Исследование особенностей восприятия времени

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 23:08, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить особенности восприятия времени.
Объект исследования: восприятие
Предмет исследования: восприятие времени.
Гипотеза: восприятие времени человеком имеет некоторые особенности.
В данном исследовании мы поставили перед собой следующие задачи:
Изучить развитие представлений о времени в различные исторические эпохи;
Рассмотреть механизмы восприятия времени человеком;
Осветить различные подходы к изучению восприятия времени;
Выявить существующие особенности восприятия времени человеком.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование особенностей восприятия времени 5
Основные характеристики восприятия
5
Понятие времени
8
Особенности восприятия времени человеком
12
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей восприятия времени 24
2.1. Организация и методика исследования 24
2.2. Диагностика особенностей восприятия времени 27
Заключение 31
Библиография 33

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 183.50 Кб (Скачать)
p align="justify">     Для изучения субъективного восприятия временных интервалов используются также и другие методики, например, тест Франкенхойзеp (Кузнецов и др., 1985), оценка длительности простой сенсомоторной реакции (Михайлова, 2008), оценка точности реакции на движущийся объект - РДО (Точилов, 1970; Михайлова, 2008) и т.д. Так, одним из ранних открытий, установленных при изучении проблемы субъективного времени в психологии, было обнаружение тенденции испытуемых либо к переоценке, либо к недооценке временных отрезков, что имеет отношение к их индивидуальным особенностям, связанным с соматическим и нервным функционированием (Лисенкова, 1981). Другая группа тестов исследования субъективного времени направлена на измерение временных характеристик в диапазоне «быстро-медленно». Эти методики оперируют, как правило, к зрительным представлениям понятий о времени. Здесь используются, например, такие методы, как пиктограммы: испытуемому предлагается нарисовать картинки, обозначающие понятия «быстро» и «медленно», Социально-перцептивный интуитивный тест (СПИТ) (Бурлачук, Морозов, 1999), стимульным материалом которого служат изображения теста Л. Сонди (Собчик, 2007): испытуемому предлагается оценить время поведенческих реакций людей, изображенных на фотографиях по экспрессии их лиц.  И, наконец, внушительная часть методик направлена на выявление особенностей отражения человеком временных отношений в контексте жизненного пути и биографии. Сюда можно отнести методики от простых графических тестов, таких как «Круги времени» Т. Коттла (Сottle, 1976), до трудоемких автобиографических методик, таких как «Линия жизни» (Головаха, Кроник, 1993), ZTPI (Zimbardo, 1999), в России известной под названием «методика Ф. Зимбардо по временной перспективе», и «психологической автобиографии» (Бурлачук, Коржова, 1998).

     Учитывая  все многообразие методов и подходов к изучению субъективного времени, становится понятно, почему в данном случае используются столь разные термины. Очевидно, что для описания полученных с помощью различных методов результатов и обнаруженных феноменов привлекаются разные понятия, которые отличаются друг от друга качественно.

     В целом, при углублении в проблему восприятия времени становится ясно, что она крайне сложна и недостаточно изучена, но в то же время потребности психологической теории и практики диктуют необходимость ее дальнейшей разработки. Возможно, именно комплексное исследование разных аспектов восприятия времени позволит связать уровень развития адекватности отражения различных временных отношений с особенностями личности и психических процессов.

      В нашем исследовании мы использовали методику на определение степени точности восприятия коротких промежутков времени.

      Экспериментальная выборка составила 20 человек. 

     2.2. Диагностика особенностей восприятия  времени

      Экспериментальными  исследованиями пытались установить минимальные  размеры, или величину, "момента". Под величиной "момента" разумеют астрономическую длительность того интервала, который воспринимается как нерасчлененное настоящее.

     Наше  исследование восприятия состояло из десяти опытов. В каждом опыте испытуемому  предлагалось определить заданный промежуток времени, не считая и не смотря на часы. Правильность оценки интервала времени  экспериментатор определяет с помощью  секундомера.

     Испытуемым  давалась следующая инструкция: "Вам  будет предложено, не пользуясь часами и не считая про себя, поднятием  руки или сигналом "Стоп!" определить конец заданного отрезка времени. Каждый раз Вам будет сказано  о том, какой длительности задается интервал, а его начало экспериментатор отметит ударом карандаша по столу".

      Полученные  данные в ходе проведения методики можно представить в виде следующей  таблицы, где мы отобразим полученные коэффициенты точности по всей выборке:

№ испытуемого Коэффициент точности, %
1 110
2 70
3 170
4 150
5 90
6 120
7 70
8 100
9 60
10 210
11 120
12 60
13 70
14 70
15 110
16 90
17 120
18 70
19 50
20 140
 

     В ходе анализа результатов исследования важно определить, в каком соотношении  к 100%, меньше или больше, находятся коэффициенты точности оценки времени испытуемого. Если по всем опытам испытуемый имеет коэффициент больший, чем 100%, то временные интервалы он недооценивает. Если его коэффициенты менее 100% – то временные интервалы он переоценивает. Чем ближе коэффициенты к 100% (например, 80% – 110%), тем выше точность оценки коротких промежутков времени.

