Индивид. Индивидуальность

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 19:01, реферат

Описание работы

Индивидуальность характеризует личность конкретнее, деятельнее и тем самым полнее. Она является постоянным объектом исследования, как при изучении психологии личности, так и других направлений психологии, что обусловливает актуальность выбранной темы курсовой работы. Понять индивидуальность можно, лишь объединив все факты и данные о человеке во всех аспектах его бытия.

Работа содержит 1 файл

индивид.docx

— 50.79 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Индивидуальность и личность.

 

 Слово «личность» употребляется  только по отношению к человеку, и притом начиная лишь с  некоторого этапа его развития. Мы не говорим «личность новорожденного»,  понимая его как индивида. Мы  всерьез не говорим о личности  даже двухлетнего ребенка, хотя  он многое приобрел из социального  окружения. Поэтому личность не  есть продукт перекрещивания  биологического и социального   факторов.  Раздвоение личности – отнюдь не фигуральное выражение, а реальный факт. Но выражение «раздвоение индивида» - бессмыслица, противоречие в терминах. То и другое – целостности, но разные. Личность, в отличие от индивида, не есть целостность, обусловленная генотипом: личностью не рождаются, личностью становятся. А.Н. Леонтьев подчеркивал невозможность поставить знак равенства между понятиями «личность» и «индивид» ввиду того, что личность – это особое качество, приобретаемое индивидом благодаря общественным отношениям. Личность невозможна вне социальной деятельности и общения.                                                                                                                          Индивидуальность – не просто “атомарность”  человека, а скорее характеристика его единичности и своеобразия, выводящего за рамки этой единичности. Как сказал современный немецкий философ Ю. Хабермас, “моя концепция меня самого” имеет смысл лишь тогда, когда человек признается и как вообще личность, и как именно эта индивидуальная личность. Смысловая близость терминов “индивидуальность” и “личность” – то, что личность индивидуальна, а индивидуальность личности – это ее специфика, приводит к тому, что эти термины нередко употребляются как однозначные, замещают друг друга. Вместе с тем в понятиях индивидуальности и личности можно обнаружить и разные измерения того, что изменяется “социально значимыми качествами человека”. К слову “индивидуальность” мы прилагаем такие эпитеты, как “яркая”, “оригинальная”. О личности нам хочется сказать “сильная”, “энергичная”, “независимая”. В индивидуальности мы отмечаем ее самобытность, в личности – скорее самостоятельность, или, как писал советский психолог С.Л. Рубенштейн, “человек есть индивидуальность в силу наличия у него особенных, единичных, неповторимых свойств”. Человек есть личность, поскольку у него есть свое лицо и поскольку даже в самых трудных жизненных испытаниях он не теряет лица.                                            Индивидуальность не только обладает различными способностями, но еще и представляет некую их целостность. Богато одаренный человек обладает не просто набором, совокупностью, но ансамблем различных задатков. При этом одно из его дарований, как правило, довлеет под всеми другими, определяя оригинальный способ их сочетания.                                                                                                                                  Процесс самореализации должен носить совершенно свободный характер. Призвание – не роль, не задача, которую человек может перед собой поставить. Вся его преднамеренность и воля должна быть, как раз направлена на то, чтобы “не препятствовать гению”, чтобы дарование – призвание “само в нем заговорило”. Напряженная целенаправленная работа совершенно необходима для творчества, но сама по себе ничего удовлетворяющего творца на свет не производит.                                                                                                                                                                   

 

Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что  это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления личности и индивидуальности.                                                                                                                                                   

 

Становление личности есть процесс социализации человека, который  состоит в освоении им родовой, общественной сущности. Это освоении всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме.                                                                                                                                      Личность – понятие богатое по содержанию, включающее не только общие и особенные признаки, но и единичные, уникальные свойства человека. То, что делает человека личностью, – это его социальная индивидуальность, т.е. совокупность характерных для человека социальных качеств. Но и природная индивидуальность оказывает свое влияние на развитие личности и ее восприятие. Социальная индивидуальность человека не возникает на пустом месте или только на основе биологических предпосылок.                                                                                                            Человек формируется в конкретном историческом времени и социальном пространстве, в процессе практической деятельности и воспитания. Поэтому личность как социальная индивидуальность – это всегда конкретный итог, синтез и взаимодействие очень разнообразных факторов. И личность тем значительнее, чем в большей степени она аккумулирует социально-культурный опыт человека и в свою очередь вносит индивидуальный вклад в его развитие. Проблема личности в философии – это вопрос о том, в чем сущность человека как личности, каково ее место в мире и в истории. Личность здесь рассматривается как индивидуальное выражение и субъект общественных идеалов, ценностей, общественных отношений, деятельности и общения людей. Особенно следует сказать о влиянии деятельности на личность. Деятельность человека является той основой, на которой и благодаря которой происходит развитие личности и выполнение ею различных социальных ролей в обществе. Только в деятельности индивид выступает и самоутверждается как личность, иначе он остается “вещью в себе”. Сам человек может думать о себе что угодно, но то, чем он является в действительности, обнаруживается только в деле.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Таким образом, можно сказать, чтов психологии сложилось несколько пониманий индивидуальности. Первоначально индивидуальность рассматривалась как единичность, как неповторимость сочетания разных по степени выраженности, но присущих всем без исключения личностных черт. Это понимание было выявлением вектора потенциальных патологических изменений.                                                                                                                                                                 Другое понимание индивидуальности связано с выделением у индивида присущих только ему личностных черт, генетически связанные с какими-то случайными обстоятельствами. В этом случае индивидуальность выступает в роли некоего дополнения к личности- носителю существенных свойств и качеств и определялась как совокупность индивидуальных личностных черт, отличающих одного человека от другого.                                                                                                      И, наконец, третье понимание. Индивидуальность, как гармония частей.  Индивидуальность всегда представляет собой определенную гармонию и обладает своей формой и своей относительной устойчивостью системы.                                                                                                                                        Каждый человек как целое всегда есть индивид, и личность, и субъект деятельности. Однако далеко не каждый является индивидуальностью, не в смысле индивидуальных отличий на каждом уровне организации, а в смысле их гармоничных отношений, единства разноуровневых свойств.                                                                                                                                                                    Основной функцией индивидуальности как интеграта является сохранение и изменение своей сверхсоциальной, родовой сущности, не ограниченной только рамками существующего социального порядка, развитие внутреннего мира, восполняющего личностные дефициты и компенсирующего несовершенства мира внешнего.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

 

1. Аванесов В.С. Тесты  в социологическом исследовании. - М.: Изд. М. университета.- 1982.- 430 с .

2. Аверин В.А. Психология  личности: Учеб. Пособие.2-е изд. - СПб.: Изд. Михайлова В.Л.- 2001ю-191 с.

3. Немов Р. Психология. М.: Просвещение, 1990.-300 с.

4. Психология /под ред. А.А. Крылова. - М.: Проспект, 1998.-583 с.

5. Психология индивидуальных  различий. Тексты / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтера.- М.: Изд. М. университета. - 1982.-318 с.

6. Столяренко Л. Основы  психологии. - Ростов на/Д: Изд. «Феникс», 1997.-736 с.

 


Информация о работе Индивид. Индивидуальность