Исследевание уровня стресса и стрессоустойчивости

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 12:14, курсовая работа

Описание работы

Психология труда в экстремальных ситуациях исследует проблемы, связанные с оценкой, предвидением и оптимизацией психических состояний и поведения человека в стрессовых ситуациях. Напряженные ситуации могут возникать в сложных видах деятельности – ими являются обстоятельства, порождающие значительные трудности и в то же время требующие от человека быстрых, точных и безошибочных действий. Эффективность действий личности и коллектива в напряженной ситуации в значительной степени определяется высоким уровнем их готовности к ним.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование стресса. 5
1.1 Понятие стресса и стрессоустойчивости. 5
1.2. Экстремальная ситуация и влияние стресса на психофизиологическое состояние человека. 10
1.3. Тревожность, как эмоциональное состояние и как черта личности. 15
1.4. Выводы по 1-ой главе. 17
Глава 2. Исследование уровней стресса в трудовой деятельности. 18
2.1 Этапы эмпирического исследования. 18
2.2 Методическое обеспечение исследования. 20
2.3 Результаты исследования и их интерпретация. 21
2.4 Выводы по 2-ой главе. 23
Заключение 24
Список используемой литературы. 25
Приложения.

Работа содержит 1 файл

Курсовая чистовик.docx

— 67.01 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание.

Введение            3

Глава 1. Теоретическое исследование стресса.      5

1.1 Понятие стресса и стрессоустойчивости.      5

1.2. Экстремальная ситуация и  влияние стресса на психофизиологическое  состояние человека.          10

1.3. Тревожность, как эмоциональное  состояние и как черта личности. 15

1.4. Выводы по 1-ой главе.         17

Глава 2. Исследование уровней стресса в трудовой деятельности.  18

2.1 Этапы эмпирического исследования.      18

2.2 Методическое обеспечение исследования.      20

2.3 Результаты исследования и  их интерпретация.     21

2.4 Выводы по 2-ой главе.         23

Заключение           24

Список используемой литературы.       25

Приложения.

 

 

 

 

Введение.

Психология труда в экстремальных ситуациях исследует проблемы, связанные с оценкой, предвидением и оптимизацией психических состояний и поведения человека в стрессовых ситуациях. Напряженные ситуации могут возникать в сложных видах деятельности – ими являются обстоятельства, порождающие значительные трудности и в то же время требующие от человека быстрых, точных и безошибочных действий. Эффективность действий личности и коллектива в напряженной ситуации в значительной степени определяется высоким уровнем их готовности к ним.

Актуальность выбранной темы заключается в проблеме деятельности людей и их поведения в экстремальных ситуациях. В наше время, когда ритм жизни становится все более интенсивным, приходится приспосабливаться к новым условиям жизни со всеми столь разнообразными, надеждами, ожиданиями и требованиями проблема стресса вызывает серьезную озабоченность ученых. Конечно, люди испытывали стресс всегда и нельзя говорить о том, что эта способность организма появилась недавно, но актуальность данной проблемы сегодня неоспорима.

В нашей работе исследуется уровень  психологической устойчивости сотрудников  службы внутренней безопасности организации - как своеобразный фундамент профессиональной готовности к выполнению действий в  экстремальных условиях оперативной  деятельности. Следует признать, что, несмотря на значительный объем, достаточно обоснованных данных о воздействии  различных экстремальных факторов и особенностях организации предотвращения конфликтных ситуаций и нарушений  правопорядка, ряд аспектов проблемы, в частности, динамика психологического состояния и поведения сотрудников  до настоящего времени принадлежат к наименее исследованным.

Под психологической устойчивостью  понимается целостная характеристика личности, обеспечивающая ее устойчивость к фрустрации и стрессогенному воздействию неожиданных трудных ситуаций. Подобные ситуации включают в себя негативные факторы оперативной деятельности. К таковым относятся напряженность, ответственность, риск, опасность, дефицит времени, неопределенность, неожиданность. Также факторы, сильно действующие на психику: вид крови и телесных повреждений.

Исходя из этого, психологическая  подготовка сотрудников в данной сфере деятельности должна быть направлена на: умение вести психологическую работу с лицами, противодействующими предупреждению возможных правонарушений, противостоять психологическому давлению и манипулированию с их стороны; умение разобраться в закономерностях конфликтных ситуаций (оскорбление, хулиганство, вербальная и физическая агрессия и т. д.), их возникновения, протекания и способах разрешения. Возможно частое пребывание в опасных, а иногда и угрожающих жизни ситуациях будет способствовать более эффективному выполнению поставленных задач, уменьшению срывов профессиональной деятельности и более высокому уровню стрессоустойчивости. Исходя из актуальности вопроса исследования стрессоустойчивости, можно сформулировать проблему, которая заключается в следующем: «Есть ли особенности проявления стресса у сотрудников службы безопасности».

