Характеристика процесса понимания человека человеком

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 21:38, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования определяется тем, что названные формы психического отражения выполняют важнейшую функцию при объединении людей — они являются регулятором общения. Знание механизмов восприятия и понимания людей друг другом приведет к более продуктивному общению, а практики получают дополнительные возможности для более эффективного руководства организацией взаимоотношений людей, оптимизации процесса их общения в сфере труда, учения, быта.

Содержание

Введение
Основная часть
1. Характеристика процесса восприятия человека человеком
1.1 Возрастные особенности восприятия человека человеком
1.2 Профессиональные особенности восприятия человека человеком
2. Характеристика процесса понимания человека человеком
2.1 Возрастные особенности понимания человека человеком
2.2 Индивидуальные особенности понимания человека человеком
2.3 Профессиональные особенности понимания человека человеком
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая по психологии.docx

— 33.72 Кб (Скачать)

Существуют индивидуальные пороги различения изменений в экспрессии. С умением лучше или хуже видеть и дифференцировать особенности  экспрессии человека прямо связано  формирование способности личности психологически адекватно взаимодействовать  с другими людьми -проявлять чуткость, тактичность, вовремя переживать. Более тонкое различение оттенков экспрессии и их значения одними людьми и более грубое - другими является следствием конкретной практики общения, которая формирует каждого человека как субъекта познания других людей [1, с. 140-145].

Неодинаковость  восприятия одного и того же человека разными людьми проявляется в  том, что различна словесная форма, в которой они фиксируют и  оценивают признаки его внешнего облика. Суждения, с помощью которых  люди обозначают и осмысливают особенности  внешнего облика других людей, А.А. Бодалев условно разделил на четыре вида:

1) обозначают  вид, величину, цвет, положение, форму  того или иного компонента  во внешнем облике («худощавое  телосложение», «круглое лицо»);

2) штампы обыденного  сознания или представлений, почерпнутых  из литературы, живописи («типичное  русское лицо», «пальцы музыканта»);

3) истолкование  выразительного поведения («угрюмое  лицо», «печальные глаза»);

4) эстетическая  оценка того или иного компонента  или всей внешности. 

Таким образом, отражая облик одних и тех  же людей, испытуемые преломляют его  через ту систему образно-понятийного  знания о людях, которая у них  к этому времени сложилась. И  она у каждого человека индивидуально  своеобразна, потому что индивидуально  своеобразен опыт труда, познания и  общения, который в каждом случае формировал эту систему. Поэтому  и характер осмысливания разными  испытуемыми облика одних и тех  же людей также всегда более и  менее различен.

1.2 Профессиональные  особенности восприятия человека  человеком 

Непременным условием превращения каждого человека в  субъекте познания других людей является деятельность, включаясь в которую  человек оказывается связанным  с этими людьми множеством определенных отношений.

Обычно в ситуациях  непосредственного взаимодействия людей всегда решается какая-то определенная задача. И для каждого из участников взаимодействия в других партнерах  по деятельности важны, прежде всего, те компоненты их облика и поведения, которые  наиболее значимы для решения  задачи деятельности. Отражение этих компонентов в облике и поведении друг друга участниками деятельности включает два взаимосвязанных момента: во-первых, непосредственное различение и опознание их среди других компонентов облика и в общей картине поведения и, во-вторых, интерпретацию того психологического содержания, которое, как кажется участникам деятельности, заключено в этих компонентах-сигналах и имеет отношение к решаемой задаче. Понятно, что индивид может получать информацию о другом человеке не только путем непосредственного восприятия его внешнего облика и поведения, но и через речь. В этом случае слова выступают как код реальных признаков внешнего облика другого человека, переживаемых им состояний, его действий, намерений, мнения.

Поскольку в  каждом конкретном виде непосредственного  взаимодействия людей (общение педагога и школьника, контакт врача и  больного) для решения задачи деятельности имеют значение определенные компоненты облика и поведения, у общающихся лиц создается установка на отражение  и осмысливание в другом человеке, прежде всего этих компонентов.

Таким образом, восприятие людьми друг друга, выполняя в деятельности, которая их объединяет, осведомительную и регулятивную роль, вместе с тем само оказывается  под сильным влиянием этой деятельности: факт влияния профессиональной установки  на формирование у человека образа восприятия другой личности отчетливо  дает себя знать и тогда, когда  люди взаимодействуют в иных, чем  эта деятельность, условиях. Создавая устойчивый образ и фиксируя изменения в этом человеке и его поведении в связи с определенными причинами, восприятие дает личности возможность действовать в общении целесообразно.  

