Использование песочной терапии в коррекционно-развивающей работе с детьми с особенностями психофизического развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 22:40, реферат

Описание работы

Игра с песком как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной «самотерапии» известна с древних времен. Действительно, попадая на пляж, ребенок начинает строить причудливые замки, объединяя их в настоящие укрепленные города. Волна ли смоет им созданное, или чья-то неосторожная нога раздавит замок, ребенок не расстраивается. Наоборот, он с еще большим энтузиазмом принимается за новое строительство.

Работа содержит 1 файл

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.doc

— 103.50 Кб (Скачать)

Цвет 
Традиционная песочница сочетает естественный цвет дерева и голубой цвет. Дно и борта (за исключением верхней плоскости досок бортов) окрашиваются в голубой цвет. Таким образом, дно символизирует воду, а борта — небо. 
Голубой цвет оказывает на человека умиротворяющее воздействие. Кроме того, наполненная песком «голубая» песочница являет собой миниатюрную модель нашей планеты в человеческом восприятии. Может ли песочница быть другого цвета? Почему бы и нет! Цвет бортов может меняться. Экспериментировать с разноцветными бортами песочницы можно при помощи разноцветных дощечек, по размеру четко подогнанных под борта песочницы. Если позволяют средства и пространство кабинета, можно экспериментировать и с разноцветными песочницами, когда дно и борта окрашиваются в один или несколько цветов. Если они одинакового размера, их можно хранить, складывая друг на друга и образуя таким образом сказочный домик. Крыша сооружается из соломы и веток дополнительно. Разноцветные песочницы полезны не только для терапевтической, но и для коррекционно-развивающей работы с ребенком. 
Итак, песочница готова. Теперь ее можно на одну треть или наполовину заполнить чистым (промытым и просеянным), прокаленным в духовом шкафу песком. Используемый песок время от времени необходимо менять или очищать. Очищение производится не реже одного раза в месяц. Песок нужно изъять из песочницы, просеять, промыть и прокалить. 
Для организации игр с песком вам будет необходим большой набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих мир. В классической песочной терапии существует следующая классификация предметов, используемых в процессе создания песочных картин. 
• люди, разнообразные по полу возрасту, культурной и национальной принадлежности, профессиям, эпохе (от первобытных до современных) Позы должны быть как динамические, так и статические, 
• наземные животные (домашние, дикие, доисторические), 
• летающие животные (дикие, домашние, доисторические), 
• обитатели водного мира (разнообразные рыбы, млекопитающие, моллюски, крабы), 
• жилища с мебелью (дома, дворцы, замки, другие постройки, мебель различных эпох, культур и назначения), 
• домашняя утварь (посуда, предметы обихода, убранства стола), 
• деревья и другие растения (цветы, трава, кустарники, зелень и пр), 
• объекты небесного пространства (солнце, луна, звезды, радуга, облака) 
• транспортные средства (наземный, водный, воздушный транспорт гражданского и военного назначения, фантастические транспортные средства), 
• объекты среды обитания человека (заборы, изгороди, мосты, ворота, дорожные знаки), 
• предметы, связанные с верованиями человека (храмы, иконы, божки, алтари), 
• объекты ландшафта и естественной активности Земли (вулканы, горы), 
• аксессуары (бусы, маски, ткани, пуговицы, пряжки, ювелирные изделия и пр ), 
• естественные природные предметы (кристаллы, камни, раковины, куски дерева, металла, семена, перья, отполированные водой стеклышки и пр ), 
• оружие, 
• фантастические предметы и персонажи мультфильмов, фэнтези, фигурки-оборотни, 
• злодеи (злобные персонажи мультфильмов, мифов, сказок) 
Итак, все, что встречается в окружающем мире, может занять достойное место в коллекции. Если для занятий не хватает каких-либо фигурок-образов, их можно вылепить из пластилина, глины теста, вырезать из бумаги. 
Коллекция фигурок располагается на полках. Если места на полках недостаточно для размещения всей коллекции, то могут использоваться и прозрачные коробки. 
Когда на занятие приходит ребенок или группа детей, то предложение «поиграть в песочнице» выглядит совершенно естественным.

