Исследование ребенка первых двух лет жизни при предположении у него раннего детского аутизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 07:34, доклад

Описание работы

Использование предложенной специальной диагностической карты целесообразно для исследования ребенка первого и второго года жизни.
Приведенные вопросы добавляются к традиционному психиатрическому либо патопсихологическому анамнезу в случае, если основные жалобы родителей либо данные сопутствующих документов вызывают предположение о возможности РДА.

Работа содержит 1 файл

Диагностическая карта аутизма в 3 г.docx

— 42.46 Кб (Скачать)

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА.

Исследование  ребенка первых двух лет жизни  при предположении у него раннего  детского аутизма

 

Лебединская К.С., Никольская О.С.

 
Использование предложенной специальной диагностической карты  целесообразно для исследования ребенка первого и второго  года жизни.

Приведенные вопросы добавляются  к традиционному психиатрическому либо патопсихологическому анамнезу в  случае, если основные жалобы родителей  либо данные сопутствующих документов вызывают предположение о возможности  РДА.

Такой претендент в клинической, в частности психоневрологической клинике, не единственный. Известны специальные  схемы анамнеза и статуса детей  и взрослых, страдающих эпилепсией и другими заболеваниями. За рубежом  имеется ряд схем для обследования детей с РДА. Однако диагностические  критерии РДА у детей первых лет  жизни представлены в них значительно  менее подробно, во многих выпадают сведения об отдельных сферах развития (эмоциональной и т. д.).

Естественно, что у данного  аутичного ребенка будут проявляться  не абсолютно все признаки РДА, западения  в отдельных сферах будут выступать  в разной степени. Поэтому представленная ниже подробная диагностическая  карта, фиксирующая особенности  развития всех неврологических сфер ребенка, должна способствовать не только ранней диагностике и терапии  РДА, но и выбору методов психологической  коррекции, адекватных клинико-психологическому варианту РДА и индивидуальным особенностям ребенка.

 

ВЕГЕТАТИВНО-ИНСТИКТИВНАЯ СФЕРА

Неустойчивость ритма "сон-бодрствование". Длительность сна. Длительность периода  засыпания и сна. Засыпание лишь в определенных условиях (на улице, на балконе, при укачивании). Поверхность, прерывистость сна днем. "Спокойная  бессонница". Ночные страхи. Крик и  плач при пробуждении. Связь нарушений  сна с психогениями, экзогениями.

Трудности взятия груди, задержка формирования автоматизма сосания. Вялость, недостаточность времени  сосания.

Срыгивания, рвоты, желудочно-кишечные дискинезии. Склонность к запорам.

Отсутствие пищевого рефлекса. Анорексия. Возможность кормления  лишь в особых условиях (ночью, в  проселочном состоянии и т. д.). Избирательность в еде. Гиперсензитивность к твердой пище, употребление только протертой. Привычные рвоты.

Малоподвижность, пассивность. Слабость или отсутствие реакции  на мокрые пеленки, холод, голод, прикосновение.

Двигательное беспокойство, крик и сопротивление при пеленании, прикосновении, взятии на руки, купании, массаже и т. д.

 

АФФЕКТИВНАЯ СФЕРА

Особенности общего эмоционального облика: отрешенность, обеспокоенность, тревожность, напряженность, индифферентность. Периодические "уходы в себя". Запаздывание формирования, слабость или чрезмерность выраженности эмоций удивления, обиды, гнева. Слабая эмоциональная  откликаемость. Трудность вызывания  эмоциональной реакции заражения  эмоцией взрослого.

Преобладание повышенного  либо пониженного фона настроения. Выраженность и характер суточного  ритма.

Немотивированные колебания  настроения. Дистимические расстройства с капризностью, плаксивостью, "нытьем", эмоциональной пресыщаемостью. Дисфорические  расстройства с напряженностью, негативизмом, агрессивной готовностью. Склонность к эйфории с монотонным двигательным возбуждением, дурашливостью, булимией. Субдепрессивные состояния с  малоподвижностью, гипомимией, двигательным плачем, потерей аппетита, нарушением сна, большей выраженностью аффективных  расстройств по утрам.

Невротические реакции на неудачу, отношение близких: самоагрессия, тики, вегетативные расстройства.

Психопатоподобные реакции: негативизм, агрессия к близким детям. Истерифоричные реакции.

Первый  возрастной криз. Время появления и длительность психомоторной возбудимости, страхи, тревога, нарушения сна и питания, пресыщаемость в игре. Явление негативизма: сопротивление умыванию, одеванию, стрижке, агрессивность.

Страхи. Время появления. Страхи животных. Страхи бытовых шумов (звуки пылесоса, полотера, электробритвы, фена, шума в водопроводных трубах и т. д.), тихих звуков (шелеста  бумаги, жужжания насекомых и т. д.). Боязнь изменения интенсивности  света, предметов определенного  цвета и формы, прикосновения, влаги.

