Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 22:40, реферат
Игра с песком как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной «самотерапии» известна с древних времен. Действительно, попадая на пляж, ребенок начинает строить причудливые замки, объединяя их в настоящие укрепленные города. Волна ли смоет им созданное, или чья-то неосторожная нога раздавит замок, ребенок не расстраивается. Наоборот, он с еще большим энтузиазмом принимается за новое строительство.
Министерство
образования Республики Беларусь
Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени М. Танка»
Факультет
специального образования.
РЕФЕРАТ
Тема : «Использование
песочной терапии в коррекционно-
Выполнила:
студентка 3 курса
Дневного отделения
Группы № 305
Некрашевич
Ксения Александровна
Минск 2009
ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.
Игра с песком как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной «самотерапии» известна с древних времен. Действительно, попадая на пляж, ребенок начинает строить причудливые замки, объединяя их в настоящие укрепленные города. Волна ли смоет им созданное, или чья-то неосторожная нога раздавит замок, ребенок не расстраивается. Наоборот, он с еще большим энтузиазмом принимается за новое строительство.
Этот феномен известен всем. Но что же за ним стоит? Почему не только дети, но и взрослые, оказавшись на пляже, спонтанно создают картины из песка?
Податливость
песка провоцирует желание
Казалось
бы, все так просто. Но именно это
простое, естественное для человека
действие хранит уникальную Тайну бытия:
все приходит и уходит, нет ничего
такого, что было бы непоправимо разрушено
— просто старое уступает место новому.
Многократно проживая эту Тайну, человек
достигает состояния равновесия, при этом
в его внутреннем пространстве существенно
уменьшается доля суеты и обыденности.
СУЩЕСТВО ПЕРЕЖИВАНИЙ
Естественно,
такой терапевтический эффект не
мог долго оставаться незамеченным
психотерапевтами. Карл Густав Юнг
открыл песок для научного осмысления
в контексте
Иными словами, основное действие песочной терапии было направлено на понимание клиентом собственных внутренних процессов как разрушительного, так и созидательного порядка. Проявленные внутренние процессы рассматривались с точки зрения стадиальности психического развития и проявления архетипов в символике ландшафта и выбираемых человеком миниатюрных фигурок.
Человек, далекий от психологии (клиент психологической консультации), может задать резонный вопрос: «А зачем все это нужно?» На что психолог ему ответит — знание источников и особенностей своих переживаний позволяет чувствовать себя уверенней. Безусловно, когда человек может найти объяснение своим переживаниям, он успокаивается. Ощущение паники сменяется чувством определенности и уверенности. «Теперь-то наконец я понял, отчего я так чувствую, так делаю, так думаю! Это у меня Персона борется с Тенью и проявляется вытесненная агрессия на мать! — облегченно вздыхает клиент, выходя из кабинета психолога. — Когда разрешится этот конфликт, я буду чувствовать себя намного лучше».
И он чувствует
себя лучше, ибо знает: происходящее
с ним уже встречалось в
человеческой практике, уже описано,
и главное — это когда-нибудь
закончится.
БУКЕТ ПОДХОДОВ
Однако возможности песочной терапии проявляются и в другой плоскости. Созданная клиентом картина из песка является творческим продуктом. И в этом смысле песочная терапия становится привлекательной для арт-терапевтов. Они имеют дело с проявлением творческих возможностей клиента.
В процессе арт-терапии происходит создание неких творческих продуктов, или «визуальных образов», с помощью разнообразных материалов. Причем анализ созданных продуктов используется нечасто. Вот что по этому поводу пишет Ленор Штейнхард: «В арт-терапевтическом процессе использование песка в качестве основного материала изобразительной работы предполагает «диалог» рук с песком и водой. Проведение частых сессий песочной терапии стимулирует создание клиентом целой серии песочных форм, являющихся основой для расположения миниатюрных фигурок. Песочные композиции, как с миниатюрными фигурками, так и без них, могут заключать в себе различное трудновербализуемое содержание».
Иными
словами, процесс игры с песком в
контексте арт-терапии
Использование в песочнице миниатюрных фигурок, объединение их в некоторый сюжет наводит на мысль о спектаклях внутреннего театра личности. Фигурки могут символизировать субличности автора песочной картины. Наблюдая за взаимоотношениями героев песочной картины, человек может установить актуализированные в данный момент субличности и вступить с ними в диалог. В этом случае основной акцент делается на построении диалога с фигурками.
Получается, что в процессе песочной терапии клиент строит новые взаимоотношения с самим собой. Такой подход уместен для представителей гештальт-терапии и психосинтеза.
