Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 13:04, курсовая работа
Цель данной работы определяется как исследование бессознательного человеческой психики, его формирование, проявление и значение.
Задачи исследования: Рассмотреть бессознательное в психике человека, а также связь сознания и бессознательного.
Методы исследования. В ходе комплексного изучения проблемы взаимодействия сознания и бессознательного были использованы такие методы, как анализ отечественной и зарубежной литературы.
Введение1
Глава 1.Теоретические аспекты понятия ,,бессознательного”.6
1.1Структура бессознательного.6
Глава 2. Исследование бессознательных явлений.14
2.1 Бессознательное и фрейдизм15
2.2 Советская школа исследования бессознательных явлений21 2.3Совруменные исследования бессознательного……………………..24
Заключение……………………………………………………………………….27
Список источников и литературы……………………………………………..28
Фрейдизм провозглашает мощь инстинктов, влечений. Фрейд; различал сексуальные влечения и влечения смерти: если одна сторона бессознательного направлена на утверждение жизни, то вторая ориентирована на разрушение и смерть.
Человек по природе своей антисоциален: он находится в постоянном стремлении к удовлетворению своих желаний, влечений. А общество составляет враждебное окружение. Оно призвано направлять, контролировать и подавлять человеческие стимулы и инстинкты, ограничить или полностью лишить человека удовлетворения его страстей. Будучи подавленными и загнанными в подсознание, влечения превращаются в стремления, которые имеют уже культурную ценность. Фрейд назвал это сублимацией. Например, господствующими мотивами поведения, по Фрейду, являются сексуальные мотивы, в этом случае лишь через неудачи в любви возможна творческая трансформация.17
Научного
внимания в теории Фрейда заслуживает
главным образом концепция
Но идеи, изгнанные из сферы сознания, не теряют своих динамических сил; они продолжают активно воздействовать на сферу сознания, имеют свой специфический энергетический заряд.
Если вытесненное влечение не может преодолеть сопротивления разума, то стремится пробраться к свету обходными и путями, в замаскированной форме. Это своего рода жидкость под большим давлением: непременно где-то прорвется и изольется наружу.
Вытеснение, по Фрейду, не ведет "беспричинной" борьбы с идеями и аффектами вообще, а выполняет важные жизненные функции:
- биологическую - охраняет "Я" от неприятных воспоминаний;
- социальную - подавляет неприемлемые влечения.
Процесс вытеснения наблюдается уже в раннем детстве, когда формируются первые представления о недозволенном. Как общественно развитое существо человек знает и чувствует, что определенные побуждения должны сдерживаться, подавляться, находиться под контролем разума .
Особо болезненные, несовместимые с нормами данного общества и личного, побуждения вытесняются таким путем из сознания в сферу бессознательного, забываются. Сознание не исключает и не отвергает эти психические явления, оно их сдерживает, подавляет, переносит их на иные, разумные формы поведения.
Фрейд считал, что не только характер личности и ее поведение, но и искусство, наука и культура в целом определяются влечениями. Искусство, по Фрейду, одна из форм сублимации неудовлетворенного чувства наслаждения, переключения его из сексуальней сферы в сферу эстетическую.
Фрейд
подчеркивал безраздельное
Фрейд и его последователи не просто придавали и придают (особенно неофрейдизм в США) большое значение бессознательным процессам в душевной жизни человека, какие эти процессы действительно имеют, а гипертрофировали роль бессознательного вообще, сексуальных влечений в особенности .
Фрейд настолько увлекся проблемой бессознательного, что склонен был свести к нему всю психику: "Все душевные процессы по существу бессознательны... сознательные процессы являются только определенными проявлениями всей нашей душевной деятельности 19.
З.Фрейд
выступил в качестве создателя хорошей
ли, плохой ли, но неоспоримо оригинальной
позиции, заместившей простое
Было бы ошибкой утверждать, что Фрейд впервые поставил проблему бессознательного. Эта проблема была поставлена задолго до него. Но в отношении теоретизации бессознательного, в отношении перехода от довольно путанной феноменологии этой проблемы к попыткам ее аналитического раскрытия с периода работ Фрейда началась подлинно новая эра.
Первое, насколько можно судить по литературе, международное совещание, созванное специально для обсуждения проблемы бессознательного (во всем ее объеме, а не только, как это не раз предпринималось ранее, различных специальных ее аспектов), состоялось более 70 лет назад, в 1910г. в Бостоне, США.
