Исследование ребенка первых двух лет жизни при предположении у него раннего детского аутизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 07:34, доклад

Описание работы

Использование предложенной специальной диагностической карты целесообразно для исследования ребенка первого и второго года жизни.
Приведенные вопросы добавляются к традиционному психиатрическому либо патопсихологическому анамнезу в случае, если основные жалобы родителей либо данные сопутствующих документов вызывают предположение о возможности РДА.

Работа содержит 1 файл

Диагностическая карта аутизма в 3 г.docx

— 42.46 Кб (Скачать)

При отклоняющемся же развитии ребенка  дисфункция какого-либо уровня аффективной  регуляции сказывается на функционировании всех остальных уровней. Это способствует формированию общей дезадаптации ребенка.

Таким образом, предлагаемая модель позволяет  описать как нормативное, так  и отклоняющееся развитие ребенка. Для диагностики и эффективной  коррекционной работы чрезвычайно  важным является понимание самой  структуры уровневой регуляции, характера ее сформированности и  специфики компенсации каждого  из уровней.

ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАГНОСТИКИ 

Для оценки сформированности уровней  аффективной регуляции К.С.Лебединской  и О.С.Никольской (1991) была предложена диагностическая карт, на основе которой  Т.Н.Павлий (1997) была разработана «Карта наблюдений за поведением ребенка, имеющего эмоциональное недоразвитие».

Мы модифицировали карту Т.Н. Павлий в предлагаемую ниже схему наблюдения и анализа поведения ребенка (Н.Я. Семаго, М.М. Семаго, 2000).

Наша схема ориентирована на анализ поведения и эмоциональных  реакций ребенка в различных  жизненных ситуациях. Каждый из четырех  уровней анализируется с точки  зрения гипо- или гиперфункционирования, что дает возможность представить  как бы «профиль» строения аффективной  регуляции. Под гипер- или гипофункцией мы понимаем дисфункцию какого-либо уровня аффективной регуляции. На основе этой схемы возможно создание программ по гармонизации общего профиля или  гармонизации уровней.

При анализе функционирования отдельных  уровней аффективной регуляции  в первую очередь необходимо выявлять и анализировать характер нарушения  взаимодействия существующих уровней, особенности закрепившихся гиперкомпенсаторных  механизмов, определять целостный синдром  аффективной дезадаптации.

Для анализа качественного строения уровней аффективной регуляции  возможно использование следующих  методик: фрустрационный тест Розенцвейга, методика СОМОР, тест «Рука», методика «Контурный САТ-Н», Цветовой тест отношений, методика «Метаморфозы», ВЕО-тест (Т.Н. Павлий) и др.

Оценка аффективной регуляции  ребенка позволяет поставить  психологический диагноз в таких  случаях, как ранний детский аутизм (искаженное развитие), дисгармоничное развитие (экстра- или интропунитивный  тип), задержанное и парциально несформированное развитие, поврежденное или дефицитарное развитие.

Частично данные для составления  этой схемы можно получить из истории  развития ребенка — из психологического анамнеза. Необходимо также непосредственное наблюдение за поведением ребенка.

Анализируя симптомы, выявленные у  ребенка в процессе наблюдения за ним в естественных условиях, можно  прийти к заключению о характере  дисфункций базальной системы аффективной  регуляции в целом. Сопоставляя  эти представления с результатами психологической диагностики и  сведениями, полученными из анамнеза, можно описать психологическую  структуру эмоциональных особенностей ребенка и, самое главное, разработать  для него индивидуальный вариант  коррекционной программы, основанный на понимании значения пропорционального  развития и системного гармоничного иерархичного строения уровней аффективной  регуляции в онтогенезе.

* * *

 

 

СХЕМА НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПОВЕДЕНИЕМ РЕБЕНКА

1. Уровень полевой  реактивности (аффективной пластичности)

1А. При гипофункции уровня 

а) ребенок чувствителен к интенсивности  изменений в процессе контакта и  взаимодействия с другими людьми:  
— чувствителен к резкой перемене голоса;  
— не переносит неожиданного (например, с незнакомым человеком) зрительного контакта, также для него труден длительный зрительный контакт;  
— чувствителен к качеству прикосновений, напрягается, отклоняется, если кто-либо неожиданно сильно или резко притягивает его к себе, усаживает, передвигает;  
— испытывает беспокойство, напряжение, если кто-либо резко меняет дистанцию во время общения (садится близко, касается коленями);  
— замирает, капризничает или отказывается работать при быстрой смене видов деятельности;

б) ребенок чувствителен к изменениям в расположении окружающих объектов в процессе освоения жизненного пространства:  
— не любит находиться в пустых, слишком просторных помещениях;  
— боится маленьких, закрытых помещений;  
— любит порядок, долго раскладывает вещи на парте, пытается как бы все классифицировать, разложить по группам;

в) чрезмерно чувствителен к интенсивности  сенсорных впечатлений:  
— не любит или боится слишком громких звуков, вида сильного пламени, яркого света, даже незначительных перепадов температуры;

г) в поведении нередко проявляются  следующие особенности:  
— боится новых впечатлений;  
— боязлив, нерешителен при смене обстоятельств, не уверен в собственных силах, часто перестраховывается;  
— часто имеет пониженное настроение, бывают резкие перепады в настроении;  
— любит играть один.

