Исследование возможности применения теории личностных конструктов в системе образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 21:09, курсовая работа

Описание работы

Теория личностных конструктов является подходом к пониманию людей, основанном на попытке войти в их внутренний мир и представить себе, как этот мир мог бы выглядеть для них с наиболее выгодной позиции. Так, если вы, расходитесь во мнениях с другим человеком, Джордж Келли мог бы предложить вам на минуту прекратить спор и сообщить вашему оппоненту, что вы готовы изложить спорный вопрос с его точки зрения и в его пользу, если он согласится сделать то же самое по отношению к вам.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
Теория личностных конструктов Дж. Келли.………………………………..4
1.1 Основы когнитивной теории.........………………………………………..4 1.2 Основные концепции и принципы теории......................……………..….6
1.3 Основной постулат и выводы из него........................................................9
Название главы эмпирического исследования ……………………………..18
2.1 Название первого параграфа …………………………………………….22
Название второго параграфа …………………………………………….25
Заключение ……………………………………………………………………….28
Библиографический список ……………………………………………………...30
Приложение «Название» ……………………………………………………… 32

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 176.00 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

 

ПЕНЗЕНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ  ИМЕНИ В.Г. БЕЛИНСКОГО

 

 

Исторический Кафедра

факультет психологии ФИЯ

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа по психологии на тему :

Исследование возможности применения теории личностных конструктов в системе образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студент _______________________________________ФИО студента, группа

подпись 

 

 

Руководитель  ________________________________Питанова М.Е., к.пс.н.,

доцент кафедры психологии ФИЯ

 

 

 

 

 

Пенза, 2012

 

 

 

 

Введение …………………………………………………………………………..3

    1. Теория личностных конструктов Дж. Келли.………………………………..4

1.1 Основы когнитивной теории.........………………………………………..4 1.2 Основные концепции и принципы теории......................……………..….6

1.3 Основной постулат и выводы из него........................................................9

    1. Название главы эмпирического исследования ……………………………..18

2.1 Название первого  параграфа …………………………………………….22

    1. Название второго параграфа …………………………………………….25

Заключение ……………………………………………………………………….28

Библиографический список ……………………………………………………...30

Приложение «Название» ………………………………………………………   32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Теория личностных конструктов  является подходом к пониманию людей, основанном на попытке войти в их внутренний мир и представить себе, как этот мир мог бы выглядеть для них с наиболее выгодной позиции. Так, если вы, расходитесь во мнениях с другим человеком, Джордж Келли мог бы предложить вам на минуту прекратить спор и сообщить вашему оппоненту, что вы готовы изложить спорный вопрос с его точки зрения и в его пользу, если он согласится сделать то же самое по отношению к вам. Это позволит установить глубоко субъективные и личные отношения с другим человеком и предоставит вам обоим возможность понять друг друга на более глубинном уровне, даже если вы не достигнете быстрого разрешения спора или не найдете базиса для соглашения. Термины, которые вы используете для понимания друг друга или для описания себя и своей позиции, получили название личностных конструктов или личностных конструкций; эти конструкты формируются на основе ваших собственных личных смыслов, а также смыслов, усвоенных вами в результате взаимодействия с вашим социальным окружением.

Вместо того чтобы  перечислять совокупность базовых потребностей или определять конкретное содержание, составляющее нашу личность, теория личностных конструктов дает возможность каждому человеку самому представить конкретное содержание своей жизни и полагается на теоретические положения лишь затем, чтобы описать различные способы понимания того, каким образом это конкретное содержание обретает форму.

        Основная часть этой работы  будет посвящена описанию того, каким образом мы можем понять наши собственные личностные конструкции, а также личностные конструкции других людей, и как функционируют системы личностных конструкций.

А целью данной работы является практическое применение теории  личностных конструктов в образовательной  среде , для того чтобы выяснить её актуальность и работоспособность  в этой сфере.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теория личностных  конструктов Дж. Келли

 

1.1. Основы когнитивной теории

 

Все теории личности в  своей основе имеют определенные философские положения о природе  человека. То есть взгляд персонолога  на сущность человеческой природы имеет большое влияние на разработанную им модель личности. Джордж Келли признавал, что концепции природы человека, включая его собственную, исходят из основных положений. Его теория личности строится на основе целостной философской позиции – конструктивный альтернативизм.

Конструктивный  альтернативизм.

Теория личности Дж. Келли  появилась в 1955 году. Лежащий в  основе философии конструктивный альтернативизм дает людям большое количество возможностей для выбора альтернативы оригинальному.

