Индивидуальная
психология Адлера.
Адлер
представитель психоаналитического
направления в психологии. Создал
научную школу «индивидуальной
психологии». Адлера часто представляют
как ученика основателя психоанализа
Зигмунда Фрейда, взбунтовавшегося в
конце концов против своего учителя
и начавшего создавать свои собственные
концепции психологии и психотерапии.
Однако внимательное знакомство с его
жизнью и творчеством показывает,
что на самом деле он был коллегой
Фрейда, и ни в коем случае не следует
воспринимать его как "неофрейдиста".
В его ранних работах, где угадываются
ростки будущих теорий, он весьма критично
характеризует период сотрудничества
с Фрейдом. Более того, Адлер никогда
не учился под руководством Фрейда
и никогда не подвергался психоанализу
сам, что является необходимым условием
для получения права стать
практикующим психоаналитиком. В отличие
от Фрейда Адлер не считает исходные
влечения генотипическим инстинктом,
а предполагает лишь их потенциальную
заданность.
Адлер категорически отказался
от сексуального влечения как
исходной мотивационной тенденции,
конституирующей основы личности.Трактовка
концепции Адлера как фрейдистской
обедняет содержание индивидуальной
психологии, в лучшем случае придавая
ей эклектический характер. Задача
данной работы предполагает как
раз выход за рамки такого
ее традиционного толкования
и демонстрацию того, что отход
Адлера от учения Фрейда является
не частным, а принципиальным,
конституирующим моментом становления
индивидуальной психологии. В то
же время решение этой задачи
неизбежно требует развернутого
изложения понятийного и методического
аппарата А. Адлера, основных вех
развития его творчества. К сожалению,
Адлер и Фрейд не примирились
после разрыва их отношений
в 1911 году, и Фрейд оставался
враждебно настроенным к Адлеру
в течение всей жизни. Как
покажет обсуждение основных
концепций Адлера, большинство положений
его индивидуальной психологии
и психотерапии развивались как
антитезисы теории Фрейда.Фрейд
однажды даже отозвался об Адлере как
о зануде.
В
течение нескольких последующих
лет Адлер развивал свой вариант
психоанализа существенно отличавшийся
от фрейдовской системы по целому
ряду пунктов.. Адлер назвал Фрейда
мошенником, а психоанализ – «мерзостью
и непристойностью». Фрейд тоже не
остался в долгу и охарактеризовал
Адлера как «ненормального», «Человека,
свихнувшегося на почве собственных амбиций».
Изложение Адлером собственного позитивизма
1911 г. и стало началом индивидуальной психологии.
К Адлеру примкнули многие видные медики,
психологи, педагоги.
Неполноценность
и компенсация.
Концепция
Адлера в общей форме включает
три основные категории, или три
фактора структуры и динамики
личности: 1) чувство общности; 2) чувство
неполноценности или недостаточности
и 3) стремление к собственной значимости
(или самозначимости по выражению
Адлера).
Чувство
неполноценности. В работах Адлера понятие
чувства неполноценности встречается
наиболее часто. Все люди, как он считает,
чувствуют себя неадекватными в определенных
ситуациях, при столкновении с жизненными
трудностями и осознании собственной
беспомощности. Он проводит аналогию между
зависимостью ребенка от семьи и взрослого
от общества. В этом он видит истоки той
человеческой слабости, которая и порождает
чувство неполноценности. Сначала ощущение
слабости, несовершенства, неспособности
выражается в чувстве неуверенности в
собственных возможностях, которое затем
тормозит выполнение целенаправленных
действий и ведет к самоуничижению. Его
детские годы прошли под знаком постоянных
болезней, зависимости по отношению к
старшему брату и полного неприятия со
стороны матери. Сам себя он считал слабым,
тщедушным и непривлекательным. Он ощущал
большую близость с отцом, нежели с матерью
и потому впоследствии не принял фрейдовской
концепции эдипова комплекса, поскольку
сам его в детстве не испытал. Ребенком
он тратил много сил на то, чтобы завоевать
признание и популярность в среде сверстников.
