Индивидуальные особенности памяти

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2011 в 18:20, реферат

Описание работы

Память лежит в основе способностей человека и является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря памяти человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человека без постоянного улучшения этой функции немыслим.

Содержание

Введение.


Глава I. Состояние проблемы и её исследование.

Анализ теории памяти и проблемы способностей

Исследование индивидуальных особенностей памяти отечественными и зарубежными исследователями. Индивидуальные особенности памяти их качественная и количественная характеристика.


Глава II. Экспериментальные исследования особенностей памяти и способности человека.

Методы исследования индивидуальных особенностей памяти.

Методы исследования особенностей.

Анализ экспериментальных данных.


Заключение.


Литература.

Работа содержит 1 файл

Индивидуальные особенности памяти.doc

— 189.50 Кб (Скачать)

Оперативной называют память, рассчитанную на хранение информации в течение определенного, заранее  заданного срока в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения сведений этой памяти определяется задачей, ставшей перед человеком, и рассчитан только на решение данной задачи. После этого информация может исчезнуть из оперативной памяти.  

Этот вид памяти по длительности сохранения информации по своим свойствам занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной. 

Долговременная  – это память, способная хранить  информацию в течение практически  неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилища долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз, без утраты. Более того, многократное и систематическое воспроизведение данной информации только упрочивает её следы в долговременной памяти. Последнее предполагает способность человека в любой нужный момент припомнить то, что когда-то им было запомнено. При пользовании долговременной памяти для припоминания требуется мышление и усилие воли, поэтому её функционирование на практике обычно связанно с двумя этими процессами. 

Генетическую  память – можно определить такой, в которой информация хранится в  генотипе, передаётся и воспроизводится  по наследству. Основным биологическим  механизмом запоминания информации в такой памяти является, по-видимому, мутации, и связанные с ними изменениями генных структур. Генетическая память человека – едина, на неё не возможно оказать влияние через обучение и воспитание. 

Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Она чрезвычайно  важна для людей любых профессий, особенно для инженеров и художников. Хорошей зрительной памятью обладают люди с эйдетическим восприятием, способные в течение достаточно продолжительного времени “видеть” воспринятую картину в своём воображении после того, как она перестала воздействовать на органы чувств. В связи с этим данный вид памяти предполагает развитую у человека способность к воображению. На ней основан, в частности, процесс запоминания и воспроизведения материала; то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче воспроизводит и запоминает. 

Слуховая память – это хорошее запоминание  и точное воспроизведение разнообразных  звуков, например музыкальных, речевых. Она необходима филологам, людям, изучающим  иностранные языки, акустикам, музыкантам. Особую разновидность речевой памяти составляет словесно-логическая, которая тесно связана со словом, мыслью и логикой. Данный вид памяти характеризуется тем, что человек, обладающий им, может быстро и точно запомнить смысл событий, логику рассуждений или какого-либо доказательства, смысл читаемого текста и т.п. Этот смысл он может передать собственными словами, причём достаточно точно. Этим типом памяти обладают учителя школ, опытные лекторы, преподаватели вузов, учёные. 

Двигательная  память представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью сложных многообразных движений. Она участвует в формировании двигательных, в частности, трудовых и спортивных умений и навыков. Совершенствование ручных движений человека напрямую связано с этим видом памяти.  

Эмоциональная память - это память на переживания. Она участвует в работе всех видов  памяти, но особенно проявляется в  человеческих отношениях. На эмоциональной  памяти непосредственно основана прочность  запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на более длительный срок. Осязательная, обонятельная, вкусовая и другие виды памяти особой роли в жизни человека не играют, и их возможности по сравнению со зрительной, слуховой, двигательной, эмоциональной памятью ограничен. Их роль в основном сводится к удовлетворению биологических потребностей или потребностей связанных с безопасностью и самосохранением организма. 

По характеру  участия воли в процессах запоминания и воспроизведения материала память делится на непроизвольную и произвольную. В первом случае имеют в виду такое запоминание и воспроизведение, которое происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки или перед собой специальной мнемической задачи (на запоминание, узнавание, сохранение или воспроизведение). Во втором случае такая задача обязательно присутствует, и сам процесс запоминания и воспроизведения требует волевых усилий. 

