Отношения внутри триады могут  быть положительными и отрицательными. Таким образом, логически возможны восемь видов триад (табл.).

      Первые четыре ситуации являются  сбалансированными, остальные - несбалансированными.  Скажем, я не люблю лыжные прогулки, мой знакомый(ая) тоже их не любит, между нами позитивные взаимоотношения (сочетание 3). В этом нет никакого противоречия - ситуация сбалансирована. С другой стороны, может оказаться так, что я и ненавистный мне человек одинаково (негативно) относимся к некоторой политической партии (сочетание 5). Это уже дисбаланс: я разделяю мнение со своим врагом.

      По мнению Хайдера, ситуации пятого-восьмого видов неустойчивы, вызывают чувство дискомфорта и стремление преобразовать их в одну из первых четырех. В целом же возможны три основных способа снятия дисбаланса:

  • изменить одно из отношений с "+" на "-" или с "-" на "+": например, если выясняется, что мой друг страшно любит кошек, а я к ним раньше относился довольно прохладно (сочетание 7), то очень возможно, что я со временем изменю свое отношение к этим домашним животным с отрицательного на положительное, а если моя ненависть к кошачьим превосходит привязанность к другу, я могу пересмотреть не свое отношение к кошкам, а свое отношение к другу;
  • уменьшить значимость одного из отношений, т.е. свести одно из отношений к нулю: если моя хорошая знакомая, например, не выносит разговоров на отвлеченные темы, а я их обожаю (сочетание 8), то я могу отстраниться от ее отношения к данному предмету, нейтрализовать его, прекратив беседовать с ней на отвлеченные темы, а утолять свою жажду философствования в беседах с друзьями;
  • дифференцировать положительное и отрицательное отношения: если мой любимый врач говорит, что кофе вреден для меня, имея в виду действие кофеина на сердечно-сосудистую систему, а я без вкуса и запаха кофе не могу прожить и дня (сочетание 8), то можно в принципе перейти на кофе без кофеина, т.е. дифференцировать, разделить свое отношение к кофе на два типа: отношение к кофе с кофеином, как и у врача, - отрицательное; отношение к кофе без кофеина - положительное.

Информация о работе Исследования мотивации в рамках когнитивного направления