Интеллектуальная готовность к школьному обучению

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2011 в 17:36, реферат

Описание работы

Психологическая готовность к школе – сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности. Обычно выделяют два аспекта психологической готовности – личностную (мотивационную) и интеллектуальную готовность к школе. Оба аспекта важны как для того, чтобы учебная деятельность ребенка была успешной, так и для его скорейшей адаптации к новым условиям, безболезненного вхождения в новую систему отношений.

Работа содержит 1 файл

Реферат 4 семестр.doc

— 108.50 Кб (Скачать)

    Введение 

     Современная система образования предъявляет  к детям особые усложнившиеся  требования. Поступление в школу  является переломным моментом в жизни  ребенка, в формировании его личности. С приходом в школу изменяется образ жизни ребенка, устанавливается новая система отношений с окружающими людьми, выдвигаются новые задачи, складываются новые формы деятельности.

     По  мнению многих исследователей (Л.Н. Винокуров, Е.В Новикова и др.) в силу различных  причин, дети, имеющие проблемы в  развитии, оказываются не способными быстро и безболезненно усвоить систему школьных требований, включиться в учебный процесс. Это приводит к увеличению числа неуспевающих школьников.

     Вопросу изучения причин школьной неуспеваемости посвятили множество работ такие  отечественные исследователи, как Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, В.Б. Давыдов, Л.В. Занков, В.И. Лубовский, С.Я. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина, Д.Б. Эльконин, Венгер и другие. Практически все авторы считают, что проблема успешности обучения впервые проявляется как проблема готовности к школьному обучению.

     Готовность  ребенка к обучению в школе, а, следовательно, и успешность его  дальнейшего обучения обусловлена  всем ходом его предшествующего  развития. Для того чтобы он мог  включиться в учебный процесс, в  дошкольном возрасте должен быть выработан определенный уровень умственного и физического развития, выработан ряд школьнозначимых навыков, приобретен достаточно широкий круг представлений об окружающем мире. Однако недостаточно только накопить необходимый запас знаний, усвоить специальные умения и навыки, т.к. учение - деятельность, предъявляющая особые требования к личности. Чтобы учиться, важно обладать терпением, силой воли, уметь критически отнестись к собственным успехам и неудачам, контролировать свои действия. В конечном итоге ребенок должен осознать себя как субъекта учебной деятельности и соответственно строить свое поведение.

      Когда дети поступают в школу, они обязательно  проходят собеседование, иногда – тестирование. Если в школе конкурс и есть возможность отбора, система заданий усложняется. Но в любом случае ребенок имеет дело с педагогами: они проверяют знания, умения и навыки, в том числе умения читать и считать. Задача психолога совсем иная – он выявляет психологическую готовность к школьному обучению.

      Психологическая готовность к школе – сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности. Обычно выделяют два аспекта психологической готовности – личностную (мотивационную) и интеллектуальную готовность к школе. Оба аспекта важны как для того, чтобы учебная деятельность ребенка была успешной, так и для его скорейшей адаптации к новым условиям, безболезненного вхождения в новую систему отношений. 
 
 
 
 
 
 
 

     Сущность  интеллектуальной готовности к школе, ее критерии.

 

     Когда речь идет об умственном развитии и  его уровне, то обращают внимание на совокупность знаний, умений и освоенных  действий, которые, собственно, и сформировались в процессе приобретения этих знаний и умений. Это наличное достояние создает базу для усвоения новых знаний я умений, возникновения и функционирования новых умственных действий. В отличие от этого в понятие «интеллект» входит такой признак: как его почти не изменяющееся на протяжении всей жизни человека постоянство.

