Исследование памяти в когнитивной психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 10:38, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования – анализировать проблему памяти в когнитивной психологии

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Сущность памяти в когнитивной психологии……….....………...5
1.1. Фундаментальная проблема в когнитивной психологии.....……....….5
1.2. Память в когнитивной психологии: формы и типы...............................6
1.3. Зрительные образы и память в когнитивной психологии.………..…10
1.4. Выводы по главе……………………………………………………….16
Глава 2. Методы изучения памяти в рамках когнитивной психологии…………………………………………………………………………17
2.1. Дискретный и континуальный подход……………………………….17
2.2. Функциональный подход……………………………………………...23
2.3. Экспериментальные методы исследования памяти…………............29
2.4 Выводы по главе……………………………….....…………………….35
Заключение………………………………………………………………….36
Список использованных источников………………………………………37

Работа содержит 1 файл

50527 доработанная.doc

— 155.50 Кб (Скачать)

- Функциональный:

1. эти структуры выполняют  разные задачи: УКП обеспечивает  нормальную работу восприятия, опознавания образов (предохраняя КП от нагромождения информации и позволяя соотнести сенсорные признаки с имеющимися эталонами в опыте для узнавания).

2. КП (15-30 сек. без повторения) – обслуживает кратковременный мыслительный процесс (посылки и удерживаемые гипотезы; решение арифметических задач в уме).

3. ДП – функция приобретения личной памяти, индивидуального опыта, expiriense.

Способы функционирования (с помощью разных компонентных процессов): различные способы кодирования  ввода, хранения, вывода и забывания во всех трех структурах. В УКП ввод в соответствующей специфической модальности (зрительная – сечаточные процессы и т.д.). В КП независимо от модальности информации извне она преимущественно кодируется акустически артикуляционным способам (путем проговаривания – ошибки воспроизведения при зрительном предъявлении акустические – по называнию: П как Б, а не как Н). В ДП ввод осуществляется за счет трансформации смыслов, значений (семантические коды; для речи – понятия).

Объем хранения в УКП зависит от количество стимуляции (Сперлинг – частичный отчет), но он больше чем объем КП (7+-2). Границы объема ДП не установлены.

Извлечение информации из УКП происходит путем параллельного  считывания (с внутренней иконы; Сперлинг). Из КП исходя из законам Стернберга (методика хронометрии) осуществляется последовательный поиск информации. Из ДП считывание осуществляется за счет последовательного перебора.

Забывание В УКП это  угасание, выцветание, маскировка другим стимулом. В КП – выталкивание старой информации новой если нет повторения. В ДП причин забывания много: мотивационное забывание (Фрейд), интерференция (взаимное влияние новой и старой информации): ретро и проактивная интерференция.

- Экспериментальные доказательства. Эксперименты на свободно припоминание дают гораздо больше элементов чем объем КП. (Воспроизведение в свободном порядке, но как можно точнее).

Объяснение наиболее эффективного воспроизведения последних  элементов состояло в том, что  они извлекаются из КП. А первичные  элементы воспроизводятся из ДП (они больше повторялись). В этом эффект недавности и первичности. Далее была построена экспериментальная процедура уничтожающая эффект недавности за счет влияния на КП или наоборот усиливающая эффект первичности.

После предъявления 40 элементов испытуемому дается интерферирующая задача (исчезновение материала из КП). Таким образом, с эффектом первичности ничего непроизошло, а эффект недавности пропал. Другая процедура состояла в уравнивании эффекта первичности и недавности: один ряд давался очень быстро ((что исключало возможность повторения), а другой очень быстро. Это доказывает работу двух систем.

- Патологический материал. Открытие синдрома Мильнна (раненный в гипоталамическую область фехтовальщик): после выздоровления испытуемый обнаружил нарушение в настоящее время перехода информации в ДП (за 7 лет он ничему новому не научился, хотя все, что было до ранения он помнил хорошо).

Аргументы оппонентов структурной  теории:

1. лучше говорить о  кратковременных и долговременных  процессах, а не о соподчиненных структурах;

2. сомнительно, чтобы  весь наличный опыт проходил  через эти структуры (с помощью повторения).

Отсюда возникла теория уровней переработки информации Крейка и Локхарда:

1. представление о  стадийной, линейной переработки информации уже устарело. Кроме потока информации направленной извне на субъекта еще есть встречное движение субъекта. В этом идея о взаимодействии двух видов активности. Субъектный поток определяется его опытом, ожиданиями, смыслом;

2. Кратковременные и долговременные процессы подчиняются некоторым общим закономерностям влияющим на конечный эффект: Эффективность памяти определяется уровнем переработки, который зависит от типа задачи, который решает субъект, а задачи – возможностями субъектами (ресурсы).

Таким образом, чем выше уровень переработки информации (более привлечено сознание), тем  сильнее будет след и длительность хранения. Чем более автоматическая переработка, тем меньше время хранения.

Есть два доказательства:

1. по линии «повторения» (по линии организации материала);

2. зависимость эффективности  от уровня переработки (на вербальном материале).

Эксперимент Выготского и Леонтьева о соотношении  натуральной и опосредованной памяти. (Цель достигается через овладение  мнемическим средством). Зинченко и Смирнов изучали непроизвольную память в зависимости от содержания, структуры и мотивации деятельности.

