Исследования бессознательных явлений в психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 13:04, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы определяется как исследование бессознательного человеческой психики, его формирование, проявление и значение.

Задачи исследования: Рассмотреть бессознательное в психике человека, а также связь сознания и бессознательного.

Методы исследования. В ходе комплексного изучения проблемы взаимодействия сознания и бессознательного были использованы такие методы, как анализ отечественной и зарубежной литературы.

Содержание

Введение1

Глава 1.Теоретические аспекты понятия ,,бессознательного”.6

1.1Структура бессознательного.6

Глава 2. Исследование бессознательных явлений.14

2.1 Бессознательное и фрейдизм15

2.2 Советская школа исследования бессознательных явлений21 2.3Совруменные исследования бессознательного……………………..24

Заключение……………………………………………………………………….27

Список источников и литературы……………………………………………..28

Работа содержит 1 файл

курсавая работа.docx

— 68.02 Кб (Скачать)

    Особый  вид творческого воображения - мечта - создание образов желаемого будущего, не воплощаемых непосредственно  в те или иные продукты деятельности.

    Деятельность  воображения может иметь различную  степень произвольности, от спонтанных детских фантазий до длительных целеустремленных поисков изобретателя 9.

    К непроизвольной деятельности воображения  относятся сновидения. Однако, они могут детерминироваться заданной в состоянии бодрствования целью; таковы известные примеры решения научных задач во сне.

    Богатейшей  сферой бессознательной душевной жизни  является иллюзорный мир сновидений. В нем картины реальности, как  правило, разорваны, не сцеплены звеньями логики, с философско-психологической точки зрения сон выступает как временная потеря человеком чувства своего собственного бытия и мире. Психологической целью сна является отдых. Некоторое люди обладают способностью обучаться во сне. Причем такую способность можно развивать путем самовнушения и внушения в состоянии бодрствования, а также с помощью гипнотического внушения. Это явление именуется гипнопедией. С ее помощью неоднократно пытались обучать людей, например, иностранным языкам 10.

      Интуиция: способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без основания с помощью доказательства. Процесс научного познания, а также различные формы художественного освоения мира не всегда осуществляется в развернутом, логически и фактически доказательном виде. Нередко человек схватывает мыслью сложную ситуацию (например, во время восприятия сражения, при определении диагноза, при установлении виновности или невиновности обвиняемого и т.п.).

    Роль  интуиции особенно велика там, где необходим  выход за пределы приемов познания для проникновения в неведомое.

    Но  интуиция не есть нечто неразумное или сверхразумное, в процессе интуитивного познания не осознаются все те признаки, по которым осуществляется вывод  и те приемы, с помощью которых  он делается.

    Интуиция  не составляет особого пути познания, ведущего в обход ощущений, представлений и мышления. Она представляет собой своеобразный тип мышления когда отдельные звенья процесса мышления проносятся в сознании более или менее бессознательно, а предельно ясно осознается именно итог мысли - истина.11

    Интуиции  бывает достаточно для усмотрения истины, но ее недостаточно, чтобы убедить  в этой истине других и самого себя. Для этого необходимо доказательство. Это как бы свернутая логика мысли. Интуиция также относится к логике, как внешняя речь к внутренней, где очень много опущено и фрагментарно.

    Одним из важных условий творчества является целенаправленная умственная деятельность. Максимальное и продолжительное "погружение" в проблему” страстное увлечение ею. Когда Ч.Дарвина спросили, как он пришел к своему открытию закона естественного отбора, он ответил: "Я все время думал об этом" 12. Если пассивно ждать, пока решение само придет в голову, то оно может не прийти никогда. Уловить важность случайного наблюдения может лишь тот исследователь, который много и сознательно думает о проблеме.

    Таким образом, бессознательное - не просто нечто "закрытое" для самосознания субъекта. Оно свободно от устоявшихся шаблонов, более гибко в направлениях своего движения, в способах образования ассоциативных связей. В этом и заключается его эвристическая сила.