     Уровень умственного (интеллектуального) развития есть величина динамическая, а интеллект, как предполагают некоторые отечественные  психологи, сохраняет свое значение постоянным (К.М. Гуревич, Е.И. Горбачева, 1992).1 В.В. Зеньковский утверждает, что интеллектуальное развитие ребенка значительно яснее, чем его эмоциональное развитие, так как «интеллектуальная сфера прозрачнее по самой сущности, как обращенная к внешнему миру». Хотя интеллектуальное развитие и не занимает центрального положения в детской психике, нельзя отрицать того, что именно постепенное развитие интеллекта открывает перед ребенком дальнейшие ступени в его созревании. Вернее сказать, что рост интеллектуального развития не столько является здесь главным фактором, сколько важнейшим симптомом перемен в ребенке (В.В.Зеньковский, 1996).

     Большой вклад в изучение интеллектуального  развития внес Жан Пиаже, создавший  Женевскую школу генетической психологии, которая изучает умственное развитие ребенка. Объектом генетической психологии является изучение происхождения, и развития интеллекта Она исследует, как формируются у ребенка фундаментальные понятия: объект, пространство, время, причинность. Генетическая психология занимается изучением перехода от одних форм мыслительной деятельности к другим, от простой структуры умственной деятельности к более сложной и причин этих структурных преобразований.

     Рассматривая  интеллектуальную готовность к школе, Л.И. Божович считает, что ребенок  должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности уметь сравнивать их, видеть сходное, отличное, он должен научиться рассуждать, находить причины явлений, делать выводы. 2

     О том, какой должна быть умственная готовность, размышляли Л.А.Венгер и А.Л. Венгер.3 Готовность к школе они усматривали в следующих умениях: в умении слушать и выполнять правила, указания взрослого; в определенном уровне и объеме развития памяти (механической и логической); в степени умственного развития, владении обобщающими понятиями, умении планировать свои действия; в умении отличать слово от обозначаемого им предмета или явления; во владении арифметическими операциями; в готовности руки к овладению письмом.

     B.C. Мухина определяет уровень развития  умственной готовности, имея в  виду запас знаний и развитие  познавательных процессов.

     Н.Г. Салмина, акцентируя внимание на проблеме предметно-специфической готовности, считает, что формирование знаково-символической  деятельности или семиотической  функции является необходимой предпосылкой для перехода к систематическому обучению. Именно семиотическая функция может служить в качестве показателя развития интеллектуальной готовности к обучению.

     В.Г. Маралов считает, что умственная готовность к обучению отражает изменения, происходящие в сфере сознательной деятельности, связанные с усвоением  общественно-исторического опыта. Он показал, что умственное развитие постепенно приводит к дифференцированию самооценивания, повышению уровня его критичности, созданию благоприятных предпосылок осуществления саморегуляции поведения, что в значительной мере сказывается на успешности обучения. 4

     Рассмотрим  подробнее критерии того, что включает в себя интеллектуальная готовность к школе.5 К 6-7 годам ребенок должен знать свой адрес, название города, где он живет; знать имена и отчества своих родных и близких, кем и где они работают; хорошо ориентироваться во временах года, их последовательности и основных признаках; знать месяцы, дни недели; различать основные виды деревьев, цветов, животных. Он должен ориентироваться во времени, пространстве и ближайшем социальном окружении.

     Наблюдая  природу, события окружающей жизни, дети учатся находить пространственно-временные  и причинно-следственные отношения, обобщать, делать выводы.

     Ребенок должен:

     1. Знать о своей семье, быте.

     2. Иметь запас сведений об окружающем  мире, уметь ими пользоваться.

     3. Уметь высказывать собственные  суждения, делать выводы.

     У дошкольников это во многом происходит стихийно, из опыта, и взрослые часто  считают, что специального обучения здесь не требуется. Но это не так. Даже при большом количестве сведений знания ребенка не включают общую картину мира, они разрозненны и часто поверхностны. Включая смысл какого-то события, знание может закрепиться и остаться для ребенка единственно верным. Таким образом, запас знаний об окружающем мире у ребенка должен формироваться в системе и под руководством взрослого.

     Хотя  логические формы мышления доступны детям 6-летнего возраста, они не характерны для них. Их мышление в  основном образное, опирающееся на реальные действия с предметами и  замещающими их схемами, чертежами, моделями.

