Интеллектуальная готовность к школьному обучению

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2011 в 17:36, реферат

Описание работы

Психологическая готовность к школе – сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности. Обычно выделяют два аспекта психологической готовности – личностную (мотивационную) и интеллектуальную готовность к школе. Оба аспекта важны как для того, чтобы учебная деятельность ребенка была успешной, так и для его скорейшей адаптации к новым условиям, безболезненного вхождения в новую систему отношений.

Работа содержит 1 файл

Реферат 4 семестр.doc

— 108.50 Кб (Скачать)

     Ребенок, имеющий слабую интеллектуальную подготовку к школе часто мало инициативен, тяготеет к шаблонным действиям  и решениям, не стремится к творчеству. Его затрудняет общение со взрослыми  и сверстниками по поводу учебных задач, нет интереса к познанию.

     Причины неподготовленности к школьному  обучению можно условно разделить  на органические и воспитательные.

     Органические  причины — это различные отклонения в физическом и нервно-психическом развитии ребенка; снижение темпов развития, задержка формирования отдельных функций, ослабленность здоровья.

     Воспитательные  причины связаны с неэффективной тактикой педагогического подхода к детям в раннем дошкольном возрасте. Опыт показывает, что часто причиной интеллектуальной неподготовленности к школе и низкой успеваемости является педагогическая запущенность детей в недостаточно благополучных семьях. Неблагополучные условия воспитания, наличие психотравмирующих ситуаций, приводит к снижению уровня развития ребенка.

     Поэтому главная задача детского сада состоит в создании педагогических условий для наиболее полного общего развития ребенка с учетом его особенностей и потребностей. В процессе разнообразных видов активной деятельности происходит зарождение важнейших «новообразований» развития, подготавливающих к выполнению новых задач. Необходимо создать условия для развития познавательной активности, самостоятельности, творчества каждого ребенка.

     В психологии установлено, что любые  психические свойства и способности  складываются лишь в ходе той деятельности, для которой они необходимы. Поэтому качества, требующиеся школьнику, не могут сложиться вне процесса школьного обучения. Следовательно, готовность к школе заключается не в том, что у ребенка оказываются сформированными сами эти качества, а в том, что он овладевает предпосылками к следующему их усвоению. Познавательный интерес к любому объекту и явлению развивается в процессе активной деятельности самих детей, тогда дети приобретают необходимый опыт, представления. Наличие опыта, представлений, способствует у детей возникновению желания познания.

     Выявление единого психологического новообразования, лежащего у истоков учебной деятельности, посвящены работы Д. Б. Эльконина, С. Л. Рубинштейна и др. 8

     Определяет  готовность ребенка к школьному обучению и уровень развития его речи — умение связно, последовательно описывать предметы, картины, события; передавать ход мысли, объяснять то или иное явление, правило. Большое значение имеет хорошая ориентировка ребенка в пространстве и времени.

     Формирование  качеств, необходимых будущему школьнику, помогает система педагогических воздействий, основанных на правильной ориентации детской деятельности и педагогического  процесса в целом.

     Сформированные  в детских видах деятельности общие интеллектуальные умения составляют необходимую основу школьного обучения.

     Педагоги  и воспитатели должны всегда помнить, что в дошкольном учреждении должен быть в первую очередь установлен здоровый эмоциональный климат –  спокойный, доброжелательный, радостный. Надо опираться на личностно-ориентированный подход к каждому ребёнку, проявлять любовь и ласку, окружать их настоящим вниманием. Но при этом помнить, что ласка не должна переходить в заласкивание, сюсюканье. Создание благоприятного эмоционального климата требует искренности и сдержанности по отношению к детям, без резких переходов от крика к ласке, которые создают у ребёнка неуверенность и тревожность.

     Положительный эмоциональный фон, необходимый  для правильного развития личности ребёнка, требует от педагогов большого внимания к своему собственному поведению, терпения, гибкости. Ребёнку необходимо привить умение радоваться достижениям, радоваться тому, что помог товарищу, принял участие в общем труде, правильно выполнил определённые требования и получил заслуженную похвалу. Конечно, такая радость сопряжена с преодолением препятствий, с умением подчинять своё поведение определённым требованиям, т.е. с волевыми процессами. Здесь эмоциональная сфера тесно связана с волевой.

