Исследевание уровня стресса и стрессоустойчивости

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 12:14, курсовая работа

Описание работы

Психология труда в экстремальных ситуациях исследует проблемы, связанные с оценкой, предвидением и оптимизацией психических состояний и поведения человека в стрессовых ситуациях. Напряженные ситуации могут возникать в сложных видах деятельности – ими являются обстоятельства, порождающие значительные трудности и в то же время требующие от человека быстрых, точных и безошибочных действий. Эффективность действий личности и коллектива в напряженной ситуации в значительной степени определяется высоким уровнем их готовности к ним.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование стресса. 5
1.1 Понятие стресса и стрессоустойчивости. 5
1.2. Экстремальная ситуация и влияние стресса на психофизиологическое состояние человека. 10
1.3. Тревожность, как эмоциональное состояние и как черта личности. 15
1.4. Выводы по 1-ой главе. 17
Глава 2. Исследование уровней стресса в трудовой деятельности. 18
2.1 Этапы эмпирического исследования. 18
2.2 Методическое обеспечение исследования. 20
2.3 Результаты исследования и их интерпретация. 21
2.4 Выводы по 2-ой главе. 23
Заключение 24
Список используемой литературы. 25
Приложения.

Работа содержит 1 файл

Курсовая чистовик.docx

— 67.01 Кб (Скачать)

К стрессоустойчивости - относят особое взаимодействие всех компонентов психической деятельности, в том числе эмоциональных. «Стрессоустойчивость можно более конкретно определить как свойство личности, обеспечивающее гармоническое отношение между всеми компонентами психической деятельности в эмоциогенной ситуации и, тем самым, содействующее успешному выполнению деятельности». (Варданян Б.Х. «Механизмы саморегуляции эмоциональной устойчивости. Категории, принципы и методы психологии. Психологические процессы». - М.: 1983).

П.Б. Зильберман считает, что устойчивость может быть нецелесообразным явлением, характеризующим отсутствие адекватного  отражения изменившейся ситуации, свидетельствующим  о недостаточной гибкости, приспособляемости. Он же предлагает одну из самых удачных  трактовок стрессоустойчивости, понимая под ней  «интегративное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности индивидуума, которое обеспечивает успешное оптимальное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке». Таким образом, стрессоустойчивость - это самооценка способности и возможности преодоления экстремальной ситуации связана с ресурсом личности или запасом, потенциалом различных структурно-функциональных характеристик, обеспечивающих общие виды жизнедеятельности и специфические формы поведения, реагирования, адаптации и т.д. (Зильберман П. Б. Эмоциональная устойчивость оператора // Очерки психологии труда оператора. - М., 1974. - С. 138-172).

1.2 Экстремальная ситуация  и влияние стресса на психофизиологическое  состояние человека.

Одна из удачных попыток построения полной классификации ситуаций была предпринята А.М. Столяренко. Он разделяет ситуации на нормальные, параэкстремальные, экстремальные и гиперэкстремальные. (Столяренко А.М. Общая и профессиональная психология. - М.: Наука, 2003.).

По его мнению, к нормальным (обыденным) относятся те ситуации, которые не создают трудностей и каких-либо опасностей для человека, а требуют  от него обычной активности. Они, как  правило, заканчиваются позитивно. Параэкстремальные ситуации вызывают сильное внутренне напряжение, они  способны приводить личность к неудачам. Экстремальные ситуации отличаются возникновением у человека предельного  напряжения и перенапряжения. Они  ставят перед личностью большие  объективные и психологические  задачи. В случае их возникновения  резко снижается вероятность  успеха и возрастает риск отрицательных  последствий. Гиперэкстремальные ситуации предъявляют к человеку требования, превышающие его способности. Они  приводят к значительному нарастанию внутреннего напряжения, нарушениям обычного поведения и деятельности.

Экстремальная ситуация - это такое  усложнение условий жизни и деятельности, которое приобрело для личности, группы особую значимость. Любая ситуация предполагает включенность в нее  субъекта. Поэтому экстремальная ситуация воплощает в себе единство объективного и субъективного. Объективное — это крайне усложненные внешние условия и процесс деятельности; субъективное — психологическое состояние, установки, способы действий в резко изменившихся обстоятельствах. Экстремальная ситуация может иметь разные формы проявления:

а) понижение организованности поведения;

б) торможение действий и движения (возникновение состояние ступора, оцепенения).

в) повышение эффективности деятельности.

