Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 23:08, курсовая работа
Цель работы: изучить особенности восприятия времени.
Объект исследования: восприятие
Предмет исследования: восприятие времени.
Гипотеза: восприятие времени человеком имеет некоторые особенности.
В данном исследовании мы поставили перед собой следующие задачи:
Изучить развитие представлений о времени в различные исторические эпохи;
Рассмотреть механизмы восприятия времени человеком;
Осветить различные подходы к изучению восприятия времени;
Выявить существующие особенности восприятия времени человеком.
Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование особенностей восприятия времени 5
Основные характеристики восприятия
5
Понятие времени
8
Особенности восприятия времени человеком
12
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей восприятия времени 24
2.1. Организация и методика исследования 24
2.2. Диагностика особенностей восприятия времени 27
Заключение 31
Библиография 33
Ориентировка во времени у человека осуществляется с помощью корковых отделов мозга. Многочисленные данные клинических наблюдений убедительно показали, что нет оснований предполагать существование очаговой локализации восприятия времени в коре, т.е. специального центра отсчета времени. Расстройство временных восприятий наблюдается при поражении различных отделов коры. Отсюда можно сделать вывод, что восприятие времени осуществляется при помощи ряда анализаторов, объединяющихся в систему и действующую как единое целое. В основе восприятия времени лежит ритмическая смена возбуждения и торможения, затухание возбудительного и тормозного процессов в центральной нервной системе, в больших полушариях головного мозга. Наиболее точную дифференцировку промежутков времени дают кинестезические и слуховые ощущения. Слуховые ощущения отражают временные особенности действующего раздражителя: его продолжительность, ритмический характер и т.п. Двигательные ощущения обеспечивают достаточно точное отражение длительности, скорости и последовательности явлений. Особую роль играет кинестезический анализатор в восприятии ритма. Под ритмом с психологической точки зрения понимается восприятие серии объектов как серии групп стимулов. Последовательные группы обычно строятся по одному образцу и воспринимаются как повторение. Характер воспринимаемой группировки в значительной степени определяется особенностями серии стимулов: относительная интенсивность стимулов, их абсолютная и относительная длительность, расположение во времени. Если серия состоит из физически идентичных и единообразно расположенных во времени стимулов, то восприятие ритма определяется субъективными факторами. Испытуемый обычно воспринимает серию групп, в каждой из которых акцентированы определенные элементы. Воспринимаемый при этом ритм называется субъективным ритмом, а ударение — субъективным ударением. Восприятие ритма обычно сопровождается двигательным аккомпанементом. Переживание ритма по самому существу своему активно [11].
Но в восприятии и оценке времени могут участвовать и другие анализаторы. Зрительный рецептор, например, является по преимуществу органом восприятия пространства. Наряду с этим ему принадлежит определенная роль и в восприятии времени, поскольку в работе глаза дело не обходится без движений (аккомодации и конвергенции) [9].
Восприятие
времени, будучи связанным с определенными
психофизиологическими
Также возможен сложный комплекс нарушений восприятия времени, например, возможность сосуществования ощущения пребывания и в настоящем, и в прошлом, и даже во всех трех временах. Также наблюдаются нарушения перцепции времени при длительном (несколько суток) лишении сна [3].
Восприятие времени у человека не является врожденным. С формированием личности ребенка, с возникновением и развитием самосознания, которые обусловлены включением ребенка в учебную и трудовую деятельность, начинается этап осознания им течения времени своей жизни [8]. Временные понятия определяются, в основном, той культурой (цивилизацией), к которой человек принадлежит.
Врожденным можно назвать лишь внутренние изменения, процессы (биение сердца, чувство голода, утомления и т.п.), которые также влияют на формирование восприятия времени. Вместе с тем, помимо такого врожденного чувства времени, существует и способность к осознанной оценке времени [16].
Временные восприятия у детей складываются довольно поздно, проделывая значительный путь развития. С общим ходом психического развития, с овладением знаниями в процессе обучения связано и повышение точности дифференцировки отрезков времени. Школьники лучше всего ориентируются в тех промежутках времени, которые связаны с их повседневной деятельностью [12].
