Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Августа 2011 в 19:36, реферат
цель работы – изучение семьи, как социального посредника между личностью и обществом.
Объектами исследования моей работы является семья, личность и общество.
Общая цель исследования предполагает решение частных задач:
рассмотрение взаимоотношений личности и общества,
рассмотрение взаимосвязи семьи и общества,
изучение влияния семьи на развитие личности, как участника социума.
Введение…..с.3
Основная часть…….с.4
1.1.Взаимоотношения личности и общества.….с.4
1.2. Семья и общество.…….с.7
Заключение……..с.11
Список используемой литературы……с.12
1.2.
Семья и общество.
Факторами
социализации являются: целенаправленное
воспитание, обучение и случайные
социальные воздействия в деятельности
и общении. Воспитание и обучение
– это специально организованная
деятельность с целью передачи социального
опыта индивиду (ребенку) и формирования
у него определенных, социально желательных
стереотипов поведения, качеств
и свойств личности. И все
эти факторы мы можем наблюдать
во внутри семейных взаимоотношениях.
Именно в семье изначально люди обучаются
тому, как себя вести, эмоционально
реагировать на различные ситуации,
переживать и проявлять различные
чувства, каким образом познавать
окружающий мир природный и социальный,
как организовать свой быт, каких
морально-этических ориентаций придерживаться,
как эффективно участвовать в
межличностном общении и
Продолжая интеллектуальную традицию, начатую Ле Пле, Нисбет приходит к выводу, чрезвычайно значимому сегодня: «Это должно быть очевидно, - говорит он, - что семья, а не индивид, является истинной молекулой общества, ключевым звеном в социальной цепи бытия. Развитие интеллекта и социальный порядок, и корни свободы будут поддерживаться людьми до тех пор, пока родственные узы остаются сильными, обладая функциональной значимостью и престижем».
Семья,
когда она функционирует как
молекула общества, предоставляет реальные
возможности для всего доброго,
ценного и необходимого для жизни
в качестве человеческого существа.
Посредством социально
Семья гуманизирует стимулы и мотивы рыночного капитализма, поскольку представляет собой подлинную коллективистскую общность, где экономический обмен совершается на основе альтруизма, благотворительности и сочувствия, так сказать по принципу «от каждого по способности, каждому по потребности». В то же время, человеческие существа характеризуются индивидуальными стремлениями к нововведениям, торговле, товарообмену и к такой сосредоточенности на конкретных задачах деятельности, которая служит «мотором» для экономического роста и накопления богатств.
Правильно сконструированная
Семья, описанная таким образом, обеспечивает необходимый и наиболее эффективный контроль за действиями государства. Как сказал знаменитый писатель Дж.К. Честертон несколько десятилетий назад, институт семьи являлся «истинно анархическим» институтом - он старше, чем любой закон, и располагается вне государства. Идеал, который отстаивает семья в государстве - свобода, поскольку это единственный институт, одновременно необходимый и добровольный. Семья, в идеале, является ареной лояльности, предоставляя защиту даже правонарушителям, а также всем членам семьи от возможной тирании и давления со стороны современного государства.
Определяющая роль семьи для личности обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни человека. Влияние семьи особенно в начальный период жизни человека намного превышает другие воспитательные воздействия. По данным исследований семья здесь отражает и школу, и средства массовой информации, общественные организации, трудовые коллективы, друзей, влияние литературы и искусства. Чем лучше семья и чем лучше влияет она на личность человека, тем выше результаты физического, нравственного трудового воспитания личности. За редким исключением, роль семьи в формировании личности определяется зависимостью - какая семья, такой и выросший в ней человек.
Сухомлинский писал : «В зависимости от того, в каких условиях воспитывается подросток, какими источниками познания, мышления, видения мира питались его мысли и чувства в детские годы, его или возмущает зло, которое творится на его глазах, и радует добро, или же он равнодушен и к злу и к добру.». Изучая материалы следствия по криминальным делам, он обнаружил: «в каждой семье, которая давала обществу правонарушителя или преступника, что-то было неладно. Иногда родители сами по себе были людьми словно бы и неплохими, но не знали, чем живут их дети. Во многих семьях господствовала духовная убогость человеческих взаимоотношений…»
Именно
в семье изначально люди обучаются
тому, как себя вести, эмоционально
реагировать на различные ситуации,
переживать и проявлять различные
чувства, каким образом познавать
окружающий мир природный и социальный,
как организовать свой быт, каких
морально-этических ориентаций придерживаться,
как эффективно участвовать в
межличностном общении и
Семья соединяет личные потребности с общественными интересами, приспосабливается к социальным отношениям, нормам, ценностям, принятым в обществе. Иными словами, в семье личные потребности упорядочиваются и организуются на основе принятых в обществе социальных ценностей, норм и образцов поведения и, в конце концов, приобретают характер социальных функций (сексуального регулирования, репродуктивная, функции социализации, эмоционального удовлетворения, статусная, защитная, экономическая).