Экстремальные ситуации, вызывающие стресс, делят на кратковременные  и длительные. При кратковременном  стрессе актуализируются готовые  программы реагирования, а при  длительном требуются адаптационные  перестройки функциональных систем, иногда крайне тяжелые и неблагоприятные  для здоровья человека. Стрессовые состояние по разному влияют на поведение людей. Одни под влиянием стресса проявляют полную беспомощность и не в состоянии противостоять стрессовым воздействиям, другие, наоборот, являются стрессоустойчивыми личностями и лучше всего проявляют себя в моменты опасности и в деятельности, требующие напряжения всех сил. На восприятие человеком ситуации и оценки степени её трудности, экстремальности оказывают влияние также следующие факторы: степень позитивности самооценки, уверенность в себе, уровень субъективного контроля, наличие позитивного мышления, выраженность мотивации достижения успеха и другие.

Поведение в состоянии аффекта (эмоциональный процесс, характеризующийся  кратковременностью, интенсивностью и  выраженными физиологическими проявлениями) характеризуется высокой степенью эмоциональных переживаний, которая  приводит к мобилизации физических и психологических ресурсов человека. В практике достаточно часто встречаются  случаи, когда физически слабые люди в состоянии сильного душевного  волнения совершают действия, которые  не смогли бы совершить в спокойной  обстановке. Например, наносят большое  количество смертельных повреждений  или одним ударом высаживают дубовую  дверь. Еще одним из проявлений аффекта  является частичная утрата памяти, которая характеризует не каждую аффективную реакцию. В некоторых  случаях субъект не помнит событий, предшествующих аффекту, и событий, произошедших во время последнего. Аффект сопровождается возбуждением всей психической деятельности. В результате этого у лица происходит снижение контроля над своим поведением.

Защитные реакции при фрустрации (психологическое состояние гнетущего  напряжения, тревожности, чувства безысходности  и отчаяния) связаны с появлением агрессивности или уходом от трудной  ситуации, а также возможно снижение сложности поведения. Фрустация может привести к ряду характерологических изменений связанных с неуверенностью в себе или фиксации регидных форм поведения. Механизм фрустрации достаточно прост: сначала возникает стрессовая ситуация, приводящая к перенапряжению нервной системы, а затем это напряжение «разряжается» в ту или иную наиболее уязвимую систему.

Установлено, что поведенческие  реакции человека в экстремальных  условиях, их временные характеристики и вообще психофизиологические возможности  людей - зависят от особенностей нервной  системы, жизненного опыта, профессиональных знаний, навыков, мотивации, стиля деятельности.

Регуляцию работы внутренних органов  процессов обмена, кровообращения, пищеварения, дыхания, выделения осуществляет вегетативная нервная система. Деятельность таковой направлена на сохранение постоянства  внутренней среды – гомеостаза. Стресс вызывает, прежде всего, активацию  симпатической нервной системы. Такая активация происходит рефлекторно  при любом эмоциональном возбуждении, необязательно отрицательном. Однако само по себе подобное возбуждение  еще не оказывает болезнетворного  действия, Для развития стресса необходимо включение главного физиологического и биохимического звена стресса  – «реакции борьбы или бегства».

При такой реакции происходит активация  коры надпочечников и мощный выброс в кровь адреналина и норадреналина. Состояние, возникающее при повышении  уровня содержания этих веществ в  крови сходно с состоянием возбуждения  под влиянием внешних эмоциональных  раздражителей: повышается артериальное давление, сужаются сосуды, учащается  пульс и дыхание, повышается уровень  холестерина. Частое повторение этих реакций  может привести к развитию гипертонии, язвы желудка и другим поражением внутренних органов. При достаточно сильных и частых стрессах в реакцию дополнительно вовлекаются эндокринные системы, действие которых является еще более длительным и может влиять отрицательно на внутренние органы. Усиленный выброс адреналина и норадреналина в кровь необходим для быстрого развития мышечной активности.

В наши дни стресс чаще всего вовсе  не требует от человека энергичных физических действий – требует скорее подавление активности, чем её проявление, и в результате поражаются органы. Вредное действие стресса, однако, этим не ограничивается. Первоначальный выброс истощает запас гормонов в коре надпочечника: начинается их поспешная «заготовка», а через некоторое время после  стресса достаточно даже слабого  воздействия, чтобы началось их поспешное  выделение. Этот биохимический механизм и обусловливает те ситуации, когда  после трудного дня, после неприятностей  на работе возникают срывы по мелочам  на близких.

