Исследование эмоциональных состояний родителей имеющих детей с ограниченными возможностями здоровь

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 20:18, курсовая работа

Описание работы

Цель: анализ эмоциональных состояний у родителей, имеющих детей с нарушения в развитии с помощью традиционных психологических методик.
Задачи:
1) Подобрать и описать методики и методы, исследующие эмоциональные состояния родителей имеющих детей с ОВЗ;
2) Проанализировать и сравнить особенности эмоциональных состояний у родителей имеющих детей разных категорий;

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…..3
1.1. Выявление склонности к депрессии у родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья……………………………….5
1.2. Выявление эмоционального выгорания у родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья………………………………8
1.3. Выявление стрессового состояния у родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья………………………………12
Заключение……..……………………………………………………………….15
Приложение……………………………………………………………………..17
Список литературы…………………………………………………………….27

Работа содержит 1 файл

Моя курсовая работа.docx

— 84.80 Кб (Скачать)

7(2), 19(10), 31(2), 43(5), 55(3), 67(3), 79(5)

8(5), 20(5), 32(2), 44(2), 56(3), 68(3), 80(10)

«истощение»

9(3), 21(2), 33(5), 45(5), 57(3), 69(10), 81(2)

10(2), 22(3), 34(2), 46(3), 58(5), 70(5), 82(10)

11(5), 23(3), 35(3), 47(5), 59(5), 72(2), 83(10)

12(3), 24(2), 36(5), 48(3), 60(2), 73(10), 84(5)

 Интерпретация  результатов.

36 и  менее баллов - фаза не сформировалась;

37-60 баллов - фаза в стадии формирования;

61 и  более баллов - сформировавшаяся  фаза. 

Рис 2. Ведущие симптомы эмоционального выгорания

     Предложенная  методика дает подробную картину  синдрома «эмоционального выгорания».

      Из  диаграммы видно что, у родителей  имеющих детей, развитие которых  согласно норме, все симптомы эмоционального выгорания, не сформированы, значит находятся  в норме.

      У родителей имеющих детей с  нарушением речи, все фазы «эмоционального  выгорания», находятся в стадии формирования.

      У родителей детей с ДЦП, ярко выражены сформировавшиеся фазы «эмоционального  выгорания». Данное состояние возникает  у человека, если в ситуации психического или физического напряжения он длительное время испытывает отрицательные  эмоции. При этом он не может ни изменить ситуацию, ни справиться с негативными  эмоциями. Эмоциональное выгорание  проявляется в снижение общего эмоционального фона, равнодушие, уход от ответственности, негативизм или циничность по отношению  к другим людям, потеря интереса к  профессиональным успехам, ограничение  своих возможностей. Как правило, причинами эмоционального выгорания  становятся монотонность и однообразие  работы, отсутствие для карьерного роста, профессиональное несоответствие, возрастные изменения и социально-психологическая дезадаптация. Внутренними условиями для возникновения эмоционального выгорания могут быть акцентуации характера определенного типа, высокая тревожность, агрессивность, конформность, неадекватный уровень притязаний. Эмоциональное выгорание препятствует профессиональному и личностному росту и, также как и стресс, приводит к психосоматическим нарушениям. 

       

 

 

    1. Выявление стрессового состояния  у родителей, имеющих  детей с ограниченными  возможностями здоровья

      Шкала психологического стресса  PSM-25

     Ни  одному человеку не удается жить и  работать, не испытывая стрессов. Тяжелые  жизненные потери, неудачи, испытания, конфликты, напряжение при выполнении тяжелой или ответственной работы время от времени переживает каждый. Одни люди справляются со стрессами  легче, чем другие, т.е. являются стрессоустойчивыми.

  Шкала PSM-25 Лемура-Тесье-Филлиона (Lemyr-Tessier-Fillion) предназначена для измерения феноменологической структуры переживаний стресса. Цель измерение стрессовых ощущений в соматических, поведенческих и эмоциональных показателях. Методика была первоначально разработана во Франции, затем переведена и валидизирована в Англии, Испании и Японии. Перевод и адаптация русского варианта методики выполнены Н. Е. Водопьяновой.