    Структурные элементы бессознательного связаны как между собой, так и с сознанием и действием. Они оказывают влияние на них и в свою очередь испытывают их влияние на себе.13

    Характернейшей  особенностью неосознаваемой психической  деятельности является то, что на ее основе может быть достигнуто то, что  не может быть достигнуто при опоре  на рациональный, логический, вербализуемый  и поэтому осознаваемый опыт.

    Это "опережение" бессознательным  хаотичности сознания возникает  с особой отчетливостью, когда мы сталкиваемся с необходимостью осмысливания наиболее сложных сторон действительности, явлений, событий, которые настолько  многогранны, настолько многокомпонентны и полидетерминированы, воплощаются в запутанном переплетении, в сетях настолько разнородных взаимосвязей и отношений, что попытки выявления их природы на основе аналитического и рационального подхода, на основе расчленения "глобального", целостных "континиумов" на их дискретные составляющие отступают в бессилии. И тогда может при наличии определенных психологических условий проявиться никогда не перестающая нас поражать мощь "нерасчленяющего" познания.

    ,,Нерасчленяющее”, интуитивное, опирающееся на неосознаваемую психическую деятельность, представлено в нашей душевной жизни исключительно широко. Оно дает о себе знать даже при наиболее рационализированных аналитических и логических дифференцированных формах мыслительной деятельности (достаточно напомнить классические споры о роли интуиции в математике). Но особое "привилегированное" место ему отведено, конечно, в творчестве художественном 14.

    Процесс формирования того, что не осознается, зависит от активности не в меньшей степени, чем возможности и функции последнего от скрытых особенностей бессознательного.

    Подводя итоги и делая выводы можно  определить основные общие положения  для дальнейшего развития теории бессознательного: бессознательное  есть реальный психологический феномен; психологическую структуру поведения  человека нельзя понять , отвлекаясь от фактов бессознательного; при построении научной теории бессознательного необходимо использовать данные концепции психологический установки .

 

Глава 2.Исследование бессознательных  явлений.

                                                                             Одним из больших  вопросов, история которых особенно тесно связана с борьбой мнений, является вопрос о бессознательном. Это одно из самых старых понятий. Имеется огромный пласт экспериментального материала, накопленного человечеством в течение тысячелетий и имеющего непосредственное отношение к рассмотрению проблемы бессознательного. Это результат разработанных в философско-религиозных учениях способов проникновения в глубины бессознательного, взаимодействия с ним. Этот "эксперимент" не только проводился, но и своеобразно обобщался веками.  Проблема бессознательного нашла отражение в учении Платона о познании как воспоминании, тесно связанным с идеей и наличии в душе скрытых, неосознанных знаний, о которых сам субъект может даже совсем ничего и не подозревать. Иное освещение вопрос приобрел в концепции Р.Декарта, который исходил из тождества психики и сознания. Отсюда идея о том, что за предметами сознания протекают не только физиологические, но и психические процессы. Б. Спиноза утверждал, что люди осознают свои желания, но не причины, которые их определяют.

     В истории философской и психологической  мысли впервые лишь Г.Ф. Лейбницу удалось вполне отчетливо сформулировать концепцию бессознательного, как низшей формы духовной деятельности, лежащую за порогом осознанных представлений, возвышающихся, подобно островкам, над океаном темных перцепций (восприятий). Бессознательными бывают врожденные, приобретенные и вытесненные из сознания идеи.

     И.Кант связывал понятие бессознательного с чувственным познанием, с интуицией. Он указал на наличие сферы восприятия чувств, которые не осознаются, хотя и можно прийти к выводу об их существовании.

     В противоположность принципам рационализма представители теории романтизма развивали  идею бессознательного как глубинного источника, прежде всего художественного творчества. А. Шопенгауэр, например, выдвинул иррациональную концепцию бессознательного, рассматривая его как волю в природе, источник жизни, которому противостоит беспомощное сознание. В иррациональном духе трактовал бессознательное и Ф. Ницше. Он считал, что вера в человеческом разуме играет второстепенную роль и, в конечном счете, быть может исчезнуть и уступить место полнейшему автоматизму, то есть деятельности, осуществляемой бессознательно.

