Индивидуальная психология Адлера

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 23:45, реферат

Описание работы

Адлер представитель психоаналитического направления в психологии. Создал научную школу «индивидуальной психологии». Адлера часто представляют как ученика основателя психоанализа Зигмунда Фрейда, взбунтовавшегося в конце концов против своего учителя и начавшего создавать свои собственные концепции психологии и психотерапии. Однако внимательное знакомство с его жизнью и творчеством показывает, что на самом деле он был коллегой Фрейда, и ни в коем случае не следует воспринимать его как "неофрейдиста".

Работа содержит 1 файл

Индивидуальная психология Адлера.docx

— 46.81 Кб (Скачать)

      Стиль жизни. 

      Для следования жизненной цели каждый индивид  выбирает определееный жизненный стиль. Стиль жизни включает в себя те характерные поведенческие типы или приемы, при помощи которых  мы компенсируем свою неполноценность, реальную или мнимую. В нашем примере  с ребенком, у которого присутствуют телесные недостатки, такой стиль  включил бы в себя занятия спортом, что в итоге должно привести к  развитию физической силы и выносливости.

      Стиль жизни обычно формируется  к 4- 5 годам  и в дальнейшем с трудом поддается  каким-либо изменениям. Он как бы задает рамки для восприятия и упрорядочивания  всего доступного жизненного опыта. И вновь мы видим, что Адлер, как  и Фрейд, подчеркивает важность раннего  периода жизни. Но, в отличие от Фрейда, он настаивает на том, что мы способны сознательно формировать  свой стиль жизни – наше собственное  Я.

      Концепция творческой силы Я составляет, безусловно, вершину и кульминацию всей его  теории. Адлер высказал предположение, что мы можем сами формировать  свою личность в соответствии с собственным  уникальным стилем жизни. Это творческая сила составляет активный принцип человеческого  существования. Ее можно уподобить  традиционному понятию души. Мы строим  свое поведение на основе определенных способностей и того жизненного опыта, которым обладаем благодаря нашей  наследственности и влияния окружающей среды. Но именно от нас зависит, как  именно воспринимать и истолковывать  этот опыт, что собственно, и создает  основу нашего стиля жизни. А это  значит, что мы способны сознательно  влиять на формирование собственной  личности и свою судьбу. Адлер считал, что, скорее, мы сами определяем свою судьбу нежели оказываемся объектом воздействия  прошлого опыта.

      Исследуя  опыт детских лет своих пациентов, Адлер заинтересовался связью порядка  рождения и личности человека. Он обнаружил, что старшие, средние и младшие  дети из-за различий положения в  семье обладают различным социальным опытом, и, как следствие имеют  разные структуры личности. Старшие  дети в семье некоторое время  находятся в центре внимания –  но только до тех пор пока не появиться  следующий ребенок, который теперь притянет к себе все внимание родителей. А потому первенец может начать чувствовать  себя неуверенно и враждебно, утратив  прежнее чувство безопасности. Результатом  этих перемен может также стать  авторитарность и консервативность, жесткое желание поддерживать порядок  любыми средствами. Адлер высказал предположение, что преступниками, невротиками и извращенцами часто  становятся именно первенцы в семье.

      По  мнению Адлера, второй ребенок часто  бывает амбициозным, непокорным и ревнивым: ведь перед ним стоит задача не только не отстать, но и превзойти  старшего брата или сестру. Адлер  считал, что именно второй ребенок  лучше приспособлен к жизни, чем  старший или младший. Ведь младших  детей в семье балуют, а потому у них чаще других возникают проблемы.  
 

      Схема апперцепции. 

      Как часть своего жизненного стиля человек  Создает представление о себе и о мире.Адлер называет это  Схемой апперцепции. Апперцепция-психологический  термин,означающий воспрериятие.Адлер подчекивает,что представление человека о мире определяет его поведение.Если кто-то предполагает,что кольцо веревки в углу-это  змея,его страх будет таким же сильным,как если б там была настоящаа змея. Так же может сформироваться неадекватная схема апперцепции, изменяющая стиль жизни. Подобные люди - тираны и агрессоры, они подозревают окружающих в желании отнять у них власть и потому становятся подозрительными, жестокими, мстительными, не щадят даже своих близких. Для Адлера примерами такого стиля жизни были Нерон, Наполеон, Гитлер и другие авторитарные правители и тираны, не обязательно в масштабах страны, но и в рамках своей семьи, близких. При этом, с точки зрения Адлера, наиболее авторитарными и жестокими становятся дети избалованные, в то время как отверженным детям в большей степени присущи комплексы вины и неполноценности.