Непроизвольное  запоминание не обязательно является более слабым, чем произвольное, во многих случаях жизни оно превосходит его. Установлено, например, что лучше непроизвольно запоминается материал, который является объектом внимания и сознания, выступает, в качестве цели, а не средства осуществления деятельности. Непроизвольно лучше также запоминается материал, с которым связана интересная и сложная умственная работа по его осмыслению, преобразованию, классификации, установлению в нём определённых внутренних (структура) и внешних (ассоциаций) связей, непроизвольно он может запомнить лучше, чем произвольно. Это особенно характерно для детей дошкольного и младше школьного возраста. 

Рассмотрим теперь некоторые особенности и взаимосвязь  двух основных видов памяти, которыми человек пользуется в повседневной жизни: кратковременной и долговременной. Объем кратковременной памяти индивидуален. Он характеризует природную память человека и обнаруживает тенденцию сохранению в течение всей жизни.  

Им в первую очередь определяется механическая память, её возможности с особенностями кратковременной памяти, обусловленными органичностью его объема, связано такое свойство как замещение. Оно проявляется в том, что при переполнении индивидуального органического объёма кратковременной памяти человека вновь поступающая информация частично вытесняет хранящуюся там. Это происходит тогда, когда человеку приходится иметь дело с такой информацией, которую он не в состоянии полностью запомнить и которая ему предъявляется непрерывно и последовательно. 

Кратковременная память играет большую роль в жизни человека. Благодаря ей перерабатывается самый большой объем информации, ненужная отсеивается и остаётся потенциально полезная. Вследствие этого не происходит перегрузка долговременной памяти изменёнными сведениями. Кратковременная память имеет большое значение для организации мышления; материалом последнего, как правило, становятся факты, находящиеся или в кратковременной, или в близкой к ней по своим характеристикам оперативной памяти. 

Данный вид  памяти активно работает в процессе общения человека с человеком. Установлено, что в том случае, когда впервые встретившиеся люди просят рассказать о своих впечатлениях друг, о друге, описать те индивидуальные особенности, которые они во время первой встрече увидели друг в друге, в среднем ими называется такое количество черт, которое соответствует объёму кратковременной памяти, т.е. 7±2. Без хорошей кратковременной памяти невозможно нормальное функционирование долговременной памяти. В последнюю может проникнуть и отложится лишь то, что когда-то было в кратковременной памяти. Иначе говоря, кратковременная память выступает в роли обязательного промежуточного хранилища и фильтра, который пропускает нужную уже отобранную информацию в долговременную память. 

Переход информации из кратковременной в долговременную связан с рядом особенностей. В кратковременную память попадают последние 5 или 6 единиц информации, поступившей через органы чувств, они-то и проникают в первую очередь в долговременную память. Сделав сознательное усилие, повторяя материал, можно удерживать его в кратковременной памяти и на более длительный срок, чем несколько десятков секунд. Тем самым можно обеспечить перевод из кратковременной в долговременную память такое количество информации, которое превышает объём кратковременной памяти. Этот механизм лежит в основе запоминания путём повторения. 

Обычно в долговременной памяти оказывается лишь то, что  находится в сфере внимания человека. Одним из возможных механизмов кратковременного запоминания является временное  кодирование, т.е. отражение запоминаемого материала в виде определённых последовательно расположенных символов в слуховой и зрительной системе человека. Например, когда мы запоминаем нечто такое, что можно обозначить словом, то мы этим словом, как, правило, пользуемся, мысленно произнося его про себя несколько раз, причём делая это или осознано, продумано или неосознанно, механически. Если требуется зрительно запомнить какую либо картину, то, внимательно посмотрев на нее, мы обычно закрываем глаза или отвлекаем внимание от разглядывания для того чтобы сосредоточить его на запоминание. При этом мы стараемся мысленно воспроизвести увиденное, представить его зрительно или выразить его смысл словами. Часто для того, чтобы нечто действительно запомнилось, мы стараемся по ассоциациям с ним вызвать у себя определённую реакцию. Порождение такой реакции следует рассматривать как особый психофизиологический механизм, способствующий активизации и интернированию процессов, служащих средством запоминания и воспроизведения. Память лежит в основе способностей человека и является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря памяти человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человека без постоянного улучшения этой функции немыслим. 

Память есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развития она  достигла у человека. Такими анемическими способностями и возможностями, какими обладает человек, не обладает ни одно живое существо в мире. 

