Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2011 в 18:20, реферат
Память лежит в основе способностей человека и является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря памяти человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человека без постоянного улучшения этой функции немыслим.
Введение.
Глава I. Состояние проблемы и её исследование.
Анализ теории памяти и проблемы способностей
Исследование индивидуальных особенностей памяти отечественными и зарубежными исследователями. Индивидуальные особенности памяти их качественная и количественная характеристика.
Глава II. Экспериментальные исследования особенностей памяти и способности человека.
Методы исследования индивидуальных особенностей памяти.
Методы исследования особенностей.
Анализ экспериментальных данных.
Заключение.
Литература.
Однако следует подчеркнуть, что возможности памяти только отчасти отражают врожденные свойства человеческого мозга. В значительной степени память можно развить путём систематической тренировки и об этом свидетельствуют многие приводимые примеры. Несомненное значение, особенно для высших проявлений памяти, имеет и общий уровень эрудиции человека, позволяющий связывать каждый новый факт с имеющимися знаниями.
Вывод:
Т.е индивидуальной
особенностью памяти какими по себе является
важной характеристикой памяти и, как
правило, они обуславливаются не
сколько врождёнными особенностями,
и скорей во многом зависит от уровня их
тренировки. Т.е. спортсмены или люди которые
занимаются танцами, спортом имеют хорошую
слуховую и двигательную память. И наоборот
художники, фотографы обладают хорошими
зрительной или слуховой памятью.
Что естественно откладывает свой отпечаток на степень развития их общих и специальных способностей т.к. использование предполагает и активное использование образно- логического мышления от неё зависит и успех других видов деятельности.
ПРАКТИЧЕСКАЯ
ЧАСТЬ
Познание мира
было бы невозможно, если бы люди не обладали
способностью запечатлевать и сохранять
продолжительное время в памяти
то, что они узнали о действительности
в процессе восприятия и мышления.
Не менее важную
роль играет память и в процессе
формирования личности. Это объясняется
тем, что явление памяти в равной мере
относится и к эмоциональной сфере восприятия,
к закреплению двигательных процессов
и интеллектуального опыта. Все – закрепление
знаний и навыков и возможность пользоваться
ими – относится к разделу памяти.
Память ещё более многооспектна, чем другие виды познавательных процессов, поэтому из одного или двух частных показателей удовлетворительно оценить её практически невозможно.
Методика. Оценка
оперативной зрительной памяти.
Этот вид памяти
характеризуется тем, насколько долго
человек может хранить и использовать
в процессе решения задачи ту информацию,
которая необходима для поиска правильного
решения. Время удержания информации в
оперативной памяти служит её основным
показателем. В качестве дополнительной
характеристики оперативной памяти можно
использовать количество ошибок, допускаемых
человеком во время решения задачи (имеются
в виду такие ошибки, которые связаны с
не сохраненной в памяти нужной для решения
задачи информации).
Оперативную зрительную
память и её показатели можно определить
при помощи процедуры. Человеку последовательно
по 15 минут каждая, предлагаются карточки-задания,
представленные в виде шести по-разному
зрительных треугольников. После просмотра
очередной карточки она убирается и
вместо неё предлагается матрица, включающая
24 разных треугольника, среди которых
находятся и 6 тех треугольников, которые
испытуемый только что видел, на отдельной
карточке. Задание заключается в том, чтобы
отыскать и правильно указать в матрице
все 6 треугольников.
Показателем развитости
зрительной оперативной памяти является
частное отделение времени
Ошибками считается
неправильно указанные в
Практически для
получения показателя поступают
следующим образом. По всем четырём
карточкам определяется количество
правильно найденных на матрице
треугольников и их общая сумма делится
на 4. Это есть число правильно указанных
треугольников. Данное число вычитается
из 6-ти. Полученный результат есть среднее
количество ошибок. Далее определяется
среднее время работы, путём деления общего
времени работы ребёнка над всеми 4 карточками
на 4.
Момент окончания
времени работы испытуемого над
подсчётом треугольников в
Оценка результатов.
10 баллов –
получает испытуемый, имеющий объём
кратковременной памяти равный 8-и
и более единицам.
Аналогическое
количество баллов-10 –получают дети
от 6 до 9 лет, если объём их памяти составляет
7-8 единиц.
