Исследование ребенка первых двух лет жизни при предположении у него раннего детского аутизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 07:34, доклад

Описание работы

Использование предложенной специальной диагностической карты целесообразно для исследования ребенка первого и второго года жизни.
Приведенные вопросы добавляются к традиционному психиатрическому либо патопсихологическому анамнезу в случае, если основные жалобы родителей либо данные сопутствующих документов вызывают предположение о возможности РДА.

Работа содержит 1 файл

Диагностическая карта аутизма в 3 г.docx

— 42.46 Кб (Скачать)

Беспомощность в элементарном быту. Задержка формирования навыков  самообслуживания, трудности обучения навыкам, отсутствие склонности к имитации чужих действий.

Отсутствие интереса к  функциональному значению предмета. Большой для возраста запас знаний в отдельных областях. Любовь к  слушанию чтения, влечение к стиху. Преобладание интереса к форме, цвету, размеру над образом в целом. Интерес к знаку: тексту книги, букве, цифре, другим обозначениям. Условные обозначения в игре. Преобладание интереса к изображенному предмету над реальным. Склонность фабулы фантазий, игр, сверценностные интересы (к отдельным  областям знаний, природе и т. д.).

Необычная слуховая память (запоминание стихов, других текстов). Необычная зрительная память (запоминание  маршрутов, расположения знаков на листе, грампластинке, ранняя ориентация в  географических картах).

Особенности временных соотношений: одинаковая актуальность впечатлений  прошлого и настоящего.

Разница "сообразительности", интеллектуальной активности в спонтанной и заданной деятельности.

 

РЕЧЬ

Слабость или отсутствие реакции на речь взрослого. Отсутствие фиксации взгляда на говорящем. Диссоциация  между отсутствием реакции на слово и гиперсензитивностью  к невербальным звукам, между "непониманием" простых бытовых инструкций и  пониманием разговора, не обращенного  к ребенку.

Лучшая реакция на тихую, шепотную речь.

Запаздывание или отсутствие фазы гуления. Его неинтонированность. Запаздывание или отсутствие фазы лепета. Его необращенность к взрослому.

Запаздывание или опережение появления первых слов. Их необращенность к человеку, необычность, малоупотребимость. Эхолалии. Динамика накопления словаря: "плавающие" слова, регресс речи на уровне отдельных слов.

Запаздывание или опережение появления фраз. Их необращенность к человеку. Комментирующие, аффективные  фразы. Фразы-аутокоманды. Фразы-эхолалии. Отставленные эхолалии. Эхолалии-цитаты. Эхолалии-обобщенные формулы.

Склонность к вербализации: игра фонематически сложными, аффективно насыщенными словами. Неологизмы. Монологи и аутодиалоги. Слова-отрицания.

Страхи аффективно насыщенных метафор. Склонность к декламации, рифмованию, акцентуации ритма.

Отсутствие речи о себе в первом лице (при хорошей фразовой речи). Неправильное употребление других личных местоимений. Регресс фразовой речи; факторы, его провоцирующие.

Вычурность интонаций. Повышение  высоты голоса к концу фразы. Невнятность, скомканность, свернутость речи, произношение лишь от" дельных слогов. Разница  развернутости речи, внятности произношения в спонтанной и заданной деятельности. Мутизм тотальный. Мутизм избирательный.

 

ИГРА

Игнорирование игрушки. Рассматривание игрушки без стремления к манипуляции. Задержка на стадии манипулятивной игры. Манипулирование лишь с одной  игрушкой.

Манипулирование с неигровыми предметами, дающими сенсорный эффект (зрительный, звуковой, тактильный, обонятельный, проприоцептивный). Стереотипность манипуляций. Сохранение манипуляций, свойственных более раннему возрасту (щелканье пальцами, перебирание ими перед  глазами).

Символизация, одушевление  неигровых предметов в сюжетной игре. Группировка игрушек и неигровых  предметов по цвету, форме, размеру. Склонность к выкладыванию рядом, орнаментов.

Некоммуникативность игры. Игра в одиночку, в обособленном месте. Аутодиалоги в игре. Игры-фантазии с перевоплощением в других людей, животных, предметы. Спонтанность сюжеты игры, трудности введения и изменения  ее фабулы извне.

 

НАВЫКИ СОЦИАЛЬНОГО  ПОВЕДЕНИЯ

Трудности усвоения режима. "Собственный" режим.