Если после каждого стресса  – в самой стрессогенной ситуации или вскоре после неё – требовалась  физическая активность, избыток адреналина и норадреналина был бы потрачен на её обеспечение и стресс мог  бы не иметь вредных последствий. Таким образом, физическая активность – необходимая и действенная  защита против возникновения дистресса- так называемые психосоматические  заболевания (поражение отдельных  органов или систем) или общее  недомогание, плохое настроение и т.д. Другое, столь же необходимое средство защиты, направленное против истощения  возбуждаемых при стрессе нейроэндокринных систем, на усиление восстановительных  процессов, на снижение общей чувствительности к стрессам, – это расслабление. Если же защитные меры не принимаются  или оказываются недостаточными, а стрессы повторяются, приводя  к чувству беспомощности, отчаяния, то возникает дистресс.

Влияет стресс и на возникновение  аллергических заболеваний. Напряжение мышц, связанное со стрессом, вызывает различные патологические симптомы: головные боли, боли в пояснице, мышцах шеи. Не проявляясь в каком-то конкретном заболевании, хронические стрессы  могут приводить к постоянному  подавленному настроению. Плохая работоспособность, вялость, пассивность, бессонница – все это следы дистресса.

1.3. Тревожность, как эмоциональное  состояние и как черта личности.

Тревога или тревожность  – особое эмоциональное состояние  психической напряженности человека, которая возникает в результате предчувствия или осознания неопределенной, иногда неосозноваемой, неотвратимо  приближающейся опасности,

 Тревога нередко рассматривается  в качестве эмоциональной реакции  тревожного ожидания опасности  и в качестве реакции на  возможную неудачу, воображаемую  угрозу. Следовательно, состояние  тревожности часто бывает обусловлено  не только самой действительной  ситуацией, но и тем какой  она представляется индивиду, каким  личностным смыслом и значением  он наделяет эту ситуацию. Для  одного человека ситуация является  вполне обычной, не вызывающей  состояния эмоциональной напряженности,  для другого та же самая  ситуация является источником  сильных душевных и эмоциональных  переживаний.

У каждого человека существует свой определенный уровень тревожности  – так называемая полезная тревожность. Она сигнализирует человеку о  надвигающейся угрозе, активизирует внутренние ресурсы организма, психике  человека до того, как наступает  ожидаемое событие, побуждает к  целенаправленному поведению, помогает адаптироваться к новым условиям. В этом плане тревога, как вполне нормальное психическое состояние, имеет положительное значение.

С другой стороны, ощущение тревоги у некоторых людей, не смотря на то, что оно сигнализирует  о надвигающейся опасности, вместо активности вызывает состояние беспомощности, неуверенности в своих силах, что приводит к дезорганизации целенаправленного  поведения, снижению активности, появлению  неврозов. В этом проявляется отрицательная  роль состояния тревожности. Воздействие  на психику, осознание человеком  состояния тревоги зависит не только от его индивидуально-психологических особенностей, его конституциональной предрасположенности к переживанию тревоги, но и от культурной, социальной среды, оказавшей раннее и продолжающей оказывать в данной ситуации свое огромное влияние на рациональное мышление и поведение субъекта.

Различают личностную тревожность  как устойчивое качество психики  человека и реактивную тревожность  как временное состояние психики  в виде реакции человека  на возникшую  угрозу. Таким образом, если реактивная тревожность – это типичное состояние  эмоциональной напряженности, обусловленное  конкретной ситуацией, то личностная тревожность  – это постоянная черта характера, проявляющаяся в склонности индивида испытывать тревогу вне зависимости  от силы угрожающего фактора, в значительной мере влияющая на принятие решений, на выработку им тактики поведения  и в своей жизненной стратегии  в целом. Это приобретенная субъектом  поведенческая диспозиция, побуждающая  его воспринимать широкий круг объективно безопасных для него явлений в  качестве угрожающих и реагировать  на них повышением уровня тревожности, объективно не соответствующей масштабу действительной опасности.

Личностная тревожность  развивается из реактивной, особенно если она часто переживается человеком, а также проявляется через  нее. Поэтому, чтобы оценить уровень  личностной тревожности человека, следует  выявить у него реактивные проявления тревоги.

Характерной чертой высоко тревожных людей является склонность к «застреванию» на негативных переживаниях, сопровождаемых чувством собственной  вины, невыполненного долга и т.д. Такие люди проявляют повышенную тревожность даже в отношении  мелких житейских проблем и часто  бывают нерешительными, неуверенными в себе, живут в постоянном беспокойстве, а иногда и в страхе за свое будущее. Повышенный уровень личностной тревожности  свидетельствует также о сниженной  эмоциональной устойчивости индивида, его невысоких социально – адаптивных качествах, недостаточной активности, целеустремленности в достижении успехов.

Высоко тревожные люди постоянно озабочены последствиями  своих поступков, пребывают в  ожидании всевозможных неудач, для  защиты от которых принимают излишние предосторожности.

Информация о работе Исследевание уровня стресса и стрессоустойчивости