Семья
как социальный институт представляет
собой «совокупность
Институт семьи включает в себя:
1)
совокупность общественных
2)
общественные процедуры (
3) переплетение ролей и статусов
(статусы и роли мужа, жены, ребенка,
подростка, тещи, свекрови, братьев
и т.п.), с помощью которых
Таким образом, институт семьи – это совокупность определенных связей, норм и ролей, которые на практике проявляются в деятельности отдельных малых групп – конкретных семей
Социологический подход к семье реализуется, когда удается через посредничество семьи проследить, как индивиды мотивируются к удовлетворению потребностей общества и как одновременно государство становится восприимчивым к запросам личности. При обоюдной заинтересованности личности в семье и детях, а также общества и государства в укреплении института семьи достигается взаимная отзывчивость личности и общества. Предполагается, что социологические данные на макроуровне отношений семьи с обществом и другими социальными институтами, свидетельствующие о подчиненном положении семьи среди институтов, об ущемлении ее нужд и интересов, должны коррелировать с данными о невыполнении семьей социетальных функций по рождению, содержанию и воспитанию новых поколений.
На микрогрупповом уровне семьи следует ожидать проявления ее макроинституционального неблагополучия с помощью социологических данных о сокращении полноты и длительности жизненного цикла, о деформации семейных взаимоотношений и о том, что семья и дети перестают быть объектом удовлетворения потребностей индивида. Эмпирические данные о снижении личной ценности брака и родства, среднедетного родительства (3-4 детей в семье) показывают появление других, более значимых, чем семья, посредников, ведущих к взаимной респонсивности личности и общества. Отсутствие таких посредников, впрочем, как и самой этой респонсивности, говорит о том, что взаимная невосприимчивость индивидов и общества при прочих равных условиях обусловлена крахом ценности семьи, детей и родительства.
Выступая существенным элементом структуры общества, семья осуществляет воспроизводство его членов и их первичную социализацию. Никакое другое объединение людей не обладает такой мощной способностью самовоспроизводства. Благодаря рождению детей семья не только разрастается сама, но и поддерживает непрерывность человеческих поколений, их физическую и духовную преемственность. Семью можно считать состоявшейся тогда, когда муж и жена, мужчина и женщина, берут на себя ответственность за жизнь своего ребенка, его экономическое благосостояние и воспитание.
Семья образует первичную окружающую среду в развитии индивида. Она формирует у ребенка представление о социальных связях и с момента рождения включает его в них. Семья в значительной мере приобщает ребенка к основным общечеловеческим ценностям, моральным и культурным стандартам поведения. Система ценностей усваивается ребенком, прежде всего, благодаря его общению с родителями в первые семь лет его жизни. В семье дети учатся социально-одобряемому поведению, приспособлению к окружающим, построению взаимоотношений, проявлению эмоций и чувств. Семья определяет возможности и ограничения личных отношений ребенка, а затем и взрослого с другими людьми. Способность членов семьи принять ребенка в качестве существа с уникальными характеристиками в большой мере влияет на его представление о себе самом.
Семья
обладает серьезными преимуществами в
социализации личности благодаря особой
психологической атмосфере
Семья удовлетворяет индивидуальные потребности членов и в то же время регулирует их поведение в ответ на требования социума. Институт семьи — важнейший посредник во взаимосвязи личности и общества. Именно институт семьи может противостоять как тоталитаризму, так и индивидуализму. Поэтому и общество, и личность обоюдно заинтересованы в укреплении семьи.
Одновременно
семья стремится к поддержанию
своей автономии, борется за свое
существование в социуме. Для
этого она должна обладать средствами
сопротивления внешним угрозам,
например, усилению контроля над семьей
со стороны государства. Чрезмерное
вмешательство внешних сил в
семейную систему нарушает баланс отношений
семьи и общества. Институт семьи
может оказаться в подчиненном
положении по сравнению с другими
социальными институтами. Поэтому
возникает потребность в
Институциональный характер семьи проявляется и в том, что каждая отдельная семья может быть понята только в связи с другими семьями. В частности, можно прогнозировать будущее конкретной семьи, опираясь на знания логики развития многих тысяч других семей.
Противоречивые
процессы в области брачно-семейных
отношений — рост числа разводов,
неполных семей и повторных браков,
снижение рождаемости и воспитательного
потенциала семьи и т. д. — вынуждают
специалистов рассуждать об институциональном
кризисе семьи. Это проявляется в том,
что изначально сплоченное единство семьи
как социального института, объединявшего
в себе родительство, супружество, родство,
начинает распадаться на отдельные, независимые
от семьи части (например, родители могут
не быть супругами, а отец не связан с детьми
кровным родством и т. п.). Однако на протяжении
многих веков институт семьи демонстрировал
свою устойчивость и даже ригидность.
По всей видимости, точнее будет говорить
о смене типов семьи как малой группы внутри
социального института семьи, о возникновении
новых стилей семейных отношений, о существенных
изменениях в ценностно-мотивационной
регуляции брачного поведения.
Заключение.
Семья и общество — это маленькая и большая модели одной и той же системы. Обе включают людей, которые должны работать и жить вместе, чьи судьбы тесно переплетены друг с другом. И в обществе и в семье есть много общего: руководитель играет свою роль и обращен при этом к подчиненным, молодой — к старому, мужчина — к женщине, и каждый участвует в принятии решений, использует свой авторитет и стремится к общим целям.
В каждой семье детей учат, как жить в обществе, как устраивать свои дела, относиться к несправедливости и другим негативным явлениям, нередко диктуют, каким должно быть жизненное кредо.
Чтобы
лучше понять то, что происходит
сегодня в семье и обществе,
нужно совершить небольшой
Информация о работе Институт семьи как важнейший посредник между личностью и обществом