1Б. При гиперфункции уровня 

а) ребенок не испытывает дискомфорта  при интенсивных изменениях во время  взаимодействия и общения с другими:  
— не устает от случайных и частых контактов с другими людьми, может подолгу находиться среди незнакомых людей, в толпе;  
— не боится прикосновений чужих людей;  
— нечувствителен к изменению дистанции во время общения;  
— нечувствителен к отрицательной эмоциональной оценке;

б) нечувствителен к качеству сенсорных  впечатлений:  
— устойчив к холоду, голоду, боли;  
— неразборчив в еде;  
— не имеет выраженных сенсорных привычек;  
— стремится к частой смене впечатлений;

в) ребенок отрицательно не реагирует  на интенсивное изменение объектов в окружающем во время освоения пространства:  
— не боится высоты, достаточно ловко карабкается, любит смотреть вниз с высоты;  
— не испытывает страха в просторном или тесном помещении;

г) в поведении чаще всего проявляются  следующие особенности:  
— любит частые перемены во внешних обстоятельствах;  
— не боится оказываться на новом месте, любит находиться один, в том числе в незнакомых местах;  
— склонен к бродяжничеству;  
— неадекватно оценивает свои возможности, некритичен;  
— с трудом усваивает правила поведения, не стремится их выполнить;  
— имеет повышенное настроение.

 

2. Уровень аффективных  стереотипов 

2А. При гипофункции уровня 

а) ребенок чрезмерно чувствителен к качеству сенсорных впечатлений  и собственному соматическому состоянию:  
— имеет устойчивые привычки в еде, требователен к качеству пищи, не принимает новых или незнакомых блюд;  
— не любит расставаться с привычной одеждой;  
— не любит перепадов температуры, пищу принимает только той температуры, к которой привык;  
— не может заснуть в непривычной обстановке;  
— часто жалуется на недомогание, не переносит малейшей боли;  
— быстро устает, невынослив, часто жалуется на усталость;  
— часто испытывает немотивированный страх за собственное здоровье;  
— испытывает страх темноты, одиночества, высоты, незнакомых людей и обстоятельств;

б) ребенок испытывает дискомфорт в нестабильных, меняющихся обстоятельствах:  
— с трудом привыкает к режиму в детском саду, школе, чувствителен к изменениям в режиме;  
— с трудом привыкает к новому учителю, новому коллективу;  
— не любит перемен, новых впечатлений, не стремится к ним;  
— капризничает, может отказываться от работы или проявлять агрессию при переключении на новый вид деятельности;

в) ребенок испытывает трудности  и дискомфорт во взаимодействии и  общении с другими людьми:  
— не склонен к сотрудничеству, особенно, если оно протекает в непривычных для ребенка обстоятельствах;  
— имеет низкую коммуникативность;  
— излишне привязан к людям, жалеющим его;  
— имеет склонность к защитным, компенсаторным реакциям и, в случае отрицательной оценки его деятельности, наказаний, раскачивается, сосет палец, теребит предметы и т.п.;  
— часто замкнут, неразговорчив, одинок или имеет таких же, как он, приятелей;

г) проявляет ряд особенностей в  поведении:  
— часто имеет пониженное настроение;  
— раздражителен, ворчлив;  
— имеет ригидную самооценку;  
— чувствителен к ритмическим впечатлениям, любит музыку.

2Б. При гиперфункции уровня 

а) имеет особое влечение к разнообразным  сенсорным впечатлениям и затрудняется в оценке собственных физиологических  потребностей:  
— отсутствуют устойчивые привычки в еде, всеяден, любит обильную, разнообразную, вкусную пищу, прожорлив;  
— стремится к интенсивным, ярким сенсорным впечатлениям (любит смотреть на огонь, дождь и т.д.);  
— имеет тягу к неприятным впечатлениям, небрезглив, может взять с пола пищу и съесть ее;  
— не боится боли, вынослив.