Став старше, он сумел добиться высокой
самооценки и был оценен по достоинству
окружающими, чего ему так не хватало в
собственной семье.
Адлер
полагает, что чувство неполноценности
присуще каждому человеку. Обычно
он определяет его как положительную
неудовлетворенность, которая продолжается,
по крайней мере, так долго, «пока
какая-нибудь задача или потребность
не будет разрешена». Конечно, не всякое
чувство неудовлетворенности можно
рассматривать как чувство неполноценности.
Это зависит а) от субъективной трудности
задачи, т. е. степени переживания «Я
сам», б) от социальной ситуации (что подумают
или скажут другие?), в) от потребности
в собственной значимости, неотделимой
от межличностного контекста. Таким образом,
по Адлеру, чувство неполноценности —
полностью социально мотивированное чувство.
Чувство
неполноценности может оказывать
положительное воздействие, как
на уровне индивида, так и на уровне
социума, поскольку именно с ним
связано постоянное стремление к
превосходству. Однако, если в детские
годы в ответ на чувство неполноценности
ребенок наталкивается на слишком
мягкое, или же напротив излишне
жесткое отношение, у него в результате
может появиться некое аномальное
компенсаторное поведение. Неспособность
в достаточной мере компенсировать
чувство неполноценности может
привести к развитию комплекса
неполноценности, что приводит человека
к серьезным жизненным проблемам.Каковы
условия порождения чувства неполноценности?
Среди них сразу же после врожденных органических
дефектов Адлер выделяет неправильное
воспитание: избалованность, жестокость,
равнодушие, авторитарность и т. п. В более
подробном изложении Э. Вексберга выделены
еще четыре группы условий, которые могут
породить чувство неполноценности: 1) органические
дефекты ребенка; 2) социально-экономическое
положение семьи (бедность, зависимость
и др.); 3)принадлежность к недооцениваемому
полу; 4) место ребенка в семье (структура
семьи) [14; 89—210].
Социальный
характер чувства неполноценности
вытекает уже из механизма его
формирования, в основе которого лежит
процесс непроизвольного, часто
малоосознанного сравнения, соизмерения
с окружающими, с их целями [4; 15]. Возможно,
следует говорить о специфике
такого рода сравнения, где одним
из объектов сравнения является сам
сравнивающий субъект. Характер такого
сравнения красочно описывает М.
Шпербер: «Нет ни одной пусть самой
частной черты, ни одной ситуации,
ни одного события, ни одного переживания,
которые не могли бы вызвать чувства
неполноценности. Оно может возникнуть
во всех возрастах, но чаще всего в
детстве. Чувство неполноценности
всегда находит себе благоприятную
основу: человек видит себя слишком
малорослым или слишком длинным,
слишком схожим с кем-то или совершенно
отличным от всех других...»
Очевидно,
для того чтобы не увлечься подобными
сравнениями, субъект должен обладать
достаточно устойчивой положительной
самооценкой. Будучи далеко не всегда
объективно оправдано, чувство неполноценности
всегда вызывает стремление к его
преодолению.Таким образом сильно
развитое чувство неполноценности
может затруднтить позитивный рост,а
умеренно развитое чувство неполноценности
может побудить индивидуума к
конструктивным целям и достижениям.Например
ребенок в раннем возрасте обнарживает,что
есть другие существа,которые способны
удовлетворять свои способности более
полно,лучше подготовлены к жизни,он учиться
переоцениквать размеры и рост,дающие
возможность открыть дверь,передвинуть
тяжелую вещь.В душе возникает желание
стать таким же сильным и даже сильнее
других.Чувство неполноценности само
по себе не является ненормальным. «Она
причина всех улучшений в положении человечества.»
.
