В целом в развитии личности
можно выделить три важнейших
уровня.
- субъект недостаточно адекватно осознает свои истинные побуждения.
- личность выступает как субъект, сознательно соотносящий цели и мотивы действий, намеренно формирующий ситуации своего поведения.
- На третьем уровне личность становится субъектом своего жизненного пути, который она сознательно измеряет масштабами своей эпохи. На первый план здесь выступают качества индивидуальности, неповторимости в их общественно-историческом значении.
Личность – субъект
своей жизни, то есть источник и движущая
сила жизненной динамики. Особенность
развитой личности как субъекта жизни
состоит в ее способности разрешать
жизненные проблемы.
Формирование личностных качеств человека
зависит не только от положения человека
в обществе, но и находится в тесной связи
с его индивидуальным самосознанием, зависит
от индивидуального отношения человека
к своему положению. Поведение конкретного
человека, его отношение к своим социальным
ролям и функциям зависит от его индивидуального
сознания, понимания смысла жизни, его
способностей и потребностей.
В рамках общественных отношений бытие
каждого человека индивидуализировано.
Индивид – представитель человеческого
рода и личностью он не рождается, а становиться.
Личность не только продукт и объект общества,
но и субъект исторического процесса.
Именно в качестве субъекта индивид и
поднимается на уровень личности, реализующей
себя в общении, труде, познании и творчестве.
И чем больше воздействие индивида на
окружающую среду, тем заметнее он проявляет
себя как личность.
Человек – продукт и субъект общественных
отношений. Если понятие индивида нацелено
на первое из этих определений, то понятие
индивидуальности и личности ставят во
главу угла самоусмотрение, благодаря
которому данный конкретный человек в
полной мере может стать активным субъектом
общественной жизни. Оба эти понятия используются
для обозначения социально значимых качеств,
которые выработали в себе люди.
4.1. Типы личности.
Выделяют несколько крупных
социальных типов личности, которые
прослеживаются на всем историческом
пути развития человечества.
- Первый тип – “деятели” – охотники и рыболовы, воины и ремесленники, земледельцы и рабочие, инженеры и геологи, медики и педагоги, менеджеры и т.д. Для таких личностей главное – активное действие, изменение мира и других людей, включаю самого себя.
- Второй тип – “мыслители”. Это люди, которые, по словам Пифагора, приходят в мир не для того, чтобы соревноваться и торговать, а смотреть и размышлять. Образ мудреца, мыслителя, воплощавшего в себе традиции рода и его историческую память (летописание) всегда пользовался огромным авторитетом.
- Третий тип – “люди чувств и эмоций”, которые остро чувствуют, как “трещина мира” (Г.Гейне) проходит через их сердца. Прежде всего, это деятели литературы и искусства, гениальные прозрения которых зачастую опережают самые научные прогнозы и прорицания мудрецов.
- Четвертый тип – “гуманисты и подвижники”, отличающиеся обостренным чувством ощущения душевного состояния другого человека, как бы “вчувствуются” в него, облегчая душевное и телесное страдание. Их сила – в вере в свое предназначение, в любви к людям и всему живому, в активном действии. Они сделали делом своей жизни милосердие. “Спешите делать добро” – этот жизненный девиз русского врача-гуманиста XIX века Ф.П. Гааза символизирует стержень таких личностей.
4.2. Структура личности.
Выделяют, в первую
очередь, так называемую физическую
личность или физическое Я.
Это тело, или телесная организация
человека, самый устойчивый компонент
личности, основанный на телесных
свойствах и самоощущениях. Тело
не только первый “предмет”
для познания, но и обязательный
компонент личностного мира человека,
как помогающее, так и мешающее
в процессах общения. К физической
личности могут быть отнесены также одежда
и домашний очаг. Известно, что многое
о человеке можно сказать по данным элементам.
Это же относится и к произведениям ручного
или интеллектуального труда человека
– украшение его быта, коллекциям, рукописям,
письмам и т.д. Защита себя, своего тела,
своей идентичности, равно как и своего
ближайшего окружения, относится к числу
древнейших личностных качеств человека
и в истории общества, и в истории индивида.
Как сказал Г. Гейне: каждый человек есть
“целый мир, рождающийся и умирающий вместе
с ним …”
Социальная личность складывается в общении
людей, начиная с первичных форм общения
матери с ребенком. По сути дела она представляет
как система социальных ролей человека,
в разных группах, мнением которых он дорожит.
Все формы самоутверждения в профессии,
соперничестве и т.д. формируют социальную
структуру личности. Психологи отмечают,
что довольство или недовольство собой
всецело определяется дробью, в которой
числитель выражает наш действительный
успех, а знаменатель – наши притязания.