В
этот период очень широко было распространено
представление о
На Бостонском совещании не происходил непосредственный спор с психоанализом. Его организаторы преследовали не столько критическую, сколько конструктивную цель: подытожить позиции, с которых можно было бы осмыслить бессознательное, его роль и функции, не прибегая при этом ни в какой форме к представлениям и постулатам психоанализа. Труды этого совещания, в которые были включены работы таких крупнейших авторитетов того времени, как П.Жане, Т.Рибо, Ф.Брентано, М.Припс и др., создали впечатляющую картину необычайной пестроты и противоречивости мнений, преобладавших в те годы по поводу проявлений бессознательного. Одновременно показали, что в центре споров оставались все те же вопросы, которые были поставлены в еще более ранний период, но к сколько-нибудь уверенному решению которых участники Бостонского симпозиума были отнюдь не намного ближе, чем их предшественники - виднейшие психологи и клиницисты XIX века. В истории развития представлений о бессознательном Бостонский симпозиум представляет собой очень поучительный эпизод. Это была последняя попытка затормозить уже поднимавшийся вал популярности психоанализа, однако, заранее была обречена на неуспех . 21
2.2 Советская школа исследования бессознательных явлений. Хорошо известна история отношений советской психологии к идеям психоанализа .
После довольно оживленной первоначальной, как критической, так и одобряющей, - реакции на эти идеи, оставившей в советской литературе 20-х годов заметный след, диалог между советскими исследователями и сторонниками психоанализа стал постепенно угасать.
Даже
стойкое сохранение интереса к проблематике
бессознательного, которое с самого
ее начала характеризовало грузинскую
психологическую школу Д.К.
Причиной здесь явилось, наверное, постепенное преобразование теории психоанализа из относительно узкой клинико-психологической концепции в форме которой она выступила на заре своего существования, в доктрину широкого философского и социального плана, окрашенную, с одной стороны; в биологизирующие, а с другой - в идеалистические тона. Дух психоанализа как системы социальных, мировоззренческих обобщений, характерная для него очень своеобразная методология познания оказалась настолько чуждой идеологическим установкам советской психологии, стилю и традициям осмысления природы человека, которых придерживаются советские исследователи, что находить обязательный исходный "минимум общности" толкования, без которого никакой диалог немыслим, стало невозможным.
Именно в этом корни молчания, которое защищало с начала 30-х до середины 50-х г.г. обмен мнений, звучавший в более ранний период. В 1955 г. на страницах журнала "Вопросы психологии" была начата дискуссия по поводу теории установки, в которой затрагивалась, в частности, и проблемы бессознательного. При подытоживании этой дискуссии было подчеркнуто, что крайне мало разработан вопрос о бессознательном и для того, чтобы занять правильную позицию и в этом вопросе, следовало не уклоняться от изучения его, а вплотную заняться им 22.
С конца же 50-х годов - в значительной степени по инициативе АН СССР, организовавшей в 1958г. специальную конференцию, посвященную проблеме отношения к психоанализу, - диалог был вновь возобновлен, а в 1962 г. на Всесоюзном совещании по философии вопросам физиологии высшей нервной деятельности и психологии еще более углублен .
На протяжении З0-50 г.г. развитие идей психоаналитической школы совершилось в полном отрыве от сложной эволюции представлений о бессознательном, происходившей в этот период в Советском Союзе и связанной исходно с именем И.П.Павлова, а несколько позже с именем Д.К.Узнадзе и его школы.23
Возобновлению
диалога советских
1)
возникновение в рамках
2)
сложное позднее развитие
3)
выявление весьма широкого
Когда Узнадзе развивает широкую идею психологической установки, он отвергает и опровергает Фрейда, но само это опровержение означает определенный отклик на идеи Фрейда и их переработку. В этом проявляется неустранимая диалектика естественного развития больших идей, которую можно проследить в самых разных областях знания, ибо ни одна из подобных идей не создается без опоры на наследие прошлого, на труды и мечты предшествующих поколений, которые должны быть восприняты и изменены, чтобы дать возможность выступить на передний план обоснованиям более высокого порядка.
Бессознательное в понимании Узнадзе выступает как система категорий более общего порядка, чем бессознательное в понимании Фрейда. Это различие в степени обобщенности понятий, которыми оперирует каждая из этих концепции - различие, имеющее фундаментальный принципиальный характер, - в значительной степени определяет как их взаимоотношение, так и создаваемые ими возможности анализа и общий стиль.
Не случайно именно в Тбилиси в 1979 г. был организован II Международный симпозиум по проблеме бессознательного, на котором обозначились новые перспективы развития теории установки с использованием всего того рационального, что содержится в недрах глубинной психологии 24.
На
этом симпозиуме были представлены почти
все существующие в советской
и зарубежной психологии точки зрения
на бессознательное
2.3
Современные исследования
бессознательного.
Информация о работе Исследования бессознательных явлений в психологии