Более точно  и строго память человека можно определить, как психофизиологические и культурные процессы, выполняющим свою функцию, запоминания, сохранения и воспроизведения информации, являющиеся для неё основными. Эти функции различны не только по своей структуре, исходным данным и результатам, но и по тому, что у разных людей развиты неодинаково. Есть люди, которые, например, с трудом запоминают, но зато неплохо воспроизводят и довольно долго хранят в памяти запомненную информацию. Это индивиды с развитой долговременной памятью. Есть такие люди, которые напротив, быстро запоминают, но зато так же быстро забывают, то, что когда-то запомнили. У них более сильно развита кратковременная и оперативная виды памяти.

Способности –  свойства души человека, понимаемые как  совокупность всевозможных психических  процессов (в том числе и памяти) и состояний.

Способности представляют собой высший уровень развития общих  и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающие успешное выполнение человеком различных видов деятельности.

Способности –  это, то что не сводится к знаниям, умениям, навыкам, но объясняет их быстрое  приобретение закрепление и эффективное  использование на практике. Это определение является наиболее узким и наиболее точным из всех трёх.  

Поэтому рассматривая различные классификации особенностей человека. В первую очередь различают  природные, или естественные, способности  и специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение. 

В данной классификации  память является одной из природных  способностей наряду с мышлением, воображением. Эти способности непосредственно  связаны с врождёнными задатками, но не тождественны им, а формируются на их основе при наличии жизненного элементарного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей, оперативного обусловливания, импринтинга и ряда других. 

Этот вид памяти является общим у человека и животных особенно высших, например у обезьян. У человека, кроме биологических обусловленных есть способности, обеспечивающие его жизнь и развития в социальной среде. Это общие и интеллектуальные специальные высшие способности, основанные на пользовании речью и логикой, теоретические и практические учебные и творческие, предметные и межличностные.  

Общие способности  это такие способности, которые  определяют успех человека в самых  различных видах деятельности к  ним, и относится развитая память наряду с умственными способностями  совершенной речью тонкостью и точностью ручных движений. 

Обратимся теперь к непосредственному анализов некоторых  фактов свидетельствующих, за и против обусловленности индивидуальных различий в познавательных процессах и  интеллектуальных способностей детей. 

В результатах  исследования очень много противоречивого. В одних случаях эта связь прослеживается, а в других нет. Поэтому такие суждения типа: “У девочек память лучше, чем у мальчиков, но мальчики превосходят в абстрактном мышлении.”. “Память является необходимым показателем интеллекта” не вполне соответствуют действительности.

1.2 Исследование  индивидуальных особенностей памяти  отечественными и зарубежными  исследователями. 

Интерес к проблеме памяти проявляется уже в далёкой  древности. Попытки подойти к  её пониманию мы находили у Платона и Аристотеля, которые осмысливали эти вопросы в основном с философской позиции. Древнегреческие философы считали, что ум человека можно уподобить восковой дощечке для письма на ней и запечатляются происходящие события. 

Более высоких  успехов в научном изучении памяти добились английские психологи XVIII – XIX вв. собравшие большой экспериментальный материал давший возможность сформулировать целый ряд теоретических положений. В частности, получено развитие представления об ассоциациях. И их роли в процессах памяти.  

Проблеме развития памяти и её индивидуальных различий большое влияние уделялось советскими и зарубежными психологами. Одна из самых ранних работ – исследование Геллета(1909г), проводившего опыты над  самим собой и своим двухлетним сыном. Сравнительное изучение продуктивности памяти детей от 5 до 10 лет проводил Декроли и Деганом. Из более поздних работ можно указать исследование Мак Елви(1933) и Мак Пич(1935), изучавшие память детей дошкольников на предметы. Ломли и Колхаун посвятили свои исследования развитию памяти на слова.  

Из советских  работ, посвященных изучению памяти необходимо указать, прежде всего, работу А.Н. Леонтьева(1931),исследовавшего возрастные и индивидуальные различия в продуктивности запоминание бессмысленных слогов и осмысленных слов, а также развитию непосредственного и опосредованного запоминания. В обширном исследовании П.И.Зинченко(1961) сопоставлялось продуктивность двух видов запоминания – произвольного и непроизвольного – у испытуемых разного возраста. 

Информация о работе Индивидуальные особенности памяти