Цель исследования: выявить особенности проявления стресса у сотрудников службы безопасности.

Объект исследования – стресс в особых условиях труда.

Предмет исследования – уровни тревожности, как внешние проявления стресса сотрудников.

Гипотеза исследования: уровни тревожности и стресс взаимосвязаны и проявляются в особых условиях в соответствии с общей структурой личности.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Теоретически исследовать понятие стресса.
  2. Исследовать уровни тревожности сотрудников.
  3. Дать практические рекомендации при наборе кадров.

Методическое обеспечение исследования осуществлялось с помощью:

  1. Длительного наблюдение (включенного)
  2. Психодиагностики – теста исследования реактивной и личностной тревожности (Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина)

База исследования: ООО «Интком» г. Москва, количество испытуемых 10 человек, возраста 25-35 лет, состоящих на должности сотрудников режима и контроля.

Практическая  значимость работы: По результатам исследования даны рекомендации начальнику отдела режима и контроля по подбору персонала на должности сотрудников СБ.

Структура исследования: основными структурными элементами курсовой работы являются: введение, две главы основной части, заключение, список литературы, приложения.

Глава 1. Теоретическое  исследование стресса.

    1. Понятие стресса и стрессоустойчивости.

В современной литературе термином «стресс» обозначают широкий  круг явлений от неблагоприятных  воздействий на организм до благоприятных  и неблагоприятных реакций организма  как при сильных, экстремальных, так и обычных для него воздействиях. Сам автор концепции стресса Ганс Селье (1907 — 1982. выдающийся канадский эндокринолог) отделяет понятие «стресс» от «дистресса». Его понятие стресса тождественно изменению функционального состояния, отвечающего задаче, решаемой организмом. По мнению Г. Селье, «полная свобода от стресса означает смерть» (Селье Г. Стресс без дистресса. - М., 1982.). Даже в состоянии полного расслабления спящий человек испытывает некоторый стресс. Дистресс же — это тот стресс, который неприятен и наносит вред организму.

Стресс — давление, нажим, напряжение возникает при появлении угрожающих или неприятных факторов в жизненной ситуации. Дистресс (англ.) — горе, несчастье, недомогание, истощение, нужда. Сейчас принято говорить о стрессе как об особом функциональном состоянии, которым организм реагирует на экстремальное воздействие, несущее в себе угрозу физическому благополучию, существованию человека или его психическому статусу. Таким образом, стресс возникает как реакция организма, охватывающая комплекс изменений на поведенческом, вегетативном, гуморальном, биохимическом уровнях, а также на психическом, включая субъективные эмоциональные переживания.

Стресс характеризуется  динамикой и имеет логику своего развития. Последствия для организма  в результате развития стресса могут  быть самые разные. В том случае, когда человек справляется со стрессорным воздействием, в динамике развития стресса отражается течение  адаптивных функций. При длительном или постоянном стрессе могут  возникнуть нарушения функционирования адаптивных механизмов и появиться  необратимые изменения: сердечно - сосудистая патология, заболевание желудочно-кишечного  тракта и т. п.

Биологическая функция стресса  — адаптация. Он предназначен для защиты организма от угрожающих, разрушающих воздействий самого разного толка: физических, психических. Поэтому появление стресса означает, что человек включается в определенный тип деятельности, направленной на противостояние опасным воздействиям, которым он подвергается. Этому типу деятельности соответствует особое функциональное состояние и комплекс различных физиологических и психологических реакций. По мере того как стресс развивается, меняются и реакции организма. Таким образом, стресс — нормальное явление в здоровом организме. Он способствует мобилизации индивидуальных ресурсов для преодоления возникших трудностей. Это защитный механизм биологической системы.

Воздействия, вызывающие стресс, называются стрессорами. Различают физиологические и психологические стрессоры. Физиологические стрессоры оказывают непосредственное действие на ткани тела. К ним относятся болевые воздействия, холод, высокая температура, чрезмерная физическая нагрузка и др.

Психологические стрессоры  — это стимулы, которые сигнализируют о биологической или социальной значимости событий. Это сигналы угрозы, опасности, переживания, обиды, необходимость решения сложной задачи.

В соответствии с двумя  видами стрессоров различают физиологический стресс и психологический. Последний подразделяют на информационный и эмоциональный.

