Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 15:15, курсовая работа
Целью данной работы является изучение уровня тревожности у двух групп людей, в первой те, кто узнают о новостях посредством телевидения, во второй люди, читающие новостные ленты в сети Интернет.
Задачи работы:
Изучение литературы, освещающей вопросы изучения тревоги и воздействия которые оказывают средства массовой информации на зрителей, слушателей и читателей.
Планирование экспериментальной части работы: подбор методики.
Проведение эмпирического исследования.
Анализ полученных данных, формулирование выводов.
Важнейшим фактором, обуславливающим реакцию страха у детей, выступает возраст, что объясняется значительной разницей в уровне когнитивного развития.
Именно уровень развития ребенка определяет способность отличать вымысел от реальности. Маленькие дети (от трех до восьми лет) страшатся раздражителя как такового независимо от того, насколько он реален или нереален. Дети постарше (от девяти до двенадцати лет) больше боятся не столько самого по себе опасного объекта или явления, сколько того, что с ними может случиться. Дети старше 12 лет боятся более абстрактных явлений и проблем, которые могут причинить им психологический вред помимо или вместо физического.
Исследователи идентифицировали различные виды раздражителей, вызывающие испуг у детей разного возраста. Чудовища, привидения, сверхъестественные существа, темнота, животные, создания странного вида и быстродвижущиеся существа, как правило, вызывают испуг у детей в возрасте от трех до восьми лет. Дети от девяти до двенадцати лет больше боятся физических повреждений или смерти, которая грозит им или их близким. Дети старше 12 также боятся грозящих им лично опасностей, однако, кроме того, они испытывают социальное давление вообще и давление со стороны своих сверстников в частности, что сопровождается определенными разновидностями страха, а также испытывают беспокойство по поводу таких глобальных тем, как политика, экономика или окружающая среда.
Различают три важные категории факторов, обуславливающих эмоциональные реакции зрителей на устрашающие сцены: 1) реалистичность изображения;
2) мотивация зрителя; 3) другие
факторы, воздействующие на
Виды копинг-стратегий в отношении страха можно разделить на две категории: некогнитивные и когнитивные. Когнитивные стратегии требуют активации когнитивных процессов (например, обсуждение страха). Эти стратегии действенны, в основном, применительно к учащимся младших классов и старше, хотя некогнитивные методы также успешно ими применяются. Визуальная десенсибилизация и физические действия — разновидности некогнитивных методов. Как правило, они эффективны применительно к маленьким детям.
II Исследование уровня тревожности в зависимости от способа получения новостной информации.
2.1 Описание методики исследования
В исследовании использовалась методика
измерения уровня тревожности Тейлора
(адаптация В.Г. Норакидзе). Шкала «проявления
тревожности» (Manifest Anxiety Scale, MAS)
— личностный опросник. Предназначен
для измерения проявлений тревожности.
Опубликован Дж. Тейлор в 1953 г. Утверждения
шкалы отбирались из набора утверждений
Миннесотского многоаспектного личностного
опросника (MMPI). Выбор пунктов для шкалы
«проявления тревожности» осуществлялся
на основе анализа их способности различать
лиц с «хроническими реакциями тревоги»
Обработка результатов исследования осуществляется
аналогично процедуре MMPI. Индекс тревожности
измеряется в шкале Т-баллов. Шкала «проявления
тревожности» нередко используется в
качестве одной из дополнительных шкал
MMPI. При этом результат измерения тревожности
не только дополняет данные по основным
клиническим шкалам MMPI, но и в некоторых
случаях может быть привлечен к интерпретации
профиля в целом. Как показывают данные
исследований (Дж. Рейх и др., 1986; Дж. Хенсер,
В. Майер, 1986), состояние тревоги связано
с изменением когнитивной оценки окружающего
и самого себя. При высоких указателях
уровня тревожности необходимо соблюдать
известную осторожность в интерпретации
данных самооценки. В 1975 г. В. Г. Норакидзе
дополнил опросник шкалой лжи, которая
позволяет судить о демонстративности,
неискренности в ответах.
Опросник содержит 60 утверждений и предназначен
для оценки уровня тревожности как одного
из показателей адаптированности работника
профессиональной деятельности.
Для удобства использования каждое утверждение
предлагается испытуемому на отдельной
карточке. Существует несколько вариантов
проведения исследования:
В данном исследовании был использован групповой вариант проведения методики.
2.2 Описание исследования
Выборку исследования составили 20 человек, в возрасте от 22 до 35 лет. Испытуемые были разбиты на две равные группы, по 10 человек в каждой. В первой группе (группа Z) состояли люди, получающие новостную информацию исключительно посредством просмотра новостных выпусков на телевидении. Во второй (группа Q) – активные пользователи интернета, регулярно читающие новостную ленту и экспертные статьи на таких сайтах, как lenta.ru, pravda.ru, gazeta.ru, rbk.ru.
Исследование проводилось в два этапа, 25 октября 2011 года и 2 ноября 2011 года. В первый день тестирование проходила группа Z, тестирование проводилось во второй половине дня, при электрическом освещении лампами дневного света, в групповом порядке. Испытуемым была зачитана инструкция, предложен бланк ответов, если что-то было не понятно, то разъяснения давались еще раз. Во второй день, тестировалась группа Q, тестирование проводилось посредством сети интернет в формате онлайн, видеотрансляция велась через программу Skype.
