Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 20:18, курсовая работа
Цель: анализ эмоциональных состояний у родителей, имеющих детей с нарушения в развитии с помощью традиционных психологических методик.
Задачи:
1) Подобрать и описать методики и методы, исследующие эмоциональные состояния родителей имеющих детей с ОВЗ;
2) Проанализировать и сравнить особенности эмоциональных состояний у родителей имеющих детей разных категорий;
Введение……………………………………………………………………..…..3
1.1. Выявление склонности к депрессии у родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья……………………………….5
1.2. Выявление эмоционального выгорания у родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья………………………………8
1.3. Выявление стрессового состояния у родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья………………………………12
Заключение……..……………………………………………………………….15
Приложение……………………………………………………………………..17
Список литературы…………………………………………………………….27
Министерство образования и науки РФ
Федеральное
государственное бюджетное
высшего профессионального образования
«Костромской
государственный университет
Институт педагогики и психологии
Кафедра
специальной дошкольной педагогики
и психологии
Исследование
эмоциональных состояний
Курсовая работа студентки
5
курса Института педагогики и
психологии специальность «
Петуховой М. С.
Научный
руководитель: к.пс.н., доцент Тихонова
И.В.
Содержание:
Введение………………………………………………………
Заключение……..…………………………………………
Приложение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Эмоциональные состояния - психические состояния, которые возникают в процессе жизнедеятельности субъекта и определяют не только уровень информационно-энергетического обмена, но и направленность поведения. Эмоции управляют человеком намного сильнее, чем это кажется на первый взгляд. Даже отсутствие эмоций это эмоция, точнее целое эмоциональное состояние, которое характеризуется большим количеством особенностей в поведении человека.
Эмоциональные
состояния подобны
Рождение ребенка с отклонениями в развитии, независимо от характера и сроков его заболевания или травмы, нарушает весь ход жизни семьи. Обнаружение у ребенка дефекта почти всегда вызывает у родителей тяжелое стрессовое состояние, семья оказывается в психологически сложной ситуации. К сожалению, далеко не все родители аномальных детей способны самостоятельно преодолеть этот тяжелый кризис и обрести смысл жизни.
По данным ряда авторов, (С. Л. Рубинштейн, А. А. Карелин, Н. Е. Водопьянова, и др.) под стрессом (от англ. stress - «давление», «напряжение») понимают эмоциональное состояние, возникающее в ответ на всевозможные экстремальные воздействия.
Теоретическая
значимость данной работы заключается
в том, что в настоящее время
эта тема мало изучена. Практически
нет методов исследования и выявления
стрессоустойчивости и
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты данной работы можно использовать при консультировании родителей по вопросам детско-родительских отношений, а также для оказания психологической помощи, как родителям, так и детям.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что существует взаимосвязь между возникновением внешних воздействий на эмоциональные состояния.
Объект: эмоциональные состояния родителей имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья.
Цель: анализ эмоциональных состояний у родителей, имеющих детей с нарушения в развитии с помощью традиционных психологических методик.
Задачи:
1) Подобрать и описать методики и методы, исследующие эмоциональные состояния родителей имеющих детей с ОВЗ;
2) Проанализировать и сравнить особенности эмоциональных состояний у родителей имеющих детей разных категорий;
3)
Изучить особенности
Выборка: в исследовании принимали участие 30 родителей, воспитывающие детей в возрасте от 4-8 лет; 10 из них воспитывающих детей с нормальным развитием, 10 - воспитывающих детей с нарушением речи, и остальные 10, воспитывающих детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Методики:
Шкала Депрессии
В
настоящее время в мировом
сообществе остро встала проблема социализации
детей-инвалидов. Число детей с
ограниченными возможностями
В качестве респондентов выступали разные категории родителей, имеющие детей в возрасте от 4 до 8 лет, с разными патологиями.
Опросник разработан для дифференциальной диагностики депрессивных состояний и состояний, близких к депрессии, для скрининг-диагностики при массовых исследованиях и в целях предварительной, доврачебной диагностики. Тест адаптирован Т.И. Балашовой.
Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как Вы себя чувствуете в последнее время. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет.