Духовная личность составляет тот невидимый
стержень, ядро нашего “Я”, на котором
держится все. Это внутренние душевные
состояния, отражающие устремленность
к определенным духовным ценностям и идеалам.
Они могут и не осознаваться во всей полноте,
но так или иначе забота о “душе” является
квинтэссенцией личностного развития.
Рано или поздно каждый человек, хотя бы
в отдельные моменты жизни начинает задумываться
над смыслом своего существования и духовного
развития. Духовность человека не является
чем-то внешним, ее нельзя приобрести путем
образования или подражания даже лучшим
примерам.
Зачастую она не только “держит” личность,
подобно стержню, но и является высшим
благом, верховной ценностью, во имя которой
иногда жертвуют жизнью. Потребность в
духовном развитии личности в полном смысле
слова ненасыщаема, чего нельзя сказать
о физических и социальных потребностях.
В знаменитом выражении Паскаля о человеке
как “мыслящем тростнике” подчеркивается
сила духа, даже при самых суровых условиях
бытия. Более того, история дает массу
примеров того, как интенсивная духовная
жизнь (мудрецов, ученых, деятелей литературы
и искусства, религиозных подвижников)
была залогом не только физического выживания,
но и активного долголетия. Люди, сохраняющие
свой духовный мир, как правило, выживали
и в условиях каторг и концлагерей, что
еще раз подтвердил горький опыт XX века.
Выделение физической, социальной и духовной
личности (так же как и соответствующих
потребностей) носит достаточно условный
характер. Все эти стороны личности образуют
систему, каждый из элементов которой
может на разных этапах жизни человека
приобретать доминирующее значение.
4.3. Грани личности.
Личность – это совокупность
трех ее основных составляющих: биогенетических
задатков, воздействия социальных факторов
(среда, условия, нормы) и ее психосоциального
ядра – “Я”. Оно представляет собой
как бы внутреннее социальное личности,
ставшее феноменом психики, определяющее
ее характер, сферу мотивации, способ
соотношения своих интересов
с общественными. Она же является основой
формирования социальных чувств человека:
чувства собственного долга, достоинства,
ответственности, совести. Таким образом
“Я” есть сущностный элемент структуры
личности, это высший духовно-смысловой
ее центр. Процесс соотнесения образа
“Я” с реальными жизненными обстоятельствами,
служит базой для самовоспитания, развития
собственной личности. Человек как личность
не есть некая законченная данность. Он
– процесс, требующий неустанной душевной
деятельности.
- грань Я – это так называемое телесное или физическое Я, переживание своего тела как воплощения Я, образ тела, переживания физических дефектов, сознание здоровья или болезни. В форме телесного Я мы ощущаем не столько личность, сколько её материальный субстрат – тело, через посредство которого она проявляет себя и иначе проявиться не может. Тело очень большой вклад в целостное ощущение собственного Я – об этом всем известно на собственном опыте. Особенно большое значение телесное Я приобретает в подростковом возрасте, когда собственное Я начинает выходить из человека на передний план, а другие стороны Я еще отстают в своем развитии.
- грань Я – это социально-ролевое Я, выражающееся в ощущении себя носителем тех или иных социальных ролей и функций. Доминирование социально-ролевого Я – характеризующая черта бюрократа всех времен и народов, который мыслит себя как воплощение определенных должностных функций и государственных интересов – и ничего кроме этого я не содержит.
- грань – психологическое Я. Она включает в себя восприятие собственных черт, диспозиций, мотивов, потребностей и способностей и отвечает на вопрос «какой я».
- грань Я - это ощущения себя как источника активности или, наоборот пассивного объекта воздействий, переживание свой свободы или несвободы. Его можно назвать экзистенциальным Я, поскольку в нем отражаются личностные особенности высшего экзистенциального уровня, особенности не каких-то конкретных личностных структур, а общих принципов отношений личности с окружающим ее миром.
- грань Я – это самоотношение или смысл Я. Наиболее поверхностным проявлением самоотношения выступает самооценка. Следует различать самоуважение – отношение к себе как бы со стороны, обусловленное какими-то реальными достоинствами или недостатками – и самопринятие – непосредственное эмоциональное отношение к себе.
5. Индивидуальность.
Первая трудность, с которой
сталкивается человек исследующий
индивидуальность, это отсутствие необходимых
способов, позволяющих точно исследовать
уникальность единичного явления. Сегодняшние
научные методы измерения рассчитаны
на изучение систематически повторяющихся
явлений, когда есть возможность
сопоставлять с эталонами, пользоваться
единицами измерений, системами
координат и.т.д. Неповторимость, уникальность,
индивидуальность явления лишает смысла
задачу сопоставления, а потому выявить
и измерить человеческую индивидуальность
представляется крайне сложной задачей.