2 Характеристика  процесса понимания человека  человеком 

По данным Саймондса и Холландера правильное понимание человека как личности образуется у общающихся с ним людей при не очень длительном и, главное, при не очень тесном знакомстве. На характер оценки человека как личности другими влияет то, насколько много информации этот человек вольно или невольно представляет о себе людям, для которых он оказывается в роли объекта познания. Вместе с тем это количество информации о другом человеке не должно быть слишком большим – иначе у окружающих его людей сложится о нем неадекватное представление. Развитие тесных контактов между людьми может привести к тому, что субъект будет с опозданием фиксировать или даже вообще не замечать изменения во внутреннем мире другого человека и строить свое поведение по отношению к последнему исходя из устарелых представлений о его личности. В этом случае развивается явление «эффект ореола» - распространение общего оценочного впечатления о человеке на восприятие его поступков и качеств личности (в условиях дефицита информации). При формировании и развитии первичного впечатления о человеке эффект ореола может выступать:

1) в форме  позитивной оценочной пристрастности  — «ореол положительный»: если  первое впечатление о человеке  в целом благоприятно, то далее  все его поведение, черты и  поступки начинают переоцениваться  в положительную сторону; в  них выделяются и преувеличиваются  в основном лишь положительные  моменты, а отрицательные как  бы недооцениваются или не  замечаются;

2) в форме  негативной оценочной пристрастности - «ореол отрицательный»: если общее  первое впечатление о человеке  оказалось отрицательным, то даже  положительные его качества или  поступки позднее или не замечаются  вовсе, или недооцениваются на  фоне гипертрофированного внимания  к недостаткам [5; с.630].

На понимание  человека человеком влияет также:

1) «эффект первого  впечатления» - выражается в том,  что очень часто при оценке  некоего человеке или черт  его характера придается наибольшее  значение первому впечатлению.  Все последующие сведения о  нем, противоречащие созданному  образу, отбрасываются как случайные  и нехарактерные [5, с. 629].

2) «эффект дезинформации» - возникает тогда, когда человек,  присутствовавший при другом  человеке, получает ложную информацию  о нем и позднее выстраивает  эту дезинформацию в свою память [3, с. 749].

В содержание понятия  личности входят, как правило, лишь те качества, которые человек, исходя из своего опыта общения с людьми и познания их, успел в этой личности рассмотреть в конкретных условиях своего взаимодействия с нею. В очень  многих случаях познание человеком  другой личности сводится к отнесению  её на основании оценки ее поведения  и действий лишь к определенной категории  людей. При таком неполном познании в личности неизбежно остаются нераскрытыми черты и признаки, составляющие её индивидуальность. Из-за неполноты фиксирования качеств, присущих личности, индивид понимает эту личность очень часто более или менее схематично и упрощенно 1, с. 170-179]. Умозаключения о внутренних качествах людей в таких случаях осуществляются на основе случайных ассоциаций внешнего сходства фактически совершенно различных людей.

Обязательным  компонентом мыслительного процесса, направленного на постижение сущности того или иного конкретного человека как личности, является актуализация в сознании познающего субъекта психологических  знаний, накопленных им в ходе взаимодействия с людьми, опора на обобщения, сформировавшиеся у субъекта при познании других людей.

Э.Холл в очерке «Наш безмолвный язык» обращает внимание на то, что обычаи народа или общественной группы, к которым принадлежит  человек, непременно «говорят свое слово», когда у него складывается впечатление  о новом для него человеке. У  каждого человека под влиянием общества, членом которого он является, формируются  общие нравственно-эстетические требования к другим людям и образуются воплощающие  эти требования более или менее  конкретные эталоны, пользуясь которыми он дает оценку окружающим его людям. Одновременно у него складываются и  требования к людям, связанные с  занимаемым ими конкретным положением в обществе и выполняемой ими  ролью в том или ином виде деятельности. Соответственно этим требованиям у  него возникают определенные эталоны, с которыми он сопоставляет лиц, выполняющих  данную общественную функцию. На формирование этих эталонов, которые используются человеком при оценке окружающих его людей, в очень сильной  степени влияет его личностный опыт труда, познания и общения.[1, с. 180-183].