Страхи остаться одному, потерять мать, чужих, высоты, лестницы, огня. Отсутствие страха темноты.

Страхи, обусловленные ситуационно. Психогенные иллюзорные расстройства.

Страхи с идеями толкования: отношения, угрозы, перевоплощения и  т. д.

"Феномен тождества". Трудности при введении прикорма. Приверженность узкому кругу  еды, отвергание новых видов  пищи. Ритуальность к атрибутике  еды. Жесткое следование усвоенному  режиму. Болезненная реакция на  его изменение. Приверженность  привычным деталям окружающего  (расположение мебели, предметов,  игрушек). Негативизм к новой одежде.

Уровень патологической реакции  на перемену обстановки (помещение  в ясли, переезд): нарушение вегетативных функций, невротическое, психопатоподобные  расстройства, регресс приобретенных  навыков, психотические явления.

Нарушение чувства самосохранения. Отсутствие "чувства края" (свешивание за борт коляски, стремление выбраться из манежа, выбежать на проезжую часть улицы, убежать на прогулке и т. д.). Отсутствие страха высоты, закрепление опыта контакта с горячим, острым.

 

СФЕРА ВЛЕЧЕНИЙ

Агрессия. Ее проявления. Жестокость к близким, детям, животным, стремление ломать игрушки.

Легкое возникновение  агрессии в аффекте. Агрессия как  стремление привлечь внимание, вступить в игру. Агрессия при страхе. Влечение к ситуациям, вызывающим страх. Агрессия при радости.

Самоагрессия: спонтанная, при  неудачах. Брезгливость. Понижение  и повышение. Их сочетание.

 

СФЕРА ОБЩЕНИЯ

Визуальный  контакт. Отсутствие фиксации взгляда на глазах человека (взгляд вверх, "мимо", "сквозь"). Активное избегание взгляда человека. Характер взгляда: неподвижный, застывший, испуганный и т. д.

Комплекс  оживления. Отставленность. Слабость реакции на свет, звук, лицо, погремушку. Отсутствие какого-либо компонента: двигательного, голосового, улыбки.

Первая улыбка. Слабость, редкость. Особенности внешней характеристики: "неземная", "лучезарная". Отнесенность не к человеку, а к неодушевленному  предмету, возникновение на звук, ощущение. Отсутствие заражаемости от улыбки, интонации, смеха взрослого.

Узнавание близких. Задержка в узнавании матери, отца, других близких. Слабость эмоциональной насыщенности узнавания (отсутствие улыбки, движения навстречу при приближении). Реакция  на приход и уход близких.

Формирование наибольшей привязанности к кому-либо из близких. Малая потребность в матери, слабость реакции на ее уход, отсутствие позы готовности при взятии на руки. Сопротивление  при взятии на руки. Симбиотическая связь с матерью: непереносимость  ее самого кратковременного отсутствия (патологические вегетативные реакции, невротические, психопатоподобные  реакции, регресс навыков). Симбиоз  с другими членами семьи, няней.

Появление слов "мама", "папа" после других. Их неотнесенность к родителю. Другие необычные вербальные обозначения родителей. Эпизоды  страха кого-либо из родителей. Смена  симбиоза на индифферентность, избегание, враждебность.

Реакция на нового человека. Непереносимость: тревога, страхи, сопротивление  при взятии на руки, агрессия, игнорирование. "Сверхобщительность".

Контакт с детьми. Игнорирование: пассивное, активное. Стремление лишь к физическому общению. Обследование как неодушевленного предмета. Импульсивные действия. Игра "рядом". "Механическое" заражение поведением детей. Амбивалентность  в стремлении к контакту, страх  детей. Сопротивление при попытке  организации контакта извне. Агрессивность  к детям. Агрессивная реакция  на рождение сибса. Избирательность  контактов с детьми. Особенности  их круга.

Отношение к физическому  контакту. Стремление, неприязнь. Гиперсинзетивность, переносимость лишь "малых доз" прикосновения, поглаживания, кружения, тормошения и т. д.

Реакция на словесные обращения. Отсутствие отклика на имя. Слабость, замедленность, отсутствие реакции на другие обращения. "Псевдоглухота". Избирательность ответных реакций на речь. Отсутствие адекватного жеста.

Поведение в одиночестве. Отсутствие реакции. Непереносимость, страх. Предпочтение. Стремление к территориальному уединению.

Отношение к окружающему. Необычность первоначального объекта  фиксации внимания (яркое пятно, деталь одежды и т. д.). Индифферентность к  окружающему, отсутствие активности исследования предметов.

"Отсутствие" дифференциации  одушевленного и неодушевленного. "Механическое" использование  руки, туловища взрослого. Диссоциация  между отрешенностью и эпизодами,  указывающими на хорошую ориентацию  в окружающем.

 

ВОСПРИЯТИЕ

Зрительное восприятие.