8 баллов –оценивается
объём кратковременной памяти
ребёнка в возрасте от 6 до 9 лет,
если он фактически равен 5
или 6 единицам.
Такое же количество
баллов получает ребёнок в возрасте от
12 и старше лет, имеющие объём кратковременной
памяти, равный 6-7 единицам.
4 балла –
получает испытуемый имеющий
объём кратковременной памяти, составляющий
4-5 единиц.
2 балла –
ставится в том случае если
объём кратковременной памяти составляет
1-3 единицы.
0 баллов – объём кратковременной памяти равняется 0-1 единиц.
Выводы по уровням
развития.
10 баллов –
хорошая развитая по объему
кратковременная память.
8 баллов –
среднеразвитая по объёму
4 балла –
не вполне достаточная по
2 балла –
низкий уровень
0 баллов –
очень низкий объём
Ф.И.О
Возраст (лет)
Время
(мин)
Количество ошибок
Искомый показатель
1\1
2\2
3\3
4\4
5\5
6\6
7\7
8\8
9\9
10\10
16
17
17
18
15
14
15
17
16
15
5
7
5,5
6,5
6
5
6,5
5,5
8
9
7
8
5
7
12
7
5
4
9
8
9
7
8
6
5
9
8
9
9
9
Методика. Оценка
оперативной слуховой памяти.
Этот вид памяти определяется следующим способом. Испытуемому с интервалом в 1 сек. Поочерёдно зачитываются следующие слова.
I
Месяц
Дерево
Прыгать
Жёлтый
Кукла
сумка
II
Ковёр
Стакан
Плыть
Тяжёлый
Книга
яблоко
III
Вилка
Диван
Шутить
Смелый
Пальто
телефон
IV
Школа
Человек
Спать
Красный
Тетрадь
Цветок
После прослушивания
каждого из набора слов испытуемому
примерно через 5 секунд после окончания
чтения набора начинают не торопясь читать
следующий набор из 36 слов с интервалом
в 5 секунд между отдельными словами.
Стакан, школа, вилка,
пуговица, ковёр, месяц, стул, человек,
диван, корова, телевизор, дерево, птица,
спать, смелый, шутить, красный, лебедь,
картина, тяжёлый, плыть, мяч, тёплый, дом,
прыгать, тетрадь, пальто, книга, цветок,
телефон, яблоко, кукла, сумка, конь, летать,
слон.
В этом наборе из
36 слов в случайном порядке
Для их лучшей идентификации
они подчёркнуты различными способами,
причём каждому набору из 6 слов соответствуют
свои способы подчёркивания. Так слова
из первого малого набора подчёркнуты
сплошной ординарной чертой, слова из
второго набора – сплошной двойной чертой,
слова из третьего набора – пунктирной
одинарной чертой, и, наконец, слова из
четвертого набора – двойной пунктирной
чертой.
Испытуемый должен на слух обнаружить в данном наборе те слова, которые ему только что были представлены с соответствующем малом наборе, подтверждая идентификацию найденного слова “да” а его отсутствие – высказыванием “нет”. На поиск каждого слова отводится 5 секунд. Если в течение этого времени он не смог его идентифицировать, то экспериментатор зачитывает следующее слово и так далее.
Оценка результатов.
Показатель оперативной
слуховой памяти определяется как частное
от деления среднего времени, затраченного
на идентификацию 6 слов в большом наборе
(для этого общее время работы ребёнка
над заданием делится на 4), на среднее
количество допущенных при этом ошибок
плюс единица. Ошибками считаются все
слова, которые указаны неправильно, или
такие слова, которые ребёнок не смог за
отвёденное время найти, т.е. пропустил.
Замечание. Эта методика не имеет стандартизированных показателей, поэтому выводы об уровне развития памяти на её основе, равно как и на основе аналогичной методики для зрительной оперативной памяти. Показатели по этим методикам можно только сравнивать у разных испытуемых при их повторном обследовании, делая относительные выводы как память одного испытуемого отличается от другого, или о том какие изменения произошли со временем в памяти.
№
возраст
время
ошибки
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
16
17
17
18
15
14
15
17
16
15
4
5
3,9
3,5
3
3,8
3
5
6