Исследевание уровня стресса и стрессоустойчивости

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 12:14, курсовая работа

Описание работы

Психология труда в экстремальных ситуациях исследует проблемы, связанные с оценкой, предвидением и оптимизацией психических состояний и поведения человека в стрессовых ситуациях. Напряженные ситуации могут возникать в сложных видах деятельности – ими являются обстоятельства, порождающие значительные трудности и в то же время требующие от человека быстрых, точных и безошибочных действий. Эффективность действий личности и коллектива в напряженной ситуации в значительной степени определяется высоким уровнем их готовности к ним.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование стресса. 5
1.1 Понятие стресса и стрессоустойчивости. 5
1.2. Экстремальная ситуация и влияние стресса на психофизиологическое состояние человека. 10
1.3. Тревожность, как эмоциональное состояние и как черта личности. 15
1.4. Выводы по 1-ой главе. 17
Глава 2. Исследование уровней стресса в трудовой деятельности. 18
2.1 Этапы эмпирического исследования. 18
2.2 Методическое обеспечение исследования. 20
2.3 Результаты исследования и их интерпретация. 21
2.4 Выводы по 2-ой главе. 23
Заключение 24
Список используемой литературы. 25
Приложения.

Работа содержит 1 файл

Курсовая чистовик.docx

— 67.01 Кб (Скачать)

Повышенная чуткость к  опасности у них обычно сочетается с неверием в собственные силы и возможности. В тоже время они  обязательны и ответственны, более  склонны к частым сомнениям, перепроверке сделанного. Будучи в значительной мере подвластными воздействиям среды, имеют сниженный порог сопротивляемости стрессу.

Некоторые люди вообще не склонны  испытывать состояния тревоги. У  таких людей отсутствует разумная осторожность даже в минуты реальной опасности, для них не характерна предусмотрительность, снижен уровень  самоконтроля. В большей степени  это свойственно беспечным по своему характеру, социально незрелым людям, не имеющим достаточного жизненного опыта, с неразвитыми когнитивными и прогностическими способностями. Эти качества находят свое отражение  в легкомысленном, небрежном отношении  к своим поступкам, деятельности, жизни.

Лицам с высокими показателями тревожности рекомендуется формировать  чувство уверенности в успехе. Для лиц с низкими показателями тревожности требуется пробуждение  активности, подчеркивание мотивационных  компонентов деятельности, воспитание чувства ответственности.

    1. Выводы по 1 ой главе.

1. Стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на личность. Положительную роль оказывает стресс, выполняя мобилизационную функцию, отрицательную роль - вредно действуя на нервную систему, вызывая психические расстройства и различного рода заболевания организма.

2. Стресс - более напряженное состояние, чем обычное мотивационное, которое требует для своего возникновения восприятия угрозы в то время, когда нормальная адаптивная реакция недостаточна. Таким образом, стресс – это целостная реакция личности на внешние и внутренние стимулы, направленная на достижение полезного результата.

3. Экстремальная ситуация представляет собой совокупность обязательств и условий, оказывающих сильное психологическое воздействие на человека. Индивидуальные качества и способности человека, его навыки, готовность, установки, общая и специальная подготовка, его характер и темперамент  в сложной обстановке не суммируются арифметически, а образуют некий комплекс, который в конечном счете реализуется либо в правильном, либо в ошибочном действии.

4. Тревожность, как внешнее проявление стресса, оказывает влияние на формирование личности, ее самооценку, самосознание, уровень притязаний, мотивы, побуждающие человека к различным формам активности. Чувство тревоги влияет на выработку личностной стратегии поведения, на поступки в состоянии стресса, фрустрации, в условиях конфликтного выбора принимаемых решений.

5. Стрессоустойчивость сотрудников связана с личностной и реактивной тревожностью.

Глава 2. Исследование уровней  стресса в трудовой деятельности.

    1. Этапы эмпирического исследования.

Наше исследование было проведено  в 4 этапа.

На первом этапе, теоретическом, осуществлялся сбор теоретических данных в соответствии с темой курсовой работы.

На втором этапе, этапе наблюдения, осуществлялось длительное наблюдение, которое осуществилось в биографической форме.

На третьем этапе, психодиагностическом, было проведено тестирование в соответствии с методикой Спилберга – Ханина «Уровни тревожности».

На четвертом этапе, аналитическом, был осуществлен качественный и количественный анализ полученных результатов.

1 этап. На этом этапе мы провели сбор теоретических данных, подобрали респондентов для эмпирического исследования. Средний возраст группы составил тридцать лет (от 26 до 34). Все они являются сотрудниками службы внутренней безопасности отдела режима и контроля ООО «Инвестком». Количество испытуемых десять человек.

