Интеллект. Тесты измерения интеллекта

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 19:22, реферат

Описание работы

В повседневной жизни мы легко выносим суждения, признавая одних людей умными, а других, мягко говоря, не очень. Однако попытки научно истолковать смысл подобных оценок сталкиваются с серьезными трудностями. До сих пор не выработано общепринятого определения интеллекта. Нет ясности и с критериями его оценки: например, считать ли таковым успех в тех или иных начинаниях? Более того, непонятно даже, является ли интеллект единой характеристикой личности, или это лишь совокупность множества различных способностей? Но, несмотря на это, психологи вот уже более века измеряют показатели интеллекта.

Содержание

ведение________________________________________________________2
Интеллект_______________________________________________________4
Тесты измерения интеллекта________________________________________12
Заключение_____________________________________________________20
Список литературы________________________________________________21

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 53.41 Кб (Скачать)

Содержание

Введение________________________________________________________2

Интеллект_______________________________________________________4

Тесты измерения интеллекта________________________________________12

Заключение_____________________________________________________20

Список  литературы________________________________________________21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     В повседневной жизни мы легко выносим  суждения, признавая одних людей  умными, а других, мягко говоря, не очень. Однако попытки научно истолковать  смысл подобных оценок сталкиваются с серьезными трудностями. До сих  пор не выработано общепринятого  определения интеллекта. Нет ясности  и с критериями его оценки: например, считать ли таковым успех в  тех или иных начинаниях? Более  того, непонятно даже, является ли интеллект  единой характеристикой личности, или  это лишь совокупность множества  различных способностей? Но, несмотря на это, психологи вот уже более  века измеряют показатели интеллекта.

     Очень долго существовало два мнения относительно интеллекта. Согласно первому из них, интеллект - черта сугубо наследственная: либо человек рождается умным, либо нет. В соответствии же со второй точкой зрения интеллект связан со скоростью  восприятия или реагирования на внешние  стимулы.

     Еще в 1816 году немецкий астроном Бессель  утверждал, что он может определить уровень интеллекта своих сотрудников  по скорости их реакции на световую вспышку.

     Интеллект человека представляет собой чрезвычайно  многофакторную величину, который определяет как социальную полезность человека, так и его индивидуальные особенности, служит главным проявлением разума. По сути, интеллект то, что выделяет нас из мира животных, что придает  особую значимость человеку, что позволяет  ему динамически изменять окружающий мир, перестраивая среду под себя, а не приспосабливаться к условиям быстро меняющейся действительности.

     Для выяснения уровня интеллекта и образования  кандидата предназначены интеллектуальные и логические тесты. Они считаются  самым сложным видом тестов (задание  может состоять из десятков или даже сотни вопросов). Уровень способности  пользования мыслительными операциями является основной характеристикой  интеллекта.

     Проблема  исследования интеллекта, интеллектуальных способностей, интеллектуального (умственного) развития в психологии относится  к числу старейших. Порой представляется, что это старейшая проблема относящаяся к "инвариантному ядру" (выражением М.Г. Ярошевского) этой науки, т.е. к той системе категорий и проблем, которые подвергаются исследованию на протяжении её возникновения развития и существования.

     Значимость  проблемы измерения интеллекта и  умственного развития в первую очередь  определяется той ролью, которую  они играют в разрешении комплекса  социальных и индивидуально - психологических  проблем человека. Интеллект опосредует успешность деятельности, выполняемой  человеком, от него зависит разумность его поведения и взаимоотношений  с окружающими, социальная ценность и социальный статус индивида. Интеллект  играет важнейшую роль в структуре  целостной индивидуальности.

     Вместе  с тем интеллект остается многозначным понятием, отражающим способности к  познанию, достижению целей, адаптации, решению проблем и многое другое. Этим понятием пользуется не только психологи, но и им оперируют также в знания философии, социологии, педагогике, кибернетике, физиологии и других областей научного знания. Также оно существует в  обыденном сознании, является понятием житейским. В каждой из областей знания вырабатывается свои представления  об интеллекте.

