Исследование памяти в когнитивной психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 10:38, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования – анализировать проблему памяти в когнитивной психологии

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Сущность памяти в когнитивной психологии……….....………...5
1.1. Фундаментальная проблема в когнитивной психологии.....……....….5
1.2. Память в когнитивной психологии: формы и типы...............................6
1.3. Зрительные образы и память в когнитивной психологии.………..…10
1.4. Выводы по главе……………………………………………………….16
Глава 2. Методы изучения памяти в рамках когнитивной психологии…………………………………………………………………………17
2.1. Дискретный и континуальный подход……………………………….17
2.2. Функциональный подход……………………………………………...23
2.3. Экспериментальные методы исследования памяти…………............29
2.4 Выводы по главе……………………………….....…………………….35
Заключение………………………………………………………………….36
Список использованных источников………………………………………37

Работа содержит 1 файл

50527 доработанная.doc

— 155.50 Кб (Скачать)


Содержание

 

Введение………………………………………………………………………3

Глава 1. Сущность памяти в когнитивной психологии……….....………...5

1.1. Фундаментальная проблема в  когнитивной психологии.....……....….5

1.2. Память в когнитивной психологии: формы и типы...............................6

1.3. Зрительные образы и память в когнитивной психологии.………..…10

1.4. Выводы по главе……………………………………………………….16

Глава 2. Методы изучения памяти в рамках когнитивной психологии…………………………………………………………………………17

2.1. Дискретный и континуальный подход……………………………….17

2.2. Функциональный подход……………………………………………...23

2.3. Экспериментальные методы исследования памяти…………............29

2.4 Выводы по главе……………………………….....…………………….35

Заключение………………………………………………………………….36

Список использованных источников………………………………………37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 В психологии до  сих пор не существует общепринятого  определения феномена памяти. Чаще  всего память определяют как  совокупность составляющих ее  процессов: впечатления, получаемые человеком об окружающей действительности, оставляют некоторый отпечаток, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности – воспроизводятся.

Память лежит в основании способностей человека, считается условием научения, приобретения знаний, развитием умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря феномену памяти, ее развитию, человек смог выделиться из животного мира и приобрести свою индивидуальность, а также достигнуть всех тех научных разработок, которые существуют в настоящее время.

Однако, необходимо добавить, что память лежит не только в основе любого психического процесса, но и  обеспечивает личностную целостность. Феноменом памяти интересуются не только специалисты профессионально изучающие  эту функцию мозга, трудно найти  человека, который бы не придавал значение своей памяти, не проявлял любопытства в возможности ее изучения.

Актуальность данной работы связана с тем, что в настоящее время информационные потоки, наблюдающиеся в различных отраслях общества,  требует от человека прилагать больше умственных усилий в его деятельности. Это отражается и на том, что современному человеку приходится запоминать большой объем информации, связанный с познанием окружающей действительности. Возможности памяти потенциально безграничны, проблемы заключаются в том, что чаще всего человек не умеет эффективно использовать возможности своего мозга.

Исходя из актуальности проблемы памяти на современном этапе, исходя из личного интереса к психологическим процессам памяти и к её исследованию, мы определили тему курсовой работы «Исследование памяти в когнитивной психологии»

Цель данного исследования – анализировать проблему памяти в когнитивной психологии

Объект исследования – память.

Предмет исследования –  память в рамках когнитивной психологии.

Задачи исследования:

- рассмотреть формы и типы памяти

- рассмотреть разные  подходы к образной проблематике  представителей когнитивной психологии

- описать и сравнить теорию двойственности и уровневую теорию памяти

- охарактеризовать проблему  механизмов распознавания

- описать методы исследования  свойств  различных видов памяти  и методы исследования процессов  памяти

В ходе исследования использовались теоретические методы (конспектирование, цитирование, анализ и синтез психолого-педагогической литературы по теме исследования).

