Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 09:25, реферат
Существуют и другие подходы к определению сущности межличностного конфликта:
1. Межличностный конфликт представляет собой ситуацию противостояния участников, воспринимаемого и переживаемого ими (или по крайней мере, одним из них) как значимая психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая активность сторон, направленную на преодоление возникшего противоречия и разрешение ситуации в интересах обеих или одной из сторон (Гришина Н.В., 2000)
2. Межличностный конфликт – это трудноразрешимая ситуация, которая может возникнуть в силу сложившейся дисгармонии межличностных отношений людей в обществе или группе, а также в результате нарушения равновесия между существующими в них структурами (Крысько В.Г., 2003)
3. Межличностный конфликт – это временное эмоциональное изменение настроения человека в связи с получением новых данных, существенно меняющих старое представление об интересующем объекте или процессе (Журавлев П.В., 2000)
В зависимости от причин конфликта и от способов конфликтного поведения оппонентов, межличностный конфликт может иметь следующие виды исхода:
Каждая из этих возможностей предполагает использование соответствующей стратегии поведения.
Для определения этих стратегий концепция Томаса – Киллмена выделяет пять стратегий поведения: СОТРУДНИЧЕСТВО, СОПЕРНИЧЕСТВО, КОМПРОМИСС, ИЗБЕГАНИЕ, ПРИСПОСОБЛЕНИЕ.
1.В зоне избегания не происходит удовлетворения ничьих интересов, человек игнорирует конфликтную ситуацию и не предпринимает никаких шагов для ее разрешения.
2. В зоне соперничества человек стремится к максимальному удовлетворению своих интересов, эта стратегия требует полной отдачи, способствует нарушению взаимоотношений между людьми. Выбор ее часто связан с иллюзией «выигрыш – проигрыш».
3. Зона приспособления отражает тенденцию уступить требованиям партнера, вплоть до полной капитуляции. Выбор этот часто бывает продиктован желанием во что бы то ни стало сохранить отношения, даже в ущерб собственным интересам.
4.Зона компромисса находится в центре. Это выбор политики взаимных уступок, который часто служит временным выходом, поскольку интересы сторон не удовлетворяются полностью и почва для конфликта остается.
5.Зона сотрудничества характеризуется стремлением достигнуть максимально возможного удовлетворения и собственных интересов, и интересов партнера. В отличие от компромисса, при выборе стратегии сотрудничества происходит переход к более глубокому уровню, где обнаруживается совместимость и общность интересов. Сотрудничество способствует улучшению отношений и дальнейшему сотрудничеству, однако требует немалых усилий, а главное – взаимного желания решать проблему совместно.
Ни одна из этих стратегий не может быть однозначно названа хорошей или плохой и может быть выигрышной в зависимости от конкретной ситуации. Хорошо, когда человек владеет всеми этими стратегиями, но большинство людей склонны использовать по большей части одну- две, выбирая их автоматически, и тогда мы говорим об устойчивых поведенческих паттернах.
Причины межличностных конфликтов: мотивационный, когнитивный, ролевой конфликт. Причинные факторы конфликта
Подобно тому, как внутриличностные конфликты описывались в соответствии с мотивационной, когнитивной и деятельностной сферами личности, можно с той же точки зрения рассмотреть и межличностные конфликты.
Мотивационные конфликты - это конфликты интересов, то есть ситуации, затрагивающие цели, планы, устремления, мотивы участников, которые оказываются несовместимыми или противоречащими друг другу.
Когнитивные конфликты - это ценностные конфликты. Это ситуации, в которых разногласия между участниками связаны с противоречивыми или несовместимыми представлениями, имеющими особое значение. Система ценностей отражает то, что является для человека наиболее значимым, смыслообразующим в различных сферах его жизни. В систему основных ценностей входят мировоззренческие, религиозные, нравственные и иные значимые представления. Различия в ценностях не обязательно ведут к конфликтам. Но если эти различия влияют на взаимодействия или люди начинают посягать на ценности друг друга, то это ведет к столкновениям.