2 этап. На этом этапе проводилось включенное наблюдение исследуемой группы, результаты которого отражены в дневнике наблюдения.

Дневник наблюдения (десять респондентов).

  1. К. А. – 27 лет. Стаж 2 года – стремится быть в центре внимания, пытается представить себя в лучшем свете. На критику реагирует агрессивно. Отстаивает свое мнение, не признает свои ошибки. Пытается добиться своих целей любой ценой. Иногда провоцирует конфликты. Импульсивный.
  2. А. Л. – 34 года. Стаж 9 лет – человек спокойный, уравновешенный. Склонен к рассуждениям, принципиален. В конфликты вступает редко. Четко определен круг врагов и друзей.
  3. Ч. С. – 28 лет. Стаж 5 лет – в основном приподнятое настроение, энергичный, несерьезное отношение к обязанностям. При разрешении конфликтов ведет себя активно. Предпочитает физические нагрузки.
  4. К. Р. – 32 года. Стаж 4 года – повышенная раздражительность, агрессивность. Склонность к хамству, молчаливости, замедленности в беседе. Легко поддается на провокации невоспитанных и раздражительных людей. Аккуратный.
  5. Р. А. – 34 года. Стаж 6 лет – спокойный, уравновешенный, редко идет на конфликт. Решает его принципом полного согласия с высказываниями противоположной стороны. Чувствителен к замечаниям, самокритичен.
  6. З.М. – 26 лет. Стаж 5 лет – энергичный, самостоятельный. Стремление к лидерству, риску, не самокритичен. Жажда деятельности, оптимистичен. Предпочитает физические нагрузки. Не серьезное отношение к обязанностям.
  7. М.Ю. – 30 лет. Стаж 3 года – спокойный, чувствительный, глубоко переживает неприятности (замечания, неудачи). Предпочитает общение с хорошо знакомыми людьми, которые понимают его с полуслова. В конфликтных ситуациях занимает пассивную роль, по возможности старается в них не участвовать.
  8. С.А. – 26 лет. Стаж 3 года – энергичный, самостоятельный, разговорчивый. На замечания реагирует спокойно, самокритичен. Склонность к риску. Стремление к участию в возникающих нестандартных ситуациях, конфликтах. Жажда деятельности, инициативность.
  9. О.Б. – 34 года. Стаж 5 лет – человек спокойный, уравновешенный, общительный, легко вступает в контакт с людьми. При возникновении нестандартных ситуаций и конфликтов предпочитает оставаться в стороне (по возможности). В общении с коллективом в основном говорит о семье и детях. Дружелюбный, исполнительный.
  10. П.О. – 30 лет. Стаж 2 года – Человек спокойный, разговорчивый, самостоятельный, добросовестный. Склонен к рассуждениям. При принятии решений взвешивает все обстоятельства. При разрешении нестандартных ситуаций и конфликтов ведет себя сдержанно и спокойно.

3 этап. На этом этапе проведена психологическая диагностика респондентов. Исследование проводилось в составе группы. В качестве места проведения диагностики была выбрана комната отдыха организации, место хорошо знакомое респондентам, чтобы исключить отвлечение на новизну обстановки. Время проведения исследования 11:00 – 11:40.

2.2 Методическое  обеспечение исследования.

Для исследования уровня реактивной и личностной тревожности была использована методика Ч.Д. Спилбергера (на русском  языке адаптированная Ю.Л. Ханиным), которая позволяет дифференцированно  измерять тревожность и как личностное свойство, и как ситуативное состояние. Данная методика включает 40 вопросов - суждений, 20 из которых предназначены для оценки уровня реактивной тревожности и 20 – для оценки уровня личностной тревожности. Текст опросника см. Приложения.

2.3 Результаты третьего этапа исследования.

Результаты  тестирования:

 

Испы -туемый

РТ

ЛТ

 

1

К.А.

16

32

 

2

А.Л.

19

27

 

3

Ч.С.

14

26

 

4

К.Р.

17

33

 

5

Р.В.

22

27

 

6

З.М.

41

28

 

7

М.К.

13

32

 

8

С.А.

8

19

 

9

О.Б.

17

32

 

10

П.О.

12

25

 
 



 


КЛЮЧ

Реактивная тревожность            РТ =  ∑1 -∑2+35

1 - сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам 3,4,6,7,9,12,13,14,17,18.

2- сумма остальных зачеркнутых цифр (пункты 1,2,5,8,10,11,15,16,19,20).

         

Личностная тревожность            ЛТ =  ∑1 -∑2+35

1 - сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам 22,23,24,25,28,29,31,32,34,37,38,40.

2- сумма остальных зачеркнутых цифр (пункты 21,26,27,30,33,36,39).