      Для более наглядного представления  результатов в процентном соотношении  по всей выборке приведем таблицу:

      Особенности восприятия времени Кол-во человек Процентное соотношение
Недооценивает 7 35 %
Точно определяет 5 25 %
Переоценивает 8 40 %
 

     Как видно, преобладают люди, переоценивающие  предъявляемые отрезки времени.

      Различия  в таких типах восприятия времени  могут обуславливаться многими  факторами. Чтобы вычленить их более точно, некоторые исследователи рекомендуют следующее: чтобы установить причины недооценки или переоценки временных интервалов, нужно повторить опыты, усложнив их инструкцией с дополнительными указаниями. Также при проведении дальнейших исследований в данном ключе, полезно учитывать возраст, пол респондентов и некоторые другие переменные эксперимента, отражающие индивидуальные различия испытуемых.

Такого  рода работа может послужить почвой наших дальнейших исследований, что  позволит, возможно, более точно и четко выделить и описать особенности восприятия времени человеком. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Итак, мы видим, что восприятие времени  – довольно сложный процесс, зависящий  от множества факторов: как внутренних, так и внешних.

      Представление о времени изменялось в зависимости от исторического периода, культуры, религии, развития физики, биологии, психологии и других наук.

      Восприятие  времени – это образное отражение  таких характеристик явлений окружающей действительности, как цикличность, длительность, скорость протекания и последовательность.

      В последнее время психологи все  чаще сходятся во мнении о том, что  в психике человека нет специального и автономного механизма приспособления к времени. Мы разделяем мнение М. С. Роговина и Е. В. Карповой, согласно которому «для этих целей используются все уже имеющиеся у человека психические механизмы и процессы, привлекаются все те же уровни психического отражения и их операционные средства, которые эволюционно сформировались для решения любых других задач адаптации...» (Роговин, Карпова, 1984). Ведь, несмотря на то, что физическое время и может быть измерено, оно не является стимулом в обычном смысле этого слова: нет объекта, который бы непосредственно воздействовал на рецепторы воспринимающего его человека. Поэтому и используются понятия «ощущение» и «чувство» времени, когда речь идет о коротких временных интервалах.

      Восприятие  времени происходит благодаря работе нескольких анализаторов. Непосредственно  воспринимаются лишь очень короткие интервалы (не более нескольких минут), более длительные промежутки оцениваются человеком опосредованно, при участии высших психических функций.

      Также следует отметить, что на восприятие времени влияют следующие факторы: возраст человека, шум, мотивация, эмоции, фармакологические средства, наполненность промежутка времени событиями, стрессовые ситуации, темперамент человека и т.п.

      В целом, при углублении в проблему восприятия времени становится ясно, что она крайне сложна и недостаточно изучена, но в то же время потребности психологической теории и практики диктуют необходимость ее дальнейшей разработки. Возможно, именно комплексное исследование разных аспектов восприятия времени позволит связать уровень развития адекватности отражения различных временных отношений с особенностями личности и психических процессов.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Библиография:

    1. Ахундов, М.Д. Концепции пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы / М.Д. Ахундов. – М.: Изд-во «Наука», 1982. – 222 с.
    2. Гайденко, П.П. Время. Длительность. Вечность. Проблема времени в европейской философии и науке / П.П. Гайденко. – М.: Прогресс-традиция, 2006. – 459 с.
    3. Гамезо М. В., Герасимова В. С., Машурцева Д. А., Орлова Л. М. Общая психология: учебно-методическое пособие/ под ред. Гамезо М. В.: Ось-89, 2007. – 352 с.
    4. Джемс, У. Психология / У. Джемс. – М.: Педагогика, 1991.– 367 с.
    5. Ершов, А.А. Время / А.А. Ершов. – СПб.: СПбГУАП, 2000.–134 с.
    6. Ковалев, Вл.И. Категория времени в психологии (личностный аспект) /Вл.И.Ковалев//Категории материалистической диалектики в психологии. – М.: Изд-во «Наука», 1988. – С. 216–230.
    7. Лурия, А.Р. Лекции по общей психологии / А.Р. Лурия. – СПб.: Питер, 2006. –320 с.
    8. Петровский, А.В. Введение в психологию / А.В. Петровский. – М.: Издательский центр «Академия», 1996. – 496 с.
    9. Реан, А.Л. Психология:учебное пособие / А.Л. Реан, С.И. Розум. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1999. – 100 с.
    10. Рубинштейн Л. С., Основы общей психологии. СПб., 1998.
    11. Цуканов, Б.И. Анализ ошибки восприятия длительности / Б.И. Цуканов // Вопросы психологии. – http://www.voppsy.ru/issues/1985/853/853149.htm.
    12. Цуканов, Б.И. Время в психике человека / Б.И. Цуканов. – Одесса: АстроПринт, 2000. – 218 с.
    13. Элькин, Д.Г. Восприятие времени / Д.Г. Элькин. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. – 312 с.

     14. www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=7781318

    15. http://www.ipd.ru/articles/m_time.shtml

Информация о работе Исследование особенностей восприятия времени