Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 12:14, курсовая работа
Психология труда в экстремальных ситуациях исследует проблемы, связанные с оценкой, предвидением и оптимизацией психических состояний и поведения человека в стрессовых ситуациях. Напряженные ситуации могут возникать в сложных видах деятельности – ими являются обстоятельства, порождающие значительные трудности и в то же время требующие от человека быстрых, точных и безошибочных действий. Эффективность действий личности и коллектива в напряженной ситуации в значительной степени определяется высоким уровнем их готовности к ним.
Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование стресса. 5
1.1 Понятие стресса и стрессоустойчивости. 5
1.2. Экстремальная ситуация и влияние стресса на психофизиологическое состояние человека. 10
1.3. Тревожность, как эмоциональное состояние и как черта личности. 15
1.4. Выводы по 1-ой главе. 17
Глава 2. Исследование уровней стресса в трудовой деятельности. 18
2.1 Этапы эмпирического исследования. 18
2.2 Методическое обеспечение исследования. 20
2.3 Результаты исследования и их интерпретация. 21
2.4 Выводы по 2-ой главе. 23
Заключение 24
Список используемой литературы. 25
Приложения.
Повышенная чуткость к
опасности у них обычно сочетается
с неверием в собственные силы
и возможности. В тоже время они
обязательны и ответственны, более
склонны к частым сомнениям, перепроверке
сделанного. Будучи в значительной
мере подвластными воздействиям среды,
имеют сниженный порог
Некоторые люди вообще не склонны
испытывать состояния тревоги. У
таких людей отсутствует
Лицам с высокими показателями
тревожности рекомендуется
1. Стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на личность. Положительную роль оказывает стресс, выполняя мобилизационную функцию, отрицательную роль - вредно действуя на нервную систему, вызывая психические расстройства и различного рода заболевания организма.
2. Стресс - более напряженное состояние, чем обычное мотивационное, которое требует для своего возникновения восприятия угрозы в то время, когда нормальная адаптивная реакция недостаточна. Таким образом, стресс – это целостная реакция личности на внешние и внутренние стимулы, направленная на достижение полезного результата.
3. Экстремальная ситуация представляет собой совокупность обязательств и условий, оказывающих сильное психологическое воздействие на человека. Индивидуальные качества и способности человека, его навыки, готовность, установки, общая и специальная подготовка, его характер и темперамент в сложной обстановке не суммируются арифметически, а образуют некий комплекс, который в конечном счете реализуется либо в правильном, либо в ошибочном действии.
4. Тревожность, как внешнее проявление стресса, оказывает влияние на формирование личности, ее самооценку, самосознание, уровень притязаний, мотивы, побуждающие человека к различным формам активности. Чувство тревоги влияет на выработку личностной стратегии поведения, на поступки в состоянии стресса, фрустрации, в условиях конфликтного выбора принимаемых решений.
5. Стрессоустойчивость сотрудников связана с личностной и реактивной тревожностью.
Глава 2. Исследование уровней стресса в трудовой деятельности.
Наше исследование было проведено в 4 этапа.
На первом этапе, теоретическом, осуществлялся сбор теоретических данных в соответствии с темой курсовой работы.
На втором этапе, этапе наблюдения, осуществлялось длительное наблюдение, которое осуществилось в биографической форме.
На третьем этапе, психодиагностическом, было проведено тестирование в соответствии с методикой Спилберга – Ханина «Уровни тревожности».
На четвертом этапе, аналитическом, был осуществлен качественный и количественный анализ полученных результатов.
1 этап. На этом этапе мы провели сбор теоретических данных, подобрали респондентов для эмпирического исследования. Средний возраст группы составил тридцать лет (от 26 до 34). Все они являются сотрудниками службы внутренней безопасности отдела режима и контроля ООО «Инвестком». Количество испытуемых десять человек.
2 этап. На этом этапе проводилось включенное наблюдение исследуемой группы, результаты которого отражены в дневнике наблюдения.
Дневник наблюдения (десять респондентов).
3 этап. На этом этапе проведена психологическая диагностика респондентов. Исследование проводилось в составе группы. В качестве места проведения диагностики была выбрана комната отдыха организации, место хорошо знакомое респондентам, чтобы исключить отвлечение на новизну обстановки. Время проведения исследования 11:00 – 11:40.
2.2 Методическое обеспечение исследования.
Для исследования уровня реактивной
и личностной тревожности была использована
методика Ч.Д. Спилбергера (на русском
языке адаптированная Ю.Л. Ханиным),
которая позволяет
2.3 Результаты третьего этапа исследования.
