Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2011 в 17:36, реферат
Психологическая готовность к школе – сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности. Обычно выделяют два аспекта психологической готовности – личностную (мотивационную) и интеллектуальную готовность к школе. Оба аспекта важны как для того, чтобы учебная деятельность ребенка была успешной, так и для его скорейшей адаптации к новым условиям, безболезненного вхождения в новую систему отношений.
Ребенок, имеющий слабую интеллектуальную подготовку к школе часто мало инициативен, тяготеет к шаблонным действиям и решениям, не стремится к творчеству. Его затрудняет общение со взрослыми и сверстниками по поводу учебных задач, нет интереса к познанию.
Причины неподготовленности к школьному обучению можно условно разделить на органические и воспитательные.
Органические причины — это различные отклонения в физическом и нервно-психическом развитии ребенка; снижение темпов развития, задержка формирования отдельных функций, ослабленность здоровья.
Воспитательные причины связаны с неэффективной тактикой педагогического подхода к детям в раннем дошкольном возрасте. Опыт показывает, что часто причиной интеллектуальной неподготовленности к школе и низкой успеваемости является педагогическая запущенность детей в недостаточно благополучных семьях. Неблагополучные условия воспитания, наличие психотравмирующих ситуаций, приводит к снижению уровня развития ребенка.
Поэтому главная задача детского сада состоит в создании педагогических условий для наиболее полного общего развития ребенка с учетом его особенностей и потребностей. В процессе разнообразных видов активной деятельности происходит зарождение важнейших «новообразований» развития, подготавливающих к выполнению новых задач. Необходимо создать условия для развития познавательной активности, самостоятельности, творчества каждого ребенка.
В психологии установлено, что любые психические свойства и способности складываются лишь в ходе той деятельности, для которой они необходимы. Поэтому качества, требующиеся школьнику, не могут сложиться вне процесса школьного обучения. Следовательно, готовность к школе заключается не в том, что у ребенка оказываются сформированными сами эти качества, а в том, что он овладевает предпосылками к следующему их усвоению. Познавательный интерес к любому объекту и явлению развивается в процессе активной деятельности самих детей, тогда дети приобретают необходимый опыт, представления. Наличие опыта, представлений, способствует у детей возникновению желания познания.
Выявление
единого психологического новообразования,
лежащего у истоков учебной
Определяет готовность ребенка к школьному обучению и уровень развития его речи — умение связно, последовательно описывать предметы, картины, события; передавать ход мысли, объяснять то или иное явление, правило. Большое значение имеет хорошая ориентировка ребенка в пространстве и времени.
Формирование качеств, необходимых будущему школьнику, помогает система педагогических воздействий, основанных на правильной ориентации детской деятельности и педагогического процесса в целом.
Сформированные в детских видах деятельности общие интеллектуальные умения составляют необходимую основу школьного обучения.
Педагоги и воспитатели должны всегда помнить, что в дошкольном учреждении должен быть в первую очередь установлен здоровый эмоциональный климат – спокойный, доброжелательный, радостный. Надо опираться на личностно-ориентированный подход к каждому ребёнку, проявлять любовь и ласку, окружать их настоящим вниманием. Но при этом помнить, что ласка не должна переходить в заласкивание, сюсюканье. Создание благоприятного эмоционального климата требует искренности и сдержанности по отношению к детям, без резких переходов от крика к ласке, которые создают у ребёнка неуверенность и тревожность.
Положительный эмоциональный фон, необходимый для правильного развития личности ребёнка, требует от педагогов большого внимания к своему собственному поведению, терпения, гибкости. Ребёнку необходимо привить умение радоваться достижениям, радоваться тому, что помог товарищу, принял участие в общем труде, правильно выполнил определённые требования и получил заслуженную похвалу. Конечно, такая радость сопряжена с преодолением препятствий, с умением подчинять своё поведение определённым требованиям, т.е. с волевыми процессами. Здесь эмоциональная сфера тесно связана с волевой.
Однако волевые процессы не ограничиваются чисто эмоциональными переживаниями, но смыкаются и с познавательной сферой, и с развитием деятельности. В самом деле, для решения познавательной или практической задачи необходимы волевые усилия. Для того чтобы достичь цели в труде, в рисовании, в игре, в приобретении новых знаний, ребёнку необходимо, прежде всего, произвольное внимание, достаточно устойчивое, сосредоточенное, нужно умение длительно двигаться к цели, не отвлекаясь, преодолевать трудности, которые встречаются на пути, ошибки. Лишь в этом случае ребёнок будет готов к школьному обучению, которое потребует от него и положительного эмоционального настроя, способствующего усвоению знаний, овладению учебным трудом, вхождению в детский коллектив и становлению правильных взаимоотношений со сверстниками и учителями, немалых волевых усилий.
Параллельно с формированием познавательных процессов, деятельности и эмоционально-волевой сферы идёт и накопление ребёнком определённых знаний, умений и навыков, предусмотренных программой детского сада. Усвоение программного материала является необходимой составляющей частью подготовки ребёнка к школе.
Остановимся на тех условиях, которые обеспечивают полноценную интеллектуальную подготовку детей к школе.
Первым из них оказывается постоянное сотрудничество ребёнка со взрослыми.
Под сотрудничеством мы понимаем совместную жизнь ребёнка и взрослого, в процессе которой взрослый передаёт ему человеческий опыт в разных его формах, а ребёнок его усваивает, делает своим, т.е. присваивает. Сотрудничество предполагает активную ориентировку ребёнка на взрослого как на источник социального опыта, нравственных норм поведения, умений и знаний, как на эталон. Особое внимание следует обратить на то, что не только взрослый должен хотеть передать всё, что он знает, понимает, всё своё мироощущение, но и ребёнок должен хотеть всё это взять, усвоить. Известно, что дети дошкольного возраста ориентированы на взрослого, нужно лишь умело воспользоваться этой направленностью.