     Однако волевые процессы не ограничиваются чисто эмоциональными переживаниями, но смыкаются и с познавательной сферой, и с развитием деятельности. В самом деле, для решения познавательной или практической задачи необходимы волевые усилия. Для того чтобы достичь цели в труде, в рисовании, в игре, в приобретении новых знаний, ребёнку необходимо, прежде всего, произвольное внимание, достаточно устойчивое, сосредоточенное, нужно умение длительно двигаться к цели, не отвлекаясь, преодолевать трудности, которые встречаются на пути, ошибки. Лишь в этом случае ребёнок будет готов к школьному обучению, которое потребует от него и положительного эмоционального настроя, способствующего усвоению знаний, овладению учебным трудом, вхождению в детский коллектив и становлению правильных взаимоотношений со сверстниками и учителями, немалых волевых усилий.

     Параллельно с формированием познавательных процессов, деятельности и эмоционально-волевой сферы идёт и накопление ребёнком определённых знаний, умений и навыков, предусмотренных программой детского сада. Усвоение программного материала является необходимой составляющей частью подготовки ребёнка к школе.

     Остановимся на тех условиях, которые обеспечивают полноценную интеллектуальную  подготовку детей к школе.

     Первым  из них оказывается постоянное сотрудничество ребёнка со взрослыми.

     Под сотрудничеством мы понимаем совместную жизнь ребёнка и  взрослого, в процессе которой взрослый передаёт ему человеческий опыт в разных его формах, а ребёнок его усваивает, делает своим, т.е. присваивает. Сотрудничество предполагает активную ориентировку ребёнка на взрослого как на источник социального опыта, нравственных норм поведения, умений и знаний, как на эталон. Особое внимание следует обратить на то, что не только взрослый должен хотеть передать всё, что он знает, понимает, всё своё мироощущение, но и ребёнок должен хотеть всё это взять, усвоить. Известно, что дети дошкольного возраста ориентированы на взрослого, нужно лишь умело воспользоваться этой направленностью.

     Ещё одним необходимым условием для  того, чтобы обеспечить подготовку к школе, оказывается ситуация успеха.

     Чтобы ребёнок хотел заниматься каким-либо видом деятельности – рисованием, конструированием, игрой или учёбой, - она должна приносить ему удовлетворение, связанное с переживанием успеха. То же самое происходит в сфере поведения, выполнения нравственных норм.

     Длительный  неуспех  не только отрицательно сказывается на развитии деятельности ребёнка, формировании его психических процессов, но и на становлении его личности – у ребёнка появляются такие нежелательные качества, как неуверенность, тревожность, отказ от деятельности, нежелание сотрудничать со взрослым. Взрослые должны обеспечить ребёнку такие условия деятельности, в которых он обязательно встретится с успехом. Но успех должен быть реальным. Его ни в коем случае не следует путать с незаслуженной похвалой. Реальный успех может быть достигнут, когда ребёнок получает в процессе деятельности заранее заданный результат. Реальный успех может быть достигнут и тогда, когда ребёнок выполняет известные ему нравственные нормы, совершает нравственный поступок. Этот успех может быть и небольшим продвижением вперёд по сравнению с тем, что было достигнуто раньше, или же преодолением возникших на пути к цели трудностей, но даже маленький шаг вперёд должен быть своевременно замечен и оценен.

     Таким образом, весь процесс воспитательной работы, осуществляемой педагогическим коллективом дошкольного учреждения, и есть процесс, обеспечивающий подготовку детей к школьному обучению и немаловажным в этой подготовке является интеллектуальная готовность ребенка к школе. 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Исследование  интеллектуальной готовности ребёнка к школьному  обучению. 

     Интеллектуальная  готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов – способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, определять причинно-следственные зависимости, делать выводы. У ребёнка должны быть определённая широта представлений, в том числе образных и пространственных, соответствующее речевое развитие, познавательная активность. Перечислим некоторые, наиболее распространённые диагностические методики, позволяющие выделить разные стороны интеллектуальной готовности к школе.

