Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 21:38, курсовая работа
Актуальность исследования определяется тем, что названные формы психического отражения выполняют важнейшую функцию при объединении людей — они являются регулятором общения. Знание механизмов восприятия и понимания людей друг другом приведет к более продуктивному общению, а практики получают дополнительные возможности для более эффективного руководства организацией взаимоотношений людей, оптимизации процесса их общения в сфере труда, учения, быта.
Введение
Основная часть
1. Характеристика процесса восприятия человека человеком
1.1 Возрастные особенности восприятия человека человеком
1.2 Профессиональные особенности восприятия человека человеком
2. Характеристика процесса понимания человека человеком
2.1 Возрастные особенности понимания человека человеком
2.2 Индивидуальные особенности понимания человека человеком
2.3 Профессиональные особенности понимания человека человеком
Заключение
Список использованной литературы
Оглавление
Введение
Основная часть
1. Характеристика процесса восприятия человека человеком
1.1 Возрастные
особенности восприятия
1.2 Профессиональные
особенности восприятия
2. Характеристика процесса понимания человека человеком
2.1 Возрастные
особенности понимания
2.2 Индивидуальные
особенности понимания
2.3 Профессиональные
особенности понимания
Заключение
Список использованной
литературы
Введение
В последнее время во всем мире ученые включаются в разработку комплекса проблем, составляющих психологию познания людьми друг друга. Исследуются общие особенности формирования образа другого человека и понятия о его личности, выясняется значение пола, возраста, профессии и принадлежности человека к той или иной социальной общности для образования у него знания о других людях, выявляются типичные ошибки, которые допускает человек, оценивая окружающих его людей, прослеживаются связи между познанием им самого себя и пониманием других лиц.
Восприятие человека
человеком – целостное
Понимание человека
человеком – психический
Проблема исследования, какие особенности восприятия и понимания человека человеком существуют?
Более подробно этой проблемой занимался А.А. Бодалев, поэтому в работе мы будем опираться на исследования и эксперименты этих авторов.
Актуальность исследования определяется тем, что названные формы психического отражения выполняют важнейшую функцию при объединении людей — они являются регулятором общения. Знание механизмов восприятия и понимания людей друг другом приведет к более продуктивному общению, а практики получают дополнительные возможности для более эффективного руководства организацией взаимоотношений людей, оптимизации процесса их общения в сфере труда, учения, быта.
Целью нашей работы является выявление и описание факторов, влияющих на восприятие и понимание людьми друг друга.
Задачи исследования:
1.
Охарактеризовать процесс
2.
Описать основные особенности
процесса восприятия людьми
3.
Охарактеризовать процесс
4.
Описать основные особенности
понимания людьми друг друга.
1. Характеристика процесса восприятия человека человеком
Основными процессами, посредством которых человек принимает и перерабатывает информацию, поступающую от другого человека, являются ощущение, восприятие, представление, мышление. В нашей работе мы рассмотрим процесс восприятия людьми друг друга.
Восприятие человека
человеком, как и любое другое
восприятие, характеризуется предметностью,
которая в рассматриваемом
Большое значение в формировании образа человека имеет ракурс, в котором обычно видят этого человека воспринимающие лица. Разница в росте между воспринимающим и воспринимаемым оказывает влияние на формирующийся образ.
Восприятию человека человеком присуща и такая черта, как константность. Несмотря на изменения в освещенности, удаленности от наблюдателя, образ воспринимаемого человека остается относительно постоянным. Константность, не будучи абсолютным свойством, не является изначальным свойством и возникает в процессе формирования образа восприятия, по мере все более тонкого различения элементов контура. [1, с.119-120].
Зрительное восприятие
человека предполагает активные «ощупывающие»
движения глаз, и эти движения - такой
же необходимый компонент
Восприятие человека
человеком характеризуется
Особенности облика
и поведения воспринимаемого
человека и изменения в них, фиксируемые
в момент восприятия, не жестко определяют
поведение воспринимающего
Занимаясь различными видами деятельности, человек, отвечая на требования каждого из них, обнаруживает то одни, то другие из присущих ему особенностей. Взаимодействующие лица по отношению друг к другу выступают в разных ролях. В связи с этим на первый план в восприятии выступают те качества в облике, экспрессии и действиях воспринимаемого, которые в данных условиях приобретают особое значение.
Внешний облик и действия людей могут по-разному отвечать этико-эстетическим требованиям, сформированным у человека и более или менее им осознаваемым. Потому люди вызывают у него к себе неодинаковое эмоциональное отношение. Возникнув, это отношение вносит свой корректив в дальнейшее формирование у индивида образа каждого из тех людей, с которыми он общается, затушевывая одни стороны этих людей и выпячивая другие.
