Характеристика межличностных конфликтов

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 09:25, реферат

Описание работы

Существуют и другие подходы к определению сущности межличностного конфликта:
1. Межличностный конфликт представляет собой ситуацию противостояния участников, воспринимаемого и переживаемого ими (или по крайней мере, одним из них) как значимая психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая активность сторон, направленную на преодоление возникшего противоречия и разрешение ситуации в интересах обеих или одной из сторон (Гришина Н.В., 2000)
2. Межличностный конфликт – это трудноразрешимая ситуация, которая может возникнуть в силу сложившейся дисгармонии межличностных отношений людей в обществе или группе, а также в результате нарушения равновесия между существующими в них структурами (Крысько В.Г., 2003)
3. Межличностный конфликт – это временное эмоциональное изменение настроения человека в связи с получением новых данных, существенно меняющих старое представление об интересующем объекте или процессе (Журавлев П.В., 2000)

Работа содержит 1 файл

характеристика межличностных отношений.docx

— 60.58 Кб (Скачать)

Если в силу тех или  иных обстоятельств избежать общения  с трудными людьми не удается, то во взаимоотношениях с ними следует  использовать соответствующий подход. Все эти подходы, по мнению Джини Скотт, построены на основных принципах:

  1. Осознайте, что человек труден в общении, и определите, к какому типу людей он относится.

Не попадите под влияние  этого человека, его точки зрения, мироощущения; сохраняйте спокойствие  и нейтралитет.

  1. Если вы не хотите уклониться от общения с таким человеком, постарайтесь поговорить с ним и выявить причины его трудностей.
  2. Постарайтесь найти способ удовлетворения его скрытых интересов и нужд.
  3. Используйте совместный подход к разрешению конфликтов, которые начинают вырисовываться после отнесения поведения трудного человека к определенному типу, его нейтрализации или взятия под контроль» .

Одним из методов предотвращения конфликта является самоотстранение от конфликтной ситуации. В соответствии с этим методом следует уклоняться от решения проблем, которые не затрагивают ваших интересов, и ваше участие в их решении ничем не обусловлено. Например, кто-то сильно раздражен и эмоционально возбужден. Вы из лучших побуждений пытаетесь помочь этому человеку, хотя вас об этом не просили. В результате вы можете ввязаться в чужой конфликт и стать объектом для «залпового выброса» отрицательных эмоций.

Если межличностный конфликт предотвратить не удалось, то возникает  проблема его урегулирования и разрешения. Одним из первых шагов в этом направлении  является факт признания существующих между индивидами противоречий. Бывают случаи, когда один из оппонентов еще  не в полной мере осознал причины  возникновения проблем. Когда же наличие противоречий осознают обе  стороны конфликта, откровенный  разговор помогает четче определить предмет спора, очертить границы  взаимных претензий, выявить позиции  сторон. Все это открывает следующую  стадию в развитии конфликта —  стадию совместного поиска вариантов  его разрешения.

Совместный поиск выхода из конфликтной ситуации также предполагает соблюдение ряда условий, например:

  • отделить реальные причины конфликта от инцидента — формального повода для начала столкновения;
  • сконцентрировать внимание на существующих проблемах, а не на личных эмоциях;
  • действовать по принципу «здесь и сейчас», т. е. решать проблемы, непосредственно ставшие причиной данного конфликта, не вспоминая другие спорные события и факты;
  • создавать обстановку равного участия в поисках возможных вариантов урегулирования конфликта;
  • говорить только за себя; уметь слушать и слышать другого;
  • соблюдать уважительное отношение к личности оппонента, говорить о фактах и событиях, а не о качествах той или иной личности;
  • создавать климат взаимного доверия и сотрудничества.

Если в межличностном  конфликте преобладают негативные тенденции (взаимная неприязнь, обиды, подозрения, недоверие, враждебные настроения и т. д.) и оппоненты не могут  или не желают идти на диалог, то в  качестве первого этапа урегулирования конфликта следует использовать так называемые косвенные методы урегулирования межличностного конфликта.

Рассмотрим некоторые  из этих методов.

  1. Метод «выхода чувств». Оппоненту дают возможность высказать все, что у него наболело и, тем самым, понижают спровоцированное конфликтом эмоционально-психологическое напряжение. После этого человек в большей степени предрасположен к поиску вариантов конструктивного урегулирования конфликтной ситуации.
  2. Метод «положительного отношения к личности». Конфликтующий, прав он или виноват — всегда страдалец. Надо высказать ему свои сочувствия и дать положительную характеристику его личным качествам типа: «Вы человек умный и т. д.» Стремясь оправдать положительную оценку, прозвучавшую в его адрес, оппонент будет стремиться найти конструктивный способ разрешения конфликта.
  3. Метод вмешательства «авторитарного третьего». Человек, находящийся в межличностном конфликте, как правило, не воспринимает высказанных оппонентом в его адрес положительных слов. Оказать содействие в таком деле может некто «третий», пользующийся доверием. Таким образом, конфликтующий будет знать, что его оппонент не такого уж плохого о нем мнения, и этот факт может стать началом поиска компромисса.
  4. Прием «обнаженная агрессия». В игровой форме в присутствии третьего лица оппонентам дают «выговориться о наболевшем».В таких условиях ссора, как правило, не достигает крайних форм и напряжение в отношениях оппонентов понижается.
  5. Прием «принудительного слушания оппонента». Конфликтующим ставят условие внимательно слушать друг друга. При этом каждый, прежде чем ответить оппоненту, должен с определенной точностью воспроизвести его последнюю реплику. Сделать это достаточно трудно, так как конфликтующие слышат только себя, приписывая оппоненту слова и тон, которых в действительности не было. Предвзятость оппонентов друг к другу становится очевидной и накал напряженности в их отношении спадает.
  6. Обмен позиций. Конфликтующим предлагают высказывать претензии с позиции своего оппонента. Этот прием позволяет им «выйти» за пределы своих личных обид, целей и интересов и лучше понять своего оппонента.
  7. Расширение духовного горизонта спорящих. Это попытка вывести конфликтующих за рамки субъективного восприятия конфликта и помочь увидеть ситуацию в целом, со всеми возможными последствиями.