Существует и специальный механизм,
-
компенсация.Адлер выделил четыре
основных вида компенсации - неполную
компенсацию, полную компенсацию,
сверхкомпенсацию и мнимую компенсацию,
или уход в болезнь. Соединение
определенных видов компенсации
с жизненным стилем и уровнем
развития чувства общности дало
ему возможность создать одну
из первых типологий развития
личности.Он считал, что развитое
чувство общности, определяя социальный
стиль жизни, позволяет ребенку
создать достаточно адекватную
схему апперцепции. При этом
дети с неполной компенсацией
меньше чувствуют свою ущербность,
так как они могут компенсироваться
при помощи других людей, сверстников,
от которых они не чувствуют
отгороженности. Это особенно важно
при физических дефектах, которые
часто не дают возможности
полной их компенсации и тем
самым могут послужить причиной
изоляции ребенка от сверстников,
остановить его личностный рост
и совершенствование.В случае
сверхкомпенсации такие люди
стараются обратить свои знания
и умения на пользу людям,
их стремление к превосходству
не превращается в агрессию
против людей. Примером такой
сверхкомпенсации превосходства
при социальном жизненном стиле
для Адлера служили Демосфен,
преодолевший свое заикание, Ф.
Рузвельт, преодолевший свою физическую
слабость, многие другие замечательные
люди, не обязательно широко известные,
но приносящие пользу окружающим.В
то же время при неразвитом
чувстве общности у ребенка
начинают уже в раннем детстве
формироваться различные невротические
комплексы, которые приводят к
отклонениям в развитии его
личности. Так, неполная компенсация
способствует возникновению комплекса
неполноценности, который делает неадекватной
схему апперцепции, изменяет жизненный
стиль, делая ребенка тревожным, неуверенным
в себе, завистливым, конформным и напряженным.
Невозможность преодолеть свои дефекты,
в особенности физические, часто приводит
и к мнимой компенсации, и ребенок, так
же как позднее уже взрослый человек, начинает
спекулировать своим недостатком, стараясь
извлечь привилегии из внимания и сочувствия,
которыми его окружают. Однако такой вид
компенсации несовершенен, так как он
останавливает личностный рост и формирует
неадекватную, завистливую, эгоистическую
личность.В случае сверхкомпенсации у
детей с неразвитым чувством общности
стремление к самосовершенствованию трансформируется
в невротический комплекс власти, доминирования
и господства. Такие люди используют свои
знания для приобретения власти над людьми,
для порабощения их, думая не о пользе
для общества, а о своих выгодах. При этом
также формируется неадекватная схема
апперцепции, изменяющая стиль жизни.
Подобные люди - тираны и агрессоры, они
подозревают окружающих в желании отнять
у них власть и потому становятся подозрительными,
жестокими, мстительными, не щадят даже
своих близких. Для Адлера примерами такого
стиля жизни были Нерон, Наполеон, Гитлер
и другие авторитарные правители и тираны,
не обязательно в масштабах страны, но
и в рамках своей семьи, близких. При этом,
с точки зрения Адлера, наиболее авторитарными
и жестокими становятся дети избалованные,
в то время как отверженным детям в большей
степени присущи комплексы вины и неполноценности.
Стремление
к превосходству.
Если
чувство неполноценности воздействует
на человека, вызывая в нем желание,
преодолеть свой недостаток, то стремление
к превосходству вызывает желание
быть лучше всех, не только преодолеть
недостаток, но и стать самым умелым
и знающим. Эти чувства, с точки
зрения Адлера, стимулируют не только
индивидуальное развитие, но и развитие
общества в целом благодаря самосовершенствованию
и открытиям, сделанным отдельными
людьми. «Стремление к превосходству,самосовершенствованию
является врожденной в том смысле,что
эта часть жизни,стремление или потребность,без
которой жизнь была немыслимой.»
Никто
не хочет только прозябать, быть несовершенным,
слабым. Наоборот, каждый нормальный человек
хочет быть способным на что-то, быть
кем-нибудь, чувствовать свою социальную
значимость. Человек вообще избегает
какой-либо потери чувства собственного
достоинства. Если он ощущает отношения
с окружающими его людьми как
товарищеские, то это говорит о
том, что в нем уравновешены два
противоположных чувства — самозначимости
и общности, сопринадлежности.
