Использование песочной терапии в коррекционно-развивающей работе с детьми с особенностями психофизического развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 22:40, реферат

Описание работы

Игра с песком как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной «самотерапии» известна с древних времен. Действительно, попадая на пляж, ребенок начинает строить причудливые замки, объединяя их в настоящие укрепленные города. Волна ли смоет им созданное, или чья-то неосторожная нога раздавит замок, ребенок не расстраивается. Наоборот, он с еще большим энтузиазмом принимается за новое строительство.

Работа содержит 1 файл

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.doc

— 103.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования Республики Беларусь 

Учреждение  образования «Белорусский государственный  педагогический университет  имени  М. Танка»

Факультет специального образования. 
 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

Тема : «Использование песочной терапии в коррекционно-развивающей работе с детьми с особенностями психофизического развития» 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила:

студентка 3 курса

Дневного  отделения

Группы  № 305

Некрашевич  Ксения Александровна 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Минск 2009 

ПЕСОЧНАЯ  ТЕРАПИЯ НА СОВРЕМЕННОМ  ЭТАПЕ.

Игра  с песком как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной «самотерапии» известна с древних времен. Действительно, попадая на пляж, ребенок начинает строить причудливые замки, объединяя их в настоящие укрепленные города. Волна ли смоет им созданное, или чья-то неосторожная нога раздавит замок, ребенок не расстраивается. Наоборот, он с еще большим энтузиазмом принимается за новое строительство.

Этот  феномен известен всем. Но что же за ним стоит? Почему не только дети, но и взрослые, оказавшись на пляже, спонтанно создают картины из песка?

Податливость  песка провоцирует желание создать  из него миниатюру реального мира. Здесь человек выступает как  созидатель, не привязанный к результатам  своего труда. Ребенок создает из песка замок, некоторое время  любуется на него, а потом волна или он сам разрушают творение. Один сюжет жизни завершается, уступая место следующему. И так бесконечно.

Казалось  бы, все так просто. Но именно это  простое, естественное для человека действие хранит уникальную Тайну бытия: все приходит и уходит, нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено — просто старое уступает место новому. Многократно проживая эту Тайну, человек достигает состояния равновесия, при этом в его внутреннем пространстве существенно уменьшается доля суеты и обыденности.   

СУЩЕСТВО ПЕРЕЖИВАНИЙ

Естественно, такой терапевтический эффект не мог долго оставаться незамеченным психотерапевтами. Карл Густав Юнг  открыл песок для научного осмысления в контексте психотерапевтической помощи взрослым. Долгое время «sand play»  существовала исключительно в юнгианской парадигме благодаря своей основательнице Доре Калфф. Созданные клиентом песочные композиции не интерпретировались, ибо процесс создания картин из песка стимулировал фантазию клиента. Что, в свою очередь, позволяло обнаружить скрытые части «Я», понять существо и особенности его переживаний.

Иными словами, основное действие песочной терапии  было направлено на понимание клиентом собственных внутренних процессов  как разрушительного, так и созидательного порядка. Проявленные внутренние процессы рассматривались с точки зрения стадиальности психического развития и проявления архетипов в символике ландшафта и выбираемых человеком миниатюрных фигурок.

Человек, далекий от психологии (клиент психологической  консультации), может задать резонный вопрос: «А зачем все это нужно?» На что психолог ему ответит — знание источников и особенностей своих переживаний позволяет чувствовать себя уверенней. Безусловно, когда человек может найти объяснение своим переживаниям, он успокаивается. Ощущение паники сменяется чувством определенности и уверенности. «Теперь-то наконец я понял, отчего я так чувствую, так делаю, так думаю! Это у меня Персона борется с Тенью и проявляется вытесненная агрессия на мать! — облегченно вздыхает клиент, выходя из кабинета психолога. — Когда разрешится этот конфликт, я буду чувствовать себя намного лучше».

И он чувствует  себя лучше, ибо знает: происходящее с ним уже встречалось в  человеческой практике, уже описано, и главное — это когда-нибудь закончится.  

БУКЕТ ПОДХОДОВ

Однако возможности песочной терапии проявляются и в другой плоскости. Созданная клиентом картина из песка является творческим продуктом. И в этом смысле песочная терапия становится привлекательной для арт-терапевтов. Они имеют дело с проявлением творческих возможностей клиента.

В процессе арт-терапии происходит создание неких  творческих продуктов, или «визуальных  образов», с помощью разнообразных  материалов. Причем анализ созданных  продуктов используется нечасто. Вот  что по этому поводу пишет Ленор  Штейнхард: «В арт-терапевтическом процессе использование песка в качестве основного материала изобразительной работы предполагает «диалог» рук с песком и водой. Проведение частых сессий песочной терапии стимулирует создание клиентом целой серии песочных форм, являющихся основой для расположения миниатюрных фигурок. Песочные композиции, как с миниатюрными фигурками, так и без них, могут заключать в себе различное трудновербализуемое содержание».

Иными словами, процесс игры с песком в  контексте арт-терапии представляет собой невербальную форму психотерапии. Основной акцент делается на творческом самовыражении клиента, благодаря которому на бессознательно-символическом уровне происходит «отреагирование» внутреннего напряжения и поиск путей развития.

Использование в песочнице миниатюрных фигурок, объединение их в некоторый сюжет наводит на мысль о спектаклях внутреннего театра личности. Фигурки могут символизировать субличности автора песочной картины. Наблюдая за взаимоотношениями героев песочной картины, человек может установить актуализированные в данный момент субличности и вступить с ними в диалог. В этом случае основной акцент делается на построении диалога с фигурками.

Получается, что в процессе песочной терапии  клиент строит новые взаимоотношения  с самим собой. Такой подход уместен для представителей гештальт-терапии и психосинтеза.