Вероятно, на данном этапе развития
научных исследований возможно лишь
какое-то минимальное приближение
к решению проблемы путём последовательного
выделения человеческих типов как
системы относительно гомогенных групп
людей, обладающих сходными психофизиологическими
характеристиками, которые могут
быть использованы в качестве координат
индивидуальности.
Индивидуальность человека проявляется
уже на биологическом уровне. Сама природа
сохраняет в человеке не только его родовую
сущность, но и то, что составляет его уникальность,
его биологическую неповторимость. Данная
неповторимость отличает и животных, но
в человеке она связана не только с внешними
проявлениями, но и с его внутренним духовным
ветром. Уникальность человека объясняется
многими факторами: природными способностями,
которые представляют некую целостность,
наследственными особенностями, неповторимыми
условиями микросреды, в которых находится
человек, неповторимостью его опыта. При
этом следует иметь в виду, что индивидуальность
не есть некий абсолют, нечто раз и навсегда
данное, обладавшее полкой и окончательной
завершенностью. Она постоянно изменяется,
являясь в то де время самым устойчивым
инвариантом личностной структуры человека.
Разнообразие индивидуальностей - это
величайшая общественная ценность, настоятельная
потребность разумно организованного
общества и существенное условие его успешного
функционирования. Понятие индивидуальности
выступает и как биосоциальная данность,
и как характеристика личности. Индивидуальность
как характеристика личности – это неповторимый,
самобытный способ бытия каждой личности,
индивидуальная форма общественной жизни
человека. Индивидуальность выражает
собственный мир индивида, его особый
жизненный путь, который по своему содержанию
определяется как социальными условиями,
так и собственным жизнетворчеством. Знать
то, что дано человеку от природы, и быть
готовым к долгому и мучительному труду
по реализации и развитию этого дара, по
констатированию собственной уникальности,
- таков путь становления и развития индивидуальности
личности.
Каждый человек как индивидуальность
есть неповторимое, незаменимое событие.
В то же время степень развития этой индивидуальности
выражена у людей по-разному. Именно этот
факт привел В.З.Зеньковского к выводу,
что есть немало серых, неразвитых людей,
у которых индивидуальность как бы не
дана, поэтому у них нет ничего, что
следовало бы развивать, воспитывать как
индивидуальную силу. В действительности
все люди обладают индивидуальностью,
но разной степенью ее проявления.
5.1. Основные формы развития
индивидуальности.
Каждая из групп человеческих
свойств выступает открытой внешнему
миру, общественной жизни, созданной
людьми в их общественном развитии,
искусственной среде обитания, географической
среде в биогеносфере в целом, Вселенной.
В постоянном, активном взаимодействии
человека с миром, природой осуществляется
индивидуальное развитие человека. В каждой
из подструктур (индивид, личность, субъект
деятельности) имеются индивидуальные
различия, которые можно рассматривать
с точки зрения уникальности., неповторимости.
В индивидуальности интегрируются три
формы развития. Основная форма развития
индивидных свойств - онтогенез. Основная
форма развития личностных свойств - жизненный
путь человека в обществе. Для субъективных
свойств - история производственной деятельности
человека в обществе, в частности, история
формирования его профессиональной деятельности.
. Старт , кульминация и финиш индивидных,
личностных и субъективных свойств характеризуется
несовпадением в возрастном развитии,
взаимодействия и взаимовозникновения
целостной системы ее свойств в процессе
онтогенеза и жизненного пути.
Объективная картина жизненного пути
и самосознания личности всегда строится
в соответствии индивидуальному и социальному
развитию, соизмеряемому в биографо-исторических
датах, событийной представленности. Выделяются
следующие события: внешней среды, биографические,
поведения, внутренней жизни и события
впечатления.
Человек может иметь разную степень включенности
в историческое время. Со временем индивидуальность
становиться регулятором как хода собственного
развития, так и гармонии ее свойств.
Изучение индивидуальности требует рассмотрения
ее как многомерной системы, развитие
и формирование которой подчиняется определенным
закономерностям. Важным индикатором
человеческой индивидуальности является
активность, созидающей творческой деятельности
человека. Одним из проявлений активности
индивидуальности могут являться поступки
человека. «Вызревание» поступков происходят
в сфере переживаний личности, в результате
активной внутренней работы. Действие
их можно наблюдать в разных формах. Это
могут быть поступки гражданского характера,
коммуникативные, трудовые. Поступки человека
могут проявляться как устойчивый стиль
поведения . Такая индивидуальность выступает
как организатор и преобразователь обстоятельств
современной ему среды, способная создавать
таким образом новые обстоятельства жизни.
И в том и в другом случае индивидуальность
представляет и источник саморазвития
человека, «позволяет стоить себя изнутри»