Однако фигурки, использованные в песочнице, могут не только отражать субличности человека, но и символизировать реальных людей и явления той среды, в которую включен клиент. В песочной среде могут драматизироваться реальные жизненные ситуации, относительно которых человек испытывает определенные трудности. В этом случае песочная терапия представляет собой миниатюру психодрамы.
Преимущество
психодраматического подхода
В песочных картинах есть еще один важнейший психотерапевтический ресурс — возможность созидательного изменения формы, сюжета, событий, взаимоотношений. Именно эта идея лежит в основе сказкотерапевтического подхода к работе с песочницей.
Человек, играющий в песочнице с миниатюрными фигурками, воплощает фигуру Волшебника, который вступает во взаимодействие с природными и социальными силами. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, человеку предоставляется возможность творческого изменения беспокоящей его в данный момент ситуации или состояния. Преобразуя ситуацию в песочнице, человек получает опыт самостоятельного разрешения трудностей и внутреннего, и внешнего плана. В этом и проявляется его сила Волшебника. Накопленный опыт самостоятельных конструктивных изменений человек переносит в реальность.
Итак, благодаря Карлу Густаву Юнгу и Доре Калфф создание песочных картин переместилось в психологическую, психотерапевтическую плоскость и успешно в ней существует в настоящий момент. Причем представители различных концепций имеют возможность использовать песочницу в своей парадигме.
Однако, уделяя внимание песочной терапии в контексте психологической и психотерапевтической работы, не будем забывать о мощных ресурсах песочницы для коррекционно-развивающей и образовательной работы с ребенком.
В песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, «мануальный интеллект» ребенка. Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям, а с другой — более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов.
А если учесть, что песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию, то в процессе образовательной работы происходит и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка. Иными словами, использование песочницы в педагогической практике дает комплексный образовательно-терапевтический эффект. Причем сегодня уже можно говорить о таком эффекте по отношению не только к нормально развивающимся детям, но и к их сверстникам с особенностями развития.
Наши рассуждения не только описывают современное состояние песочной терапии, но и ставят вопрос: а что же такое песочная терапия сегодня, это самостоятельное направление, метод или среда?
Процесс
накопления опыта работы с песочницей
представителями различных
Наличие
миниатюрных фигурок и
ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ В РОССИИ
В России песочная терапия получила распространение сравнительно недавно. Ее применение в нашей стране имеет некоторые особенности. Отсутствие или труднодоступность литературы по песочной терапии, а также редкие приезды зарубежных песочных терапевтов пробудили собственные креативные силы русских психологов и педагогов. «Донаучный период» песочной терапии в России проявился в использовании песочницы как дополнительного инструмента, как среды для коррекционно-развивающих занятий.
Накопленный эмпирическим путем материал сегодня начинает подвергаться научному осмыслению. Причем характерной чертой этого процесса является отнюдь не осмысление опыта в рамках некоторой психологической парадигмы. На первый план выступает анализ особенностей и закономерностей использования песочной терапии с различными категориями адресатов психологической, психотерапевтической и педагогической работы. Например, осмысляя опыт работы, специалисты отвечают на вопросы: как использовать песочницу с одаренными детьми, как — с детьми-инвалидами, в рамках семейной терапии, с пожилыми людьми, с девиантными подростками и пр.
С точки зрения используемых техник работы на российской земле наблюдается выраженный эклектизм. Применяются юнгианские, психоаналитические, психодраматические, арт-терапевтические, гештальтистские, психосинтетические и другие техники под общей идеей «главное, чтобы человеку помогло». Здесь явно проявляется интуитивное начало специалиста. Такой подход несколько удивителен для западного мира, но у нас оказывается весьма эффективным.
Таким
образом, недоработанность российской
концепции песочной терапии (с учетом
российского менталитета, особенностей
восприятия и характера) создает, с одной
стороны, немало трудностей для использования
песочной терапии и сертификации песочных
терапевтов. С другой стороны, каждый специалист,
отважившийся практиковать работу с песочницей,
оказывается в пространстве творческого
поиска и получает возможность внести
свой уникальный вклад в процесс развития
песочной терапии в России.
ЛИЧНОСТЬ ТЕРАПЕВТА
Как должен вести себя специалист, практикующий работу с песком? Должен ли он быть «доброй мамой», создающей комфортные условия для игры? Или он является молчаливым свидетелем песочных спектаклей? Или он — соавтор песочной картины? А может, он — мудрый интерпретатор, отвечающий на незаданные вопросы клиента: «Доктор, как я Вам?» или «Ну и что все это значит?»