Исследование памяти в когнитивной психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 10:38, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования – анализировать проблему памяти в когнитивной психологии

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Сущность памяти в когнитивной психологии……….....………...5
1.1. Фундаментальная проблема в когнитивной психологии.....……....….5
1.2. Память в когнитивной психологии: формы и типы...............................6
1.3. Зрительные образы и память в когнитивной психологии.………..…10
1.4. Выводы по главе……………………………………………………….16
Глава 2. Методы изучения памяти в рамках когнитивной психологии…………………………………………………………………………17
2.1. Дискретный и континуальный подход……………………………….17
2.2. Функциональный подход……………………………………………...23
2.3. Экспериментальные методы исследования памяти…………............29
2.4 Выводы по главе……………………………….....…………………….35
Заключение………………………………………………………………….36
Список использованных источников………………………………………37

Работа содержит 1 файл

50527 доработанная.doc

— 155.50 Кб (Скачать)

Особую разновидность речевой памяти представляет собой словесно-логическая, тесным образом связанная со словом, мыслью и логикой. Данный вид памяти можно охарактеризовать тем, что человек, который обладает ей, быстро и точно может запомнить смысл событий, логику рассуждений или какого-либо доказательства, смысл читаемого текста и т. п. Этот смысл он может передать собственными словами, причем достаточно точно. Этим типом памяти обладают ученые, опытные лекторы, преподаватели вузов и учителя школ [5].

Двигательная память – это вид памяти, который состоит в запоминании и сохранении, а при необходимости и воспроизведении с достаточной точностью разнообразных сложных движений. Этот вид памяти может принимать участие в развитии двигательных, в частности трудовых и спортивных, умений и навыков [11].

Эмоциональная память – это память на переживания. Данный вид памяти участвует в работе всех видов памяти, но особенно ярко проявляется в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти непосредственно основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на более длительный срок [6].

Выделяют также следующие  виды памяти: осязательная, обонятельная, вкусовая и другие виды памяти. Эти разновидности памяти определенного значения в жизни человека не играют [3]. Их роль в основном состоит в удовлетворении биологических потребностей или потребностей, которые связаны с безопасностью и самосохранением организма.

По характеру участия  воли в процессах запоминания и воспроизведения материала память можно классифицировать на непроизвольную и произвольную. В первом случае имеют в виду такое запоминание и воспроизведение, которое происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки им перед собой специальной мнемической задачи (на запоминание, узнавание, сохранение или воспроизведение). Во втором случае такая задача обязательно присутствует, а сам процесс запоминания или воспроизведения требует волевых усилий [3].

Рассмотрим теперь некоторые  особенности и взаимосвязь двух основных видов памяти, которыми человек пользуется в повседневной жизни: кратковременной и долговременной.

Объем кратковременной  памяти очень индивидуален. Он характеризует природную память человека и позволяет рассматривать тенденцию к сохранению в течение всей жизни. Объемом кратковременной памяти в первую очередь определяются возможности механической памяти.

Трансформация информации из кратковременной в долговременную память связана с рядом особенностей. В кратковременную память попадают последние 5 или 6 единиц информации, которые поступившими через органы чувств. Эти последние единицы информации и поступают в первую очередь в долговременную память.

Сделав сознательное усилие, повторяя материал, можно удерживать его в кратковременной памяти и на более длительный срок, чем несколько десятков секунд. Тем самым можно обеспечить перевод из кратковременной в долговременную память такого количества информации, которое превышает индивидуальный объем кратковременной памяти. Этот механизм лежит в основе запоминания путем повторения.

Обычно же без повторения в долговременной памяти оказывается  лишь то, что находится в сфере внимания человека. Данную особенность кратковременной памяти иллюстрирует следующий опыт. В нем испытуемых просят запомнить всего лишь 3 буквы и спустя примерно 18 с воспроизвести их. Но в интервале между первичным восприятием этих букв и их припоминанием испытуемым не дают возможности повторять эти буквы про себя.

Сразу же после предъявления трех разных букв им предлагается в быстром темпе начать вести обратный счет тройками, начиная с какого-нибудь большого числа, например с 55. В этом случае оказывается, что многие испытуемые вообще не в состоянии запомнить данные буквы и безошибочно их воспроизвести через 18 с. В среднем в памяти людей, прошедших через подобный опыт, сохраняется не более 20% первоначально воспринятой ими информации.

