Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 07:34, доклад
Использование предложенной специальной диагностической карты целесообразно для исследования ребенка первого и второго года жизни.
Приведенные вопросы добавляются к традиционному психиатрическому либо патопсихологическому анамнезу в случае, если основные жалобы родителей либо данные сопутствующих документов вызывают предположение о возможности РДА.
При отклоняющемся же развитии ребенка дисфункция какого-либо уровня аффективной регуляции сказывается на функционировании всех остальных уровней. Это способствует формированию общей дезадаптации ребенка.
Таким образом, предлагаемая модель позволяет описать как нормативное, так и отклоняющееся развитие ребенка. Для диагностики и эффективной коррекционной работы чрезвычайно важным является понимание самой структуры уровневой регуляции, характера ее сформированности и специфики компенсации каждого из уровней.
Для оценки сформированности уровней
аффективной регуляции К.С.
Мы модифицировали карту Т.Н. Павлий в предлагаемую ниже схему наблюдения и анализа поведения ребенка (Н.Я. Семаго, М.М. Семаго, 2000).
Наша схема ориентирована на анализ поведения и эмоциональных реакций ребенка в различных жизненных ситуациях. Каждый из четырех уровней анализируется с точки зрения гипо- или гиперфункционирования, что дает возможность представить как бы «профиль» строения аффективной регуляции. Под гипер- или гипофункцией мы понимаем дисфункцию какого-либо уровня аффективной регуляции. На основе этой схемы возможно создание программ по гармонизации общего профиля или гармонизации уровней.
При анализе функционирования отдельных
уровней аффективной регуляции
в первую очередь необходимо выявлять
и анализировать характер нарушения
взаимодействия существующих уровней,
особенности закрепившихся
Для анализа качественного строения уровней аффективной регуляции возможно использование следующих методик: фрустрационный тест Розенцвейга, методика СОМОР, тест «Рука», методика «Контурный САТ-Н», Цветовой тест отношений, методика «Метаморфозы», ВЕО-тест (Т.Н. Павлий) и др.
Оценка аффективной регуляции
ребенка позволяет поставить
психологический диагноз в
Частично данные для составления этой схемы можно получить из истории развития ребенка — из психологического анамнеза. Необходимо также непосредственное наблюдение за поведением ребенка.
Анализируя симптомы, выявленные у
ребенка в процессе наблюдения за
ним в естественных условиях, можно
прийти к заключению о характере
дисфункций базальной системы аффективной
регуляции в целом. Сопоставляя
эти представления с
* * *
1. Уровень полевой реактивности (аффективной пластичности)
1А. При гипофункции уровня
а) ребенок чувствителен к интенсивности
изменений в процессе контакта и
взаимодействия с другими людьми:
— чувствителен к резкой перемене голоса;
— не переносит неожиданного (например,
с незнакомым человеком) зрительного контакта,
также для него труден длительный зрительный
контакт;
— чувствителен к качеству прикосновений,
напрягается, отклоняется, если кто-либо
неожиданно сильно или резко притягивает
его к себе, усаживает, передвигает;
— испытывает беспокойство, напряжение,
если кто-либо резко меняет дистанцию
во время общения (садится близко, касается
коленями);
— замирает, капризничает или отказывается
работать при быстрой смене видов деятельности;
б) ребенок чувствителен к изменениям
в расположении окружающих объектов
в процессе освоения жизненного пространства:
— не любит находиться в пустых, слишком
просторных помещениях;
— боится маленьких, закрытых помещений;
— любит порядок, долго раскладывает вещи
на парте, пытается как бы все классифицировать,
разложить по группам;
в) чрезмерно чувствителен к интенсивности
сенсорных впечатлений:
— не любит или боится слишком громких
звуков, вида сильного пламени, яркого
света, даже незначительных перепадов
температуры;
г) в поведении нередко
— боится новых впечатлений;
— боязлив, нерешителен при смене обстоятельств,
не уверен в собственных силах, часто перестраховывается;
— часто имеет пониженное настроение,
бывают резкие перепады в настроении;
— любит играть один.