      Иногда  изучение особенностей интеллекта начинают с исследования памяти – психического процесса, неразрывно связанно с мыслительным. Для определения уровня механического  запоминания даётся бессмысленный  набор слов, например: год, слон, мяч, мыло, соль, шум, рука, пол, весна, сын. Ребёнок, прослушав весь этот ряд, повторяет те слова, которые он запомнил. Может использоваться (в сложных случаях) повторное воспроизведение – после дополнительного зачитывания тех же слов – и отсроченное воспроизведение, скажем, через час после прослушивания. Л.А.Венгер производит такие показатели механической памяти, характерной для 6-7-летнего возраста: с первого раза ребёнок запоминает не менее 5 слов из 10; после 3-4 прочтений воспроизводит 9-10 слов; через 1 час забывает не более 2 слов, воспроизводившихся раньше; в процессе последовательного запоминания материала не появляются «провалы», когда после одного из прочтений ребёнок вспоминает меньше слов, чем раньше и позже (что обычно бывает признаком переутомления)

      Методика  А.Р.Лурии, позволяющая определить уровень  развития опосредованной памяти, непроста и для ребёнка, и для психолога, так как требует сложной интерпретации  результатов. С её помощью выявляется и общий уровень умственного развития, степень владения обобщающими понятиями, умение планировать свои действия. Ребёнку даётся задание запомнить слова с помощью рисунков: каждому слову или словосочетанию он сам делает лаконичный рисунок, который поможет потом ему это слово воспроизвести.  То есть рисунок должен стать средством, помогающим запомнить слова (и дети принимают эту задачу или не принимают её, увлёкшись самим процессом рисования). Для запоминания даётся 10-12 слов и словосочетаний, таких как, например, грузовик, умная кошка, тёмный лес, день, весёлая игра, мороз, Капризный ребёнок, хорошая погода, сильный человек, наказание, интересная сказка. Через 1-1,5 часа после прослушивания ряда слов и создания соответствующих изображений ребёнок получает свои рисунки и вспоминает, для какого слова он делал каждый из них.

      Помимо  принятия и непринятия задачи, в 6-летнем возрасте встречается частичное  принятие: ребёнок помнит слово по ходу рисования, но забывает его при  воспроизведении, заменяя конкретным описание своего рисунка. Общий уровень умственного развития ребёнка прослеживается и при анализе других особенностей выполнения задания – адекватности рисунков, степени их лаконичности, условности (или, напротив, конкретности, детализированности), расположения рисунка на листе (что свидетельствует об уровне планирования, организованности) и т.д.

      Мышление 6-летнего ребёнка образно и  достаточно конкретно. Уровень развития наглядно-образного мышления обычно определяется с помощью методики разрезных картинок. Ребёнку даются части рисунка, которые нужно так сложить, чтобы получилось целостное изображение – ослик, или петух, или чайник и т.п.

      Уровень развития пространственного мышления выявляется разными способами. Эффективна и удобна методика А.Л.Венгера «лабиринт». Ребёнку нужно найти путь к определённому домику среди других, неверных путей и тупиков лабиринта. В этом ему помогают образно заданные указания, – мимо каких объектов (деревьев, кустов, цветов, грибов) он пройдёт. Ребёнок должен ориентироваться в самом лабиринте и схеме, отражающей последовательность этапов пути, т.е. решения задачи.

      Методик, диагностирующих уровень развития понятийного или словесно-логического  мышления, много. Назовём наиболее распространенные.

      «Объяснение сюжетных картин»: ребёнку показывают картинку и просят рассказать, что на ней нарисовано. Этот простой приём даёт представление о том, насколько верно ребёнок понимает смысл изображённого, может ли выделить главное или теряется в отдельных деталях, насколько развита его речь. Иногда ребёнку предлагается придумать название рисунку.

      Более сложная методика, чаще применяемая  при обследовании детей, - «последовательность  событий». Это серия сюжетных картинок (от 3 до 6), на которых изображены этапы  какого-то знакомого ребёнку действия. Он должен выстроить из этих рисунков правильный ряд и рассказать, как развивались события. Серии картинок могут быть по содержанию разной степени трудности. Например, лёгкой является последовательность событий, разворачивающихся на кухне: семья обедает, потом моет посуду и в самом конце тарелки вытирают полотенцем. К трудным относятся сюжеты, предполагающие понимание эмоциональных реакций персонажа, их отношений, скажем, взаимодействие двух мальчиков, один из которых построил башню из кубиков, а второй её разрушил; завершается серия картинкой, на которой первый ребёнок плачет. «Последовательность событий» даёт психологу те же данные, что и предыдущая методика, но, кроме того, здесь выявляется понимание ребенком причинно-следственных связей.

Информация о работе Интеллектуальная готовность к школьному обучению