Исследования бессознательных явлений в психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 13:04, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы определяется как исследование бессознательного человеческой психики, его формирование, проявление и значение.

Задачи исследования: Рассмотреть бессознательное в психике человека, а также связь сознания и бессознательного.

Методы исследования. В ходе комплексного изучения проблемы взаимодействия сознания и бессознательного были использованы такие методы, как анализ отечественной и зарубежной литературы.

Содержание

Введение1

Глава 1.Теоретические аспекты понятия ,,бессознательного”.6

1.1Структура бессознательного.6

Глава 2. Исследование бессознательных явлений.14

2.1 Бессознательное и фрейдизм15

2.2 Советская школа исследования бессознательных явлений21 2.3Совруменные исследования бессознательного……………………..24

Заключение……………………………………………………………………….27

Список источников и литературы……………………………………………..28

Работа содержит 1 файл

курсавая работа.docx

— 68.02 Кб (Скачать)

    Фрейдизм  провозглашает мощь инстинктов, влечений. Фрейд; различал сексуальные влечения и влечения смерти: если одна сторона  бессознательного направлена на утверждение  жизни, то вторая ориентирована на разрушение и смерть.

    Человек по природе своей антисоциален: он находится в постоянном стремлении к удовлетворению своих желаний, влечений. А общество составляет враждебное окружение. Оно призвано направлять, контролировать и подавлять человеческие стимулы и инстинкты, ограничить или полностью лишить человека удовлетворения его страстей. Будучи подавленными и загнанными в подсознание, влечения превращаются в стремления, которые имеют уже культурную ценность. Фрейд назвал это сублимацией. Например, господствующими мотивами поведения, по Фрейду, являются сексуальные мотивы, в этом случае лишь через неудачи в любви возможна творческая трансформация.17

    Научного  внимания в теории Фрейда заслуживает  главным образом концепция вытеснения - особого защитного механизма  психики. И.П.Павлов наиболее одобрительно относился именно к этой гипотезе. Что же такое вытеснение? С физиологической  точки зрения - это процесс торможения возбудимых очагов, а с психологической - механизм сдерживания и подавления определенных влечений, побуждений, мыслей и чувств. Бессознательное и есть та особая психическая область, все  элементы которой пребывают в  вытесненном состоянии, не находят  выхода в открытом поведении.

    Но  идеи, изгнанные из сферы сознания, не теряют своих динамических сил; они  продолжают активно воздействовать на сферу сознания, имеют свой специфический  энергетический заряд.

    Если  вытесненное влечение не может преодолеть сопротивления разума, то стремится  пробраться к свету обходными  и путями, в замаскированной форме. Это своего рода жидкость под большим  давлением: непременно где-то прорвется  и изольется наружу.

    Вытеснение, по Фрейду, не ведет "беспричинной" борьбы с идеями и аффектами вообще, а выполняет важные жизненные  функции:

    - биологическую - охраняет "Я" от неприятных воспоминаний;

    - социальную - подавляет неприемлемые влечения.

    Процесс вытеснения наблюдается уже в  раннем детстве, когда формируются  первые представления о недозволенном. Как общественно развитое существо человек знает и чувствует, что определенные побуждения должны сдерживаться, подавляться, находиться под контролем разума .

    Особо болезненные, несовместимые с нормами  данного общества и личного, побуждения вытесняются таким путем из сознания в сферу бессознательного, забываются. Сознание не исключает и не отвергает  эти психические явления, оно  их сдерживает, подавляет, переносит  их на иные, разумные формы поведения.

    Фрейд считал, что не только характер личности и ее поведение, но и искусство, наука  и культура в целом определяются влечениями. Искусство, по Фрейду, одна из форм сублимации неудовлетворенного чувства наслаждения, переключения его из сексуальней сферы в  сферу эстетическую.

    Фрейд подчеркивал безраздельное господство бессознательного над сознательным и констатировал лишь антагонистические взаимоотношения между ними 18.

    Фрейд и его последователи не просто придавали и придают (особенно неофрейдизм  в США) большое значение бессознательным  процессам в душевной жизни человека, какие эти процессы действительно  имеют, а гипертрофировали роль бессознательного вообще, сексуальных влечений в особенности .

