Интеллектуальная готовность к школьному обучению

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2011 в 17:36, реферат

Описание работы

Психологическая готовность к школе – сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности. Обычно выделяют два аспекта психологической готовности – личностную (мотивационную) и интеллектуальную готовность к школе. Оба аспекта важны как для того, чтобы учебная деятельность ребенка была успешной, так и для его скорейшей адаптации к новым условиям, безболезненного вхождения в новую систему отношений.

Работа содержит 1 файл

Реферат 4 семестр.doc

— 108.50 Кб (Скачать)

      Обобщение и абстрагирование, последовательность умозаключений и некоторые другие аспекты мышления изучаются с помощью методики предметной классификации. Ребёнок составляет группы из карточек с изображенными на них неодушевленными предметами и живыми существами. Классифицируя различные объекты, он может выделять группы по функциональному признаку и давать им обобщённые названия (например, мебель, одежда), может – по внешнему признаку («все большие» или «они красные»), по ситуативным признакам (шкаф и платье объединяются в одну группу, потому что «платье висит в шкафу»).

      Как справляется ребёнок с простейшими  обобщениями, видно и при работе с методикой «исключение предметов». Другое её название – «третий лишний»  или «четвёртый лишний». В последнем  случае из четырёх предметов, нарисованных на карточке, три объединяются в группу, а четвёртый, не соответствуя им по существенному признаку, исключается – оказывается лишним.

      При отборе детей в школу, учебные  программы которых значительно  усложнены и к интеллекту поступающих  предъявляются повышенные требования (гимназии, лицеи и некоторые спецшколы), используются более трудные методики. Сложные мыслительные процессы анализа и синтеза изучаются при определении детьми понятий, интерпретации пословиц и т.п. Известная методика интерпретации пословиц имеет интересный вариант, предложенный Б.В. Зейгарником. Кроме пословиц («Не всё то золото, что блестит», «Не рой яму другому, сам в неё попадёшь» и др.) ребёнку даются фразы, одна из которых по смыслу соответствует пословице, а вторая, не соответствуя по смыслу, внешне её напоминает. Например, к пословице «Не в свои сани не садись» даются фразы: «Не нужно браться за дело, которого ты не знаешь» и «Зимой ездят на санях, а летом на телеге». Ребёнок, выбирая одну из этих фраз, объясняет, почему она подходит к пословице, но уже сам выбор ярко показывает, на содержательные или внешние признаки ориентируется ребёнок, анализируя суждения.

      Здесь были кратко представлены некоторые  методики, применяемые при диагностике  интеллектуальной готовности к школе. Следует иметь в виду, что набор методик для обследования определенного контингента детей не бывает очень большим. Практическая работа требует исключения дублирующих методик, создание такого методического блока, который отвечал бы конкретным задачам отбора и теоретическим позициям школьного психолога. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

          Заключение 

     В психолого-педагогической литературе встречается большое разнообразие подходов к рассмотрению сущности, структуры, содержания, условий формирования психологической готовности к обучению в школе. В качестве основополагающих аспектов выделяются:

     - состояние физического и психического  здоровья, уровень морфологической  зрелости организма (М.А. Антропова,  СМ. Тромбах, Ю.Ф. Змановский и  др.)

     - уровень развития познавательной  деятельности и речи (Б.Г. Ананьев, Л.А. Венгер, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.И. Божович, Л.В. Занков, А.В.Запорожец, А.А. Люблинская, Н.А. Менчинская, Н.Н. Поддъяков);

     - стремление занять более значимую  социальную позицию (Л.И Божович,  А.Г. Морозова, Л.С. Славина, Д.Б. Эльконин, А.К. Маркова, М.В. Матюхина);

     - сформированность произвольности  поведения (А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец,  З.И. Истомина, ЯЗ. Неверович, Д.Б.  Эльконин, Н.Г. Салмина);

     - внеситутивное общение со взрослыми  и сверстниками (Е.Е. Кравцова, М.И.  Лисина и др.).

     Интеллектуальная готовность к школе предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Однако, в основном, мышление ребенка остается образным, опирающимся на реальные действия с предметами, их заместителями. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности. Обобщая, можно говорить, что развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает:

    • дифференцированное восприятие;
    • аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец);
    • рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии);
    • логическое запоминание;
    • интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;
    • овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов;
    • развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координаций.

     Интеллектуальная  готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов - способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. У ребенка должна быть определенная широта представлений, в том числе образных и пространственных, соответствующее речевое развитие, познавательная активность.

     Современная ситуация в образовании напрямую связана с тенденциями к вариативности  и дифференциации. Вариативность  образования проявляется в том, что школьники учатся по разным учебным  планам, программам и учебникам. Тенденция к дифференциации находит свою реализацию, в частности, в создании классов для младших школьников, в которых обучение организовано с применением разных педагогических технологий; различным оказывается и уровень требований к отдельным сторонам психики ребенка. Уже до комплектования классов важно знать психологические особенности и возможности детей с тем, чтобы с самого начала создать максимально благоприятные условия для обучения и развития ребенка.

     Дифференцированный педагогический подход к детям на основе объективных сведений об их готовности к школе в целом и интеллектуальной готовности в частности, а также уровне развития способности к обучению дает возможность наилучшим образом учесть индивидуальные особенности ребенка. Немаловажное значение это имеет и для адекватного учета когнитивных и личностных особенностей в обучении ребенка с высоким уровнем психического развития. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы. 

  1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском  возрасте. -М.: Просвещение, 1968.
 
  1. Венгер  Л. А., Венгер А. Л. Готов ли ваш ребенок  к школе? –М. : Просвещение, 1994.
 
  1. Готовность  детей к школе. Под редакцией  В.В Слободчикова. Томск, 1994
 
  1. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. — М.: Академический Проект, 2000. — 3-е изд., перераб. и доп. — 184 с. — (Руководство практического психолога).
 
  1. Екжанова  Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее  обучение и воспитание.- М., Просвещение, 2005
 
  1. Пасторова А.Ю. Психофизиологические и психологические  особенности адаптации старших  дошкольников с обычным развитием  в группах интеграции. – СПб.: Питер, 2006.
 
  1. Тихомирова  Л.Ф., Басов А.В.. Роль детского сада в  подготовке детей к школе, глава 2. Причины неготовности детей к школе. Ярославль Академия развития, 1996
 
  1. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических  особенностей дошкольников. Практикум.- М.: Просвещение, 1997.
 
  1. Я работаю  детским психологом: Книга для  практических психологов образования / Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Владос, 1998.
 
  1.   Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н.  Возрастная психология: жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 2-е изд. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

Информация о работе Интеллектуальная готовность к школьному обучению