Запаздывание формирования навыков: пользования ложкой, удерживания  чашки, одевашия. Диссоциация между  владением навыками заданной и спонтанной деятельности. Затруднения в имитации действий взрослого. Отказ от помощи либо, наоборот, ее охотное использование. Регресс навыков езды и одевания.

Время появления опрятности. Способ сообщения взрослому о  потребности мочеиспускания или  дефекации. Отсутствие сообщения, длительное "терпение" до высаживания. Страх  горшка. Склонность к регрессу навыков. Связь с невротическими и психопатоподобными явлениями.

Патологические привычки.

 

ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ КОРРЕЛЯЦИИ

Предрасположенность к аллергическим  заболеваниям, аллергическим компонентам  при общих инфекциях, аллергической  реакции на лекарственные препараты.

Связь ухудшения психического состояния с соматическим неблагополучием: тревоги, страхи, другие аффективные  расстройства, стереотипии; временный  регресс приобретенных навыков.

Манифестация проявлений аутизма после соматического  заболевания.

Семаго Н., Семаго М.

 
Диагностика базовой аффективной  регуляции

Теория аффективной регуляции  была разработана в школе К.С.Лебединской, В.В.Лебединского, О.С.Никольской (1990, 2000) на модели раннего детского аутизма. Сложноорганизованная, многоуровневая система аффективной регуляции  лежит в основе всей психической  деятельности ребенка.

Аффективная система начинает формироваться  на самых ранних этапах развития ребенка. Эта система теснейшим образом  связана как с формированием  пространственно-временных представлений, так и с произвольной регуляции  деятельности.

Базовая аффективная регуляция  может быть представлена в виде структуры, состоящей из четырех уровней.

1. Уровень полевой реактивности (аффективной пластичности). 
2. Уровень аффективных стереотипов. 
3. Уровень аффективной экспансии. 
4. Уровень аффективного (эмоционального) контроля.

 

Каждый уровень имеет свою смысловую  задачу, свои механизмы регуляции, вносит свой вклад в общую тонизацию  всей психической деятельности. Эти  уровни являются в своем роде «единицами»  эмоционально-аффективной сферы.

На каждом из уровней решаются качественно  различные задачи адаптации. Эти  уровни не могут подменить друг друга, и ослабление или усиление функционирования какого-либо из них может привести к общей дезадаптации системы  в целом.

В процессе развития ребенка механизмы  аффективной регуляции преобразуются, совершенствуются, включаясь в единый процесс адаптации в наиболее широком смысле этого понятия.

Остановимся на том, что происходит на каждом уровне аффективной регуляции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УРОВНИ АФФЕКТИВНОЙ  РЕГУЛЯЦИИ

Уровень полевой реактивности

Участвует в решении базальных  задач адаптации организма к  внешнему миру. Смысл этого уровня — организация аффективной преднастройки  организма к активному контакту с окружающим миром. Эта форма  аффективной оценки ограничена непосредственной ситуацией, наименее энергоемка, но адекватна  для решения определенного круга  задач. Организм реагирует лишь на интенсивность  воздействий внешнего мира, не оценивая качество воздействия.

Этот уровень является наиболее «примитивным» механизмом регуляции, но во многом определяет человеческое поведение в среде, обеспечивая  индивиду безопасность и эмоциональный  комфорт. В то же время первый уровень  вносит важный вклад в процесс  творческого решения тех или  иных задач. Он обеспечивает ощущение результата как наития, где красота  и гармония являются первым сигналом правильности принятого решения.

Аффективно значимыми на этом уровне являются оценка динамики интенсивности  внешних воздействий: движения, изменения  пространственных соотношений в  окружающем.

Именно на этом уровне начинают формироваться  собственные психотехнические приемы стабилизации аффективной жизни (душевного  равновесия), которые в настоящее  время входят в состав различных  психотерапевтических и психокоррекционных техник.

Уровень аффективных стереотипов 

На этом уровне происходит углубление аффективного контакта со средой.

В раннем возрасте этот уровень играет важнейшую роль в отработке приспособительных  реакций ребенка — пищевых, оборонительных, установления физического контакта с матерью. В дальнейшем он становится компонентом сложных форм адаптации, которые определяют полноту и  своеобразие чувственной жизни  человека.

Одной из задач этого уровня является регуляция процесса удовлетворения витальных потребностей. Уровень  аффективных стереотипов устанавливает  контроль за функциями организма, упорядочивает  психосоматические ощущения и связывает  последние с внешними сигналами. Итогом развития этого уровня является адаптация субъекта к окружающему  миру, выработка аффективных стереотипов  сенсорного контакта с ним; создание специфической тонизации всей психической  деятельности ребенка.