Многие жизненные психологические проблемы, казалось бы, связанные с памятью, на самом деле зависят не от памяти как таковой, а от возможности обеспечить длительное и устойчивое внимание человека к запоминаемому или припоминаемому материалу. Если удается обратить внимание человека на что-либо, сосредоточить его внимание на этом, то соответствующий материал лучше запоминается и, следовательно, дольше сохраняется в памяти. Этот факт можно проиллюстрировать с помощью следующего опыта.

Одним из возможных механизмов кратковременного запоминания является временное кодирование. Это процесс отражения запоминаемого материала в виде определенных, последовательно расположенных символов в слуховой или зрительной системе человека.

Например, когда мы запоминаем нечто такое, что можно обозначить словом, то мы этим словом, как правило, пользуемся, мысленно произнося его про себя несколько раз, причем делаем это или осознанно, продуманно, или неосознанно, механически. Если требуется зрительно запомнить какую-либо картину, то, внимательно посмотрев на нее, мы обычно закрываем глаза или отвлекаем внимание от разглядывания для того, чтобы сосредоточить его на запоминании. При этом мы обязательно стараемся мысленно воспроизвести увиденное, представить его зрительно или выразить его смысл словами. Часто для того, чтобы нечто действительно запомнилось, мы стараемся по ассоциации с ним вызвать у себя определенную реакцию.

 

Выводы по главе 

 

И так: память – это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку. Она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт. Все закрепление знаний и навыков относится к работе памяти.

Виды памяти вычленяются  в соответствии с тремя основными  критериями:

1) по характеру психической  активности, которая преобладает в деятельности, выделяют следующие виды памяти: двигательная, эмоциональная, образная и словесно-логическая;

2) по характеру целей  деятельности можно рассматривать непроизвольную и произвольную память;

3) по продолжительности  закрепления и сохранения материала (в связи с его ролью и местом в деятельности) – на кратковременную, долговременную и оперативную.

Память включает в  себя следующие процессы: запоминание, сохранение и забывание, узнавание  и воспроизведение.

 

 

 

 

 

Глава 2. Методы изучения памяти в рамках когнитивной психологии

 

2.1. Характеристика  основных научных направлений

в области разработки проблем памяти

 

Современные исследования в области памяти анализируют  её с различных точек зрения и  на основе различных подходов. Наиболее широкое распространение получили ассоциативные теории памяти. Согласно этим теориям, предметы и явления запечатлеваются и воспроизводятся не изолированно друг от друга, а в связи друг с другом, по выражению известного учёного И.М. Сеченова «группами или рядами».

Воспроизведение одних  их них влечёт за собой воспроизводство  и других, что обуславливается  реальными объективными связями  предметов и явлений. Под их воздействием возникают временные связи в  коре головного мозга, служащие физиологической  основой запоминания и воспроизведения. В психологической науке такие связи рассматривались как ассоциации.

Одни из ассоциаций являются отражением пространственно-временных  отражений предметов и явлений (т.н., ассоциации по смежности), другие отражают их сходство (ассоциации по сходству), третьи отражают противоположность (ассоциации по контрасту), четвёртые – причинно-следственные отношения (ассоциации по каузальности). Подлинно научное обоснование принципа ассоциаций было дано И.М. Сеченовым и И.П. Павловым. Согласно И.П. Павлову, ассоциации представляют собой ни что иное, как временную связь, которая возникает в результате одновременного или последовательного действия двух или нескольких раздражителей.

Исследования памяти в рамках нейронных и биохимических  теорий. Наиболее распространённой гипотезой о физиологических процессах, лежащих в основе запоминания, была гипотеза Д.О. Хебба (1949 г.). Его гипотеза строилась на двух процесса памяти – кратковременном и долговременном. Предполагалось, что механизмом кратковременного процесса памяти является реверберация (циркуляция) электрической импульсной активности в замкнутых цепях нейронов. Долговременное же хранение основано на устойчивых морфофункциональных изменениях синаптической проводимости.

Следовательно, память переходит из кратковременной формы в долговременную посредством процесса консолидации, который развивается при многократном прохождении нервных импульсов через одни и те же синапсы. Таким образом, кратковременный процесс, который продолжается не менее нескольких десятков секунд реверберации, предполагается необходимым для долгосрочного хранения.

