Институт семьи как важнейший посредник между личностью и обществом

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Августа 2011 в 19:36, реферат

Описание работы

цель работы – изучение семьи, как социального посредника между личностью и обществом.
Объектами исследования моей работы является семья, личность и общество.
Общая цель исследования предполагает решение частных задач:
 рассмотрение взаимоотношений личности и общества,
 рассмотрение взаимосвязи семьи и общества,
 изучение влияния семьи на развитие личности, как участника социума.

Содержание

Введение…..с.3




Основная часть…….с.4


1.1.Взаимоотношения личности и общества.….с.4


1.2. Семья и общество.…….с.7



Заключение……..с.11


Список используемой литературы……с.12

Работа содержит 1 файл

тема№2.docx

— 44.71 Кб (Скачать)

     Управление образования

     Институт  семейного воспитания 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Реферат на тему: 

     «Институт семьи как важнейший посредник  между личностью и обществом» 

     Выполнила: Петрова Т.А. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Астана-2011г. 
 

     Содержание. 
 

     Введение…..с.3 
 
 

     Основная  часть…….с.4 

     1.1.Взаимоотношения  личности и общества.….с.4 

     1.2. Семья и общество.…….с.7 
 

     Заключение……..с.11 

     Список используемой литературы……с.12 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение. 

     Семья пережила все испытания временем и пространством. Сегодня семья  существует во всех частях света, а  ее история насчитывает многие тысячелетия. Значение семьи в жизни индивида и общества невозможно переоценить. Но каждое поколение постигает эту  истину заново.

     Семья играет важную роль в жизни каждого  человека и общества в целом. И  неудивительно, что на каждом новом  этапе развития общества, когда происходит переоценка ценностей, возрастает интерес  к проблемам семьи, морали, духовности. В настоящее время, в усложнившихся  условиях современного бытия, семья  как уникальный посредник между  интересами личности и общества, оказалась  в эпицентре общественных катаклизмов. Переход к рыночным отношениям и  связанные с этим апатия, обнищание  немалой части населения резко  отразились на самочувствии семьи, ее воспитательном потенциале, стабильности.

     Достигнутые в последнее время социальные завоевания в области семьи (юридическое  и фактическое равноправие женщины  в семье, освобождение брака от классовых, религиозных, национальных предрассудков, сравнительная легкость разводов и  т. д.) принесли с собой и определенные трудности. Освобожденный от многих вековых традиций, брак стал более  сложным социальным институтом. Уменьшилось  влияние социально-экономических  факторов в формировании семьи (уровень  жизни, материальная зависимость жены от мужа), на первый план выдвинулись  этико-психологические моменты, прежде всего такие, как умение супругов строить повседневные взаимоотношения, психологическая подготовленность к браку, культура чувств. К браку  стали предъявляться более высокие  нравственные требования. Психологическая  гармония становится все более важным -условием благополучного существования семьи.

     Указанные и другие социальные причины фактически привели к кризису семейных ценностей. Следствием этого кризиса являются разъединение старших и младших  поколений, широкое распространение  малодетности, расширение одиночно-холостяцких  форм существования. И если супружество, родительство, родство являются конституирующими семью отношениями, то в наше время наблюдается распад этого триединства. Проблема осложняется тем, что в данный момент институт брака переживает переходный период. Продолжается разрушение старых традиционных установок на брак, а новые еще не сформировались.Брак и семья в представлении отдельных людей все больше становятся в основном средством удовлетворения их потребностей в интимном и неформальном общении.

     Наука о семье развивается в условиях многоликости семейных структур и разнообразия представлений людей о семье  и браке. Каждый житель нашей планеты  считает себя компетентным в области  брачно-семейных отношений. Люди весьма охотно ведут разговоры о любви, браке, детях, родственниках со стороны  мужа и жены, делятся друг с другом «рецептами» решения семейных проблем. Педагог или психолог тоже обладают личной концепцией семьи, которая время  от времени может рас согласовываться с их профессиональной позицией. Накопление житейских знаний и поиск достоверных научных фактов объединены общей целью: понять, каким образом обеспечить стабильность института брака и семьи, как сделать семейную жизнь удачной и счастливой.