     Психодиагностика  как прикладная наука не могла  остаться в стороне от проблем  интеллекта и умственного развития. Более того, условно принимается, что под возникновении научной психодиагностике (1890) определяется временем понятия "интеллектуальный тест" как средства, предназначенного для измерения интеллекта. В течении первых двух десятилетий психодиагносты занимались в основном только разработки (индивидуальных планом) индивидуальных тестов. Поэтому в определенной степени можно признать, что психодиагностика обязана своим возникновением существованию проблемы интеллекта, необходимости его измерять в интересах практики. 
 
 
 
 
 

Интеллект

     Поразительно, но психологи до сих пор не определились с тем, что понимается под термином «интеллект». Например, в гештальтпсихологии (Вольфганг Кёлер, Макс Вертхаймер) он рассматривается как способность к формированию обобщенных зрительных образов. В школе швейцарского биолога и философа Жана Пиаже это наиболее совершенная форма адаптации организма к среде, общий регулятор поведения.

     Другие  исследователи полагали, что интеллект  на самом деле является множеством разных способностей. Наиболее ясно это  сформулировал в 1938 году Луис Тёрстоун в своей многофакторной теории интеллекта, согласно которой общего интеллекта не существует, а имеется семь независимых первичных способностей:

  • счетную способность, т. е. способность оперировать числами и выполнять арифметические действия;
  • вербальную (словесную) гибкость, т. е. легкость, с которой человек может объясняться, используя наиболее подходящие слова;
  • вербальное восприятие, т. с. способность понимать устную и письменную речь;
  • пространственную ориентацию, или способность представлять себе различные предметы и формы в пространстве;
  • память;
  • способность к рассуждению;
  • быстроту восприятия сходств или различий между предметами или изображениями, а также их деталей.

     По  мнению Тёрстоуна, достаточно лишь разработать тесты на каждую из этих способностей, и можно будет вычертить профиль интеллектуального потенциала индивидуума. Оказалось, однако, что все эти способности отнюдь не столь независимы друг от друга, как полагал Тёрстоун, и что необходима еще большая детализация факторов интеллекта.

     Для С. Л. Рубинштейна интеллект эквивалентен общей одаренности личности и  представляет собой совокупность общих умственных способностей.

     Оригинальный  подход к пониманию интеллекта предложил  Б. Г. Ананьев. Он рассматривал интеллект  как многоуровневую организацию  познавательных сил, охватывающую психофизиологические процессы состояния и свойства личности. Эта организация связана «с нейродинамическими, вегетативными и метаболическими характеристиками человека. Они являются своеобразными эквивалентами интеллекта и определяют меру умственной работоспособности и цену интеллектуального напряжения, степень их полезности и вредности для здоровья человека...» .

     Л. М. Веккер считает интеллект категорией, охватывающей целостно функционирующую совокупность познавательных процессов .

   Согласно  Дж. Гилфорду, интеллект – многомерное явление, некоторое сложное свойство, которое можно оценивать по трем измерениям: характеру, продукту и содержанию. Учёный выделили до 120 факторов интеллекта, исходя из того, для каких умственных операции они нужны, к каким результатам приводят эти операции и каково их. Умственная операция, включение в интеллектуальное действие, может быть:

  • по характеру: оценивание, синтез, анализ, запоминание, познание;
  • по продукту: единица, класс, отношение, система, трансформация, рассуждение;
  • по содержанию: действие с объектами, символами, преобразование смыслов (семантические операции), поведение.

Список  определений можно продолжать до бесконечности.

     Конечно, одной из самых значительных работ  за все время исследования интеллекта была книга Чарльза Дарвина (1859) «Происхождение видов». Ученый предположил, что эволюция видов и развитие прослеживаются в процессе естественного отбора. Книга оказала большое влияние  на многочисленные научные изыскания, в том числе на изучение человеческого  интеллекта и специфики его развития. Дарвин отметил, что способности  человека есть в некотором смысле продолжение способностей низших животных.