Данное исследование представлено в виде курсовой работы, включающей введение, главу 1 «Сущность памяти в когнитивной психологии», главу 2 «Методы изучения памяти в рамках когнитивной психологии», заключение, список литературы, состоящий из библиографического описания  20 источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Характеристика феномена памяти

 

1.1. Память: основные черты и индивидуальные различия

 

Память является психическим свойством человека, способностью к накоплению (запоминанию), хранению, и воспроизведению опыта и информации [2].

Можно рассмотреть и  другое определение памяти – это способность вспоминать отдельные переживания из прошлого, осознавая при этом не только само переживание, а его место в истории нашей жизни, его размещение во времени и пространстве [1].

В настоящее время  существует разнообразные трактовки  термина «память». Это связано  с тем, что сегодня существуют различные подходы к рассмотрению сущности данного термина. Но все  же необходимо подчеркнуть, что память – это объединение всех процессов и функций, которые позволяют увеличивать возможности человека в области знания и познания [13].

Еще один важный факт: память хранит, восстанавливает очень разные элементы нашего опыта: интеллектуальный опыт, эмоциональный, и моторно-двигательный. Память о чувствах и эмоциях может сохраняться даже дольше чем интеллектуальная память о конкретных событиях [2].

Наиболее важными чертами  памяти и ее неотъемлемыми характеристиками являются длительность, быстрота (запоминания и воспроизведения), точность, готовность, объем. От этих характеристик зависит то, насколько продуктивна будет сама память человека [7].

Объем – это способность одновременно сохранять значительный объем информации [12].

Средний объем памяти – 7 элементов (единиц) информации, быстрота запоминания – отличается у разных людей [5]. Увеличить скорость запоминания элементов можно с использованием специального третирования памяти. При этом точность проявляется в припоминании фактов и событий, с которыми сталкивался человек, а также в припоминании содержания информации. Эта черта очень важна в обучении, длительность – способность в течение долгого времени сохранять пережитый опыт.

Также индивидуальное и качество запоминаемой информации: некоторые люди могут вспомнить лица и имена школьных друзей много лет спустя, некоторые забывают их спустя всего несколько лет [4].

Длительность памяти имеет выборочный характер, готовность к воспроизведению – способность быстро воспроизводить в сознании человека информацию. Именно благодаря данной способности человек может эффективно реализовывать приобретенный им ранее жизненный опыт.

Сразу следует отметить, что когда речь идет о психических  явлениях, довольно трудно разложить  все «по полочкам» и вывести  единый шаблон. Тоже относится и  к памяти, ведь, несмотря на многочисленные и многолетние исследования, которые проводятся психологами, и нейрофизиологами, физиологические механизмы памяти все еще малоизученны. Память также нельзя рассматривать в отрыве от особенностей и свойств личности. Важно понимать, что у разных людей разные функции памяти развиты неодинаково [14].

 

1.2. Формирование  и развитие памяти

 

Процесс развития представляет собой изменения, которые происходят в памяти человека по мере его адаптированности и включенности в окружающую действительность. С раннего детства процесс развития памяти ребенка идет по нескольким направлениям [6]:

1. Механическая память постепенно дополняется и замещается логической.

2. Непосредственное запоминание со временем превращается в опосредствованное, которое связано с активной и осознанной реализацией для запоминания и воспроизведения различных мнемотехнических приемов и средств.

3. Непроизвольное запоминание, которое в основном преобладает в детстве, у взрослого человека трансформируется в произвольное.

В развитии памяти в общем можно рассматривать две генетические линии: ее совершенствование у всех без исключения цивилизованных людей по мере развития общества и ее постепенное улучшение у конкретного индивида в процессе его социализации, приобщения к материальным и культурным достижениям данного общества [10].

Существенный вклад  в анализ проблемы филогенетического развития памяти внес П.П. Блонский. Он первым развил мысль о том, что различные виды памяти, которые представлены у взрослого человека, считаются также разными ступенями ее исторического развития. На основании этого эти виды памяти можно считать филогенетическими ступенями совершенствования и развития памяти [4].

