Институт семьи как важнейший посредник между личностью и обществом

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Августа 2011 в 19:36, реферат

Описание работы

цель работы – изучение семьи, как социального посредника между личностью и обществом.
Объектами исследования моей работы является семья, личность и общество.
Общая цель исследования предполагает решение частных задач:
 рассмотрение взаимоотношений личности и общества,
 рассмотрение взаимосвязи семьи и общества,
 изучение влияния семьи на развитие личности, как участника социума.

Содержание

Введение…..с.3




Основная часть…….с.4


1.1.Взаимоотношения личности и общества.….с.4


1.2. Семья и общество.…….с.7



Заключение……..с.11


Список используемой литературы……с.12

Работа содержит 1 файл

тема№2.docx

— 44.71 Кб (Скачать)

     1.2. Семья и общество. 

     Факторами социализации являются: целенаправленное воспитание, обучение и случайные  социальные воздействия в деятельности и общении. Воспитание и обучение – это специально организованная деятельность с целью передачи социального  опыта индивиду (ребенку) и формирования у него определенных, социально желательных  стереотипов поведения, качеств  и свойств личности.  И все  эти факторы мы можем наблюдать  во внутри семейных взаимоотношениях.  Именно в семье изначально люди обучаются  тому, как себя вести, эмоционально реагировать на различные ситуации, переживать и проявлять различные  чувства, каким образом познавать  окружающий мир природный и социальный,  как организовать свой быт, каких  морально-этических ориентаций придерживаться, как эффективно участвовать в  межличностном общении и совместной деятельности.

     Продолжая интеллектуальную традицию, начатую  Ле Пле, Нисбет приходит к выводу, чрезвычайно значимому сегодня: «Это должно быть очевидно, - говорит он, - что семья, а не индивид, является истинной молекулой общества, ключевым звеном в социальной цепи бытия. Развитие интеллекта и социальный порядок, и корни свободы будут поддерживаться людьми до тех пор, пока родственные узы остаются сильными, обладая функциональной значимостью и престижем».

     Семья, когда она функционирует как  молекула общества, предоставляет реальные возможности для всего доброго, ценного и необходимого для жизни  в качестве человеческого существа. Посредством социально признанного  брачного союза, семья становится источником новой телесной жизни, которая в  условиях респонсивной любви и заботы, обеспечиваемой системой родительства и родства, вырастает полноценной личностью, продуктивным участником общественной жизни.

     Семья гуманизирует стимулы и мотивы рыночного капитализма, поскольку представляет собой подлинную коллективистскую общность, где экономический обмен совершается на основе альтруизма, благотворительности и сочувствия, так сказать по принципу «от каждого по способности, каждому по потребности». В то же время, человеческие существа характеризуются индивидуальными стремлениями к нововведениям, торговле, товарообмену и к такой сосредоточенности на конкретных задачах деятельности, которая служит «мотором» для экономического роста и накопления богатств.

       Правильно сконструированная модель  семьи позволяет сочетать экономический  рост и социальную стабильность, эффективность и милосердие; конкуренцию  и самопожертвование, богатство  и альтруизм.

     Семья, описанная таким образом, обеспечивает необходимый и наиболее эффективный  контроль за действиями государства. Как сказал знаменитый писатель Дж.К. Честертон несколько десятилетий назад, институт семьи являлся «истинно анархическим» институтом - он старше, чем любой закон, и располагается вне государства. Идеал, который отстаивает семья в государстве - свобода, поскольку это единственный институт, одновременно необходимый и добровольный. Семья, в идеале, является ареной лояльности, предоставляя защиту даже правонарушителям, а также всем членам семьи от возможной тирании и давления со стороны современного государства.

     Определяющая  роль семьи для личности обусловлена  ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни человека. Влияние семьи особенно в начальный  период жизни человека намного превышает  другие воспитательные воздействия. По данным исследований семья здесь  отражает и школу, и средства массовой информации, общественные организации, трудовые коллективы, друзей, влияние  литературы и искусства.      Чем лучше семья и чем лучше  влияет она на личность человека, тем  выше результаты физического, нравственного  трудового воспитания личности. За редким исключением, роль семьи в  формировании личности определяется зависимостью - какая семья, такой и выросший в ней человек.