      Для Адлера,процесс формирования жизненных  целей,жизненного стиля,перцепции является творческим процессом.Мы формируем свою личность.  «Индивидуум-художник своей собственной личноти.» Далее Адлер доказывал, что люди мотивированы фиктивными целями – личными мнениями о настоящих и будущих событиях, регулирующими их поведение. Например, человек может в своей жизни руководствоваться кредо "честность – лучшая политика", или "каждый за себя", или уверенностью в том, что в загробной жизни добродетель будет вознаграждена, а порок наказан. Адлер, как психотерапевт, полагает, что люди ведут себя в соответствии с этими личными убеждениями, независимо от того, являются они объективно реальными или нет: "Ядовитая змея подползает к моей ноге или я только думаю, что она ядовитая – эффект будет один и тот же". В адлеровской схеме поведение четко отражает индивидуальное субъективное восприятие реальности. Далее рассмотрим центральные теоретические концепции, разработанные на основе этих принципов индивидуальной психологии.  
 
 
 

      Чувство общности. 

      Чувство общности является самым существенным и определяющим фактором в модели личности, разработанной Адлером. В  известной мере оно противодействует первым двум факторам. Чувство общности — это готовность к общению, к  сопереживанию, к взаимопониманию, к ответственности, готовность ставить  общественные интересы выше узколичных, иногда готовность к самопожертвованию. Такое чувство — основа положительных, продуктивных отношений человека к  другим людям, к обществу ив то же время  основа созидания всех культурных ценностей. 

      Адлер выделяет также узколичную логику, которая проявляется у людей  с неразвитым чувством общности, стремящихся  к самозначимости «на бесполезной  стороне жизни». Постоянно подчеркивая социальную сущность человеческой психики, он указывает на необходимость человека следовать «логике человеческого соучастия». 

      То, что мы называем справедливостью, говорит  Адлер, и то, что мы рассматриваем  как лучшую сторону человеческого  характера, по существу лишь выполнение естественных требований совместной жизни  людей. Характер и все ведущие  свойства личности оцениваются только с точки зрения общности. «Ни один полноценный человек не может  вырасти без воспитания и достаточного упражнения чувства общности. В связи  с этим Адлер уделяет основное внимание всем ситуациям и факторам в жизни ребенка, которые препятствуют или способствуют развитию чувства  общности. 

      Чувство общности впервые возникает и  развивается у растущего человека во взаимоотношениях с матерью. Но для  избалованного ребенка мать может  оказаться единственным хоть в какой-то степени близким человеком, и  если она не распространяет чувство  общности на других, то дальнейшее положительное  развитие ребенка не обеспечено. 

      Определяющую  роль в учении о характере Адлер  также приписывает чувству общности: «Характер... есть основная линия, по которой  проявляется стремление человека к  самозначимости в единстве с его  чувством общности» 

      В отличие от других школ психологи», которые «выхватывают отдельный  пункт психического развития и, исходя из этого пункта, пытаются выявить  типы, которые, конечно, существуют, индивидуальная психология этим не удовлетворяется. Нам  требуется создать четкую картину, как все это возникло, должно ли это было так сформироваться, как  этого можно было избежать или  как это изменить.Среди конкретных черт характера Адлер различает  агрессивные и неагрессивные. К  первым он причисляет тщеславие, ревность, зависть, скупость, ненависть. К неагрессивным  относятся уединенность, трусость, робость, несдержанность влечений. 

      Сходным образом Адлер подходит к аффектам, которые он делит на разъединяющие (гнев, печаль, страх, отвращение) и сближающие (радость, сострадание, отчасти стыд). Они рассматриваются как ограниченные во времени, сильные, внезапные выражения черт характера. Они проявляются там, где имеют личностный смысл, где соответствуют стилю жизни человека. 

      Лучшая  диагностика чувства общности —  это оценка способа решения трех главных жизненных задач, значение которых Адлер постоянно подчеркивает: 1) задачи отношения к людям, 2) задачи труда, отношения к труду, 3) задачи любви, отношения к другому полу. Положительное решение этих задач  возможно только при достаточно развитом чувстве общности. 