    Фрейд настолько увлекся проблемой  бессознательного, что склонен был свести к нему всю психику: "Все душевные процессы по существу бессознательны... сознательные процессы являются только определенными проявлениями всей нашей душевной деятельности 19.

    З.Фрейд  выступил в качестве создателя хорошей  ли, плохой ли, но неоспоримо оригинальной позиции, заместившей простое коллекционирование парадоксальных фактов и их изумленное созерцание. Это явилось, конечно, одной  из главных причин, обеспечивших психоаналитическому  направлению такой шумный успех .

    Было  бы ошибкой утверждать, что Фрейд  впервые поставил проблему бессознательного. Эта проблема была поставлена задолго до него. Но в отношении теоретизации бессознательного, в отношении перехода от довольно путанной феноменологии этой проблемы к попыткам ее аналитического раскрытия с периода работ Фрейда началась подлинно новая эра.

    Первое, насколько можно судить по литературе, международное совещание, созванное  специально для обсуждения проблемы бессознательного (во всем ее объеме, а  не только, как это не раз предпринималось  ранее, различных специальных ее аспектов), состоялось более 70 лет назад, в 1910г. в Бостоне, США.

    В этот период очень широко было распространено представление о бессознательном, как о факторе, учет которого необходим  при анализе самых различных  вопросов поведения, наследственности, природы эмоций, произведений искусства, взаимоотношения людей в больших  и малых группах, общей истории  и истории культуры 20.

    На  Бостонском совещании не происходил непосредственный спор с психоанализом. Его организаторы преследовали не столько  критическую, сколько конструктивную цель: подытожить позиции, с которых  можно было бы осмыслить бессознательное, его роль и функции, не прибегая при  этом ни в какой форме к представлениям и постулатам психоанализа. Труды  этого совещания, в которые были включены работы таких крупнейших авторитетов  того времени, как П.Жане, Т.Рибо, Ф.Брентано, М.Припс и др., создали впечатляющую картину необычайной пестроты и противоречивости мнений, преобладавших в те годы по поводу проявлений бессознательного. Одновременно показали, что в центре споров оставались все те же вопросы, которые были поставлены в еще более ранний период, но к сколько-нибудь уверенному решению которых участники Бостонского симпозиума были отнюдь не намного ближе, чем их предшественники - виднейшие психологи и клиницисты XIX века. В истории развития представлений о бессознательном Бостонский симпозиум представляет собой очень поучительный эпизод. Это была последняя попытка затормозить уже поднимавшийся вал популярности психоанализа, однако, заранее была обречена на неуспех . 21      

    2.2 Советская школа исследования бессознательных явлений.                Хорошо известна история отношений советской психологии к идеям психоанализа .

    После довольно оживленной первоначальной, как критической, так и одобряющей, - реакции на эти идеи, оставившей в советской литературе 20-х годов  заметный след, диалог между советскими исследователями и сторонниками психоанализа стал постепенно угасать.

    Даже  стойкое сохранение интереса к проблематике бессознательного, которое с самого ее начала характеризовало грузинскую психологическую школу Д.К.Узнадзе, не смогло остановить процесс.

    Причиной  здесь явилось, наверное, постепенное  преобразование теории психоанализа из относительно узкой клинико-психологической  концепции в форме которой она выступила на заре своего существования, в доктрину широкого философского и социального плана, окрашенную, с одной стороны; в биологизирующие, а с другой - в идеалистические тона. Дух психоанализа как системы социальных, мировоззренческих обобщений, характерная для него очень своеобразная методология познания оказалась настолько чуждой идеологическим установкам советской психологии, стилю и традициям осмысления природы человека, которых придерживаются советские исследователи, что находить обязательный исходный "минимум общности" толкования, без которого никакой диалог немыслим, стало невозможным.

    Именно  в этом корни молчания, которое  защищало с начала 30-х до середины 50-х г.г. обмен мнений, звучавший  в более ранний период. В 1955 г. на страницах журнала "Вопросы психологии" была начата дискуссия по поводу теории установки, в которой затрагивалась, в частности, и проблемы бессознательного. При подытоживании этой дискуссии было подчеркнуто, что крайне мало разработан вопрос о бессознательном и для того, чтобы занять правильную позицию и в этом вопросе, следовало не уклоняться от изучения его, а вплотную заняться им 22.