Развитие этого уровня приводит к возникновению первичной аффективной  избирательности: оценке соответствия внешнего воздействия витальным  нуждам организма, оценке комфорта или  дискомфорта в связи с нарушениями  процесса удовлетворения потребности.

Важной характеристикой этого  уровня является непереносимость, неприятие  впечатлений, связанных с изменениями  условий жизни. Можно сказать, что  именно здесь закладываются основы формирования индивидуальности человека. Аффективные стереотипы являются фоновым  обеспечением наиболее сложных форм поведения человека. Эти стереотипы задают аффективный смысл поведению.

Уровень аффективной экспансии 

Обеспечение активной адаптации к  изменяющимся условиям внешней среды, достижение аффективно значимых целей  через преодоление неожиданных  препятствий происходит на третьем  уровне аффективной регуляции. Приспособительной, смысловой задачей этого уровня является овладение неизвестной (следовательно, опасной) ситуацией; поиск путей  преодоления трудностей; получение  положительных тонизирующих переживаний, если преодоление удалось.

Этот уровень позволяет ребенку  адекватно оценивать свои силы, рождает  потребность в столкновении с  препятствием, а также дает информацию о границах собственных возможностей. Подобные аффективные переживания  отличаются большой силой и напряженностью.

Аффективная память уровня становится хранительницей нового знания о себе, здесь происходит накопление опыта  успехов и поражений, создается  основа для развития уровня притязаний.

Достижение аффективной цели может  осуществляться в символическом  плане (при фантазировании, в рисовании, в игре). Типом поведения здесь  становится активная экспансия на окружающее. Ребенок стремится туда, где опасно, неприятно, поскольку препятствие  на пути, неожиданное впечатление  не пугают, а вызывают любопытство, гнев, агрессию и тем самым «подпитывают»  психическую активность ребенка, тонизируют ее. Адаптационной задачей данного  уровня является овладение меняющейся, динамической средой.

Уровень эмоционального контроля

Смысловой задачей этого «главенствующего»  уровня является налаживание эмоционального взаимодействия с другими людьми: формирование правил, норм взаимодействия с ними. С помощью этого уровня обеспечивается контроль социума над  индивидуальной аффективной жизнью, она приводится в соответствие с  требованиями и нуждами окружающих.

Этот уровень дает возможность  выделить аффективные проявления другого  человека как сигналы, наиболее значимые для адаптации к окружающему. Значимыми сигналами становятся лицо человека, его мимика, взгляд, голос, интонация, прикосновение, жест. Такая  ориентировка позволяет оценить  возможные эмоциональные последствия  собственного поступка. Положительно здесь оценивается одобрение  людей, отрицательно — их негативная реакция.

Этот уровень реально опирается  на аффективный опыт других людей, стабильно  обеспечивает адекватную реакцию на их оценку, и это является основой  для возникновения эмоционального контроля человека над своим поведением — радость от похвалы и огорчение  от неприятия. Именно здесь формируется  самоощущение, окрашенное эмоциональными оценками других людей, и создаются  предпосылки развития самооценки.

Индивидуальный эмоциональный  опыт фиксирует запреты и предпочтительные формы контакта с другими людьми. Этот уровень создает образ надежного, стабильного окружающего мира, в  котором существуют эмоциональные  правила поведения для всех. В  случае неудачи субъект обычно уже  не реагирует ни уходом, ни направленной агрессией — он обращается за помощью  к другим людям.

ОБЩАЯ ОЦЕНКА

Каждый из взаимосвязанных уровней  решает свои адаптивные задачи, усложняющиеся  в процессе взаимодействия ребенка  с миром. Помимо этого вся система  выполняет и чрезвычайно важную функцию тонизации всей психической  сферы ребенка. При этом каждый уровень  обладает специфическими механизмами  этой тонизации.

Недостаточная тонизация психической  активности приводит к появлению  у ребенка специфических трудностей в решении задач адаптации. При  этом начинают дополнительно «эксплуатироваться»  механизмы данного уровня. Иногда такой компенсации бывает достаточно, и вся система приобретает  некую «устойчивость» для эффективного решения задач адаптации.

Информация о работе Исследование ребенка первых двух лет жизни при предположении у него раннего детского аутизма