      Как источник всего ценного в характере  и жизни человека, в продуктах  его материального и духовного  творчества чувство общности само приобретает  значение высшей ценности. Именно поэтому  Адлер выдвигает развитие чувства  общности в качестве одной из главных  задач воспитания: «Нужно добиться того, чтобы каждый ребенок, оставляя школу, был бы способен быть истинным товарищем» 
 
 

      Ситуация  онтогенеза. 

     К детской психологии Адлер пришел не случайно: во-первых, поиск истоков  неврозов неизбежно приводит его  к изучению детства; во-вторых, для  проведения психолого-педагогических консультаций по вопросам трудновоспитуемых  детей оказались необходимыми психологические  данные об онтогенезе. 

      С точки зрения индивидуальной психологии начальная ситуация развития любого ребенка характеризуется: а) его  слабостью и беспомощностью, б) силой  и могуществом окружающих людей, в) полной зависимостью ребенка в  удовлетворении всех потребностей от сильных окружающих. Взрослый или  старший брат могут все: самостоятельно открыть дверь, идти куда вздумается, перемещать любые вещи и т. д. Это  по Адлеру, еще в доречевом периоде  порождает у младенца чувство  своей слабости, неполноценности. Вместе с этим возникает стремление стать  большим и сильным, вырасти. Это  стремление проявляется прежде всего  в подражании взрослым и в игре: ребенок как бы становится на цыпочки. В этом стремлении преодолеть исходное состояние слабости — корни воспитуемости ребенка. 

      Потребность в человеке как основе чувств; общности впервые возникает в форме  потреб ности в нежности. Естественно, что у нежеланных и нелюбимых  детей (при отсутствие нежности) развитие чувства общности задерживается, в  дальнейшем они уже непроизвольно  избегают проявлений нежности во взаимоотношениях, что рано ограничивает будущее чувство  любви. 

      Чувство самозначимости может развиваться  двояко: 1) путем самосовершенствования, через усвоение социальных способов деятельности; 2) путем использования  своей слабости, так как взрослые воспринимают ее как обязательное требование к себе. Последнее наиболее очевидно в случае избалованного ребенка. 

      Усиление  у нормального ребенка чувства  малозначимости, неполноценности обусловлено  в значительной степени неадекватным воспитанием: его обманывают, постоянно  ограничивают его инициативу, подчеркивая  при этом его слабость, неумелость, неопытность, смеются над его  ошибками, издеваются над его непонятливостью; рассматривают его лишь как предмет  удовольствия или как балласт; напоминают ему, что он, собственно, «ничто»; причем все это подается в не очень  тактичной форме. В результате это  приводит к страху перед каким-либо самостоятельным действием, в предвидении  неизбежной издевки или наказания. Часто такой страх сохраняется  и у взрослого человека. 

      Особенно  неблагоприятно эти факторы влияют на ребенка с органическими дефектами, проявляющимися не только в неполноценности  отдельных органов, но и в моторных, вербальных трудностях, в худшей сопротивляемости организма и т. п. Все это значительно  усиливает естественное чувство  неполноценности, изолирует ребенка, ослабляет чувство общности, фиксирует  его внимание на себе, и в результате это часто ведет к такому же эгоцентризму, как и излишек нежности, восхищения, опеки и полного подчинения взрослых избалованному ребенку. 

      Важным  вкладом Адлера в детскую психологию является и то, какую важную роль в формировании жизненного стиля  он придавал положению ребенка в  структуре семьи. Характерные особенности  стиля порождаются ситуациями единственного, особенно позднего ребенка, старшего, второго, младшего ребенка, единственного  мальчика среди девочек или единственной девочки среди мальчиков. Важное значение имеет также число детей  и различия в возрасте. 

      В частности, единственный ребенок в  семье, как правило, становится объектом баловства. Старший ребенок некоторое  время развивается как единственный, но появление второго ребенка  вытесняет его из привилегированного положения («свергает с трона»). Такое  восприятие может тяжело переживаться ребенком и восприниматься как потеря прошлого благополучия. Это отражается и на его дальнейшем поведении. В свою очередь, младший. ребенок может стать объектом баловства, превратиться в «маменькиного сына» 
 

Информация о работе Индивидуальная психология Адлера