Важным этапом на пути разрешения конфликта является сама готовность к его разрешению. Такая готовность появляется вследствие переоценки ценностей, когда одна или обе конфликтующие  стороны начинают осознавать бесперспективность продолжения противостояния. В этот период происходят перемены в отношениях к ситуации, к оппоненту и к  самому себе. Меняется также конфликтная  установка. «Сама по себе готовность разрешить проблему, — по мнению Хелены Корнелиус и Шошаны Фейр, — вовсе не означает, что вы не правы. Это означает, что вы отказались от ваших попыток доказать, что другая сторона не права: вы готовы позабыть прошлое и начать все сначала». Для успешного разрешения конфликта, в конечном счете, необходимо, чтобы обе стороны проявили желание его разрешить. Но если такое желание будет проявлено хотя бы одной стороной, то и это даст больше возможностей и другой стороне для встречного шага. В межличностном конфликте люди как бы обоюдоскованы взаимными обидами, претензиями и другими негативными эмоциями. Сделать первый шаг на пути к разрешению конфликта довольно трудно: каждый считает, что уступить должен другой. Поэтому готовность к разрешению конфликта, проявленная одной из сторон, может сыграть решающую роль в разрешении конфликта в целом.

Сферы межличностных  конфликтов. Семейные и деловые конфликты

Конфликт затрагивает  все сферы жизни людей. По сферам существования мы можем выделить конфликты деловые, семейные, имущественные, бытовые и др. Рассмотрим некоторые  из них.

Семейные конфликы. 
Представление о стабильной семье как безконфликтной на сегодняшний день устарело, и конфликты признаются нормой, в том числе и в семейной жизни. Противоречия между личностью и семьей неизбежны. Человек всегда стоит перед выбором: притерпеться к неудовлетворяющим его особенностям семьи, отстраниться или, пересмотрев свое место и роль в семье, найти новый способ интеграции с ней.

Основа семейных конфликтов - рассогласование между представлениями  о потребностях друг друга и между  ожиданиями относительно друг друга, что  порождает конфликты потребностей и конфликты несоответствия. Конфликты  разворачиваются в нескольких сферах семейной жизни.

  1. Культура общения (повседневные нормы).
  2. Потребность в защите Я - концепции (потребность в любви, в чувстве собственной значимости, достоинства, которые удовлетворяются в межличностном взаимодействии).
  3. Ролевые отношения (удовлетворение ролевых потребностей, оценка своего вклада).
  4. Информированность друг о друге.

Для стабильных семей наиболее характерны конфликты третьего вида, для нестабильных – конфликты  первого и второго видов, проблемные семьи частично справляются с  конфликтами во всех перечисленных  сферах.

Особая область взаимодействия - отношения родителей и детей. Детям определенного возраста (около  трех лет и подросткам) свойственно  своеобразное поведение, называемое «поиск пределов допустимого». Это сознательное обострение отношений для разведки и реакции других людей на свое поведение. В этих столкновениях  ребенок учится защищать свое Я. Трудности  перехода к новым отношениям переживают и дети и взрослые. С одной стороны, имеется инерция опекающих отношений, с другой - неспособность детей  к самостоятельной жизни.

Другое поле конфликтов - трудности передачи культурных норм и представлений от одного поколения  другому. Разрыв между поколениями  углубляется в связи с ростом темпов социального развития. Иногда исход таких конфликтов трагичен - дети уходят из семей в религиозные  секты или на улицы.

Деловые конфликты. 
Другая сфера межличностных отношений - это работа. Конфликты в этой сфере называются деловыми. Они могут быть вертикальными (между управляющим персоналом и подчиненными) по поводу способов управления и выполнения функциональных обязанностей. Это препятствия достижению общих или личных целей, несоответствие ожиданий. Конфликты также могут быть горизонтальными (между сотрудниками одного уровня) в связи с принятием новых членов, распределением работ, оплатой труда и т. п.

Причиной таких конфликтов часто является нечеткое распределение  ответственности и полномочий, несоответствие поведения личности групповым нормам, конкуренция в сфере распределения  должностей и благ.

Возможны конфликты и  между управленцами при определении  целей, способов и направлений совместной деятельности. Это связано с личностными  особенностями, кадровыми перестановками, практикой морального и материального стимулирования, влиянием внешней среды.

Особую важность для понимания  природы конфликта здесь имеет  анализ мотивов деятельности людей  в этой организации: что удерживает их, удовлетворены ли они способами  управления, получаемыми ресурсами, своими карьерными перспективами, тем, как рядовые члены участвуют  в принятии решений и т.д.

Имущественные конфликты.  
Это конфликты по поводу раздела или формы владения имуществом. Как правило, такие конфликты решаются в судебном порядке.

Бытовые конфликты.  
Это конфликты, затрагивающие наши повседневные действия. Обычно они связаны с распределением обязанностей, оценкой вклада в бытовые отношения и часто принимают характер позиционных (кто сильнее, главнее, умнее).


Информация о работе Характеристика межличностных конфликтов