Ещё одним необходимым условием для того, чтобы обеспечить подготовку к школе, оказывается ситуация успеха.
Чтобы ребёнок хотел заниматься каким-либо видом деятельности – рисованием, конструированием, игрой или учёбой, - она должна приносить ему удовлетворение, связанное с переживанием успеха. То же самое происходит в сфере поведения, выполнения нравственных норм.
Длительный неуспех не только отрицательно сказывается на развитии деятельности ребёнка, формировании его психических процессов, но и на становлении его личности – у ребёнка появляются такие нежелательные качества, как неуверенность, тревожность, отказ от деятельности, нежелание сотрудничать со взрослым. Взрослые должны обеспечить ребёнку такие условия деятельности, в которых он обязательно встретится с успехом. Но успех должен быть реальным. Его ни в коем случае не следует путать с незаслуженной похвалой. Реальный успех может быть достигнут, когда ребёнок получает в процессе деятельности заранее заданный результат. Реальный успех может быть достигнут и тогда, когда ребёнок выполняет известные ему нравственные нормы, совершает нравственный поступок. Этот успех может быть и небольшим продвижением вперёд по сравнению с тем, что было достигнуто раньше, или же преодолением возникших на пути к цели трудностей, но даже маленький шаг вперёд должен быть своевременно замечен и оценен.
Таким
образом, весь процесс воспитательной
работы, осуществляемой педагогическим
коллективом дошкольного учреждения,
и есть процесс, обеспечивающий подготовку
детей к школьному обучению и немаловажным
в этой подготовке является интеллектуальная
готовность ребенка к школе.
Исследование
интеллектуальной готовности
ребёнка к школьному
обучению.
Интеллектуальная
готовность к школьному обучению
связана с развитием
Иногда изучение особенностей интеллекта начинают с исследования памяти – психического процесса, неразрывно связанно с мыслительным. Для определения уровня механического запоминания даётся бессмысленный набор слов, например: год, слон, мяч, мыло, соль, шум, рука, пол, весна, сын. Ребёнок, прослушав весь этот ряд, повторяет те слова, которые он запомнил. Может использоваться (в сложных случаях) повторное воспроизведение – после дополнительного зачитывания тех же слов – и отсроченное воспроизведение, скажем, через час после прослушивания. Л.А.Венгер производит такие показатели механической памяти, характерной для 6-7-летнего возраста: с первого раза ребёнок запоминает не менее 5 слов из 10; после 3-4 прочтений воспроизводит 9-10 слов; через 1 час забывает не более 2 слов, воспроизводившихся раньше; в процессе последовательного запоминания материала не появляются «провалы», когда после одного из прочтений ребёнок вспоминает меньше слов, чем раньше и позже (что обычно бывает признаком переутомления)
Методика
А.Р.Лурии, позволяющая определить уровень
развития опосредованной памяти, непроста
и для ребёнка, и для психолога,
так как требует сложной
Помимо принятия и непринятия задачи, в 6-летнем возрасте встречается частичное принятие: ребёнок помнит слово по ходу рисования, но забывает его при воспроизведении, заменяя конкретным описание своего рисунка. Общий уровень умственного развития ребёнка прослеживается и при анализе других особенностей выполнения задания – адекватности рисунков, степени их лаконичности, условности (или, напротив, конкретности, детализированности), расположения рисунка на листе (что свидетельствует об уровне планирования, организованности) и т.д.
Мышление 6-летнего ребёнка образно и достаточно конкретно. Уровень развития наглядно-образного мышления обычно определяется с помощью методики разрезных картинок. Ребёнку даются части рисунка, которые нужно так сложить, чтобы получилось целостное изображение – ослик, или петух, или чайник и т.п.
Уровень развития пространственного мышления выявляется разными способами. Эффективна и удобна методика А.Л.Венгера «лабиринт». Ребёнку нужно найти путь к определённому домику среди других, неверных путей и тупиков лабиринта. В этом ему помогают образно заданные указания, – мимо каких объектов (деревьев, кустов, цветов, грибов) он пройдёт. Ребёнок должен ориентироваться в самом лабиринте и схеме, отражающей последовательность этапов пути, т.е. решения задачи.
Методик,
диагностирующих уровень
«Объяснение сюжетных картин»: ребёнку показывают картинку и просят рассказать, что на ней нарисовано. Этот простой приём даёт представление о том, насколько верно ребёнок понимает смысл изображённого, может ли выделить главное или теряется в отдельных деталях, насколько развита его речь. Иногда ребёнку предлагается придумать название рисунку.
Более сложная методика, чаще применяемая при обследовании детей, - «последовательность событий». Это серия сюжетных картинок (от 3 до 6), на которых изображены этапы какого-то знакомого ребёнку действия. Он должен выстроить из этих рисунков правильный ряд и рассказать, как развивались события. Серии картинок могут быть по содержанию разной степени трудности. Например, лёгкой является последовательность событий, разворачивающихся на кухне: семья обедает, потом моет посуду и в самом конце тарелки вытирают полотенцем. К трудным относятся сюжеты, предполагающие понимание эмоциональных реакций персонажа, их отношений, скажем, взаимодействие двух мальчиков, один из которых построил башню из кубиков, а второй её разрушил; завершается серия картинкой, на которой первый ребёнок плачет. «Последовательность событий» даёт психологу те же данные, что и предыдущая методика, но, кроме того, здесь выявляется понимание ребенком причинно-следственных связей.
Информация о работе Интеллектуальная готовность к школьному обучению