Информационный стресс возникает в ситуации информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой ответственности за последствия принятых решений. Анализируя тексты, решая те или другие задачи, человек перерабатывает информацию. Завершается этот процесс принятием решения. Объем перерабатываемой информации, ее сложность, необходимость часто принимать решения — все это и составляет информационную нагрузку. Если она превосходит возможности человека при его высокой заинтересованности в выполнении данной работы, то говорят об информационной перегрузке.

Эмоциональный стресс как частный случай психологического стресса вызывается сигнальными раздражителями. Он появляется в ситуации угрозы, обиды, а также в условиях, так называемых конфликтных ситуаций, в которых человек длительное время не может удовлетворить свои биологические или социальные потребности. Универсальными психологическими стрессорами, вызывающими эмоциональный стресс у человека, являются словесные раздражители. Они способны оказывать особенно сильное и продолжительное действие (длительно действующие стрессоры).

Начало создания концепции стресса  связано с именем канадского ученого  Г. Селье. Еще студентом медицинского факультета Пражского университета, работая в университетской клинике  инфекционных болезней, Г. Селье обратил  внимание на то, что первые проявления разнообразных инфекций совершенно одинаковы. Начальные симптомы во всех случаях одни и те же — слабость, повышенная температура, снижение аппетита, и только спустя несколько дней появляется характерная картина заболевания. Тогда уже он стал разрабатывать  свою гипотезу общего адаптационного синдрома (ОАС) (Селье Г. Стресс без дистресса. - М., 1982).

Он предположил, что каждый болезнетворный фактор  обладает своеобразным «пусковым» действием в отношении адаптационных  возможностей организма. ОАС — это  усилие организма приспособиться к  изменившимся условиям за счет включения  выработанных в процессе эволюции специальных  механизмов защиты. Таким образом, все  болезнетворные воздействия предъявляют  требования к перестройке. Это требование неспецифично, оно состоит в адаптации  к возникшей трудности, какова бы она ни была.

В 1936 году Г. Селье, описав синдром  биологического стресса, выделяет три  его стадии: стадию тревоги, стадию резистентности и стадию истощения.

-первая стадия стресса – стадия тревоги, состоит в мобилизации адаптационных возможностей организма, при которой сопротивляемость стрессу падает ниже нормы. Она выражается в реакциях надпочечников, иммунной системы и желудочно-кишечного тракта, уже описанных как «триада стресса». Если стрессор сильный (тяжелые ожоги, крайне высокая или низкая температура), из-за ограниченности резервов может наступить смерть.

-вторая стадия стресса  — стадия сопротивления. Если действие совместимо с возможностями адаптации, то в организме стабилизируется фаза сопротивления. При этом признаки тревоги практически исчезают, а уровень сопротивляемости поднимается значительно выше обычного.

-третья стадия — фаза истощения. В результате длительного действия стрессорного раздражителя, несмотря на возросшую сопротивляемость стрессу, запасы адаптационной энергии постепенно истощаются. Тогда вновь возникают признаки реакции тревоги, но теперь они необратимы и индивид погибает.

Интенсивное физиологическое  и психологическое изучение стресса  связи с подготовкой длительных космических полетов позволило  более детально исследовать первую стадию стресса, выделив в ней  три периода адаптации к устойчивым стрессогенным воздействиям.

Первый период — активизация  адаптационных защитных форм реагирования. У большинства людей он отличается стеническими эмоциями и повышенной работоспособностью. Его продолжительность  исчисляется минутами, часами. Если адаптационная защита не прекращает стрессогенности воздействия, то наступает  второй этап.

В течение второго периода  формируется новый уровень «функционирования», адекватный экстремальным требованиям  среды. Для этого этапа часто  характерно ухудшение состояния  человека, снижение его работоспособности. Однако при высокой мотивации  в этом периоде стресса может  поддерживаться достаточно высокая  работоспособность у человека за счет сверхмобилизации его резервов. Однако такое перенапряжение чревато  последствиями — обострением  скрытых заболеваний, появлением болезней стресса (сосудистых, воспалительных, психических). В условиях, приближающихся к предельно допустимым, суммарная  продолжительность двух первых периодов стресса в совершенно разных стрессогенных  условиях в среднем одинакова  и составляет 11 суток.

Третий период первой стадии стресса — период неустойчивой адаптации. Он предшествует стадии сопротивления  стрессу, и его продолжительность варьирует до 20-60 суток.

Информация о работе Исследевание уровня стресса и стрессоустойчивости