     Сухомлинский  писал : «В зависимости от того, в каких условиях воспитывается подросток, какими источниками познания, мышления, видения мира питались его мысли и чувства в детские годы, его или возмущает зло, которое творится на его глазах, и радует добро, или же он равнодушен и к злу и к добру.». Изучая материалы следствия по криминальным делам, он обнаружил: «в каждой семье, которая давала обществу правонарушителя или преступника, что-то было неладно. Иногда родители сами по себе были людьми словно бы и неплохими, но не знали, чем живут их дети. Во многих семьях господствовала духовная убогость человеческих взаимоотношений…»

     Именно  в семье изначально люди обучаются  тому, как себя вести, эмоционально реагировать на различные ситуации, переживать и проявлять различные  чувства, каким образом познавать  окружающий мир природный и социальный,  как организовать свой быт, каких  морально-этических ориентаций придерживаться, как эффективно участвовать в  межличностном общении и совместной деятельности.

     Семья соединяет личные потребности с общественными интересами, приспосабливается к социальным отношениям, нормам, ценностям, принятым в обществе. Иными словами, в семье личные потребности упорядочиваются и организуются на основе принятых в обществе социальных ценностей, норм и образцов поведения и, в конце концов, приобретают характер социальных функций (сексуального регулирования, репродуктивная, функции социализации, эмоционального удовлетворения, статусная, защитная, экономическая).

     Семья как социальный институт представляет собой «совокупность исторически  сложившихся устойчивых социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих отношения между  супругами, родителями и детьми, другими  родственниками». 

     Институт  семьи включает в себя:

     1) совокупность общественных ценностей  (любовь, отношение к детям);

     2) общественные процедуры (забота  о воспитании детей, семейные  правила и обязательства);

      3) переплетение ролей и статусов (статусы и роли мужа, жены, ребенка,  подростка, тещи, свекрови, братьев  и т.п.), с помощью которых осуществляется  семейная жизнь. 

     Таким образом, институт семьи – это  совокупность определенных связей, норм и ролей, которые на практике проявляются  в деятельности отдельных малых  групп – конкретных семей

     Социологический подход к семье реализуется, когда  удается через посредничество семьи  проследить, как индивиды мотивируются к удовлетворению потребностей общества и как одновременно государство  становится восприимчивым к запросам личности. При обоюдной заинтересованности личности в семье и детях, а  также общества и государства  в укреплении института семьи  достигается взаимная отзывчивость личности и общества. Предполагается, что социологические данные на макроуровне  отношений семьи с обществом и другими социальными институтами, свидетельствующие о подчиненном положении семьи среди институтов, об ущемлении ее нужд и интересов, должны коррелировать с данными о невыполнении семьей социетальных функций по рождению, содержанию и воспитанию новых поколений.

     На  микрогрупповом уровне семьи следует ожидать проявления ее макроинституционального неблагополучия с помощью социологических данных о сокращении полноты и длительности жизненного цикла, о деформации семейных взаимоотношений и о том, что семья и дети перестают быть объектом удовлетворения потребностей индивида. Эмпирические данные о снижении личной ценности брака и родства, среднедетного родительства (3-4 детей в семье) показывают появление других, более значимых, чем семья, посредников, ведущих к взаимной респонсивности личности и общества. Отсутствие таких посредников, впрочем, как и самой этой респонсивности, говорит о том, что взаимная невосприимчивость индивидов и общества при прочих равных условиях обусловлена крахом ценности семьи, детей и родительства.

     Выступая  существенным элементом структуры  общества, семья осуществляет воспроизводство его членов и их первичную социализацию. Никакое другое объединение людей не обладает такой мощной способностью самовоспроизводства. Благодаря рождению детей семья не только разрастается сама, но и поддерживает непрерывность человеческих поколений, их физическую и духовную преемственность. Семью можно считать состоявшейся тогда, когда муж и жена, мужчина и женщина, берут на себя ответственность за жизнь своего ребенка, его экономическое благосостояние и воспитание.