Однако
цель превосходства может быть как
позитивной,так и негативной.Если
она включает общественные заботы и
заинтересованность в благополучии
других,она развивается в здоровом
направлении.Она принимает форму
стремления к росту,развитию умений
и способностей,более совершенного
способа жизни.Однако некоторые
люди борются за личное превосходство,они
пытаются достичь ощущения превосходства
посредством господства над другими.По
Адлеруборьба за личное превосходство-невротическое
звращение,результат сильного чувства
неполноценности и отсутствие социального
интереса.
Компенсация
чувства неполноценности в таком случае
может проявляться в бесконечно разнообразных
формах, даже в самых парадоксальных. Так,
для усиления чувства самозначимости
может использоваться самоунижающий фактор:
человек начинает играть роль изгнанника
и страдальца. В одной западной газете
был помещен фотоснимок одной американки
с подписью: «Самая некрасивая женщина
в мире». Королева безобразия — все равно
королева!
Таким
образом,Адлер подчеркивает, что усиление
чувства самозначимости без развитого
чувства общности ведет к формированию
патологического комплекса превосходства,
вырастающего на основе комплекса неполноценности.
«Нормальный человек не имеет комплекса
превосходства, он даже не видит смысла
в превосходстве как таковом. Если ему
и свойственно стремление превосходить,
то только в том смысле, что человек стремится
к успехам в труде; но пока это стремление
выражается в продуктивных достижениях,
оно не ведет к неадекватной самооценке
и к болезни»
Отсюда
понятна возможность положительного
и отрицательного стремления к самозначимости.
Адлер
постоянно подчеркивает принципиальное
различие между стремлением к
самозначимости «на полезной стороне
жизни» и стремлением «на бесполезной
стороне жизни». «Бесполезная сторона
жизни» — это хронические конфликтные
формы поведения, алкоголизм, асоциальные
и невротические формы поведения
и т. п. Во всем этом проявляется отсутствие
чувства общности. Подлинным героем
человек может стать лишь «на
полезной стороне жизни». Здесь Адлер
видит чрезвычайно важную воспитательную
задачу: как можно раньше дать ребенку
достаточно четкие критерии различия
между подлинным и ложным геройством.
В
онтогенезе стремление к самозначимости
проявляется прежде всего в стремлении
быть в центре внимания взрослых любой
ценой. В случае избалованного ребенка
это проявляется чаще всего во
власти над матерью или другими
близкими взрослыми — они становятся
как бы рабами ребенка.
По Адлеру, борьба человека за
превосходство носит всеобщий
характер, но при этом возможны
разные способы достижения поставленной
цели. Мы по-разному осуществляем
эту борьбу, что приводит в
итоге к появлению уникальных,
характерных только для данного
человека методов.
Жизненные
цели.
Каждый
индивидуум, по Адлеру,специфическую
и ценную цель,служащую целью его
стремлений и достижений.Жизненная
цель каждого человека складывается
исходя из его опыта,ценностей,отношений,особенностей
самой личности.Жизненная цель это
не нечто ясное и сознано выбранное.Жизненные
цели,которые мотивируют и создают
нас ,сформировались в раннем детстве.Например,многие
врачи выбрали свою профессию,как
средство справится с ощущением
небезопасности и страхом перед
смертью.
Формирование
жизненных целей начинается в
детстве,как компенсация чувства
неполноценности.Жизненные цели в
целом служат защитой против чувства
бессилия,местом между неудовлетворяющим
настоящим и ярким будущим.Они всегда
несколько нереалистичны и стать невротически
преувеличееными,если чувство неполноценности
слишком сильно,если чувство неплноценности
слишком сильно.У невротиков всегда имеется
весьма сильное расхождение между
сознательными целями и бессознательными
,которые вращаются вокруг фантазий личного
превосходства,вместо целей,которые вели
бы к конкретным достижениям.Человек,который
стремится к превосходству,Личной власти,розовьет
определенные черты характера,связанные
с этой целью-амбиции,зависть,недоверие.Они
приняты индивидом,как грани егоориентации.