 
ПЯТЬ ШАГОВ ОРГАНИЗАЦИИ  ИГРОВОГО ПРОЦЕССА.

Первый  шаг —демонстрация песочницы.

 Обычно мы говорим детям следующее. «Посмотрите наша песочница заполнена песком наполовину, поэтому видны голубые борта. Как вы думаете, зачем это нужно? Действительно, борта символизируют небо. У песочницы есть еще один секрет если мы с вами раздвинем песок, то обнаружим голубое дно. Как вы думаете а это зачем нужно? Действительно, дно символизирует воду Вы можете создать реку, озеро, море и даже океан. А с помощью кувшина с водой сухой песок легко превращается во влажный. Вы можете создать любой ландшафт — и горный, и холмистый, и равнинный. Словом, здесь все подвластно вашей фантазии». 
Второй шаг —демонстрация коллекции фигурок.

 Обычно мы говорим детям следующее. «Посмотрите здесь много самых разнообразных фигурок. Вы можете их рассмотреть, подержать в руках. Здесь есть и деревья, и дома, и люди, и многое другое. Создавая свой мир, свою картину в песочнице, вы можете использовать разные фигурки».

Третий  шаг —знакомство с правилами  игр на песке.

 Очень часто педагоги задают нам такие вопросы. «Как научить детей бережному отношению к песку? Как запретить кидать песок в глаза товарищам? Как объяснить, что рушить созданное другими нельзя?» Действительно, игры с песком выдвигают значительное число ограничений, запретов. Чтобы избежать нравоучений, мы рекомендуем познакомить детей с правилами в контексте некоего ритуала, постоянно повторяющегося действия, в котором эти правила проживаются и проигрываются. 

ПРИМЕР  ПРИМЕНЕНИЯ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ НА развивающем ЗАНЯТИИ В ДОУ

 
Воспитатель. Ребята, сегодня к нам пришел песок, чтобы поведать свои тайны, рассказать интересные истории и сказки. Здесь, в нашей песочнице, живет властелин песка — Песочный Человечек. Он очень веселый и знает много игр. Но раскрывать свои секреты он сможет только тем, кто готов соблюдать его законы. Песочный Человечек редко показывается людям, но если мы настоящие волшебники, то сможем его увидеть. 
Дети. Как его увидеть? Как? Где человечек? 
Воспитатель. Для этого нам необходимо встать вокруг песочницы, взяться за руки. И каждый должен назвать свое имя. 
Дети. Я — Ася. Я — Рома. Я— Сережа. 
Воспитатель. А теперь мы должны поведать Песочному Человечку о наших добрых делах. Но давайте договоримся, что Ася расскажет о том, какие добрые дела совершил Рома, Рома расскажет о Сереже, Сережа — о Кате. Так мы докажем Песочному Человечку, что мы — настоящие волшебники. Ведь волшебники постоянно совершают добрые дела 
Дети . А он нас услышит? Как? Где он? Его не видно! 
Воспитатель. Хозяин нашей песочницы очень чутко прислушивается ко всему, что здесь происходит. Другое дело, если мы ему не понравимся, не сможем доказать, что мы достойны узнать его тайны и сказки, сыграть с ним в увлекательные игры, — он так и не появится! 
Дети. Мы хорошие и добрые! 
Воспитатель. Это надо доказать! Песочный Человечек нас слушает очень внимательно и пустым словам не доверяет, ему нужны факты. 
Милый Песочный Человечек! Я — Ирина Евгеньевна, я хочу рассказать тебе об Асе. Асенька очень любит животных, она заботится о наших хомячках, всегда накормит их, напоит, вычистит клетку. Благодаря Асе они у нас не болеют и всегда веселы. Теперь твоя очередь, Ася! 
А с я. Я расскажу о Роме?. Рома хороший, он конфеты всем дает 
Воспитатель. Песочный Человечек, Ася тебе хочет сказать, что Рома щедрый, заботливый мальчик, всегда думает о своих друзьях и знает, чем их порадовать Я правильно тебя поняла, Ася? 
Ася. Правильно! 
Когда с помощью взрослого ребята рассказали о добрых делах друг друга, то взрослый просит их разъединить руки, положить свои раскрытые ладошки в песочницу, закрыть глаза и произнести заклинание:

 
В ладошки наши посмотри,  
В них доброту, любовь найди,  
Песочный Человек, приди! 
(Звучит музыка, и в руках у взрослого появляется кукла-марионетка в золотистом одеянии.) 
Воспитатель. Откройте глаза, дети! 
(От лица Песочного Человечка) 
Я вас слушал, я вас слышал,  
Вы такие молодцы!  
Вы — волшебники-творцы.  
Я открою вам секреты,  
Только знать надо при этом  
Правила моей страны.  
Очень все они просты! 
Я сейчас их изложу  
И запомнить попрошу!  
Вы готовы мне внимать? 
Значит, можно начинать?  
Повторяйте все за мной! 
Вредных нет детей в стране —  
Ведь не место им в песке!  
Здесь нельзя кусаться, драться 
И в глаза песком кидаться!  
Стран чужих не разорять!  
Песок — мирная страна. 
Можно строить и чудить,  
Можно много сотворить:  
Горы, реки и моря,  
Чтобы жизнь вокруг была.  
Дети, поняли меня?  
Или надо повторить?!  
Чтоб запомнить и дружить! 
(Несколько раз дети повторяют правила работы с песком, начиная со слов «Здесь нельзя кусаться, драться ..»)

В дальнейшем дети повторяют ритуал входа в страну с некоторыми изменениями. Например, вызывая Песочного Человечка, они стоят вокруг песочницы, взявшись за руки, и рассказывают о том, как использовали знания, полученные в ходе занятий с песком (нарисовали картину, рассказали маме и сестренке; посадили рассаду на подоконнике, попросили воспитателя или родителей прочитать о том, что узнали в детской энциклопедии, и пр.), о своих желаниях и просьбах (узнать буквы; поиграть с трансформерами и с покемонами, узнать, как раньше строились города, научиться решать задачи и пр ); о проведенном дне, о своих мечтах и т. Д. 
Дети опускают руки в песочницу, произносят заклинание 
Появившийся в руках воспитателя Песочный Человечек приветствует детей, спрашивает о том, нужно ли ему повторить правила жизни в Песочной Стране, и предлагает тему игрового занятия (Важно отметить, что Песочный Человечек вводится воспитателем в игру только тогда, когда ребята искренни, не лукавят. Соблюдение правил игры отслеживается при помощи этого сказочного персонажа, причем при их неоднократном нарушении мягко, но безапелляционно игра сворачивается.) 
Четвертый шаг — формулирование темы занятия, инструкций к играм, основное содержание занятия.

 Этот шаг осуществляет сказочный герой (Песочный Человечек, Фея, черепаха Тортила и др ). Он задает тему занятия, от его лица ведется увлекательный рассказ о каком-либо событии, он формулирует задания и загадывает загадки. Иными словами, весь образовательный материал преподносится детям этим сказочным персонажем. Он же ведет игровой процесс, контролирует его ход, резюмирует и анализирует результаты творческих работ, «коронует» и подбадривает каждого из ребят. 
Пятый шаг — завершение занятия, ритуал выхода.

 Завершая работу в песочнице, ребятишки разбирают свои постройки, расставляют игрушки на полки стеллажа; разравнивают песок, кладут ладони на поверхность песка и произносят слова благодарности.

 Например:  
В ладошки наши посмотри —  
Мудрее стали ведь они!  
Спасибо, милый наш песок,  
Ты всем нам подрасти помог! 
После произнесения этих слов ребята прощаются с Песочным Человечком.
 
 
 
 
 
 
 

Литература: 

http://psy.1september.ru 

http://www.logoburg.com/

Информация о работе Использование песочной терапии в коррекционно-развивающей работе с детьми с особенностями психофизического развития