Таким образом,
мы изложили свое понимание восприятия
человека человеком и выяснили, что
оно подчиняется не только законам
психологии восприятия, но и физиологическим,
физическим и эстетическим законам,
в то же время оно имеет свои
особенности: возрастные, индивидуальные
и профессиональные.
1.1 Возрастные
особенности восприятия
Выступая в
качестве объекта познания и действия,
человек отражается в сознании людей
и определяет их поведение, лишь «преломляясь»
через их внутренний мир, сложившийся
строй мыслей и отношений. Развитие
ребенка – с момента появления
на свет и до зрелости – есть формирование
его как члена общества. В ходе
формирования ребенка как члена
общества, как личности происходит
и процесс развития его психики
от элементарных форм отражения, присущих
младенцу, до высших форм сознательного
отражения, свойственных взрослому. Восприятие
человеком человека развивается
вместе с развитием самого воспринимающего,
с формированием у него потребности
в общении, познании и труде. Известно,
что в конце первого - начале второго
месяца жизни у ребенка появляются
специфические формы
М.Ю. Кистяковская указывает, что уже в возрасте от трех до шести месяцев у ребенка возникает избирательное отношение к взрослым. Трехмесячный ребенок выделяет свою мать из окружающего, а шестимесячный начинает отличать чужих от своих. В яслях, детском саду, во дворе резко увеличивается круг лиц, с которыми ребенок связан. Он сталкивается с необходимостью дифференцировать их, выделять в них сходное и различное. Углублением познания ребенком других людей является переход от называния взрослых в зависимости от выполняемых по отношению к нему функций (мама, папа, няня) к различению людей по внешним (возрастному и половому) признакам и особенно переход к использованию в разговоре местоимений для обозначения окружающих. В процессе овладения речью у ребенка устанавливаются временные связи между тем или другим человеком из его окружения и обозначающими их словами, между позой, выражением лица, жестом и их словесным обозначением. Зрительный образ другого человека обогащается за счет содержания, закрепленного в обозначениях человека, черт его внешности и различных проявлений. Смысловое содержание слова соединяется с чувственным образом человека. Общаясь с близкими взрослыми людьми, а затем и с людьми из более широкого окружения, дети учатся дифференцировать оттенки экспрессивного поведения и по ним «читать» переживаемое человеческое состояние. Об этом свидетельствуют переживаемые маленькими детьми сочувствия, страха, радости и иных переживаний. [1, с. 150-152].
Огромную роль в развитии отражения ребенком действительности, в развитии восприятия им людьми играет школа. А.А. Бодалевым были выявлены следующие данные:
1.
С возрастом при словесном
воссоздании облика
2.
С возрастом при словесном
воссоздании облика все более
часто включается в портрет
другого человека описание
3.
С возрастом неуклонно падает
включение в портрет
Развитие восприятия внешнего облика другого человека характеризуется также тем, что с возрастом люди отмечают большее количество признаков в выделяемых ими частях лица, тела, экспрессии воспринимаемого человека. Если первоклассник может выделить сравнительно небольшое количество признаков, указывающих на размер, контур, положение, цвет и другие особенности того или иного элемента физического облика, то старшие видят и называют в тех же самых элементах большое число различных особенностей [1, с. 150-157].
Сравнение восприятия человека испытуемыми разных возрастных групп, проведенное А.А. Бодалевым показывает, что по мере формирования индивида как субъекта познания возрастает степень точности отражения им признаков облика воспринимаемых людей. Это относится как к отражению и оценке испытуемыми черт физического облика, особенностей оформления внешности человека, так и его выразительного поведения, выполняемых им действий.
Воспринимая других людей и воссоздавая затем их облик, взрослые люди выделяют прежде всего рост, глаза (цвет), волосы (цвет), мимику (выражение глаз и лица), нос, особенности телосложения человека. А.А. Бодалевым были выявлены также и индивидуальные особенности восприятия человека человеком, отмечая физические черты человека в портрете, вместе с тем сравнительно полно и детально фиксирует особенности его экспрессии, обращая внимание как на мимику, так и на другие её стороны. Кроме того, есть люди, для которых не характерна тенденция выделять в облике воспринимаемых людей признаки по преимуществу какой-то одной категории. Отмеченная тенденция имеет устойчивый характер и в ней определенно находит выражение индивидуальная манера видения человеком других людей. Она проявляется не только при восприятии других людей, но и в представлениях памяти.
Информация о работе Характеристика процесса понимания человека человеком