     Английского ученого Фрэнсиса Гальтона (1822—1911), обычно связывают лишь с евгеникой. В 1865 году он опубликовал статью «Наследственный талант и характер», в которой обосновал положения новой науки, названной им «евгеникой». Проанализировав родословные множества британских семей, Гальтон пришел к выводу, что талант человека и вообще все психические свойства наследуются подобно телесным. Люди давно научились посредством искусственного отбора получать породы животных с нужными качествами. Аналогичным образом, полагал Гальтон, следует улучшить и человеческий род, выведя новое поколение людей, которые были бы здоровее, сильнее и, самое главное, умнее своих предков. Так как Гальтон утверждал, что умственные способности врожденны, биографы не поленились проследить его собственную родословную чуть ли не до пятидесятого колена. Дедом Гальтона (и Чарлза Дарвина) был известный философ, натуралист и поэт Эразм Дарвин, а среди более далеких предков — император франков Карл Великий, английский король Вильгельм Завоеватель и даже киевский князь Ярослав Мудрый. Однако его вклад в науку гораздо масштабнее. Он изобрел печатающий телеграф (телетайп), гелиоскоп (походный перископ), «волновую машину» (электростанцию, использующую энергию морских волн). С него начинается история научной метеорологии: он открыл антициклоны и разработал первые метеорологические карты. Гальтон также является основоположником ряда отраслей психологии — психодиагностики, психогенетики и дифференциальной психологии. Он первым обосновал и разработал метод дактилоскопии, широко применяемый в криминалистике. Также он оказал большое влияние на развитие математической статистики, разработав вместе со своим учеником К. Пирсоном корреляционный и регрессионный анализ.

     В 1885 году Джеймс Маккин Кэттелл разработал с десяток более «психологичных» тестов, которые он назвал «ментальными». В 1890 году работая в лаборатории Гальтона, Кеттелл разработал и опубликовал первые тесты для оценки интеллекта студентов колледжей. Кстати, именно в этой статье было впервые использовано слово «тест» для обозначения психометрических методик. Кеттелл измерял 50 разных параметров. Среди них были мышечная сила, скорость движений, чувствительность к боли, способность различать вес, острота зрения и слуха, точность глазомера, время реакции, способность к запоминанию и даже объем легких. Работа Кеттелла вызвала огромный резонанс. Во всем мире стали появляться многочисленные лаборатории для тестирования интеллекта.

     Кеттелл, как и его учитель, придерживался идеи, что интеллект — это врожденное качество. Вернувшись в Америку, он в 1891 году открыл тестологическую лабораторию при Колумбийском университете, стал первым профессором психологии в США, издавал множество научных журналов (в том числе и известный журнал Science), а также был избран президентом Американской психологической ассоциации. Всю свою жизнь этот авторитетнейший ученый убеждал всех, что влияние среды на интеллект ничтожно, поэтому надо поощрять браки между здоровыми и интеллектуально полноценными людьми и стерилизовать «недоразвитых».

     Однако  у Гальтона и Кеттелла появился противник — французский психолог Альфред Бине (1857—1911), категорически несогласный с тем, что интеллект является исключительно врожденным качеством и никак не может быть развит. Он писал: «Мы должны всячески противодействовать подобной пессимистической точке зрения… Мозг ребенка подобен полю, на котором опытный фермер посредством культивации может осуществить задуманные им изменения и в результате вместо бесплодной получить плодородную землю». Бине начал всячески критиковать тесты Гальтона и Кеттелла за излишнее внимание к сенсорике и придание слишком большого значения способностям к специальным видам деятельности. Он утверждал, что для оценки интеллекта необходимо в первую очередь тестировать память, воображение, внимание, сообразительность, внушаемость и эстетические чувства.

     В 70-е гг. XX века появились представления  об интеллекте как о компьютерной программе. Главную задачу исследователи  видели в том, чтобы найти аналогию между ходом человеческой мысли  с расчетами компьютера, решающего  задачу. Психологи, идущие таким путем, пытаются использовать интеллект в  терминах информационных процессов, возникающих  у человека при решении задачи.

Информация о работе Интеллект. Тесты измерения интеллекта