«Меры времени» для отграничения одного периода зрелости от другого оказываются различными на протяжении жизни человека. Их относительный характер выражен в том, что в первые годы жизни человека периоды измеряются месяцами и полугодиями, в дальнейшем же происходит как бы «растягивание» времени. «Меры времени» измеряются уже не годами, а десятилетиями – в зависимости от сложившегося уровня жизнестойкости и жизнеспособности человека [1]. «Один год для пятилетнего ребенка (равный для него 1/5 его жизни) кажется продолжительнее в 10 раз, чем один год пятидесятилетнего человека (равный для него 1/50 его жизни)» [3, C. 7].
На восприятие времени, конечно же, влияет возраст человека, но это не единственный фактор.
На субъективную оценку длительности влияют многие факторы: окружающая среда (шум укорачивает субъективную длительность), задача, стоящая перед субъектом (чем сложнее задача, тем короче кажется длительность), мотивация (всякий раз, когда мы обращаем внимание на течение времени, оно кажется нам длиннее, самое точная – это непринужденная спокойная оценка времени), фармакологические средства. Так же доказано, что время в момент движения кажется короче, чем в покое [11].
Восприятие времени изменяется и в зависимости от эмоционального состояния [10]. Точными экспериментальными исследованиями установлено, что человек, испытывающий положительные эмоции, недооценивает временные интервалы, т.е. субъективное течение времени у него убыстряется; при отрицательных же эмоциональных переживаниях временные промежутки переоцениваются, т.е. наблюдается субъективное замедление течения времени [9].
Сразу
же после основания психологии как
науки проблема восприятия времени
стала активно изучаться
Восприятие продолжительных периодов времени в значительной степени определяется характером переживаний. Обычно время, которое было заполнено интересной, глубоко мотивированной деятельностью, кажется короче, чем время, проведенное в бездействии. Эксперименты по ограничению сенсорной информации показали, что в условиях сенсорной изоляции наблюдается чрезвычайно медленное субъективное течение времени. Так, испытуемый, помещенный в бакообразный респиратор на специальном матраце в условиях постоянного монотонного звука, слабо искусственного света, ограничения тактильных и двигательных ощущений, сообщал, что минуты кажутся ему часами. Однако в последующем отчете соотношение может быть обратным: время, проведенное в безделии и скуке, может казаться короче, когда о нем вспоминают [3].
Временная перспектива – отношение к настоящему и будущему – зависит в значительной мере и от характера человека: одни стремятся к изменениям, другие как бы являются пленниками своего прошлого [там же]. Значимость прошлого, настоящего и будущего также обусловлена в какой-то мере типом темперамента: холерики скорее устремлены в будущее (что было, то было); у сангвиников тяга к новизне, прошлое не вернуть, но и равновесно обращены к настоящему; меланхолики предпочитают вспоминать, будущее их не тревожит; флегматики ориентируются в прошлое, будущее их не волнует и не привлекает. В.И. Цуканов замерил пороги чувствительности ко времени у представителей 4-х основных типов темперамента: самый короткий интервал чувствуемого времени у холериков. По длительности далее идут сангвиники, меланхолики, последние – флегматики. На вопрос «Вам хватает времени?» холерики выражают острый дефицит времени; сангвиники то же, отвечали, что не успевают, опаздывают все время; меланхоликам времени хватает; для флегматиков время проходит медленно, хватает с избытком [по А.А. Ершову].
Исходя из концепции Юнга о четырехмодальном восприятии мира (эмоции, мышление, ощущение, интуиция), выделяют четыре типа личности. Особенностью каждого типа является специфическое отношение ко времени.
Время для представителей эмоционального типа циркулирует: прошедшее становится настоящим, а затем возвращается в прошлое, как воспоминание. Личное прошлое определяет поведенческие реакции и акты. Времена меняются, а человек – нет. Людям такого типа кажется, что мир остается таким, каким он был в годы их молодости. Они оценивают события не по результатам, так как для них значительны только те события, которые в последующем могут стать яркими воспоминаниями. Люди мыслительного типа тоже воспринимают время как идущее из прошлого в будущее, но их прошлое – это не личное, а отвлеченное, историческое прошлое. Они придают основное значение преемственности и последовательности, поэтому стремятся сделать все обдуманно. Время и план для них – серьезный фактор. Люди ситуативно-сенсорного типа воспринимают настоящее во всей его полноте, игнорируя при этом свой прошлый опыт. Такие люди не способны ждать, не осознают длительности времени, не воспринимают его движение. Только восприятие настоящего богат, глубоко, полно. Они движутся от одного момента времени к другому не течением времени, а через свои действия. Они невнимательны к своему прошлому и будущему. И последний в данной классификации – интуитивный тип. Интуиция, по мнению многих авторов, – это функция предвидения. Для человека этого типа настоящее – всего лишь бледная тень, а прошлое – туманно. То, что будет, для него реальнее того, что есть или было. Не осознают времени [3, 11].