     Семья как социальная общность людей, имеющая  сложную структуру социального  института и малой социальной группы, как фундаментальная ячейка общества выполняет важнейшие социальные функции, играет особую роль в жизни  человека и общества. Исследование семьи как посредника  между  личностью и обществом - одна из сложных  и актуальных проблем современности, без решения которой невозможен дальнейший социальный прогресс человечества.

     Итак, цель работы – изучение семьи, как социального посредника между личностью и обществом.

     Объектами исследования моей работы является семья, личность и общество.

     Общая цель исследования предполагает решение  частных задач:

  • рассмотрение взаимоотношений личности и общества,
  • рассмотрение взаимосвязи семьи и общества,
  • изучение влияния семьи на развитие личности, как участника социума.
 
 
 

     Основная  часть. 

     1.1.Взаимоотношения  личности и общества. 

     Каким же образом происходит взаимоотношение  между обществом и личностью? Исследователи говорят, что по средствам  включения индивида, личности в социальные отношения с обществом. Процесс и результат включения индивида в социальные отношения- это есть не что иное, как социализация. Она осуществляется путем усвоения индивидом социального опыта и воспроизведения его в своей деятельности. В процессе социализации индивид становится личностью и приобретает необходимые для жизни среди людей знания, умения, навыки, т.е. способность общаться и взаимодействовать с другими людьми.

     Изучением процесса социализации личности на разных этапах развития общества занимались многие ученые. Среди них З.Фрейд, Ж.Пиаже, Б.Г.Ананьев, Б.П.Парыгин, С.Л.Рубинштейн, К.А.Альбуханова-Славская, И.С.Кон, Д.И.Фельдштейн, М.В.Демин, Н.П.Дубинина, А.Ф.Полис. Каждый из них в соответствии со своей концепцией давал различные определения понятия «социализация». В психологическом словаре дается следующее определение: «социализация - это эволюционный процесс, с ориентацией на итог овладения и воссоздания субъектом социального опыта, который сам субъект осуществляет в факторах коммуникации, в индивидуальной деятельности».

     Говоря  более простым языком, социализация - это процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. В процессе социализации принимает участие все окружение индивида: семья, соседи, сверстники в детском заведении, школе, средства массовой информации и т.д. Для успешной социализации, по Д.Смелзеру, необходимо действие трех факторов: ожидания, изменения поведения и стремления соответствовать этим ожиданиям. Процесс формирования личности, по его мнению, происходит по трем различным стадиям:

-   стадии  подражания и копирования детьми  поведения взрослых;

-   игровой  стадии, когда дети осознают поведение  как исполнение роли;

-   стадии  групповых игр, на которой дети  учатся понимать, что от них  ждет целая группа людей.

     Случайные социальные воздействия имеют место  в любой социальной ситуации, т.е. когда взаимодействуют два или более индивидов. Например, разговор взрослых о своих проблемах может достаточно сильно повлиять на ребенка, но это едва ли можно назвать воспитательным процессом.

     Социализируется ребенок, не пассивно принимая различные  воздействия (в том числе воспитательные), а постепенно переходя от позиции объекта социального воздействия к позиции активного субъекта. Ребенок активен потому, что у него существуют потребности, и если воспитание учитывает эти потребности, то это будет способствовать развитию активности ребенка. Если же воспитатели постараются устранить активность ребенка, заставляя его «спокойно сидеть», пока они осуществляют свою «воспитательную деятельность», то этим они могут добиться формирования не идеальной и гармоничной, а ущербной, деформированной, пассивной личности. Активность ребенка будет либо полностью подавлена, и тогда личность сформируется как социально неадаптированная, тревожная, либо (при наличии определенных индивидуальных особенностей, таких, как сильный тип нервной системы и пр.) активность будет

 реализовываться через различные компенсаторные выходы (например, то, что не разрешено, ребенок будет стараться сделать скрытно).