1Б. При гиперфункции уровня
а) ребенок не испытывает дискомфорта
при интенсивных изменениях во время
взаимодействия и общения с другими:
— не устает от случайных и частых контактов
с другими людьми, может подолгу находиться
среди незнакомых людей, в толпе;
— не боится прикосновений чужих людей;
— нечувствителен к изменению дистанции
во время общения;
— нечувствителен к отрицательной эмоциональной
оценке;
б) нечувствителен к качеству сенсорных
впечатлений:
— устойчив к холоду, голоду, боли;
— неразборчив в еде;
— не имеет выраженных сенсорных привычек;
— стремится к частой смене впечатлений;
в) ребенок отрицательно не реагирует
на интенсивное изменение объектов
в окружающем во время освоения пространства:
— не боится высоты, достаточно ловко
карабкается, любит смотреть вниз с высоты;
— не испытывает страха в просторном или
тесном помещении;
г) в поведении чаще всего проявляются
следующие особенности:
— любит частые перемены во внешних обстоятельствах;
— не боится оказываться на новом месте,
любит находиться один, в том числе в незнакомых
местах;
— склонен к бродяжничеству;
— неадекватно оценивает свои возможности,
некритичен;
— с трудом усваивает правила поведения,
не стремится их выполнить;
— имеет повышенное настроение.
2. Уровень аффективных стереотипов
2А. При гипофункции уровня
а) ребенок чрезмерно чувствителен
к качеству сенсорных впечатлений
и собственному соматическому состоянию:
— имеет устойчивые привычки в еде, требователен
к качеству пищи, не принимает новых или
незнакомых блюд;
— не любит расставаться с привычной одеждой;
— не любит перепадов температуры, пищу
принимает только той температуры, к которой
привык;
— не может заснуть в непривычной обстановке;
— часто жалуется на недомогание, не переносит
малейшей боли;
— быстро устает, невынослив, часто жалуется
на усталость;
— часто испытывает немотивированный
страх за собственное здоровье;
— испытывает страх темноты, одиночества,
высоты, незнакомых людей и обстоятельств;
б) ребенок испытывает дискомфорт
в нестабильных, меняющихся обстоятельствах:
— с трудом привыкает к режиму в детском
саду, школе, чувствителен к изменениям
в режиме;
— с трудом привыкает к новому учителю,
новому коллективу;
— не любит перемен, новых впечатлений,
не стремится к ним;
— капризничает, может отказываться от
работы или проявлять агрессию при переключении
на новый вид деятельности;
в) ребенок испытывает трудности
и дискомфорт во взаимодействии и
общении с другими людьми:
— не склонен к сотрудничеству, особенно,
если оно протекает в непривычных для
ребенка обстоятельствах;
— имеет низкую коммуникативность;
— излишне привязан к людям, жалеющим
его;
— имеет склонность к защитным, компенсаторным
реакциям и, в случае отрицательной оценки
его деятельности, наказаний, раскачивается,
сосет палец, теребит предметы и т.п.;
— часто замкнут, неразговорчив, одинок
или имеет таких же, как он, приятелей;
г) проявляет ряд особенностей в
поведении:
— часто имеет пониженное настроение;
— раздражителен, ворчлив;
— имеет ригидную самооценку;
— чувствителен к ритмическим впечатлениям,
любит музыку.
2Б. При гиперфункции уровня
а) имеет особое влечение к разнообразным
сенсорным впечатлениям и затрудняется
в оценке собственных физиологических
потребностей:
— отсутствуют устойчивые привычки в
еде, всеяден, любит обильную, разнообразную,
вкусную пищу, прожорлив;
— стремится к интенсивным, ярким сенсорным
впечатлениям (любит смотреть на огонь,
дождь и т.д.);
— имеет тягу к неприятным впечатлениям,
небрезглив, может взять с пола пищу и
съесть ее;
— не боится боли, вынослив.
б) испытывает проблемы в процессе
взаимодействия и общения с другими
людьми:
— агрессивен по отношению к близким,
учителям в тех случаях, когда ему не позволяют
осуществить влечение, задуманное действие;
— нечувствителен к нуждам других, если
они противоречат удовлетворению собственных;
в) проявляет ряд особенностей в
поведении:
— нетерпелив, ригиден;
— склонен к стереотипным аффективным
реакциям при давлении со стороны других;
— может быть конформным, если хочет добиться
своего.