  При разработке методики авторы стремились устранить имеющиеся недостатки традиционных методов изучения стрессовых состояний, направленных в основном на косвенные измерения психологического стресса через стрессоры или патологические проявления тревожности, депрессии, фрустрации и др. Лишь немногие методики предназначены для того, чтобы измерять стресс как естественное состояние психической напряженности. С целью устранения этих методологических несоответствий Лемур-Тесье-Филлион разработали опросник, который описывает состояние человека, переживающего стресс, вследствие чего отпала необходимость в определении таких переменных, как стрессоры или патологии. Вопросы сформулированы для нормальной популяции в возрасте от 18 до 65 лет применительно для разных профессиональных групп. Все это позволяет считать методику универсальной для применения к различным возрастным и профессиональным выборкам в нормальной популяции.

  Методика  апробирована авторами на выборке более  чем на 5 тыс. человек в Канаде, Англии, США, Пуэрто-Рико, Колумбии, Аргентине, Японии. Также эту методику применяли Клемент и Янг в Университете

  Оттавы, Ларси в Университете и в госпитале  Монреаля, а также Тесье и его коллеги в госпиталях св. Франциска Ассизского и св. Жюстины в Монреале. В России методика апробировалась Н. Е. Водопьяновой на выборке учителей, студентов и коммерческого персонала в количестве 500 человек.

  Инструкция. Предлагается ряд утверждений, характеризующих психическое состояние. Оцените, пожалуйста, ваше состояние за последнюю неделю с помощью 8-балльной шкалы. Для этого на бланке опросника рядом с каждым утверждением обведите число от 1 до 8, которое наиболее точно определяет ваши переживания. Здесь нет неправильных или ошибочных ответов. Отвечайте как можно искреннее. Для выполнения теста потребуется приблизительно пять минут. Цифры от 1 до 8 означают частоту переживаний:

1 - «никогда»; 

2 - «крайне  редко»;

3 - «очень  редко»;

4 - редко»;

5 - «иногда»;

6 - «часто»;

7 - «очень  часто»;

8 - «постоянно  (ежедневно)».

  Обработка результатов. Подсчитывается сумма всех ответов интегральный показатель психической напряженности (ППН). Вопрос 14 оценивается в обратном порядке. Чем больше ППН, тем выше уровень психологического стресса.

Рис. 3 Шкала  стресса

     По  данным диаграммы, отлично видно, что  у родителей детей, развитие которых согласно норме, самым высокий показатель уровня стресса равен - 158б, это свидетельствует о состоянии дезадаптации и психического дискомфорта, необходимости применения широкого спектра средств и методов для снижения нервно-психической напряженности, психологической разгрузки, изменения стиля мышления и жизни.

     У родителей имеющих детей с  нарушениями речи, среднее значение имеет - 133б, это средний уровень  стресса.

     Родители  имеющие детей с ДЦП имеют  значение - 96б, это самый низкий показатель, низкий уровень стресса, свидетельствует о состоянии психологической адаптированности к рабочим нагрузкам.

     Таким образом, по результатам диагностики  видно, что родители, которые часто сталкиваются с трудностями и проблемами в жизни более стрессоустойчивы. 

     Заключение

     На  основе проведенного исследования можно  сделать вывод о том, что  

     Приложение 1

     Шкала депрессии

Инструкция: "Прочитайте внимательно каждое из приведенных  ниже предложений и зачеркните соответствующую  цифру справа в зависимости от того, как Вы себя чувствуете в последнее  время. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет".