Как доктрина конструктивный альтернативизм доказывает, «что все наше современное толкование мира нуждается в пересмотре или замене». Все теории личности в своей основе имеют определенные философские положения о природе человека. То есть взгляд персонолога на сущность человеческой природы имеет большое влияние на разработанную им модель личности. В отличие от многих теоретиков личности, Джордж Келли определенно признавал, что все концепции природы человека, включая его собственную, исходят из основных положений. Он построил свою теорию личности на основе целостной философской позиции – конструктивного альтернативизма.

Осознание человеком  действительности – это всегда предмет  для истолкования. По мнению Келли, объективная реальность, конечно, существует, но разные люди осознают ее по-разному. Следовательно, ничто не постоянно и не окончательно.

Поскольку факты и  события (как и весь человеческий опыт) существуют только в сознании человека, есть различные способы  их истолкования.

Интригующую природу  конструктивного альтернативизма можно оценить еще лучше, если сравнить ее с одним из философских принципов Аристотеля. Аристотель выдвигает на первое место принцип идентичности: А есть А. Вещь в себе и вне себя переживается и интерпретируется одинаково каждым человеком. Из этого следует, что факты социальной реальности одинаковы для всех. Келли же полагал, что А – это то, что индивид объясняет как А! Реальность – это то, что мы истолковываем как реальность, факты всегда можно рассматривать с различных точек зрения. Тогда, если быть последовательным, нет истинного или валидного способа интерпретации человека.

Концепция конструктивный альтернативизм предполагает, что наше поведение никогда полностью не определено. Келли полагает, что некоторые наши мысли и поведение определены предшествующими событиями. Дж. Келли: «детерменизм и свобода неразрывны, так как то, что определяет одно, есть, по тому же признаку, свобода от другого». Когнитивная теория построена на принципах свободы и детерминизма.

 

 

 

 

 

Люди как  исследователи

 

       Келли придавал большое значение тому, как люди интерпретируют свой жизненный опыт. Теория конструкта, следовательно, сосредоточена на процессах, которые позволяют людям понять психологическую сферу своей жизни – модель личности Келли, основана на аналогии человека как исследователя. Он  делает предположение, что подобно ученому, который изучает некий феномен, любой человек выдвигает рабочие гипотезы о реальности, с помощью которых он пытается предвидеть и контролировать события жизни. Келли не утверждал, что каждый человек является ученым, который наблюдает какие-то явления природы или социальной жизни и использует сложные методы для сбора и оценки данных. Он предположил, что все  люди – ученые в том смысле, что они формулируют гипотезы и следят за тем, подвергается, они или нет, вовлекая в эту деятельность те же психические процессы, что и ученый в ходе научного поиска.

       Таким  образом, теории личностных конструктов  лежит предпосылка о том, что  наука является квинтэссенцией  тех способов и процедур, с  помощью которых каждый из нас выдвигает новые идеи о мире.

       Развивая  свою уникальную концепцию, основанную  на представлении, человека как  ученого, Келли был поражен  различием между точкой зрения  психолога на свое собственное  поведение и его позицией при  объяснении поведения субъективного исследования. Он описывает это различие следующим образом.

       Келли  отвергает узкое представление  о том, что только ученый-психолог  имеет отношение к прогнозу  и контролю хода событий в  жизни.

       Именно  представление о том, что психолог не отличается от испытуемого, которого он изучает, резюмирует когнитивную теорию личности Келли.

       То, что все люди рассматриваются  как ученые, привело к ряду  важных последствий для теории Дж. Келли

   1. Это предполагает, что люди главным образом ориентированы на будущие, а не на прошлые или настоящие события их жизни. Фактически Келли утверждал, что все поведение можно понимать как предупреждающее по своей природе. Он также отмечал, что точка зрения человека на жизнь преходящп, она редко бывает сегодня такой же, как была вчера или будет завтра. В попытке предвидеть и проконтролировать будущие события человек постоянно проверяет свое отношение к действительности.

        Второе следствие уподобления  всех людей ученым – это  то, что люди обладают способностью активно формировать представление о своем окружении, а не просто пассивно реагировать на него. Как психолог рационально формулирует и проверяет теоретические представления о наблюдаемых явлениях, так и человек, не принадлежащий к этой профессии, может толковать свое окружение. Для Келли жизнь характеризуется постоянной борьбой за то, чтобы осмыслить реальный мир опыта; именно это качество позволяет людям творить и собственную судьбу.