     Интеллектуальная  готовность к школе предполагает также формирование у ребенка  определенных умений. Например, умение выделить учебную задачу. Это требует  от ребенка способности удивляться и искать причины замеченного  им сходства и различия предметов, их новых свойств.

     Ребенок должен:6

     1. Уметь воспринимать информацию  и задавать по ней вопросы.

     2. Уметь принимать цель наблюдения  и его осуществлять.

     3. Уметь систематизировать и классифицировать  признаки предметов и явлений.

     В целях интеллектуальной подготовки ребенка к школе взрослые должны развивать познавательные потребности, обеспечить достаточный уровень мыслительной деятельности, предлагая соответствующие задачи, и дать необходимую систему знаний об окружающем.

     В сенсорном развитии дети должны овладеть эталонами и способами обследования предметов. Отсутствие этого приводит к неудачам в учении. Например, ученики не ориентируются в тетради; допускают ошибки при написании букв Р, Я, Ь; не различают геометрическую форму, если она в другом положении; отсчитывают предметы справа налево, а не слева направо; читают справа налево.

     В дошкольный период у ребенка должна быть развита звуковая культура речи. Сюда входит звукопроизношение и  эмоциональная культура речи. Должен быть развит фонематический слух, иначе ребенок произносит вместо слова рыба - лыба, будут возникать ошибки в грамотности, ребенок будет пропускать слова. Невыразительная речь ведет к плохому усвоению знаков препинания, ребенок будет плохо читать стихи.

     У ребенка должна быть развита разговорная речь. Он должен выражать свои мысли ясно, передавать связно то, что слышал, что встретил на прогулке, на празднике. Ребенок должен уметь выделить в рассказе главное, передавать рассказ по определенному плану.

     Важно, чтобы ребенок желал узнать новое. Должен быть воспитан интерес к новым фактам, явлениям жизни.

     Все психические процессы должны быть достаточно развиты. Ребенок должен уметь сосредоточить  внимание на разной работе (например, написании  элементов буквы).

     Развитие  восприятия, памяти, мышления позволяет ребенку систематически наблюдать изучаемые предметы и явления, позволяет ему выделять в предметах и явлениях существенные особенности, рассуждать и делать выводы.

     Готовя  ребенка к школе, необходимо развивать  гипотетичность его мышления, показывая пример постановки гипотез, развивая интерес к познанию, воспитать ребенка не только слушающего, но и задающего вопросы, строящего возможные предположения.

     Говорить  так, чтобы другие понимали, - одно из важнейших школьных требований. К 6-7 годам дети говорят много, но речь их ситуативная. Они не затрудняют себя полным описанием, а обходятся обрывками, дополняя элементами действия все, что упущено в рассказе.

     К первому классу у ребенка должно быть развито внимание:

     1. Он должен быть способен не  отвлекаться в течение 10-15 мин.

     2. Уметь переключать внимание с  одного вида деятельности на  другой.

     Таким образом, интеллектуальная готовность к обучению в школе представляет собой определенный уровень развития познавательных процессов, которое  происходит на протяжении дошкольного возраста. Интеллектуальная готовность ребенка к школе заключается в определенном кругозоре, запасе конкретных знаний, в понимании основных закономерностей.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Интеллектуальная  готовность к обучению в начальной школе дошкольников, посещающих ДОУ и основные направления ее формирования 

     В содержание интеллектуальной готовности включают не только словарный запас, кругозор, специальные умения, но и уровень развития познавательных процессов; их ориентированность на зону ближайшего развития, высшие формы наглядно-образного мышления; умение выделять учебную задачу, превращать ее в самостоятельную цель деятельности. 7

     Интеллектуально неподготовленный к школе ребенок  не может сосредоточиться на уроке, часто отвлекается, теряет нить объяснения, не может включиться в общий режим работы класса. У неподготовленного к школе ребенка слабо развиты связная речь и умственные способности, он не умеет задавать вопросы, сравнивать предметы, явления, выделять главное; у него нет привычки к элементарному контролю за собой.

Информация о работе Интеллектуальная готовность к школьному обучению