Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 19:22, реферат
В повседневной жизни мы легко выносим суждения, признавая одних людей умными, а других, мягко говоря, не очень. Однако попытки научно истолковать смысл подобных оценок сталкиваются с серьезными трудностями. До сих пор не выработано общепринятого определения интеллекта. Нет ясности и с критериями его оценки: например, считать ли таковым успех в тех или иных начинаниях? Более того, непонятно даже, является ли интеллект единой характеристикой личности, или это лишь совокупность множества различных способностей? Но, несмотря на это, психологи вот уже более века измеряют показатели интеллекта.
ведение________________________________________________________2
Интеллект_______________________________________________________4
Тесты измерения интеллекта________________________________________12
Заключение_____________________________________________________20
Список литературы________________________________________________21
Как считают многие психологи, IQ тест определяет в основном интеллект человека, но не его запас знаний.
Мощным стимулом развития тестов явились предпринятые уже вначале XX в. статистические работы по природе интеллекта, целью которых являлось установление взаимосвязей между показателями, полученными у различных обследуемых с помощью разнообразных тестов (Ч. Спирмен, 1904, 1927; Л. Тэрстоун, 1931, 1947).
Родившийся в этих исследованиях факторный анализ способствовал появлению комплексных тестовых батарей (Векслер – шкала измерения интеллекта), широко используемых в современной психодиагностике. Метод Векслера состоит из 11 отдельных методик - субтестов. Все субтесты разделены на 2 группы - вербальные (6) и невербальные (5).
Вербальные субтесты:
Невербальные субтесты:
Тесты на внимание и память могут быть включены в интеллектуальный тест или даваться отдельно, если эти навыки важны для конкретной профессии. Можно тестировать различные виды памяти, измерять ее объем и продуктивность запоминания.
Примеры интеллектуальных тестов
Эта батарея хорошо оценивает возможности индивидов в учебной деятельности общего характера. Батарея тестов общих способностей - GATB - использовалась в промышленности и в армии для профессиональной консультации, размещения кадров по рабочим постам. Таким образом, GATB в большей степени ориентирована на применение в промышленности, a DAT - в учебных заведениях. Обе батареи представляются достаточно пригодными для использования в практике психологической службы. Батарея тестов общих способностей измеряет 9 способностей:
Проблема измерения интеллекта одна из наиболее дискуссионных, волнующих не только психологов, но и широкую общественность. Применение тестов интеллекта, раскрывающих индивидуальные различия в способностях, а тем самым дифференцирующих людей на более и менее способных, имеет серьезные социальные последствия и сопряжено со значительными эстетическими проблемами.
В
нашей стране тесты интеллекта широко
применялись в 1920-1930-е гг. (по данным
А. Шуберт, 1930, в период 1920-1930-хх гг. в
стране использовалось 25 отечественных
и 17 зарубежных тестов, значительная часть
которых переназначалась для
диагностики интеллекта). Это были
годы массового применения тестов в
народном образовании, профориентации
и профотборе. Прекращение тестирования
по идеологическим соображениям в середине
1930-х гг. лишило психологию инструментов
измерения уровня интеллектуального
развития. "Второе пришествие" тестов
измерения интеллекта в СССР, напомним,
происходит в 1970-е гг. Это были в
основном американские тесты, многие из
которых имели длительную историю
развития, опыт работы с ними передавался
от одного поколения психологов к
другому. За тестами, естественно, потянулся
и шлейф всех проблем, которые
возникают при измерении
Некоторые исследователи жестко придерживаются термина «подвижный интеллект». Типичные тесты такого рода дополняют традиционные измерением интереса и предпочтения интеллектуальной деятельности, иными словами, уровня интеллектуальных усилий, который наиболее типичен для успешного выполнения повседневных задач. Преимущество этих тестов — снижение стресса и измерение интеллекта в тех ситуациях, в которых он обычно проявляется. Однако еще нужно доказать правомочность подобных тестов в отношении к другим, а также к внешним критериям. И поныне эти соотношения недостаточно установлены.