1 - никогда или изредка
2 - иногда
3 - часто
4 - почти всегда или постоянно
Обработка результатов Шкалы депрессии
Уровень депрессии (УД) рассчитывается по формуле УД = сумма пр. + сумма обр., где:
сумма пр. - сумма зачеркнутых цифр к "прямым" высказываниям № 1, 3, 4, 7, 8, 9, 10, 13, 15, 19;
сумма обр. - сумма цифр, "обратных" зачеркнутым, к высказываниям № 2,5,6,11,12, 14, 16, 17, 18, 20.
На основании данных, полученных при помощи методики «Шкала депрессии», предназначенной для определения депрессивных состояний и состояний, близких к депрессии (цифрами обозначено среднее значение УД у каждой группы родителей), была построена следующая диаграмма.
Рис. 1 Сравнение показателей среднего уровня депрессии у родителей разных категорий.
Из диаграммы видно, что средний балл у родителей, воспитывающих детей, развитие которых согласно норме, имеет значение - 43, что является состоянием без депрессии; у родителей воспитывающих детей с нарушением речи равен 45, что так же является состоянием без депрессии; у родителей воспитывающих детей с нарушением опорно-двигательного аппарата значение имеет - 54, что является самым высоким показателем, и то делается вывод о легкой депрессии ситуативного или невротического генеза.
На основе полученных результатов можно сделать вывод о том, что у родителей (воспитывающих детей с ДЦП), получивших высокий бал, легкая депрессии возникла в следствии неожиданного появления ребенка с ОВЗ в семье. Это огромное испытание которое выпадает на долю детей и их родителей. Таким родителям в состоянии депрессии типична убежденность в том, что они утратили нечто очень важное для них, хотя на самом деле такой утраты может и не быть. Депрессивные состояния, как правило, многообразны. Они проявляются в изменении настроения, снижении психической и физической активности. Эти родители меланхоличны (тоскливы), тревожны и апатически (все безразлично). Часто у этих родителей угнетенное, подавленное настроение. У некоторых присутствует чувство вины, частые самообвинения; так же недовольство собой, снижение уверенности в себе, снижение самооценки.
Таким
образом, можно сделать вывод
о том, что появление больного
ребенка в семье в большинстве
случаев изменяет весь ее уклад,
особенно психологический климат. Все
члены семьи находятся в
Методика
диагностики уровня
эмоционального выгорания
Эмоциональное выгорание - это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.
Эмоциональное
выгорание представляет собой приобретенный
стереотип эмоционального, чаще всего
профессионального, поведения. «Выгорание»
отчасти функциональный стереотип,
поскольку позволяет человеку дозировать
и экономно расходовать энергетические
ресурсы. В то же время, могут возникать
его дисфункциональные
Инструкция. Читайте суждения и отвечайте «да» или «нет». Примите во внимание, что, если в формулировках опросника идет речь о партнерах, то имеются в виду субъекты вашей профессиональной деятельности - пациенты, клиенты, потребители, заказчики, учащиеся и другие люди, с которыми вы ежедневно работаете.
На основании данных, полученных при помощи опросника, предназначенного для изучения эмоционального выгорания, можно составить диаграмму.
Обработка результатов. Каждый вариант ответа предварительно оценен компетентными судьями тем или иным числом баллов - указывается в «ключе» рядом с номером суждения в скобках.
Это сделано потому, что признаки, включенные в симптом, имеют разное значение в определении его тяжести.
Максимальную оценку - 10 баллов получил от судей признак, наиболее показательный для симптома.
Определяется
сумма баллов раздельно для
каждого из симптомов «
«напряжение»
1(2), 13(3), 25(2), 37(3), 49(10), 61(5), 73(5)
2(3), 14(2), 26(2), 38(10), 50(5), 62(5), 74(3)
3(10), 15(5), 27(2), 39(2), 51(5), 63(1), 75(5)
4(2), 16(3), 28(5), 40(5), 52(10), 64(2), 76(3)
«резистенция»
5(5), 17(3), 29(10), 41(2), 53(2), 65(3), 77(5)
6(10), 18(3), 30(3), 42(5), 54(2), 66(2), 78(5)