Использование песочной терапии в коррекционно-развивающей работе с детьми с особенностями психофизического развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 22:40, реферат

Описание работы

Игра с песком как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной «самотерапии» известна с древних времен. Действительно, попадая на пляж, ребенок начинает строить причудливые замки, объединяя их в настоящие укрепленные города. Волна ли смоет им созданное, или чья-то неосторожная нога раздавит замок, ребенок не расстраивается. Наоборот, он с еще большим энтузиазмом принимается за новое строительство.

Работа содержит 1 файл

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.doc

— 103.50 Кб (Скачать)

Дело  в том, что на песочном листе перед  терапевтом раскрывается внутренний мир  клиента. Ощущение от этого совсем иное, чем при работе со сновидениями, сказками, рисунками и другими  проективными продуктами человека. Внутренний мир, отображенный в песочнице, становится реально осязаемым. Надо сказать, это странное чувство. С одной стороны, есть ощущение «избыточности» информации, с другой — хрупкости этого мира, с третьей — присутствуют трудно вербализуемые чувства. На наш взгляд, «священный трепет» при первом соприкосновении с песочной картиной клиента — это наиболее «здоровое» чувство, позволяющее специалисту реализовать древний принцип «не навреди».

Личность  зарубежного специалиста, практикующего песочную терапию, защищена принадлежностью к определенной школе. Он точно знает, что и когда предложить клиенту, какой и когда вопрос задать, как отреагировать. Школа дает ему знание алгоритма, технологии.

Иначе обстоит дело с российскими специалистами, использующими песочницу. Только сейчас у нас начинает складываться понятие принадлежности к определенной школе. Появляются «символ-драматисты», «психоаналитики», «юнгианцы», «гештальтисты», «арт-терапевты». Если специалист прошел полный цикл подготовки в определенной школе, он знает, КАК использовать песочницу в рамках своего подхода. Но большинство наших специалистов не имеют такой подготовки. Поэтому нам часто приходится слышать от наших коллег вопрос: «А как ПРАВИЛЬНО задавать вопрос? А как ПРАВИЛЬНО работать?» Если бы мы знали, как ПРАВИЛЬНО!

Итак, перед  нами, как в сказке, три дороги, три выбора:

— либо придерживаться определенной школы  и встраивать работу с песочницей в общий набор методов и  техник;

— либо работать так, как «научил» авторитетный специалист;

— либо, «присоединившись» к клиенту, следовать  за ним, доверяя собственной личной и профессиональной интуиции.

Третий  путь нам представляется наиболее предпочтительным, но самым трудным. Здесь действуют  ТРИ ПРАВИЛА:

1. Присоединение  к клиенту. Как уже отмечалось, песочная картина содержит огромную информацию о внутреннем мире и актуальном состоянии человека. Понять запрос клиента, почувствовать ритм его песочной картины, увидеть ее проблемные и ресурсные ипостаси, ощутить неповторимый образный строй картины — все это входит в понятие присоединения. На основании присоединения специалист «следует за клиентом», помогая ему осознавать собственные ресурсные и уязвимые места.

2. Искренняя  заинтересованность, заинтригованность  событиями и сюжетами, разворачивающимися в песочнице. Рассматривая картину клиента, специалист как бы сочетает в себе две ипостаси. С одной стороны, это любознательный открытый ребенок, которому чрезвычайно интересно, что происходит в том мире, который создал клиент. С другой стороны, это мудрец, стремящийся найти истину. В этом отношении интересен образ лейтенанта Коломбо из знаменитого американского сериала. Он не боится показаться чудаком или недостаточно осведомленным, он демонстрирует оппонентам собственный процесс поиска решения, он показывает себя уязвимым и сильным одновременно; но главное — ему доставляет очевидное удовольствие сам процесс «распутывания клубка», сплетенного из фактов и событий. Искренний интерес к внутреннему миру клиента, отображенному в песочнице, присоединение к клиенту, — все это позволяет специалисту выстраивать позитивную внутреннюю динамику человека, обратившегося за помощью.

3. Строгое  следование профессиональной и  общечеловеческой этике. Это правило  является одновременно и обязательным  условием для любого рода профессиональной помощи человеку. Безусловно, «песочный терапевт» не может в присутствии клиента без спроса изымать фигурки из песочницы, перестраивать картину или представлять некоторое оценочное суждение. Внутренний мир человека достаточно хрупок, и только этический кодекс и профессионализм специалиста может защитить клиента от травмы.