Широко
известен феномен изменения масштаба
времени при стрессовых ситуациях, когда,
с одной стороны, люди успевают в невероятно
короткий срок принять решение и выполнить
необходимый объем действий (время для
них как бы «растягивается»), а с другой
стороны, происходит переоценка протекающего
времени, и люди не успевают сделать необходимое
– время в этом случае как будто «сжимается»
[3].
Глава
2. Эмпирическое исследование особенностей
восприятия времени
2.1.
Организация и методика
Проблема субъективного времени разрабатывается с разных точек зрения многими науками, как естественными (Доброхотова, Брагина, 1977; Меграбян 1972 и др.), так и гуманитарными [Элькин, 1962, 1969; Вудроу, 1963 и др.]. В психологии изучается влияние на восприятие времени различных факторов, таких как мотивация (Будиянский, 1984) предпринимаются попытки определить продолжительность «настоящего» (Молчанов, 1998; Головаха, Кроник, 1999) и т. д. Проблематикой субъективного времени занимается общая и экспериментальная психология (Рубинштейн, 2006; Головаха, Кроник, 2008), психофизика (Kahneman, Treisman, Gibbs, 1992; Фаликман, Печенкова, 2001), инженерная психология (Митина, 1979; Стрелков, 1999), психология индивидуальных различий (Лисенкова, 1981). А в возрастной психологии специально отмечается, что формирование представлений о времени у детей является «необходимой предпосылкой развития причинно-следственного и теоретического мышления, а также условием, обеспечивающим познавательную деятельность в целом» (Андриевская, 1980). По мнению О. Н. Кузнецова и его коллег, адекватность отражения времени необходима для успешной адаптации человека к условиям изменяющейся среды. Однако, несмотря на признание важной роли субъективного восприятия времени в понимании особенностей личности и большое количество работ, посвященных этой тематике, считать ее достаточно разработанной нельзя.
Так,
например, Р. Вудроу описывает проблему
восприятия времени как «трудно
поддающуюся конкретному
Кроме того, изучая время в качестве психологического феномена, исследователи используют самые разные термины, среди которых можно встретить «восприятие времени», «отражение времени», «ощущение времени», «чувство времени», «представление о времени», «суждение о времени», «память на время», «организация поведения и деятельности во времени», «ориентировка во времени», «переживание времени», «осознание времени» и т.д.
Изучение субъективного времени вызвало появление соответствующих тестов, в которых также используется ряд операционализированных понятий, таких как, например, «определение длительности времени» (или «оценка времени»), «отмеривание времени», «воспроизведение времени».
Отмеривание заданных интервалов времени (наиболее часто используется 1 мин, 30 с, 10 с, 7с). Экспериментатор называет отрезок времени, который испытуемый должен отмерить, т.е. определить, когда необходимое время истечет. Исследователь фиксирует время с помощью секундомера, учитывая степень точности определения длительности заданного интервала времени, а также частоту и значение его недооценок или переоценок.
Словесная оценка интервалов времени. Щелчком секундомера или иным способом задаются различные временные интервалы, испытуемый словесно оценивает их длительность.
Согласно имеющимся в литературе данным, оценка интервалов и их отмеривание находятся в обратных отношениях, т.е. лица, которые переоценивают заданные интервалы времени, недоотмеривают их, и наоборот (Митина, 1977; Лисенкова, 1981, Роговин, Карпова, 1985).
Воспроизведение интервалов времени. Испытуемому предлагается воспроизвести (повторить) ранее предъявленный интервал времени с помощью стука или других средств. Считается, что отклонение от эталонного времени связано с нервным и физиологическим функционированием человека, оно является врожденной характеристикой и в течение жизни не изменяется (Элькин, 1962; Цуканов, 1990).
<Информация о работе Исследование особенностей восприятия времени