Интеллект. Тесты измерения интеллекта

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 19:22, реферат

Описание работы

В повседневной жизни мы легко выносим суждения, признавая одних людей умными, а других, мягко говоря, не очень. Однако попытки научно истолковать смысл подобных оценок сталкиваются с серьезными трудностями. До сих пор не выработано общепринятого определения интеллекта. Нет ясности и с критериями его оценки: например, считать ли таковым успех в тех или иных начинаниях? Более того, непонятно даже, является ли интеллект единой характеристикой личности, или это лишь совокупность множества различных способностей? Но, несмотря на это, психологи вот уже более века измеряют показатели интеллекта.

Содержание

ведение________________________________________________________2
Интеллект_______________________________________________________4
Тесты измерения интеллекта________________________________________12
Заключение_____________________________________________________20
Список литературы________________________________________________21

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 53.41 Кб (Скачать)

     Видными сторонниками такого подхода к пониманию  интеллекта является А. Дженсен, Э. Кант, Р. Стернберг, Г. Саймон. Так Г. Саймон пытался понять интеллект путем изучения информационных процессов, протекающих у человека, решающего очень сложные задачи, такие, как логические или шахматные.

     Р. Стернберг изучал протекание информационных процессов при выполнении человеком сложных мыслительных задач, таких, как аналоги, завершении серии и силлогизмы. Основную он видел в том, чтобы найти те характеристики, которые делают их более эффективными обработчиками информациями по сравнению с другими.

     Основное  положение своей теории, названной  триархической, он сформулировал так: " Интеллект можно определить как вид умственной саморегуляции (самоуправления) - умственное управление своей жизнью конструктивным, целенаправленным способом".Теория Р. Стернберга относится к самым известным и тщательно разработанным теориям интеллекта последнего времени. В ней интеллект рассматривается как информационная система, служащая приспособлению человека к окружающей среде (в широком смысле слова).

     Можно констатировать, что существует почти  бесчисленное количество определений  интеллекта. Едва ли не каждый исследователь  этой проблемы имеет собственное  представление об интеллекте, расходящееся с другими. Это дало основание  Г. Гарднеру высказать следующее высказывание: "Интеллект - это такое слово; мы пользуется им так часто, что стали верить в его существование как некой реальности, измеряемой сущности, а не как удобного способа обозначения некоторых феноменов, которые могут существовать, а могут и не существовать".

     Многие  психологи поняли, что представление  о едином интеллекте не вполне соответствует  действительности и не отражает всего  разнообразия задач, которые возникают  при адаптации к окружающему  миру. Каждый человек в повседневной жизни действует по-своему, и его  интеллект при этом проявляется  в его способности познавать, обучаться, мыслить логически, систематизировать информацию путем ее анализа, определять ее применимость (классифицировать), находить в ней связи, закономерности и отличия, ассоциировать ее с подобной и т. д.

   Существенными качествами человеческого интеллекта являются пытливость и глубина ума, его гибкость и подвижность, логичность и доказательность.

  • Пытливость — стремление разностороннее познать то или иное явление в существенных отношениях. Это качество ума лежит в основе активной познавательной деятельности.
  • Глубина ума заключается в способности отделять главное от второстепенного, необходимое от случайного.
  • Гибкость и подвижность ума — способность человека широко использовать имеющийся опыт, оперативно исследовать предметы в новых связях и отношениях, преодолевать шаблонность мышления.
  • Логичность мышления характеризуется строгой последовательностью рассуждений, учётом всех существенных сторон в исследуемом объекте, всех возможных его взаимосвязей.
  • Доказательность мышления характеризуется способностью использовать в нужный момент такие факты, закономерности, которые убеждают в правильности.

   Показателем развития интеллекта является несвязность субъекта внешними ограничениями, отсутствие у него ксенофобии — боязни нового, непривычного.

   При изучении общих закономерностей  процесса мышления всегда проявляются  и индивидуальные различия. Их, прежде всего, пробуют объяснить особенностями  интеллекта. Интеллект можно понимать как внутреннюю структуру, которая  отбирает, организует и преобразует  информацию. Интеллект – это приспособление для адаптации, поскольку его  наличие позволяет разумно действовать, быстро адаптироваться к изменениям и обучаться.

   А сколько у человека «интеллектов»? Один или несколько? Суть этого вопроса  в том, что один и тот же человек  может оказаться гением, например, на литературном поприще и абсолютным бездарем в математике; многие выдающиеся люди страдают полной неспособностью к практическим делам: вбить в стену гвоздь для них – труднейшая проблема. Если верной является гипотеза о множественности интеллекта, то и измерений должно быть несколько.