В теоретической части курсовой работы, мы выяснили, что медиапродукция может оказывать влияние на уровень тревожности аудитории. В частности новостная информация может повышать или понижать уровень тревожности определенных слоев населения. Принимая во внимание масштабы вмешательства государства в редакционную политику телеканалов, можно предположить, что новостная информация на ТВ подается в выгодном для государства свете. Новостная лента сети интернет, как правило, лишена налета государственной «цензурности», в связи с этим новости в сети интернет более объективны, точны и полнообъемны.
Но, наряду с новостной информацией, интернет-сайты, чаще всего, содержат авторскую аналитическую информацию, отражающую позицию автора по тому или иному вопросу.
Выше обозначенные факторы могут способствовать возникновению все новых переживаний и ситуаций, которые в свою очередь, будут способствовать изменению уровня тревожности.
Таким образом, с одной стороны мы имеем, телевизионную версию новостей, которая подается в социально-благоприятном виде. Данный вид подачи информации дает понять аудитории, что все в порядке, все под контролем. С другой стороны, у нас интернет версия подачи новостной информации, лишенной государственного ценза, информации, дающей наличное положение дел.
Исходя из выше сказанного, мы выдвинули гипотезу: люди, читающие новостные интернет сайты отличаются по уровню тревожности от людей, узнающих новости посредством телевидения.
Для получения диагностического материала была использована методика измерения уровня тревожности (у.т.) Тейлора (адаптация В.Г. Норакидзе). Для статистической обработки данных мы использовали U – критерий Манна Уитни. Далее мы переходим к обсуждению первичных результатов исследования.
2.3 Обсуждение первичных
После получения диагностического материала все данные были сведены в таблицу:
№ исп. |
у.т. телезрителей |
у.т. интернет-пользователей |
1 |
3 |
40 |
2 |
22 |
20 |
3 |
12 |
32 |
4 |
14 |
25 |
5 |
19 |
36 |
6 |
18 |
38 |
7 |
10 |
41 |
8 |
10 |
32 |
9 |
29 |
29 |
10 |
32 |
14 |
Как видно из таблицы уровень
тревожности интернет-
2.4 Статистическая обработка
Статистическую проверку гипотезы мы проведем при помощи U-критерия Манна Уитни. Сформулируем статистические гипотезы H1и H0:
H1 – выборки не различаются по уровню тревожности;
H0 – одна выборка превосходит другую по уровню тревожности.
В итоге, после проведения необходимых математических действий, мы получили следующее:
В результате мы можем говорить о подтверждении гипотезы о том, что люди, читающие новостные интернет сайты отличаются по уровню тревожности от людей, узнающих новости посредством телевидения.
Заключение
Современный мир не мыслим без газет, радио, телевидения, а также без альтернативных средства массовой информации – интернет-изданий и каждый человек волен сам выбирать тот или иной способ получения новостей. Но сделав выбор, мы должны ясно понимать, что на 100% объективной информации нам не сможет предоставить ни один медиа инструмент.
Народная мудрость гласит, «меньше знаешь - крепче спишь», в наше время это как никогда актуально. Как показали наши исследования, уровень тревожности у интернет пользователей отличается от уровня тревожности телезрителей. Это может быть обусловлено разными факторами, например такими как внутренняя редакционная цензура, вмешательство государства в редакционную политику, оппозиционный настрой многих интернет-сайтов и т.д.
Подводя итог, можно выделить следующее:
В процессе работы нами была выдвинута гипотеза о том, что люди, читающие новостные интернет сайты отличаются по уровню тревожности от людей, узнающих новости посредством телевидения. В результате обработки и анализа данных наша гипотеза была подтверждена. В дальнейшем возможна разработка данной тематики в направлении изучения вопросов влияния СМИ на уровень тревожности у людей разных возрастных групп и социальных страт.
В заключении хотелось бы добавить, нас могут обманывать по телевидению, замалчивая существующие проблемы и акцентируя наше внимание на мелких подвигах государства. Нам могут навязывать свое альтернативное оппозиционное мнение интернет авторы, которые пишут свои статьи через призму авторского субъективизма. Но так или иначе принимать или нет ту или иную информацию – это личный выбор каждого.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бершейд Е. Межличностная привлекательность
/ М.: Эдсон-Весли, 2004.
2. Грановская Р.М. Элементы практической психологии / Р.М. Грановская – Л.: Изд.Ленингр. ун-та, 1988.
3. Дж. Брайант, С. Томпсон Основы воздействия СМИ / Пер. с англ. В.В. Кулеба – М.: Издательский дом «Вильяме», 2004.
4. Дж. Тейлор Личностная шкала проявлений тревоги (Дж.Тейлор, адаптация Т.А.Немчина) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б.Дерманова. - СПб., 2002.
5. Лакан Ж. Семинары. Книга X «Тревога», / Lacan J. Le Seminaire. L’angoisse, / Независимая фирма «Класс» , 2004.
6. Ожегов С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов – М.: Рус.яз., 1990
7. Ролло Мэй Смысл тревоги (перевод М.И.Завалова и А.Ю.Сибуриной) / Rollo May. The Meaning of Anxiety. N.Y.: Pocket Books, 1977. М.: Независимая фирма "Класс", 2001.
8. Роберт Гин . Наблюдение насилия в средствах массовой информации / М.: Академик, 2005
9. Саблин В.С. Психология человека / В.С. Саблин, С.П. Слака. – М.: Экзамен, 2004
10. Словарь практического психологи / Сост. С.Ю. Головин. Минск: Харвест, 1997
11. Чарльз Чапчик. Информация и манипулирование / перевод С.В. Сологуб – Спб.: Светоч, 2009
12. Щербатых Ю. В. Психология страха. / М.:Эксмо, 2007.