В 1964 г. Г. Хиденом была выдвинута гипотеза о роли РНК  в процессах памяти. Поскольку  ДНК содержит генетическую память для  каждого индивидуального организма, то логично было предположить, что она или РНК может также передавать и приобретённый опыт. Инструкции для синтеза белка, переносимые молекулой РНК, заключены в специфической последовательности органических оснований, присоединённых к остову молекулы, именно эти основания служат матрицами для синтеза белков. Различная последовательность приводит к синтезу разных белков. Можно предположить, что эта последовательность изменяется также в результате опыта, приобретённого при обучении. В настоящее время уже доказано, что обучение действительно оказывает влияние на РНК.

Ещё одной группой  исследований памяти являются социально-генетичес-кие. Так, П. Жане в своей работе «Эволюция  памяти и понятия времени» (1928) рассматривает  психологические механизмы памяти и выделяет ряд генетических форм, проявление которых было социально обусловлено ситуацией сотрудничества. Жане выделяет такие формы памяти, как ожидание, поиск (начальные формы), сохранение, поручение (отсроченные действия), рассказ наизусть, описание и повествование, пересказ самому себе (высшие ступени человеческой памяти) [11; с. 53]. Каждая из отмеченных П. Жане форм памяти возникает из нужд общения и сотрудничества людей, именно этому обстоятельству он придаёт центральную роль в появлении и развитии памяти человека, которая, по его мнению, необходима лишь общественному человеку.

Социальную теорию памяти переняли советские психологи. Идея социальной природы памяти получила дальнейшее развитие в трудах Л.С. Выгодского и А.Р. Лурия. В 1930 г. у этих учёных вышла работа «Этюды по истории поведения», в которой авторы проанализировали эволюции архаической памяти и сравнили данные фило- и онтогенеза памяти. Выгодский и Лурия указывают на такие особенности памяти первобытного человека: её необычайную буквальность, фотографичность, комплексный характер и др. Однако авторы сделали общие выводы, что архаический человек пользуется памятью, но не господствует над ней, примитивная память носит стихийный и неуправляемый характер.

Также учёные выделили важнейший  момент, определивший коренное изменение её функционирования [11; с. 125]. Основу такого изменения составляет переход от использования и употребления предметов в качестве средств памяти к созданию и использованию искусственных знаний как орудий запоминания.

А.Н. Леонтьев в своей  книге «Развитие памяти» (1931) анализирует природу высшей формы памяти в связи с историческим развитием человеческой деятельности. Учёный предостерегает от натуралистического подхода к проблеме памяти, он говорит о том, что в основе запоминания не могут лежать те же самые процессы, которые образуют и механизмы навыков и ссылки на общую физиологическую природу высшей памяти не помогут в объяснении [5; с. 245]. Среди исторических традиций анализа проблем памяти и развития этого направления в психологической науке есть много видных и интересных имён и разработанных направлений. Интересными и до сих пор актуальными остаются взгляды на природу и развитие памяти известных отечественных и зарубежных учёных, таких как У. Джеймс, З. Фрейд, А.Р. Лурия, В.Я. Ляудис. На работах этих учёных мы остановимся более подробно.

2.2. Сущностные  характеристики когнитивной психологии  как одного из основных направлений  психологии

 

Когнитивная психология — современное направление в  исследовании познавательных процессов. Хотя познавательные процессы изучались  еще на самом раннем, интроспекционистском, этапе существования экспериментальной психологии, термин когнитивная психология возник для обозначения появившегося в 1950-60-е гг. течения, которое вновь привлекло внимание к исследованию познавательных процессов, оставленному в стороне господствовавшим до этого бихевиоризмом. Это течение, вдохновлявшееся успехами в области создания технических систем переработки информации, рассматривается сегодня как одна из составных частей когнитивной психологии и носит название информационного подхода.

Основной характеристикой  работ, выполненных в русле информационного  подхода, является применение моделей, точно и однозначно описывающих операции, совершаемые над информацией в когнитивной системе человека.

Такое однозначное описание в принципе позволяет проверять  функционирование моделей на технических  устройствах, например компьютерах. Важно  отметить, что понятия, применяемые в информационных моделях, носят функциональный характер: они описывают функции операций, но не то, как эти операции реализуются материально. Электронные процессы, протекающие в компьютере, по всей видимости, не имеют ничего общего с физиологическими процессами нервной системы, однако и те и другие могут обеспечивать сходные функции.

Информация о работе Исследование памяти в когнитивной психологии