По Келли человек  — активный исследователь (а не пассивный реагент на события) ориентированный на предсказание будущего и предотвращение его нежелательного для себя варианта. Ребенок постепенно создает сеть гипотез (если A, то B) и моделей основанных на собственном уникальном экспериментировании с миром. Однажды сделав выбор (гипотеза успешно интерпретирует повторяемость событий), он больше не свободен, если только не решит интерпретировать незнакомое явление в других терминах.

 

Не только сеть гипотез  отражает жизненный опыт, но и сами гипотезы начинают обусловливать этот опыт, влиять на него. (самоподтвержающиеся пророчества — например, члена команды, который полагает, что он непопулярен и поэтому никогда, оказывается, не замечает дружественных жестов, но очень быстро определяет, когда его отвергают.) Люди видят в большинстве своём то, что они хотят/могут видеть.

 

1.2 Основные  концепции и принципы теории

 

В основе когнитивной  теории Дж. Келли лежит способ, с  помощью которого индивиды постигают  и интерпретируют явления (или людей) в своем окружении. Назвав свою теорию – теорией личностный конструктов.

 

Личностные  конструкты: модели для действительности

 

       Ученые  создают теоретические конструкты, чтобы описать и объяснить  события, которые они изучают.  В системе Келли ключевой теоретический  конструкт – это сам термин конструкт.

       Келли  определил «понятийные системы,  или модели» как личностные  конструкты. Иначе говоря, личностный  конструкт – это идея мысль,  которую человек использует, чтобы  осознать или интерпретировать, объяснить предсказать свой опыт. Он представляет собой устойчивый способ, которым век осмысляет какие-то аспекты действительности в терминах схожести и контраста (примерами личностных конструктов могут быть: «взволнованный – спокойный», «умный – глупый», «мужской – женский», «религиозный – нерелигиозный», «хороший – плохой» и др).

       По  мнению Келли, каждый из нас  воспринимает действительность  путем собственных моделей или  конструктов, необходимых для  создания непротиворечивой картины  мира.

       В  соответствии с представлением  о людях как об ученых Келли утверждает: стоит только человеку предположить, что с помощью данного конструкта можно адекватно прогнозировать и предсказать какое-то событие в своем окружении, как он начнет проверять это предположение по событиям, которые еще не наступили. Если конструкт помогает точно прогнозировать события, человек, вероятно, сохранит его. И наоборот, если прогноз не подтвердится, конструкт, на основании которого он был сделан, вероятно, подвергнется пересмотру или даже вообще может быть исключен. Валидность конструкта проверяется с точки зрения его прогностической эффективности, степень которой может меняться.

       Келли  предполагал, что все личностные  конструкты биполярны и дихотомичны  по природе, то есть сущность  мышления человека заключается в осознании жизненного опыта в терминах черного или белого, а не оттенков серого. Точнее, переживая события, человек замечает, что какие-то события похожи друг на друга и при этом отличаются от других.

       Подобно  магниту, все конструкты имеют  два противоположных полюса. то, в чем два элемента считаются похожими или подобными, называется эмерджентным полюсом, или полюсом сходства контраста; то, в чем они противоположны третьему элементу, называется имплицитным полюсом, или полюсом контраста конструкта. Следовательно, каждый конструкт обладает эмерджентным и имплицитным полюсами. Цель теории личностного конструкта – объяснить, каким образом люди интерпретируют и прогнозируют свой жизненный опыт с точки зрения сходства и различий.

       Келли  отказался от исследования процессов, путем которых человек интерпретирует свой жизненный опыт в определенном направлении. Он не принимал во внимание вопрос об индивидуальных различиях по отношению к происхождению и развитию личностных конструктов.

 

 Формальные свойства конструктов

 

       Келли предположил, что все конструкты характеризуются определенными формальными свойствами. Во-первых, конструкт напоминает теорию тем, что он затрагивает определенный диапазон явлений. Этот диапазон применимости включает в себя все события, при которых конструкт релевантен или применим. Конструкт «научный – ненаучный», например, вполне применим для интерпретации множества интеллектуальных достижений, но едва ли пригоден для объяснения преимуществ положения человека женатого или холостого. Келли заметил, что прогностическая эффективность конструкта подвергается серьезной опасности всякий раз, когда он обобщается сверх того набора явлений, для которого предназначен. Следовательно, все конструкты имеют ограниченный диапазон применимости, хотя от конструкта к конструкту границы диапазона могут меняться. Конструкт «хороший – плохой» имеет широкий диапазон применимости, так как он предполагает множество ситуаций, требующих личной оценки. А конструкт «непорочность – проституция» имеет значительно более узкие границы.

Информация о работе Исследование возможности применения теории личностных конструктов в системе образования