Наконец, динамическое тестирование представляет собой подход, оценивающий потенциальные способности. Идея его принадлежит Выготскому и была развита Фойерштейном, Рэндом, Хейвудом, Хоффманом и Дженсеном. Они исходят из представления, что между скрытыми и фактически развитыми способностями существует различие, которое Выготский определял как зону ближайшего развития. Динамические тесты направлены на измерение этой области; они оценивают обучаемость во время теста. Однако стандартизация динамических тестов и их правомочность ограничены, что ставит вопрос об их применимости к оценке интеллекта. Затруднительны также операции измерения, точно определяющие понятие зоны ближайшего развития. Однако динамические тесты могут в большей степени, чем статические, прогнозировать школьные и прочие успехи. У них огромный потенциал, который еще не реализован полностью.
Хотя способы тестирования интеллекта и изменялись, все еще остаются не проясненными многие вопросы, например о том, что же на самом деле оценивается в обычных тестах интеллект. Вопрос и в том, что хотят обнаружить компании, проводящие большинство тесто. Тестирование применяется повсюду (в школах, армии, корпорациях) и с разными целями (распределение, отбор). Учитывая степень доверия некоторых обществ к интеллектуальным тестам и их «родственникам», важно рассмотреть различные способы определения интеллекта и обывателями, и учеными.
Аналитические способности предполагают критичность мышления: анализ и оценку идеи, решение проблемы и принятие решения. Творческие способности — выход за пределы существующего, чтобы генерировать новые и интересные идеи. Практическая способность — это инструментальные идеи; она необходима, когда интеллект действует в контексте реального мира.
Сегодня большинство психологов согласны с определением интеллекта, который рассматривается, как способность индивидуума адаптироваться к окружающей среде.
Вызывает удивление, однако, что те же ученые, которые сформулировали такого рода концепцию, в предлагаемых ими тестах приняли за главный показатель интеллекта скорость выполнения определенных заданий. Подобный показатель, так же как и построение, кривых распределения по интеллекту, плохо согласуется с широким понятием адаптации. Этот парадокс можно объяснить только упомянутыми уже историческими традициями и определенной системой школьного воспитания.
Что же касается самих тестов на интеллект, то они в значительной степени зависят от того, как каждый исследователь представляет себе это свойство личности. И хотя в настоящее время психологи пришли к согласию по поводу общего определения интеллекта, его компоненты и способы их оценки все еще вызывают споры.
Заключение
Интеллект связан с интересом к жизни и развитым воображением. Развить воображение можно, выполняя простые упражнения с использованием гротеска и рисования. Можно развивать интеллект через решение задач на воображение. Интеллект – это способности мышления. Интеллект в некотором виде соответствует уму. Способности рационального познания также можно назвать интеллектом. Интеллект не дается от природы, его надо развивать на протяжении всей жизни.
Развить интеллект можно. Общаясь с успешными людьми, можно обратить внимание на удивительную способность многих из них удерживать в памяти детали. Эта особенность связана с вовлеченностью этих людей в процесс. Для увлеченного человека удерживать в памяти множество деталей является естественным и жизненно необходимым процессом. От сюда можно сделать вывод, что для того, чтобы развить и интеллект, в первую очередь следует развивать интерес к жизни, находить интересное во всех проявлениях. Кстати, запоминание и быстрое чтение невозможны без увлечения и само заинтересованности.
Развивайте увлеченность. Рисуйте, фотографируйте, пойте, ищите необычное в обычном и повседневном. Выполняйте действия, требующие одновременной сложной координации пальцев обеих рук. Например, играйте на музыкальных инструментах. Учите стихи. Ведите дневник. Вспоминая прожитый день, вы тренируете память и наблюдательность. Анализируя совершенные поступки, тренируете мышление. Планируйте будущее. Стройте планы и прогнозы. Анализируйте, почему сбылся или не сбылся прогноз. Выполнили или не выполнили план. Это позволит научиться предсказывать будущее и управлять своей жизнью. Учитесь быстро читать. Тренинги позволяют отработать действия в стандартных ситуациях.
Для того чтобы быстрее соображать надо перестать думать! Мозг в знакомой ситуации сразу предоставляет нужный результат. Поэтому, нужно научиться улавливать подсказки. Во многих случаях помогают аутогенные тренировки и приемы "отрешенности" от ситуации.
Вывод: решите, в какой области вы хотите принимать быстро решения и придумайте в этой области тренинг. Чтобы, научиться, быстрее думать, нужна тренировка.
Список литературы