Уровни тревожности

 

 

 

 

 

Уровни выраженности реактивной и личностной тревожности

Низкая тревожность

Умеренная тревожность

Высокая тревожность

0 - 30

31 -45

46 -и более


 

 

4 этап. Интерпретация результатов. Аналитический этап исследования.

  1. Личностная тревожность у 9-ти респондентов выше, чем реактивная. Лишь у респондента №6 реактивная тревожность выше, чем личностная (соответственно 41 и 28).

Мы считаем, что у 90% сотрудников  зафиксировано умение владеть уровнем  реактивной тревожности.

  1. У 40% респондентов – средний, т.е. умеренный уровень личностной тревожности, в то время, как у 60% - низкий.

В литературных источниках рекомендован средний уровень тревожности. Изначально, при отборе кадров, предпочтение оказывается респондентам с низким уровнем тревожности и высоким  уровнем стрессоустойчивости.  Лишь у респондента №6 реактивная тревожность  высокая.

 

Количественный  анализ результатов тестирования.

По личностной тревожности в группе мы получили следующие результаты.

Низкая тревожность

(0 –  30)

Умеренная тревожность

(31 –  45)

Высокая тревожность

(46 и  более)

60%

40%

0%


 

По реактивной тревожности  мы получили следующие результаты.

Низкая тревожность

(0 –  30)

Умеренная тревожность

(31 –  45)

Высокая тревожность

(46 и  более)

90%

10%

0%


 

2.4 Выводы по 2-ой главе.

  1. Анализ биографических данных показывает, что подбор кадров осуществлялся стихийно и в целом свидетельствует о том, что в обычных, штатных условиях респонденты справляются с ситуациями, но в экстремальных ситуациях им потребуется помощь спецслужб.

В основном респонденты имеют  личный опыт работы, но систематической  кадровой работы не ведется.

  1. Анализ тестовых данных показывает, что прогноз в основном отрицательный, т.е. респонденты скорее не профессионалы, а обучаются на опыте данного предприятия.

 

 

 

Заключение.

Целью исследования являлось выявить особенности проявления стресса в работе, которая имеет  постоянные стрессоры. Внешними проявлениями стресса является уровень тревожности. Мы получили результаты, которые свидетельствуют  о том, что, не смотря на то, что личностная тревожность у 9-ти респондентов выше, чем реактивная в целом 90% сотрудников владеют реальной ситуацией. Низкая личностная тревожность является своеобразным антистрессором и подтверждает гипотезу исследования в том, что: уровни тревожности и стресс личности взаимосвязаны и проявляются в особых условиях в соответствии с общей структурой личности.

В соответствии с целью  и гипотезой мы выполнили задачи исследования: в первой главе исследовали  теоретические основы проблемы, во второй выполнили эмпирическое исследование и дали практические рекомендации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

1. Варданян Б.Х. «Механизмы саморегуляции эмоциональной устойчивости. Категории, принципы и методы психологии. Психологические процессы». - М.: 1983.

2. Зильберман П.Б. «Эмоциональная устойчивость оператора. Очерки психологии труда оператора».- М.: Наука,1974.

3. Ильин Е.П. «Психофизиология состояний человека». СПб.: «Питер», 2005.

4. Н.С. Глуханюк, Е.В. Дьяченко, С.Л. Семенова «Практикум по общей психологии» учебное пособие 4-е издание Москва – Воронеж 2009 г.

5. Селье Г. «На уровне целого организма». - М: Наука, 1972.

6. Судаков К.В. «Системные механизмы эмоционального стресса». - М.,1981.

7. Тарасов Е.А. «Как победить стресс». - М.: Айрис-пресс, 2002.

8. Адаев А.И. «Оценка и прогноз психологической готовности сотрудников ОВД к деятельности в экстремальных ситуациях». - СПб, 2004.

9. Васильев В.А. «Юридическая психология». - М., 2002.

10.Смирнов Б.А., Долгополова Е.В. «Психология деятельности в экстремальных ситуациях». Харьков: Гуманитарный центр, 2007.

11.Вербина Г.Г. «Психология стресса». - Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2007. - 97 с.

12. Дьяченко М.И. «Готовность к деятельности в напряженных ситуациях». - Минск: Аспект, 1985.

13. Зинченко И.В. «Психология личности в кризисных ситуациях». - Ростов-на-Дону: РГУ, 2006.

14. Столяренко А.М. «Общая и профессиональная психология». - М.: Наука, 2003.

15.Селье Г. «Стресс без дистресса». - М., 1982.

16. Психические состояния./ Сост. и общ. ред. Л.В. Куликова. -СПб.: Питер, 2000.

 


Информация о работе Исследевание уровня стресса и стрессоустойчивости