Результаты тестирования:
№ |
Испы -туемый |
РТ |
ЛТ |
|
1 |
К.А. |
16 |
32 |
|
2 |
А.Л. |
19 |
27 |
|
3 |
Ч.С. |
14 |
26 |
|
4 |
К.Р. |
17 |
33 |
|
5 |
Р.В. |
22 |
27 |
|
6 |
З.М. |
41 |
28 |
|
7 |
М.К. |
13 |
32 |
|
8 |
С.А. |
8 |
19 |
|
9 |
О.Б. |
17 |
32 |
|
10 |
П.О. |
12 |
25 |
|
КЛЮЧ
Реактивная тревожность РТ = ∑1 -∑2+35 | |||||||
∑1 - сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам 3,4,6,7,9,12,13,14,17,18. | |||||||
∑2- сумма остальных зачеркнутых цифр (пункты 1,2,5,8,10,11,15,16,19,20). | |||||||
Личностная тревожность | |||||||
∑1 - сумма зачеркнутых
цифр на бланке по пунктам 22,23,24,25,28,29,31,32,34,37, | |||||||
∑2- сумма остальных зачеркнутых цифр (пункты 21,26,27,30,33,36,39). | |||||||
Уровни тревожности | |||||||
Уровни выраженности реактивной и личностной тревожности | |||||||
Низкая тревожность |
Умеренная тревожность |
Высокая тревожность | |||||
0 - 30 |
31 -45 |
46 -и более | |||||
4 этап. Интерпретация результатов. Аналитический этап исследования.
Мы считаем, что у 90% сотрудников зафиксировано умение владеть уровнем реактивной тревожности.
В литературных источниках рекомендован средний уровень тревожности. Изначально, при отборе кадров, предпочтение оказывается респондентам с низким уровнем тревожности и высоким уровнем стрессоустойчивости. Лишь у респондента №6 реактивная тревожность высокая.
Количественный анализ результатов тестирования.
По личностной тревожности в группе мы получили следующие результаты.
Низкая тревожность (0 – 30) |
Умеренная тревожность (31 – 45) |
Высокая тревожность (46 и более) |
60% |
40% |
0% |
По реактивной тревожности мы получили следующие результаты.
Низкая тревожность (0 – 30) |
Умеренная тревожность (31 – 45) |
Высокая тревожность (46 и более) |
90% |
10% |
0% |
2.4 Выводы по 2-ой главе.
В основном респонденты имеют личный опыт работы, но систематической кадровой работы не ведется.
Заключение.
Целью исследования являлось выявить особенности проявления стресса в работе, которая имеет постоянные стрессоры. Внешними проявлениями стресса является уровень тревожности. Мы получили результаты, которые свидетельствуют о том, что, не смотря на то, что личностная тревожность у 9-ти респондентов выше, чем реактивная в целом 90% сотрудников владеют реальной ситуацией. Низкая личностная тревожность является своеобразным антистрессором и подтверждает гипотезу исследования в том, что: уровни тревожности и стресс личности взаимосвязаны и проявляются в особых условиях в соответствии с общей структурой личности.
В соответствии с целью и гипотезой мы выполнили задачи исследования: в первой главе исследовали теоретические основы проблемы, во второй выполнили эмпирическое исследование и дали практические рекомендации.
Список литературы.
1. Варданян Б.Х. «Механизмы саморегуляции эмоциональной устойчивости. Категории, принципы и методы психологии. Психологические процессы». - М.: 1983.
2. Зильберман П.Б. «Эмоциональная устойчивость оператора. Очерки психологии труда оператора».- М.: Наука,1974.
3. Ильин Е.П. «Психофизиология состояний человека». СПб.: «Питер», 2005.
4. Н.С. Глуханюк, Е.В. Дьяченко, С.Л. Семенова «Практикум по общей психологии» учебное пособие 4-е издание Москва – Воронеж 2009 г.
5. Селье Г. «На уровне целого организма». - М: Наука, 1972.
6. Судаков К.В. «Системные механизмы эмоционального стресса». - М.,1981.
7. Тарасов Е.А. «Как победить стресс». - М.: Айрис-пресс, 2002.
8. Адаев А.И. «Оценка и прогноз психологической готовности сотрудников ОВД к деятельности в экстремальных ситуациях». - СПб, 2004.
9. Васильев В.А. «Юридическая психология». - М., 2002.
10.Смирнов Б.А., Долгополова Е.В. «Психология деятельности в экстремальных ситуациях». Харьков: Гуманитарный центр, 2007.
11.Вербина Г.Г. «Психология стресса». - Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2007. - 97 с.
12. Дьяченко М.И. «Готовность к деятельности в напряженных ситуациях». - Минск: Аспект, 1985.
13. Зинченко И.В. «Психология личности в кризисных ситуациях». - Ростов-на-Дону: РГУ, 2006.
14. Столяренко А.М. «Общая и профессиональная психология». - М.: Наука, 2003.
15.Селье Г. «Стресс без дистресса». - М., 1982.
16. Психические состояния./ Сост. и общ. ред. Л.В. Куликова. -СПб.: Питер, 2000.
Информация о работе Исследевание уровня стресса и стрессоустойчивости