     Одним из первых выделил элементы социализации ребенка З.Фрейд. По Фрейду, личность включает три элемента: «ид» - источник энергии, стимулируемый стремлением к удовольствию; «эго» - осуществляющий контроль личности на основе принципа реальности, и «супер эго», или нравственный оценочный элемент. Социализация представляется З.Фрейдом процессом «развертывания» врожденных свойств человека, в результате которого происходят становления этих трех составляющих элементов личности. В этом процессе Фрейд выделяет 4 стадии, каждая из которых связана с определенными участками тела, так называемые эрогенные зоны: оральная, анальная, фаллическая и фаза половой зрелости.

     Французский психолог Ж.Пиаже, сохраняя идею различных стадий в развитии личности, делает акцент на развитии познавательных структур индивида и их последующей перестройке в зависимости от опыта и социального воздействия. Многие психологи и социологи подчеркивают, что процесс социализации продолжается в течение всей жизни человека. А это значит, что на протяжении всей жизни осуществляется включение индивида в социальные отношения и благодаря этому может происходить изменение его психики. Однако понятия «развитие психики» и «социализация» не тождественны друг другу, хотя и пересекаются.

     Социализация  есть изменение психики и формирование личности. Хотя как развитие психики не исчерпывается социальными процессами, так и развитие личности не сводимы лишь к социализации. Такое развитие осуществляется, как минимум, посредством двух процессов:

     ·        социализации;

     ·        саморазвития, саморазвертывания личности.

     Социализация  начинается с воздействий на индивида, поскольку родители ребенка уже социализованы, а ребенок может на них воздействовать первоначально лишь как биологическое существо, затем он становится способен взаимодействовать с взрослыми и, далее, воспроизводить имеющийся у него социальный опыт в своей деятельности.

     Развиваясь, личность становится субъектом социальных отношений, способным оказывать воздействие на другого человека, но, в силу диалогичности сознания, рефлексии, человек может воздействовать и на себя как социальный объект. Такие воздействия не считаются социализацией, но могут составлять основу развития личности.

       Социальная среда влияет на ребенка не пассивно принимая различные воздействия, а постепенно переходя от позиции объекта социального воздействия к позиции активного субъекта. Ребенок активен потому, что у него существуют потребности, и если воспитание учитывает эти потребности, то это будет способствовать развитию активности ребенка.

     В процессе социализации осуществляется включение индивида в социальные отношения в окружающую его социальную среду и благодаря этому может  происходить изменение его психики. Известно, что у человека есть психические  процессы, отличающиеся от психических  процессов у животных.

     Рассмотрим  структуру социализации личности:

     Наиболее  перспективный подход к определению  структуры социализации личности состоит в анализе ее в 2-х аспектах: статическом и динамическом. Соответственно можно условно выделять статическую и динамическую структуру социализации.

     Элементами  структуры являются устойчивые, относительно константные образования. При этом не учитывается различная степень их собственной внутренней изменчивости. К ним следует отнести, прежде всего, личность и общество, а также те социальные образования, которые способствуют процессу их взаимодействия.

     Понятие "личность" фиксирует социально  значимое в человеке, являющемся, с одной стороны, частью природы, а с другой, - социальным индивидом, членом конкретного общества. Это его общественная сущность, которая развивается только вместе с обществом или только на его основе.  Определяющим фактором в процессе социализации выступает микросреда - та объективная реальность, которая представляет собой совокупность экономических, политических, идеологических и социально-политических факторов, непосредственно взаимодействующих с личностью в процессе жизнедеятельности. 
 

Информация о работе Институт семьи как важнейший посредник между личностью и обществом