Взгляд "сквозь" объект. Отсутствие слежения взглядом за предметом. "Псевдослепота". Сосредоточенность  взгляда на "беспредметном" объекте: световом пятне, участке блестящей  поверхности, узоре обоев, ковра, мелькании  теней. Завороженность таким созерцанием. Задержка на этапе рассматривания своих  рук, перебирания пальцев у лица.

Рассматривание и перебирание  пальцев матери. Упорный поиск  определенных зрительных ощущений. Стойкое  стремление к созерцанию ярких предметов, их движения, верчения, мелькания страниц. Длительное вызывание стереотипной смены зрительных ощущений (при включении  и выключении света, открывании и  закрывании дверей, двиганий стекол полок, верчении колес, пересыпании мозаики  и т. д.).

Раннее различение цветов. Рисование стереотипных орнаментов.

Зрительная гиперсинзетивность: испуг, крик при включении света, раздвигании штор; стремление к темноте.

Слуховое восприятие.

Отсутствие реакции на звук. Страхи отдельных звуков. Отсутствие привыкания к пугающим звукам.

Стремление к звуковой аутостимуляции: сминанию и разрыванию бумаги, шуршанию целлофановыми пакетами, раскачиванию створок двери. Предпочтение тихих звуков.

Ранняя любовь к музыке. Характер предпочитаемой музыки. Ее роль в осуществлении режима, компенсация  поведения. Хороший музыкальный  слух. Гиперпатическая отрицательная  реакция на музыку.

Тактильная чувствительность.

Измененная реакция на мокрые пеленки, купание, причесывание, стрижку ногтей, волос. Плохая переносимость  одежды, обуви, стремление раздеться. Удовольствие от ощущения разрывания, расслоения тканей, бумаги, пересыпания круп. Обследование окружающего преимущественно с  помощью ощупывания.

Вкусовая чувствительность.

Непереносимость многих блюд. Стремление есть несъедобное. Сосание  несъедобных предметов, тканей. Обследование окружающего с помощью облизывания.

Обонятельная  чувствительность.

Гиперсинзетивность к  запахам. Обследование окружающего  с помощью обнюхивания.

Проприоцептивная  чувствительность.

Склонность к аутостимуляции напряжением тела, конечностей, ударами  себя по ушам, зажиманием их при зевании, ударами головой о бортик коляски, спинку кровати. Влечение к игре с  взрослым типа верчения, кружения, подбрасывания.

 

МОТОРИКА

Нарушение мышечного тонуса на первом году жизни. Гипертонус. Гипотонус. Время выявления, проявления. Длительность и эффективность применения массажа.

Моторный облик: двигательная заторможенность, вялость или рас-торможенность, возбудимость.

Медлительность, угловатость, порывистость, марионеточность движений. Неуклюжесть, мешковатость. Необычные  фациозность, плавность движений, ловкость при лазанье, балансировании.

Задержка в формировании навыка жевания.

Слабость реакции на помощь взрослого при формировании навыков  сидения, ползания, вставания.

Задержка в развитии ходьбы (длительный интервал между ползанием  и началом ходьбы). "Внезапность" перехода к ходьбе. Активность в  ходьбе. Страх ходьбы. Начало бега одновременно с началом ходьбы.

Особенности бега: импульсивность, особый ритм, стереотипное пе-ремежение  в застываниями. Бег с широко расставленными руками, на цыпочках. Особенности походки: "деревянность" (на негнущихся ногах), порывистость, некоординированность, по типу "заводной игрушки" и т. д.

Разница моторной ловкости в привычной обстановке и вне  ее.

Двигательные стереотипии: раскачивания в колыбели, однообразные повороты головы. Ритмические сгибания и разгибания пальцев рук. Упорное, длительное раскачивание: стенки манежа, на игрушечной лошадке, качалке. Кружение вокруг своей оси. Машущие движения пальцами либо всей кистью. Разряды  прыжков и т. д. Вычурный рисунок  двигательных стереотипий.

Отсутствие указательных жестов, движений головой, означающих либо отрицание, либо утверждение, жестов приветствия или прощания.

Затруднения в имитации движений взрослого. Сопротивление в принятии помощи при обучении двигательным навыкам.

Мимика (в том числе  по фотографиям в данном возрасте). Гипоми-мичность: бедность мимических комплексов (улыбки, испуга, плача и  т. д.). Напряженность, неадекватные гримасы.

 

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ  РАЗВИТИЕ

Впечатление необычной выразительности  осмысленности взгляда в первые месяцы жизни.

Впечатление "тупости", непонимания простых инструкций. Плохое сосредоточение внимания, его  быстрая пресыщаемость. "Полевое" поведение с хаотической миграцией, неспособность сосредоточения, отсутствием  отклика на обращение. Сверхизбирательность внимания. Сверхсосредоточенность на определенном объекте.

Информация о работе Исследование ребенка первых двух лет жизни при предположении у него раннего детского аутизма