В зависимости  от собственного понимания целей  психологической работы, специалист может сделать акцент либо на «отреагирование», либо на самопознание, либо на сознательное моделирование некоторых состояний в песочнице.

Личность  терапевта окажет влияние на стиль  и стратегию работы с клиентом. А нашим уважаемым начинающим коллегам мы хотим сказать — каждому  терапевту свой клиент, поэтому не стоит бояться начинать работу. Главное, помнить о трех правилах.  

ПЕСОЧНАЯ  ТЕРАПИЯ В ИНТЕРАКТИВНОМ  ТЕАТРЕ

Идея  использования песка в качестве театральной декорации впервые  родилась у петербургского режиссера  Ольги Чернявской. В созданном  ею «Театре сновидений Ольги Чернявской»  с успехом идет спектакль-сновидение «Поворот песочных часов». Все действие спектакля разворачивается в огромной песочнице. В основе сюжета — часто повторяющийся сон женщины, который она не решается досмотреть до конца. Но прежде чем рассказать о спектакле в песочнице, необходимо несколько слов сказать о самом «Театре сновидений Ольги Чернявской».

В последние  годы театральная жизнь Петербурга наполняется новым смыслом и  содержанием. Появляются театральные  коллективы и товарищества, выступающие  на «малых сценах», где взаимодействие со зрителем становится более доверительным.

В этом отношении интересна история  театра под руководством Ольги Чернявской. Созданный в 1980 году театр сменил три имени — «Метаморфозы», «Театр тонкой реальности», «Театр сновидений Ольги Чернявской». Все эти годы коллектив, вдохновляемый подвижнической деятельностью главного режиссера, занимался возрождением русской культуры. Фольклорные игры, спектакли-мистерии, массовые театральные действа — все это было предметом деятельности коллектива. Театр много гастролировал и завоевал немало престижных призов и премий. Однако забота о душевном, эмоциональном состоянии зрителя побудила Ольгу Чернявскую изменить основной курс творческого поиска. Сосредоточившись на внутреннем мире человека, она стала искать ресурсы его социальной реализации и гармоничного существования в мире.

Сегодня «Театр сновидений Ольги Чернявской»  является небольшим камерным театром. Попадая сюда, зритель имеет возможность  отдохнуть душой. И одновременно поразмышлять о том, на что в обычной жизни у него «не хватает времени»: о своих желаниях и стремлениях, о радостях и огорчениях — словом, о своей внутренней жизни.

Для того чтобы театр стал не просто развлечением, но и нравственной, духовной опорой современного зрителя, потребовалась  новая концепция театра, отвечающая внутренним, психологическим запросам зрителя. Поэтому главный режиссер театра Ольга Чернявская, его актеры и весь персонал начали беспрецедентное в истории театра сотрудничество с практическими психологами и психотерапевтами. В рабочую группу вошли специалисты Санкт-Петербургского института сказкотерапии.

Научный подход к построению театрального действия позволил объединить приемы практической психологии и законы профессионального  театра. В результате была создана  концепция нового интерактивного театра.

Ключевая  идея интерактивного театра — активное взаимодействие со зрителем, с его  внутренним миром. А также гармонизация психоэмоционального состояния  зрителя.

Интерактивный театр предполагает максимальное вовлечение зрителя в театральное действие. Зритель становится со-творцом и со-участником представления. В отличие от традиционного театра, в котором зритель основную часть времени находится в пассивном, воспринимающем состоянии, здесь зритель активен. Он вовлечен в ту же деятельность, что и актеры. Однако это происходит в своем, параллельном, зрительском пространстве.

В спектакле-сновидении «Поворот песочных часов» действие разворачивается  в большой песочнице, имитирующей  пляж. Зрители также имеют собственные  малые песочницы. В них они могут своими руками создавать миры, используя миниатюрные фигурки и природные материалы (на основании идеи песочной терапии).

Таким образом интерактивный театр  дает возможность зрителю не просто пассивно воспринимать события спектакля, но и реально проживать их. Что-то изменять в пространстве своего внутреннего мира, освобождаясь от напряжения, стресса, гармонизируя внутренние переживания. Так проявляется забота о душевном, психологическом состоянии зрителя. Так проявляется антистрессовый компонент интерактивного театра.