Современная когнитивная  психология заимствует теории и методы из 10 основных областей исследований (Рис. 1): восприятие, распознавание образов, внимание, память, воображение, языковые функции, психология развития, мышление и решение задач, человеческий интеллект и искусственный интеллект; каждую из них мы рассмотрим отдельно.

Рис. 1. Основные направления исследований в когнитивной  психологии

Таким образом, память, ее сущность и особенности имеет свои отличительные характеристики в рамках когнитивной психологии, что и было рассмотрено в данном параграфе.

 

Выводы по главе

 

Подведём основные выводы по первой главе нашей работы. Проблема памяти в настоящее время рассматривается в рамках различных психологических теорий и подходов. Наибольшее распространение получили ассоциативные теории памяти, согласно которым предметы и явления запечатлеваются и воспроизводятся в памяти не изолированно друг от друга, а в связи друг с другом. В русле нейронных и биохимических процессов наиболее распространённой была гипотеза Д.О. Хебба о кратковременном и долговременном процессах памяти. В рамках социально-генетической теории психологические механизмы памяти анализируются в ключе их социальной обусловленности ситуацией сотрудничества. В рамках советской психологической школы проблема памяти была предметом исследований таких известных учёных, как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, и др. Работы этих и других учёных являются актуальными и до сих пор, а результаты их исследований могут стать основой новых психологических исследований по проблемам памяти.

В современных психологических  исследованиях память рассматривается  как сложная психическая деятельность, как один из познавательных процессов, который заключается в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении человеком своего опыта. В структуре памяти различают следующие основные процессы: запоминание, сохранение, забывание, восстановление (узнавание, воспроизведение). В основе классификации памяти лежат следующие критерии - объект запоминания, степень волевой регуляции памяти и длительность сохранения информации в памяти. Основные виды памяти, которые выделяются на основе этих критериев, представлены в приложении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В заключении нашей работы подведём основные выводы.

1. Память рассматривалась  и анализировалась в рамках  различных направлений и в  рамках различных научных теорий. Среди основных можно отметить  ассоциативный подход, подход социальный, генетический и множество других. Без сомнения в рамках каждой теории было множество практических и без сомнения ценных наработок.

2. Многие из известных  учёных-психологов рассматривали  проблемы памяти. Родоначальником  экспериментальных исследований памяти считается немецкий психолог Герман Эббингауз.

Можно также отметить имена А. Бергсона, П. Жане, Ф. Баттлета, советских учёных П.П. Блонского, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, которые  внесли значительный вклад в развитие теории и практических исследований памяти. Стоит упомянуть и имена П.И. Зинченко, А.А. Смирнова, А.Р. Лурия и др. Интересный материал в проблему механизмов забывания внёс известнейший психолог З. Фрейд.

3. В современной психологии  память понимается как форма  психического отражения действительности, действие которой заключается в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении человеком своего опыта.

Память характеризуется  на основе своих основных процессов: запоминания, хранения, воспроизведения  и забывания информации. В основе классификации её видов лежат характер психической активности личности, характер целей деятельности, а также время закрепления и сохранения материала. Основываясь на этих критериях учёные выделяют такие виды памяти, как двигательная и образная, произвольная и непроизвольная, кратковременная, долговременная, оперативная и др.

4. Все виды памяти  подвергаются научному анализу  и исследованию. Для исследования  памяти применяется ряд методик,  которые направлены на исследования  процессов запоминания, факторов сохранения, причин забывания информации и возможности её воспроизведения.

Память является одним  из основных психических познавательных процессов личности человека. Она  является опорой его жизни.

Именно благодаря ей человек может развиваться как  личность, она является основой всех познавательных процессов. Тема психологического исследования памяти человека является без сомнения интересной и актуальной и может быть предметом для дальнейшего исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. М.,1980
  2. Грановская Р., Элементы практической психологии: 5-е изд. - СПб:Речь, 2003 - 655 с.
  3. Изард Кэрол Е. Эмоции человека. -- Санкт-Петербург, 2000.
  4. Ильина М.К. Психология памяти. - Новосибирск, 2000.
  5. Квин В., Прикладная психология - СПб: Питер, 2001 - 560 с.
  6. Клацки Р. Память человека: структура и процессы. - М., 1978.
  7. А.А.Крылов, С.А. Маничева, Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии, "Питер", Санкт-Петербург, 2000,
  8. Лившиц В. М. К истории изучения волн обучения //Вопросы психологии. 2006. № 6. С. 160—162
  9. Маклаков А. Г. Общая психология. М., 2001.
  10. Немов Р. С. Психология. М., 1995.
  11. Общая психология. Учебн. пособие для пед. ин-тов. Под ред. проф. А.В. Петровского - М.: «Просвещение», 1970.- 432с.
  12. Практикум по общей, экпериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. - СПб.: Питер, 2000. - 560 с.
  13. Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. - М.: “ЧеРо”, 2002. - 816 с.
  14. Психология. / Под редакцией А.А. Крылова. - М.: «Проспект», 2000. - 584с.

Информация о работе Исследование памяти в когнитивной психологии