Однако  фигурки, использованные в песочнице, могут не только отражать субличности  человека, но и символизировать реальных людей и явления той среды, в которую включен клиент. В  песочной среде могут драматизироваться реальные жизненные ситуации, относительно которых человек испытывает определенные трудности. В этом случае песочная терапия представляет собой миниатюру психодрамы.

Преимущество  психодраматического подхода здесь  заключается в том, что для создания спектаклей не требуется помощь группы, — все роли исполняют игрушечные фигурки. Таким образом, песочница создает условия для спектакля не только в групповом режиме, но и в индивидуальном. Разыгрывание в песочнице конкретных жизненных ситуаций позволяет клиенту изменить отношение к ним и найти правильные для себя решения.

В песочных картинах есть еще один важнейший  психотерапевтический ресурс — возможность  созидательного изменения формы, сюжета, событий, взаимоотношений. Именно эта  идея лежит в основе сказкотерапевтического подхода к работе с песочницей.

Человек, играющий в песочнице с миниатюрными фигурками, воплощает фигуру Волшебника, который вступает во взаимодействие с природными и социальными силами. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, человеку предоставляется возможность творческого изменения беспокоящей его в данный момент ситуации или состояния. Преобразуя ситуацию в песочнице, человек получает опыт самостоятельного разрешения трудностей и внутреннего, и внешнего плана. В этом и проявляется его сила Волшебника. Накопленный опыт самостоятельных конструктивных изменений человек переносит в реальность.

Итак, благодаря  Карлу Густаву Юнгу и Доре Калфф  создание песочных картин переместилось  в психологическую, психотерапевтическую плоскость и успешно в ней существует в настоящий момент. Причем представители различных концепций имеют возможность использовать песочницу в своей парадигме.

Однако, уделяя внимание песочной терапии в  контексте психологической и  психотерапевтической работы, не будем забывать о мощных ресурсах песочницы для коррекционно-развивающей и образовательной работы с ребенком.

В песочнице  создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, «мануальный  интеллект» ребенка. Поэтому перенос  традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям, а с другой — более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов.

А если учесть, что песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию, то в процессе образовательной работы происходит и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка. Иными словами, использование песочницы в педагогической практике дает комплексный образовательно-терапевтический эффект. Причем сегодня уже можно говорить о таком эффекте по отношению не только к нормально развивающимся детям, но и к их сверстникам с особенностями развития.

Наши  рассуждения не только описывают  современное состояние песочной терапии, но и ставят вопрос: а что же такое песочная терапия сегодня, это самостоятельное направление, метод или среда?

Процесс накопления опыта работы с песочницей представителями различных направлений  интересен тем, что благодаря  этому с разных сторон исследуются взаимоотношения человека с проекцией его внутреннего мира. Все это говорит в пользу того, что песочница — это СРЕДА для общения человека с самим собой и символами реального мира.

Наличие миниатюрных фигурок и определенной последовательности организации работы позволяет говорить о песочной терапии как о МЕТОДЕ, обладающем достаточной универсальностью для использования в психотерапевтической, психологической и педагогической практике. В зависимости от «вероисповедания» (имеется в виду принадлежность к определенному направлению) терапевта или педагога метод песочной терапии будет окрашиваться определенными красками и оказывать воздействие на различные стороны личности.   

ПЕСОЧНАЯ  ТЕРАПИЯ В РОССИИ

В России песочная терапия получила распространение сравнительно недавно. Ее применение в нашей стране имеет некоторые особенности. Отсутствие или труднодоступность литературы по песочной терапии, а также редкие приезды зарубежных песочных терапевтов пробудили собственные креативные силы русских психологов и педагогов. «Донаучный период» песочной терапии в России проявился в использовании песочницы как дополнительного инструмента, как среды для коррекционно-развивающих занятий.

Накопленный эмпирическим путем материал сегодня  начинает подвергаться научному осмыслению. Причем характерной чертой этого процесса является отнюдь не осмысление опыта в рамках некоторой психологической парадигмы. На первый план выступает анализ особенностей и закономерностей использования песочной терапии с различными категориями адресатов психологической, психотерапевтической и педагогической работы. Например, осмысляя опыт работы, специалисты отвечают на вопросы: как использовать песочницу с одаренными детьми, как — с детьми-инвалидами, в рамках семейной терапии, с пожилыми людьми, с девиантными подростками и пр.

С точки  зрения используемых техник работы на российской земле наблюдается выраженный эклектизм. Применяются юнгианские, психоаналитические, психодраматические, арт-терапевтические, гештальтистские, психосинтетические и другие техники под общей идеей «главное, чтобы человеку помогло». Здесь явно проявляется интуитивное начало специалиста. Такой подход несколько удивителен для западного мира, но у нас оказывается весьма эффективным.

Таким образом, недоработанность российской концепции песочной терапии (с учетом российского менталитета, особенностей восприятия и характера) создает, с одной стороны, немало трудностей для использования песочной терапии и сертификации песочных терапевтов. С другой стороны, каждый специалист, отважившийся практиковать работу с песочницей, оказывается в пространстве творческого поиска и получает возможность внести свой уникальный вклад в процесс развития песочной терапии в России.  

ЛИЧНОСТЬ  ТЕРАПЕВТА

Как должен вести себя специалист, практикующий работу с песком? Должен ли он быть «доброй мамой», создающей комфортные условия для игры? Или он является молчаливым свидетелем песочных спектаклей? Или он — соавтор песочной картины? А может, он — мудрый интерпретатор, отвечающий на незаданные вопросы клиента: «Доктор, как я Вам?» или «Ну и что все это значит?»

Информация о работе Использование песочной терапии в коррекционно-развивающей работе с детьми с особенностями психофизического развития