     Семья образует первичную окружающую среду  в развитии индивида. Она формирует  у ребенка представление о  социальных связях и с момента  рождения включает его в них. Семья  в значительной мере приобщает ребенка  к основным общечеловеческим ценностям, моральным и культурным стандартам поведения. Система ценностей усваивается  ребенком, прежде всего, благодаря его  общению с родителями в первые семь лет его жизни. В семье  дети учатся социально-одобряемому  поведению, приспособлению к окружающим, построению взаимоотношений, проявлению эмоций и чувств. Семья определяет возможности и ограничения личных отношений ребенка, а затем и взрослого с другими людьми. Способность членов семьи принять ребенка в качестве существа с уникальными характеристиками в большой мере влияет на его представление о себе самом.

     Семья обладает серьезными преимуществами в  социализации личности благодаря особой психологической атмосфере любви  и нежности, заботы и уважения, понимания  и поддержки. Огромное значение имеют  частота и непосредственность физических, эмоциональных и социально-психологических  контактов детей и родителей. Индивидуальный подход к развитию личности ребенка именно в семье становится реальностью. Чуткое и внимательное отношение взрослых к ребенку  позволяет своевременно выявить  его способности, поддержать интересы и склонности.

     Семья удовлетворяет индивидуальные потребности  членов и в то же время регулирует их поведение в ответ на требования социума. Институт семьи — важнейший  посредник во взаимосвязи личности и общества. Именно институт семьи может противостоять как тоталитаризму, так и индивидуализму. Поэтому и общество, и личность обоюдно заинтересованы в укреплении семьи.

     Одновременно  семья стремится к поддержанию  своей автономии, борется за свое существование в социуме. Для  этого она должна обладать средствами сопротивления внешним угрозам, например, усилению контроля над семьей со стороны государства. Чрезмерное вмешательство внешних сил в  семейную систему нарушает баланс отношений  семьи и общества. Институт семьи  может оказаться в подчиненном  положении по сравнению с другими  социальными институтами. Поэтому  возникает потребность в просемейной политике.

     Институциональный характер семьи проявляется и  в том, что каждая отдельная семья  может быть понята только в связи  с другими семьями. В частности, можно прогнозировать будущее конкретной семьи, опираясь на знания логики развития многих тысяч других семей.

     Противоречивые  процессы в области брачно-семейных отношений — рост числа разводов, неполных семей и повторных браков, снижение рождаемости и воспитательного  потенциала семьи и т. д. — вынуждают  специалистов рассуждать об институциональном кризисе семьи. Это проявляется в том, что изначально сплоченное единство семьи как социального института, объединявшего в себе родительство, супружество, родство, начинает распадаться на отдельные, независимые от семьи части (например, родители могут не быть супругами, а отец не связан с детьми кровным родством и т. п.). Однако на протяжении многих веков институт семьи демонстрировал свою устойчивость и даже ригидность. По всей видимости, точнее будет говорить о смене типов семьи как малой группы внутри социального института семьи, о возникновении новых стилей семейных отношений, о существенных изменениях в ценностно-мотивационной регуляции брачного поведения. 
 
 
 

     Заключение. 

     Семья и общество — это маленькая  и большая модели одной и той  же системы. Обе включают людей, которые  должны работать и жить вместе, чьи  судьбы тесно переплетены друг с  другом. И в обществе и в семье  есть много общего: руководитель играет свою роль и обращен при этом к  подчиненным, молодой — к старому, мужчина — к женщине, и каждый участвует в принятии решений, использует свой авторитет и стремится к общим целям.

     В каждой семье детей учат, как жить в обществе, как устраивать свои дела, относиться к несправедливости и другим негативным явлениям, нередко  диктуют, каким должно быть жизненное  кредо.

     Чтобы лучше понять то, что происходит сегодня в семье и обществе, нужно совершить небольшой исторический экскурс. В первобытном обществе семья была единственным источником знаний, нужных ребенку для дальнейшей жизни. Это были знания о том, как  заботиться о других и о себе, как добиваться достижения намеченной цели, как обращаться с миром предметов. Первоначальный набор навыков был  очень прост. Цель жизни сводилась  к выживанию: как остаться в живых, найти пропитание, не замерзнуть и  не быть съеденным дикими животными  и т. д. Наблюдая за поведением взрослых, ребенок всему обучался сам.

Информация о работе Институт семьи как важнейший посредник между личностью и обществом