Помимо эталонов, выполняющих при познании одним  человеком другого роль мерок, которые  прикладываются к познаваемой личности и которые дают возможность отнести  эту личность к какому-то классу в той системе типов, которая  у познающего субъекта сформировалась, у человека – субъекта познания других людей всегда могут быть выявлены и наборы качеств, которые он имеет  тенденцию приписывать тем лицам, класс которых, как ему кажется, им установлен. Это явление «приписывания» получило у исследовавших его ученых Келли, Вайшнера и Аша название стереотипизации (восприятие, классификация и оценка объектов социальных (событий) путем распространения на него характеристик какой-либо социальной группы), а наборы качеств, которые человек придает познаваемой им личности, соответственно были названы оценочными стереотипами (неточное, общее знание о чертах личности, установках, взглядах, культуре поведения людей) [5, с. 4680-470]. Это явление развертывается после того как познающий другого человека субъект установит его принадлежность к какой-то социальной общности, определит его социальную роль, статус. Стереотип дает некую схему, с помощью которой мы можем сориентироваться при знакомстве. Они способствуют закреплению традиции и привычек. С другой стороны, стереотипы выступают как средство защиты, они чаще содержат одни эмоции, так как это неточные образ реальности. Наиболее сильные этнические стереотипы – относительно устойчивые представления о моральных, умственных и физических качествах, присущих представителям различных этнических общностей. В их содержании обычно зафиксированы оценочные мнения об указанных качествах, но могут содержаться и предписания в действии в отношении людей данной национальности. Этнические стереотипы подразделяются на: 1) автостереотипы – мнения, суждения, оценки, относимые к собственной этнической общности; обычно содержат комплекс положительных оценок; 2) гетеростереотипы — совокупность оценочных суждений о других народах; бывают как положительными, так и отрицательными – в зависимости от исторического взаимодействия данных народов [5, с. 470].

Мы рассмотрели  некоторые общие особенности, характеризующие  процесс понимания о человеке как личности у окружающих его  людей. В ходе рассмотрения мы смогли убедиться, насколько сложен этот процесс, насколько его итог — понятие  о конкретной личности — зависит  и от самого познаваемого лица, и  от познающего субъекта.

2.1 Возрастные  особенности понимания человека  человеком 

Начиная взаимодействовать  с другими людьми в новом для  себя виде деятельности, человек опирается  на более или менее обобщенный им опыт познания людей и их поведения, накопленный им в иных, чем эта  деятельность, условиях. Общение ребенка, начавшего посещать детский сад, с новыми для него людьми опирается  на те первичные и элементарно обобщенные представления о людях, которые сформировались у него в семье и яслях.

Первоначальная  оценка ребенком другого человека и  его действий является простым повторением  оценки, которые ему дают авторитетные для малыша лица. Характерной особенностью мнения, которое дошкольник высказывает  о другом человеке, является его  крайняя неустойчивость, большая  изменчивость, ярко выраженная ситуационность.

С приходом ребенка  в школу одним из главных объектов познания для него становится поведение  товарищей: действия и поступки, характеризующие  их как учеников. Перед ним раскрывается возможность увидеть поведение  других людей с новых сторон. Это  ведет к тому, что содержание формирующихся у учащегося понятий о чертах и сторонах личности существенно изменяется, у него развивается умение все более глубоко и правильно расшифровать психологический подтекст сложных действий и поступков и объективно оценивать личность в целом [1, с. 213-214]. Чем старше возраст ребенка, тем чаще в его характеристике, данной знакомым сверстникам, встречаются высказывания об убеждениях и кругозоре, о способностях, называются черты, выражающие отношение к труду, и фиксируются качества, говорящие об особенностях волевого развития характеризуемой личности.

Чем старше возраст, тем отчетливее проявляется понимание  человеком человека. Большое значение имеет интуиция — способность  постижения особенностей, характеризующих  личность другого человека, путем  непосредственного их усмотрения, без  обоснования с помощью доказательств. Восприятие и понимание личности другого человека постоянно сопровождаются возникновением у познающих этого  человека людей тех или иных моральных  и эстетических чувств: эмпатии, сопереживания, сочувствия.

2.2 Индивидуальные  особенности понимания человека  человеком 

Уже на ранней ступени  развития ребенка, когда он идет в  детский сад, представления его  о других людях определяются не просто поведением и действиями этих людей, а и тем, что представляет собой  этот ребенок как личность, какие  первичные черты характера у  него к этому времени сформированы, как он умеет трудиться, контактировать с другими детьми, слушаться взрослых. Влияние уровня воспитанности самого субъекта на характер поведения по отношению к нему окружающих, а стало быть, и на характер впечатлений, которые накапливаются у субъекта от общения с людьми, продолжается и на следующих ступенях формирования личности. Занимаясь самообслуживанием, играя, участвуя в обязательных занятиях, дети, руководимые воспитателем, учатся видеть и сравнивать особенности друг друга. Когда всем этим индивидуальным и коллективным занятиям придается характер соревнования (кто лучше, кто быстрее), тогда создаются особенно благоприятные условия для правильной ориентировки дошкольника в тех особенностях товарищей, которые ярче всего проявляются в данной деятельности. При этом разные качества сверстника осознаются и правильно оцениваются разными дошкольниками далеко не одновременно [1, с. 210].

Информация о работе Характеристика процесса понимания человека человеком