3. Уровень аффективной экспансии
3А. При гипофункции уровня
а) ребенок испытывает значительные
затруднения в решении
— не интересуется новыми заданиями;
— быстро пресыщается, теряет цель, отвлекается,
отказывается от деятельности, если она
вызывает трудности;
— требуется постоянная организация деятельности,
стимуляция и одобрение для продолжения
деятельности в трудных для ребенка обстоятельствах,
самостоятельно работу в случаях затруднения
не продолжает;
— испытывает страх перед незнакомыми,
новыми, неизвестными обстоятельствами;
— не может принять решение, сделать выбор,
преодолеть сопротивление;
— склонен к фантазиям на тему успехов,
преодоления преград, риска;
б) испытывает затруднения в общении
и взаимодействии с другими людьми:
— имеет невысокую коммуникативность;
— внушаем, некритичен;
— ощущает чрезмерную потребность во
внимании, поддержке, стимуляции со стороны
других людей;
— может использовать способность других
людей к сопереживанию с целью заставить
их выполнять его желания;
— сверхосторожен в восприятии отрицательной
оценки;
в) имеет ряд личностных особенностей:
— испытывает чрезмерную чувствительность
к оценке отрицательных впечатлений;
— может быть боязлив;
— неуверен в себе, имеет неадекватную
самооценку.
3Б. При гиперфункции уровня
а) ребенок затрудняется в понимании
смысла взаимодействия:
— легко вступает в контакт, но к эмоциональному
взаимодействию не стремится;
— проявляет кратковременную заинтересованность
в заданиях;
— легко заражается состоянием другого
человека;
— склонен привлекать внимание к себе
любыми доступными средствами, порой даже
неадекватными;
— подчиняется требованиям только при
интенсивной эмоциональной оценке деятельности,
под угрозой наказания;
— часто проявляет негативизм;
— требует постоянной оценки своей деятельности
(при этом нечувствителен к ее знаку), постоянного
внимания к себе;
— часто провоцирует конфликты между
другими, испытывая от этого удовольствие;
б) имеет ряд личностных особенностей:
— склонен к вранью, бродяжничеству;
— стремится к опасным, рискованным поступкам,
не испытывает страха высоты, темноты
и т.п.;
— испытывает влечение к отрицательным,
часто гадким впечатлениям;
— получает удовольствие от роли «бандита»,
негодяя.
4. Уровень эмоционального
4А. При гипофункции уровня
а) ребенок испытывает трудности
в коммуникации и чрезмерную зависимость
от эмоциональной оценки других людей:
— проявляет низкую активность в контакте;
— может ошибаться в определении знака
эмоциональной оценки в процессе общения,
проявляя особую чувствительность к взгляду,
голосу, тактильному контакту, дистанции
в общении;
— стремится к привычному кругу общения;
— особо раним во взаимоотношениях даже
с близкими людьми;
— испытывает постоянную потребность
в положительной оценке, во внимании;
— неуверен в правильности своего поведения,
постоянно нуждается в подтверждении
этой правильности со стороны других;
— постоянно обращается за помощью к взрослым,
несамостоятелен;
— имеет чрезмерную симбиотическую связь
с матерью (чаще всего);
— ощущает тревогу, страх, отказывается
от деятельности при отсутствии эмоционального
соучастия близких;
— в деятельности больше ориентируется
не на результаты труда, а на их внешнюю
оценку;
б) имеет ряд личностных особенностей:
— внушаем, легко отказывается от своего
мнения в пользу мнения значимого человека,
часто попадает под аффективное давление
других людей;
— мнителен, недоверчив к предложениям
других;
— излишне зависим от принятых им норм
поведения;
— часто не терпит нарушений в сложившихся
взаимоотношениях.
4Б. При гиперфункции уровня
а) ребенок чувствует чрезмерную
потребность в эмоциональном
общении с людьми:
— легко вступает в контакт, испытывает
удовольствие от общения со случайными
людьми, легко заражается их состоянием;
— допускает близкую дистанцию в общении,
не чувствуя усталости от общения с людьми,
даже малознакомыми;
— не требователен к качеству общения;
— под влиянием других может легко преодолевать
трудности, но под влиянием других может
и легко отказаться от принятого решения;
— испытывает огромную потребность в
восхищении или сопереживании со стороны
всех других людей;