   Определенные  вещества, воздействующие во внутриутробном периоде, тоже могут влиять на последующее  развитие интеллекта. Например, злоупотребление  алкоголем во время беременности нередко приводит к т.н. алкогольному синдрому плода – состоянию, проявляющемуся у ребенка не только физическими  нарушениями, но также умственной отсталостью  и рядом стойких поведенческих  отклонений. Даже умеренные количества спиртного могут сказаться на развитии интеллекта, и нельзя вычислить  «безопасный» уровень потребления  алкоголя беременной женщиной. Кроме  того, было отмечено, что отрицательно влияют на интеллект и некоторые  вещества, воздействующие после рождения. Например, у детей, имеющих высокое  содержание свинца в крови (из-за вдыхания загрязненного соединениями свинца воздуха или поедания кусочков штукатурки, покрытой свинцовыми красками), IQ обычно снижено. Аналогичный эффект оказывает  и продолжительное недоедание в  детстве. В каждом из таких случаев  была установлена связь между  факторами среды и показателями интеллекта, однако механизмы действия этих факторов изучены недостаточно.

   На  уровень интеллекта влияют многие факторы  среды, начиная от социальных и культурных условий и кончая физико-химическими  воздействиями. Один из таких факторов – обучение. У детей, бросивших учебу, IQ снижается, а у тех, кто переходит из плохой школы в хорошую, – повышается. Специальные программы, направленные на то, чтобы обогатить в социальном и культурном отношении среду дошкольников из неблагополучных семей, часто улучшают показатели интеллекта у этих детей, однако если после этого ребенок попадает в обычную школу, его IQ может снова снизиться. Ряд наблюдений показал, что специально организованная обогащенная среда в младенчестве и раннем детстве обычно оказывает умеренное, но стойкое влияние на IQ и, что более важно, на успеваемость.

   Поскольку развитие интеллекта зависит от множества  генетических и средовых факторов, неудивительно, что причины различий IQ у разных индивидов и в разных популяциях чаще всего остаются неясными. Однако есть определенный прогресс в  понимании ряда специфических случаев. Так, низкий уровень выполнения заданий, требующих вербальных навыков, бывает, связан с недостатком соответствующей  лингвистической практики (например, у выходцев из Латинской Америки) или с рядом заболеваний (например, частыми ушными инфекциями у детей  эскимосов). Имеются также доказательства того, что половые различия в способности  к пространственной ориентации отчасти  обусловлены влиянием мужских половых  гормонов на развивающийся мозг. Для  более полного объяснения стойких  различий в IQ между группами, выделяемыми  по половому, расовому и иным признакам, необходимо продолжать исследования социальных и биологических особенностей таких  групп, а также учитывать разницу  в получаемом образовании.

   Уровень интеллекта, возможно, развить, как повысить, так и понизить. Часто эту способность характеризуют по отношению к задачам, встречающимся в жизни человека. Например, по отношению к задаче выживания: выживание — основная задача человека, остальные для него — лишь вытекающие из основной, или к задачам в какой-либо области деятельности. Влияние интеллекта выходит за пределы жизни одного человека. Развитие интеллекта у homo sapiens выделило его из Animalia и стало началом развития социума, а затем и человеческой цивилизации.

   Развитие  отдельных качеств интеллекта определяется как генотипом данного вида, так  и широтой его жизненного опыта. В некоторых социальных режимах  формируется так называемое «целевое мышление» — сфера мышления индивида сужается до крайне ограниченных житейских  пределов. В групповом мышление начинают преобладать расхожие стереотипы, шаблонные ориетации, схематизированные матрицы поведения. Возникают деформации в содержании интеллекта. Возможны деформации и в структуре интеллекта, в его организации. Негативным качеством интеллекта является ригидность мышления — его негибкость, предвзятое отношение к явлению, преувеличение чувственного его впечатления, приверженность к шаблонным оценкам.

   Интеллект является относительно устойчивой структурой умственных способностей индивида. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Тесты измерения интеллекта

     Для оценивания уровня развития интеллекта обычно применяются тесты интеллекта. Проявления интеллекта многообразны, но им присуще то общее, что позволяет отличить их от других особенностей поведения. А именно — вовлечение в любой интеллектуальный акт мышления, памяти, воображения, всех психических функций, которые обеспечивают познание окружающего мира. Соответственно под интеллектом как объектом измерения подразумеваются не любые проявления индивидуальности, но те, которые имеют отношение к познавательным свойствам и особенностям.

     Тесты представляют собой совокупность методик, образованных в рамках объективного диагностического подхода. Предназначены для измерения уровня интеллектуального развития тесты являются одними из наиболее распространенных в психодиагностике.

     Они считаются самым сложным видом  тестов. Уровень способности пользования мыслительными операциями является основной характеристикой интеллекта.

     Несмотря  на сложность, тесты на интеллект  просты в оценке: обычно она сводится к подсчетам баллов. В зависимости  от их количества тестируемый относится  к той или иной категории. Такое  тестирование не обязательно должен проводить специально подготовленный специалист.