     В XIX веке, такие психологи, как И.Ф.Гербарт, Г.Т.Фехнер, В.Вундт и др. положили начало психологическому исследованию проблемы бессознательного. Динамическую характеристику бессознательного вводит И.Ф.Гербарт (1824 г.) Согласно ему, несовместимые идеи могут вступить между собой в конфликт. При этом более слабые психические явления вытесняются из сознания, продолжая воздействовать на него.

     В.Вундт  считал, что восприятие и сознание базируются на осознаваемых логических процессах. Он пытался установить связь  законов логического развития мысли  с бессознательными явлениями, утверждал  существование не только осознаваемого, но и неосознанного «Мы».

     Существенным  толчком в исследовании бессознательного явились опыты в области психиатрии, прежде всего французских психиатров Шарко и Жане, которые в лечебных целях стали применять гипнотические методы воздействия на сферу сознательного.

     И.М.Сеченов прямо выступил против концепций, отожествлявших психическое и сознательное.

     И.П.Павлов связывал явление бессознательного с исследованием тех участков мозга, которые обладают минимальной  возбудимостью.   

    2.1 Бессознательное и фрейдизм.

    Исследователи в области бессознательного концентрировались  вокруг центральной фигуры – З. Фрейда. Именно этот австрийский психиатр более  всего настаивал на необходимости исследования сферы бессознательного, его места и роли в поведении человека, особенно в протекании разного рода душевных заболеваний. Интерес к работам Фрейда, дискуссии вокруг его идей то утихают, то разгораются с новой силой,

    1) Одни отвергают систему его  взглядов, считают, что она не  отличается логической стройностью  и научной доказательностью.

    2) Другие, напротив, пытаются представить  его одним из властителей дум  современной эпохи. Таковы крайности.

    В отличие от указанных крайностей, например И.П.Павлов по иному подошел к учению Фрейда, он писал: ,,Когда я думаю сейчас о Фрейде и о себе, мне представляется две партии горнорабочих, начали копать железнодорожный туннель в подошве большой горы - человеческой психики. Разница состоит, однако, в том, что Фрейд взял немного вниз и зарылся в дебрях бессознательного, а мы добрались уже до света” 15.

    Теоретическими  источниками Фрейдовской концепции бессознательного являются существовавшие в XIX в. учения о психике, о гипнотическом внушении, о символике сновидений, о мифологии, о врожденном психическом наследии, о сексологии, о философии и психологии бессознательного и др.

    Фрейд разработал эмпирический метод психоанализа. Он основан на наблюдении и самонаблюдении, на изучении подсознательных состояний  психики путем расшифровки того, как они проявляются: в символах, сновидениях, свободных ассоциациях, фантазиях, обмолвках и описках, зарисовках, симптоматических действиях, невротических симптомах и т.п.

    Фрейд создал свою схему структуры психики. Он разделил ее на 3 основных пласта:

    1) Самый нижний пласт и самый  мощный так называемое "Оно"  находится за пределами сознания: там хранятся прошлый опыт, разного  рода биологические импульсивные  влечения и страсти, неосознанные  эмоции.

    2) На этом массивном фундаменте  бессознательного воздвигается  сравнительно небольшой этаж  сознательного - того, с чем человек  актуально имеет дело и чем  постоянно оперирует. Это его  "Я".

    3) И наконец, третий и последний  этаж человеческого духа - "сверх-Я", нечто находящееся над "Я".

    То, что выработано историей человечества и существующее в системе науки, морали, искусства, культуры. Это идеалы общества, социальные нормы, система  всевозможных запретов и правил. Иными  словами, все то, что человек усваивает  и с чем он вынужден считаться. Главным стражем "Я" является нравственная сфера личности - "сверх-Я". В ответ на греховные неосознанные побуждения оно терзает "Я" упреками, чувством вины.

    Именно  от "Оно", считает Фрейд, берет  свое начало все, что именуется психическим. Именно эта сфера, подчиненная принципу наслаждения, оказывает, с точки  зрения Фрейда, решающее влияние на поведение человека. Определяет его  мысли и чувства, а через них и действия 16.

Информация о работе Исследования бессознательных явлений в психологии