б) испытывает проблемы в процессе взаимодействия и общения с другими  людьми:  
— агрессивен по отношению к близким, учителям в тех случаях, когда ему не позволяют осуществить влечение, задуманное действие;  
— нечувствителен к нуждам других, если они противоречат удовлетворению собственных;

в) проявляет ряд особенностей в  поведении:  
— нетерпелив, ригиден;  
— склонен к стереотипным аффективным реакциям при давлении со стороны других;  
— может быть конформным, если хочет добиться своего.

3. Уровень аффективной экспансии 

3А. При гипофункции уровня 

а) ребенок испытывает значительные затруднения в решении проблемных ситуаций:  
— не интересуется новыми заданиями;  
— быстро пресыщается, теряет цель, отвлекается, отказывается от деятельности, если она вызывает трудности;  
— требуется постоянная организация деятельности, стимуляция и одобрение для продолжения деятельности в трудных для ребенка обстоятельствах, самостоятельно работу в случаях затруднения не продолжает;  
— испытывает страх перед незнакомыми, новыми, неизвестными обстоятельствами;  
— не может принять решение, сделать выбор, преодолеть сопротивление;  
— склонен к фантазиям на тему успехов, преодоления преград, риска;

б) испытывает затруднения в общении  и взаимодействии с другими людьми:  
— имеет невысокую коммуникативность;  
— внушаем, некритичен;  
— ощущает чрезмерную потребность во внимании, поддержке, стимуляции со стороны других людей;  
— может использовать способность других людей к сопереживанию с целью заставить их выполнять его желания;  
— сверхосторожен в восприятии отрицательной оценки;

в) имеет ряд личностных особенностей:  
— испытывает чрезмерную чувствительность к оценке отрицательных впечатлений;  
— может быть боязлив;  
— неуверен в себе, имеет неадекватную самооценку.

3Б. При гиперфункции уровня 

а) ребенок затрудняется в понимании  смысла взаимодействия:  
— легко вступает в контакт, но к эмоциональному взаимодействию не стремится;  
— проявляет кратковременную заинтересованность в заданиях;  
— легко заражается состоянием другого человека;  
— склонен привлекать внимание к себе любыми доступными средствами, порой даже неадекватными;  
— подчиняется требованиям только при интенсивной эмоциональной оценке деятельности, под угрозой наказания;  
— часто проявляет негативизм;  
— требует постоянной оценки своей деятельности (при этом нечувствителен к ее знаку), постоянного внимания к себе;  
— часто провоцирует конфликты между другими, испытывая от этого удовольствие;

б) имеет ряд личностных особенностей:  
— склонен к вранью, бродяжничеству;  
— стремится к опасным, рискованным поступкам, не испытывает страха высоты, темноты и т.п.;  
— испытывает влечение к отрицательным, часто гадким впечатлениям;  
— получает удовольствие от роли «бандита», негодяя.

4. Уровень эмоционального контроля 

4А. При гипофункции уровня 

а) ребенок испытывает трудности  в коммуникации и чрезмерную зависимость  от эмоциональной оценки других людей:  
— проявляет низкую активность в контакте;  
— может ошибаться в определении знака эмоциональной оценки в процессе общения, проявляя особую чувствительность к взгляду, голосу, тактильному контакту, дистанции в общении;  
— стремится к привычному кругу общения;  
— особо раним во взаимоотношениях даже с близкими людьми;  
— испытывает постоянную потребность в положительной оценке, во внимании;  
— неуверен в правильности своего поведения, постоянно нуждается в подтверждении этой правильности со стороны других;  
— постоянно обращается за помощью к взрослым, несамостоятелен;  
— имеет чрезмерную симбиотическую связь с матерью (чаще всего);  
— ощущает тревогу, страх, отказывается от деятельности при отсутствии эмоционального соучастия близких;  
— в деятельности больше ориентируется не на результаты труда, а на их внешнюю оценку;

б) имеет ряд личностных особенностей:  
— внушаем, легко отказывается от своего мнения в пользу мнения значимого человека, часто попадает под аффективное давление других людей;  
— мнителен, недоверчив к предложениям других;  
— излишне зависим от принятых им норм поведения;  
— часто не терпит нарушений в сложившихся взаимоотношениях.

4Б. При гиперфункции уровня 

а) ребенок чувствует чрезмерную потребность в эмоциональном  общении с людьми:  
— легко вступает в контакт, испытывает удовольствие от общения со случайными людьми, легко заражается их состоянием;  
— допускает близкую дистанцию в общении, не чувствуя усталости от общения с людьми, даже малознакомыми;  
— не требователен к качеству общения;  
— под влиянием других может легко преодолевать трудности, но под влиянием других может и легко отказаться от принятого решения;  
— испытывает огромную потребность в восхищении или сопереживании со стороны всех других людей;

Информация о работе Исследование ребенка первых двух лет жизни при предположении у него раннего детского аутизма