1 - никогда или изредка

2 - иногда

3 - часто 

4 - почти всегда или постоянно

1. Я чувствую  подавленность 1 2 3 4

2. Утром я  чувствую себя лучше всего  1 2 3 4

3. У меня бывают  периоды плача или близости  к слезам 1 2 3 4

4. У меня плохой  ночной сон 1 2 3 4

5. Аппетит у  меня не хуже обычного 1 2 3 4

6. Мне приятно  смотреть на привлекательных  женщин, разговаривать с ними, находиться  рядом 1 2 3 4

7. Я замечаю,  что теряю вес 1 2 3 4

8. Меня беспокоят  запоры 1 2 3 4

9. Сердце бьется  быстрее, чем обычно 1 2 3 4

10. Я устаю  без всяких причин 1 2 3 4

11. Я мыслю  так же ясно, как всегда 1 2 3 4

12. Мне легко  делать то, что я умею 1 2 3 4

13. Чувствую беспокойство  и не могу усидеть на месте  1 2 3 4

14. У меня есть  надежды на будущее 1 2 3 4

15. Я более  раздражителен, чем обычно 1 2 3 4

16. Мне легко  принимать решения 1 2 3 4

17. Я чувствую, что полезен и необходим 1 2 3 4

18. Я живу достаточно  полной жизнью 1 2 3 4

19. Я чувствую, что другим людям станет лучше,  если я умру 1 2 3 4

20. Меня до  сих пор радует то, что радовало  всегда 1 2 3 4 

Приложение 2.

Методика  диагностики уровня эмоционального выгорания  В. В. Бойко

     Читайте суждения и отвечайте «да» или «нет». Примите во внимание, что, если в формулировках опросника идет речь о партнерах, то имеются в виду субъекты вашей профессиональной деятельности - пациенты, клиенты, потребители, заказчики, учащиеся и другие люди, с которыми вы ежедневно работаете.

ТЕСТ 

1. Организационные  недостатки на работе постоянно  заставляют нервничать, переживать, напрягаться.

2. Сегодня  я доволен своей профессией  не меньше, чем в начале карьеры.

3. Я  ошибся в выборе профессии  или профиля деятельности (занимаю  не свое место).

4. Меня  беспокоит то, что я стал хуже  работать (менее продуктивно, качественно,  медленнее).

5. Теплота  взаимодействия с партнерами  очень зависит  от моего  настроения - хорошего или плохого.

6. От  меня как профессионала мало  зависит благополучие партнеров.

7. Когда  я прихожу с работы домой,  то некоторое время (часа 2-3) мне  хочется побыть наедине, чтобы  со мной никто не общался.

8. Когда  я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить  проблемы партнера (свернуть взаимодействие).

9. Мне  кажется, что эмоционально я  не могу дать партнерам того, что требует профессиональный  долг.

10. Моя  работа притупляет эмоции.

11. Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.

12. Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за  переживаний, связанных с работой.

13. Взаимодействие  с партнерами требует от меня  большого напряжения.

14. Работа  с людьми приносит все меньше  удовлетворения.

15. Я  бы сменил место работы, если  бы представилась возможность.

16. Меня  часто расстраивает то, что я  не могу должным образом оказать  партнеру профессиональную поддержку,  услугу, помощь.

17. Мне  всегда удается предотвратить  влияние плохого настроения на  деловые контакты.

18. Меня  очень огорчает, если что-то не  ладится в отношениях с деловым  партнером.

19. Я  настолько устаю на работе, что  дома стараюсь общаться как  можно меньше.

20. Из-за  нехватки времени, усталости или  напряжения часто уделяю внимание  партнеру .меньше, чем положено.

21. Иногда  самые обычные ситуации общения  на работе вызывают раздражение.

22. Я  спокойно воспринимаю обоснованные  претензии партнеров.

23. Общение  с партнерами побудило меня  сторониться людей.

24. При  воспоминании о некоторых коллегах  по работе или партнерах у  меня портится настроение.

25. Конфликты  или разногласия с коллегами  отнимают много сил и эмоций.

26. Мне  все труднее устанавливать или  поддерживать контакты с деловыми  партнерами.

27. Обстановка  на работе мне кажется очень  трудной, сложной.

28. У  меня часто возникают тревожные  ожидания, связанные с работой:  что-то должно случиться, как  бы не допустить ошибки, смогу  ли сделать все, как надо, не  сократят ли и т.п.

Информация о работе Исследование эмоциональных состояний родителей имеющих детей с ограниченными возможностями здоровь