В онтогенезе все виды памяти формируются у ребенка  довольно рано и также в определенной последовательности. Позже всех развивается и начинает функционировать логическая память [3].

Данный вид памяти имеется уже у ребенка 3-4-летнего возраста в сравнительно элементарных формах, но достигает нормального уровня развития лишь в подростковом и юношеском возрасте. Совершенствование и дальнейшее улучшение данного вида памяти основывается на том, что в процессе обучения человек усваивает новые знания, обучается различным основам наук.

Начало образной памяти начинается на втором году жизни ребенка, и достигает своей высшей точки только к юношескому возрасту [7].

Самым ранним видом памяти является аффективная память, которая  проявляется когда ребенку исполняется  уже 6 месяцев. Но все же самой первой по времени являеттся моторная, или двигательная, память. По мнению П.П. Блонского, в генетическом плане данный вид памяти предшествует всем остальным [12].

Но существует большое  количество экспериментальных данных, свидетельствующие о весьма ранней онтогенетической эмоциональной откликаемости младенца на обращение матери. Говорят о том, что, по-видимому, раньше других начинает действовать аффективная, а не двигательная память. Вполне может быть, что они появляются и развиваются практически одновременно. Во всяком случае, окончательного ответа на данный вопрос пока не получено [11].

Таким образом, существует несколько основных видов памяти. Рассмотрим более подробно их особенности.

 

1.3. Виды памяти  и их особенности

 

Существует несколько  оснований для классификации видов человеческой памяти [6].

Одно из них – деление памяти по времени сохранения материала, другое – по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору [10].

В первом случае выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память. Во втором случае говорят о двигательной, зрительной, слуховой, обонятельной, осязательной, эмоциональной и других видах памяти. Рассмотрим и дадим краткое определение основным из названных видов памяти [7].

Мгновенная, или иконическая, память связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации. Эта память считается непосредственным отражением информации органами чувств. Ее длительность составляет от 0,1 до 0,5 с. Мгновенная память представляет собой полное остаточное впечатление, возникающее от непосредственного восприятия стимулов [13].

Кратковременная память представляет собой форму хранения информации в течение короткого промежутка времени. Длительность удержания мнемических следов здесь не превышает нескольких десятков секунд, в среднем около 20 (без повторения) [6].

В кратковременной памяти сохраняется не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее яркие и значительные элементы. Эта память функционирует без предварительной сознательной установки на запоминание, но с установкой на последующее воспроизведение материала.

Кратковременная память связана с так называемым актуальным сознанием человека. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация, которая сознается, соотносится с актуальными интересами и потребностями человека, привлекает к себе его повышенное внимание [6].

Оперативной называют память, которая рассчитана на хранение информации в течение конкретного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней.

Срок хранения сведений этой памяти определяется задачей, которая встала перед человеком в определенный период времени, и рассчитан только на решение этой конкретной задачи. Далее уже информация может исчезать из оперативной памяти.

Долговременная память – это память, которая способна хранить информацию в течение длительного срока. Информация, которая попадает в хранилище этого вида памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты [2].

Генетическую память можно рассматривать как вид  памяти, где информация хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. Основным биологическим механизмом запоминания информации в такой памяти считаются мутации и связанные с ними изменения генных структур. Генетическая память у человека – это единственный вид памяти, на который человек не может оказывать воздействие через процессы обучения и воспитания [6].

Зрительная память связана  с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Она важна для людей любых профессий, в частности для инженеров и художников [7].

Слуховая память – это хорошее запоминание и точное воспроизведение различных звуков, например музыкальных, речевых. Она необходима филологам, людям, которые занимаются изучением иностранных языков, акустикам, музыкантам [2].

Информация о работе Исследование памяти в когнитивной психологии