    С конца же 50-х годов - в значительной степени по инициативе АН СССР, организовавшей в 1958г. специальную конференцию, посвященную  проблеме отношения к психоанализу, - диалог был вновь возобновлен, а  в 1962 г. на Всесоюзном совещании по философии  вопросам физиологии высшей нервной  деятельности и психологии еще более углублен .

    На  протяжении З0-50 г.г. развитие идей психоаналитической школы совершилось в полном отрыве от сложной эволюции представлений  о бессознательном, происходившей  в этот период в Советском Союзе  и связанной исходно с именем И.П.Павлова, а несколько позже  с именем Д.К.Узнадзе и его школы.23

    Возобновлению диалога советских исследователей с учеными, придерживающимися в  той или иной степени психоаналитической ориентации, способствовали три причины:

    1) возникновение в рамках советской  психологии оригинального концептуального  подхода к проблеме бессознательного, и уже тем самым признание  советской психологией реальности  этой проблемы;

    2) сложное позднее развитие психоаналитических  представлений во многом их преобразовавшее, позволившее им проникать в области, к которым ортодоксальный фрейдизм отношения не имел, ставить и решать проблемы, которыми фрейдизм исходно не занимался;

    3) выявление весьма широкого круга  областей знания, тормозимых в  своем развитии отсутствием разработанных  представлений о природе и  закономерностях неосознаваемой  психической деятельности.

    Когда Узнадзе развивает широкую идею психологической установки, он отвергает  и опровергает Фрейда, но само это  опровержение означает определенный отклик на идеи Фрейда и их переработку. В этом проявляется неустранимая диалектика естественного развития больших идей, которую можно проследить в самых разных областях знания, ибо ни одна из подобных идей не создается без опоры на наследие прошлого, на труды и мечты предшествующих поколений, которые должны быть восприняты и изменены, чтобы дать возможность выступить на передний план обоснованиям более высокого порядка.

    Бессознательное в понимании Узнадзе выступает как система категорий более общего порядка, чем бессознательное в понимании Фрейда. Это различие в степени обобщенности понятий, которыми оперирует каждая из этих концепции - различие, имеющее фундаментальный принципиальный характер, - в значительной степени определяет как их взаимоотношение, так и создаваемые ими возможности анализа и общий стиль.

    Не  случайно именно в Тбилиси в 1979 г. был организован II Международный  симпозиум по проблеме бессознательного, на котором обозначились новые перспективы развития теории установки с использованием всего того рационального, что содержится в недрах глубинной психологии 24.

    На  этом симпозиуме были представлены почти  все существующие в советской  и зарубежной психологии точки зрения на бессознательное психологическое: как те, которые пытаются обосновать законность бессознательного психического в психологии, так и радикально противоположные им.

    2.3 Современные исследования  бессознательного.                  В современной психологии существует различные направления, исследующие бессознательное, например, - нейролингвистическое программирование, сокращенно - НЛП. Создавалась она как учение о здоровом мышлении. Современные технические средства и приемы НЛП эффективны при манипулировании сознанием, используя элементы бессознательного. Так в Институте психоэкологии РАЕН существует экспериментальное оборудование, с помощью которого опробованы методики для лечения больных: шизофреников, наркоманов и прочих “безнадежных”, от которых отказались другие врачи. Суть заключается в следующем. Человека сажают перед экраном компьютера, на голову пациента помещают сетку с датчиками. На экране компьютера на доли секунды появляются письменные вопросы к внутреннему “Я”, которые не воспринимаются сознанием человека, но четко фиксируются подсознанием. Организм дает на них “ответы” небольшими изменениями в работе мозга, их улавливают и расшифровывают датчики. Так можно получить сотни ответов на самые сокровенные вопросы: было ли желание покончить с собой, отношение к своим ближним и так далее. Составляется своеобразная “карта” личности, на которой отражен внутренний мир человека. Существует возможность воздействия на внутреннее “Я” с помощью так называемого диспарантного ввода информации. Вместо вопросов компьютер должен незаметно давать рекомендации, которые человек будет воспринимать как собственные идеи. А еще можно давать команды с помощью особого “шума”, записанного на магнитофон, в котором зашифрована информация для подсознания. В России подобные вещи могут делать пока только в этом институте и применяются они для исследования и апробирования методик лечения больных.

Информация о работе Исследования бессознательных явлений в психологии