Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2011 в 17:36, реферат
Психологическая готовность к школе – сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности. Обычно выделяют два аспекта психологической готовности – личностную (мотивационную) и интеллектуальную готовность к школе. Оба аспекта важны как для того, чтобы учебная деятельность ребенка была успешной, так и для его скорейшей адаптации к новым условиям, безболезненного вхождения в новую систему отношений.
Обобщение и абстрагирование, последовательность умозаключений и некоторые другие аспекты мышления изучаются с помощью методики предметной классификации. Ребёнок составляет группы из карточек с изображенными на них неодушевленными предметами и живыми существами. Классифицируя различные объекты, он может выделять группы по функциональному признаку и давать им обобщённые названия (например, мебель, одежда), может – по внешнему признаку («все большие» или «они красные»), по ситуативным признакам (шкаф и платье объединяются в одну группу, потому что «платье висит в шкафу»).
Как
справляется ребёнок с
При отборе детей в школу, учебные программы которых значительно усложнены и к интеллекту поступающих предъявляются повышенные требования (гимназии, лицеи и некоторые спецшколы), используются более трудные методики. Сложные мыслительные процессы анализа и синтеза изучаются при определении детьми понятий, интерпретации пословиц и т.п. Известная методика интерпретации пословиц имеет интересный вариант, предложенный Б.В. Зейгарником. Кроме пословиц («Не всё то золото, что блестит», «Не рой яму другому, сам в неё попадёшь» и др.) ребёнку даются фразы, одна из которых по смыслу соответствует пословице, а вторая, не соответствуя по смыслу, внешне её напоминает. Например, к пословице «Не в свои сани не садись» даются фразы: «Не нужно браться за дело, которого ты не знаешь» и «Зимой ездят на санях, а летом на телеге». Ребёнок, выбирая одну из этих фраз, объясняет, почему она подходит к пословице, но уже сам выбор ярко показывает, на содержательные или внешние признаки ориентируется ребёнок, анализируя суждения.
Здесь
были кратко представлены некоторые
методики, применяемые при диагностике
интеллектуальной готовности к школе.
Следует иметь в виду, что набор
методик для обследования определенного
контингента детей не бывает очень большим.
Практическая работа требует исключения
дублирующих методик, создание такого
методического блока, который отвечал
бы конкретным задачам отбора и теоретическим
позициям школьного психолога.
Заключение
В
психолого-педагогической литературе
встречается большое
-
состояние физического и
-
уровень развития
-
стремление занять более
-
сформированность
-
внеситутивное общение со
Интеллектуальная готовность к школе предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Однако, в основном, мышление ребенка остается образным, опирающимся на реальные действия с предметами, их заместителями. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности. Обобщая, можно говорить, что развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает:
Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов - способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. У ребенка должна быть определенная широта представлений, в том числе образных и пространственных, соответствующее речевое развитие, познавательная активность.
Современная
ситуация в образовании напрямую
связана с тенденциями к
Дифференцированный
педагогический подход к детям на основе
объективных сведений об их готовности
к школе в целом и интеллектуальной готовности
в частности, а также уровне развития способности
к обучению дает возможность наилучшим
образом учесть индивидуальные особенности
ребенка. Немаловажное значение это имеет
и для адекватного учета когнитивных и
личностных особенностей в обучении ребенка
с высоким уровнем психического развития.
Список
литературы.
Информация о работе Интеллектуальная готовность к школьному обучению