Интерактивный театр потребовал и создания нового жанра спектаклей. Он был найден и получил название — СНОВИДЕНИЯ. Так в имени «Театр сновидений Ольги Чернявской» закрепился новый  жанр.

Основная  особенность спектаклей-сновидений — иррациональность. Действие происходит в нематериальном мире человеческих переживаний во время сна. Как известно, в сновидениях человек перерабатывает накопленную за время бодрствования информацию и ищет пути своего гармоничного развития. Некоторые люди видят часто повторяющиеся сны и не могут досмотреть их до конца. В этом случае они прибегают к помощи психолога или психотерапевта.

Спектакль-сновидение является символическим психологом, помощником человеческой души. В ненавязчивой, безболезненной для человека и адекватной его психической природе форме спектакль-сновидение пробуждает личностные ресурсы и помогает разрешить актуальные проблемы на бессознательно-символическом уровне. Благодаря подключению скрытых ресурсов к процессу жизнедеятельности, человек через некоторое время разрешает внутренние противоречия в своей реальной жизни. В этом проявляется психотерапевтический аспект спектаклей-сновидений.

Спектакли-сновидения имеют общепрофилактическую, развивающую  и культурно-образовательную функцию, которая проявляется по отношению к человеку, не обремененному стрессом. Так как спектакли-сновидения высвобождают большой ресурс бессознательного, в повседневной жизни человек приобретает дополнительные способности и энергию для самореализации.

Итак, сцена  интерактивного театра представляет собой огромную песочницу. В данном случае песок служит театральной декорацией, средой. На сцену выходит главная героиня, которая по сценарию находится в своем сне — на Пляже Великого Мира. Она начинает взаимодействовать с песком, извлекая из него предметы, символизирующие ее наиболее значимые переживания.

Постепенно  песок из театральной декорации  превращается в действующее лицо — бессознательное героини. Песок  — эмблема бессознательного —  содержит как конфликтные, так и  ресурсные символы. Таким образом, песок выступает в роли Учителя. Извлекая из него предметы, ассоциирующиеся с болезненными переживаниями, героиня получает возможность отреагировать внутренний конфликт, освободиться. Находясь в истощенном состоянии, героиня имеет возможность «подпитаться у песка», получить необходимую ей «энергию покоя». Досмотрев сон до конца, отреагировав подавленный конфликт, героиня использует лепку из песка как способ моделирования своей новой жизни.

В спектакле  используются практически все формы песочной терапии: и создание отпечатков, и пересыпание песка, и создание картин с использованием предметов, и лепка из песка. В антракте, который является логическим продолжением спектакля, зрители в фойе создают собственные песочные картины в «стандартных» песочницах. По отзывам зрителей, уже можно говорить о терапевтическом эффекте спектакля с использованием песочной терапии.

Итак, сегодня  песочная терапия в России уже  зарекомендовала себя как эффективный  практический метод в психотерапии, педагогике, психологическом консультировании и театральном искусстве. Однако законченная концепция песочной терапии еще не сформирована. Это дает возможность вам, дорогие читатели, внести свой неповторимый вклад в распространение и осмысление этого чудесного метода. 
 

ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ  ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ

 
Для организации процесса песочной терапии потребуются песочница (ящик для песка), песок, вода, коллекция  миниатюрных фигурок.

ПЕСОЧНИЦА 
Размер 
Песочница представляет собой деревянный ящик. Традиционный его размер в сантиметрах 50х 70х 8 (где 50 х 70 — размер поля, а 8 — глубина). Считается, что такой размер песочницы соответствует объему поля зрительного восприятия. Мы немало экспериментировали с размером и формой песочницы и пришли к выводу, что данный размер действительно наиболее удачен и гармоничен. 
Традиционный размер песочницы предназначен для индивидуальной работы. Когда мы переходим к групповой работе, пространство традиционной песочницы оказывается слишком малым, поэтому для групповой работы мы рекомендуем использовать песочницу размером 100 х 140 х 8 см.

Материал 
Традиционным и предпочтительным материалом является дерево. В практике работы с песком во многих дошкольных учреждениях используются пластиковые ящики, но в них песок не «дышит».

Информация о работе Использование песочной терапии в коррекционно-развивающей работе с детьми с особенностями психофизического развития