     Первые  тесты были созданы Ф. Гальтоном, стремившимся охватить «измерением и числом операции ума» (1879). Ему же принадлежит заслуга разработки математико-статистических методов анализа данных по индивидуальным различиям.

     Заметный  вклад в развитие идей Ф. Гальтона был внесен работами Дж. Кэттелла, положившими начало широкому использованию «умственных тестов». Исследованиями Дж. Кэттелла, а за ним — многих европейских психологов и клиницистов были заложены основы современных тестов.

     Первые  диагностические процедуры для  измерения интеллекта были предложены в 1904 г. В них предлагалось оценивать  интеллект суммарно, одним показателем  – коэффициентом интеллекта (IQ –  intelligence quotient). Впоследствии показатель получил название «общий интеллект».

     Когда во Франции в 1881 году было введено всеобщее школьное образование, возникла необходимость быстро и объективно отличать детей, способных к учению, от ленивых и не желающих заниматься, от тех, которые из-за различных врожденных дефектов не могли учиться в обычной школе. Требование, которое школа предъявляла (и, как мы уже знаем, предъявляет по сей день) к ученику, - это быстрое выполнение заданий, требующее мобилизации памяти, формирования понятий и решения проблем, имеющих порой лишь отдаленное отношение к повседневному опыту ребенка. Главной бедой преподавателей при этом стала медленная работа некоторых детей, из-за которых отставал весь класс. В связи с этим понадобились критерии для того, чтобы «медленных» детей направлять в более младшие классы, а «средние» и «быстрые» ученики могли продвигаться с достаточной по принятым педагогическим критериям скоростью.

     Именно  исходя из такой концепции обучения и соответствующего ей типа интеллекта, Министерство образования Франции поручило Альфреду Бине, который совместно с Теодором Симоном создал в 1905 году серию тестов для проверки интеллекта детей. Они считали, что человек, обладающий интеллектом, это тот, кто "правильно судит, понимает и размышляет" и кто благодаря своему "здравому смыслу" и "инициативности" может "приспосабливаться к обстоятельствам жизни". Именно в тесте Бине — Симона был впервые использован так называемый коэффициент интеллектуальности (IQ).

     Разница, например, в 30 месяцев (2,5 года) между  умственным и хронологическим возрастом  для ребенка 5 лет и 12,5 лет - не одно и то же. В первом случае эта разница  составляет половину хронологического возраста, а во втором - всего лишь 1/5.

     В связи с этим немецкий психолог Штерн  в 1912 году предложил математическое уравнение, позволяющее независимо от хронологического возраста ребенка  «соотнести» его с «нормальными»  детьми этого же возраста. В результате очень простых расчетов он получил  некий показатель, отражающий связь  между умственным и хронологическим  возрастом; он назвал этот показатель коэффициентом интеллектуальности (IQ).

     Концепция такого коэффициента основана на представлении  о том, что нормальный ребенок-это  такой ребенок, у которого умственный возраст соответствует хронологическому.

     Сама  совокупность IQ тестов представляет собой  задачи, которые предписывают короткий ответ словами либо по принципу выбора одной фигур из нескольких, либо по принципу исключения или дополнения слогов и цифр.. Также необходимо решить за короткий промежуток времени несложные математические задачи, дать ответ на несколько вопросов, найти и выразить смысл некоторых понятий. Все ответы ранжируются по выверенной за много лет шкале. При этом совокупная величина баллов, набранная испытуемым, транслируется посредством таблиц и схем, систематизированных на огромном количестве людей в виде показателя IQ. Также принимается во внимание и количество лет испытуемого.

     В СССР в конце 1920-х — начале 1930-х  годов тестирование интеллекта стало  очень популярным. Наибольший размах оно получило в рамках так называемой педологии — науки, объединяющей педагогику, психодиагностику и детскую  психологию. Была создана сеть педологических учреждений, издавалось много литературы, проводились конференции и съезды. Были протестированы сотни тысяч  детей, опубликовано огромное количество научных статей. Однако, после того как обнаружились некоторые закономерности, противоречившие советской идеологии (например, что дети из семей рабочих  и крестьян имеют меньший интеллект, чем из семей интеллигенции), педологию  начали активно критиковать. В итоге 4 июля 1936 года ЦК ВКП(б) принял постановление «О педологических извращениях в системе наркомпросов», после которого понятия педология и тестирование были не просто запрещены, но и получили одиозный смысл. Не менее чем на полвека остановилось развитие отечественных работ в области психологических измерений интеллекта, а уже созданные разработки и достижения забылись. В итоге Россия значительно отстает от мировой культуры использования тестов, иллюстрацией чего служит практика внедрения ЕГЭ, который вместо специалистов по тестологии и психодиагностике разрабатывали министерские чиновники — с понятным результатом.

Информация о работе Интеллект. Тесты измерения интеллекта