Ролевые конфликты - это конфликты, относящиеся к деятельностной сфере. Они возникают из-за нарушения норм и правил, которые являются неотъемлемой частью любого взаимодействия, его регуляторами, без которых оно оказывается невозможным. Нормы могут быть само собой разумеющимися (нормы этикета) или быть результатом особых договоренностей (правила внутреннего распорядка). Причины нарушений могут быть различного характера. Невольные нарушения связаны с неосведомленностью, сознательные - с желанием пересмотра правил.
При анализе конфликта полезно выделить причинные факторы, которые позволят более полно определить зону разногласий и наметить пути решения. Существует пять групп таких факторов.
В качестве поведенческих факторов могут выступать случаи, когда кто-либо:
Но в реальной жизни, как правило, «чистые», т.е. обусловленные только одной группой причинных факторов, конфликты встречаются крайне редко. Наличие объективно или субъективно существующих противоречий и причин конфликта еще не означает, что открытое противостояние имеет место. Для того, чтобы механизм развития конфликта был запущен, нужны провоцирующие слова или действия – конфликтогены. Иногда конфликтогены могут спровоцировать конфликт и в отсутствие реальных причин для него.
Конфликтогены – это слова, действия (или отсутствие действий), которые могут привести к конфликту. Личность, против которой применен крнфликтоген, воспринимает его отрицательно и реагирует негативно. При отсутствии волевой регуляции такой реакции будет происходить эскалация конфликта. Конфликтогены могут проявляться в различных формах. Ниже, в таблице, дается характеристика тех из них, которые наиболее часто встречаются в отношениях между людьми.
ХАРАКТЕР КОНФЛИКТОГЕНА |
ФОРМА ПРОЯВЛЕНИЯ |
Прямое негативное отношение |
Приказание, угроза; замечание, критика; обвинение, насмешка; издевка, сарказм |
Снисходительное отношение |
Унизительное утешение; унизительная похвала; упрек; подшучивание |
Хвастовство |
Восторженный рассказ о своих реальных и мнимых успехах |
Менторские отношения |
Категоричные оценки, суждения, высказывания; навязывание своих советов, своей точки зрения; напоминание о неприятном; нравоучения и поучения |
Нечестность и неискренность |
Утаивание информации; обман или попытка обмана; манипуляции сознанием человека |
Нарушения этики |
Причиненные случайно неудобства без извинения; игнорирование партнера по общению (не поздоровался, не пригласил сесть, не проявил внимания, продолжает заниматься посторонними делами и т.п.); перебивание собеседника; перекладывание ответственности на другого человека |
Регрессивное поведение |
Наивные вопросы; ссылки на других при получении справедливого замечания; пререкания |
Чтобы избежать конфликтов такого рода, нужно самому не употреблять конфликтогены и не отвечать конфликтогеном на конфликтоген.
Предупреждение и разрешение межличностных конфликтов
Если возникла конфликтная
ситуация, то прежде чем «ввязываться
в драку», необходимо серьезно взвесить
все возможные «за» и «против»
в предполагаемом конфликте и
задать несколько вопросов:
Действительно ли существуют противоречия,
из-за которых стоит конфликтовать?
Возможно ли решить возникшие проблемы
другими способами, не прибегая к конфликту?
Существуют ли гарантии, что Вы достигнете
желаемых результатов в предстоящем конфликте?
Какова будет цена победы или поражения
для Вас и Вашего оппонента?
Каковы возможные последствия конфликта?
Как будут реагировать на конфликт окружающие
Вас люди?
Желательно, чтобы ваш оппонент в предполагаемом конфликте с этих же позиций проанализировал возникшую конфликтную ситуацию и возможные пути ее развития. Всесторонний анализ конфликтной ситуации способствует нахождению взаимоприемлемых решений, предотвращает открытую конфронтацию сторон и помогает не только сохранить нормальные отношения между бывшими оппонентами, но и установить между ними отношения взаимовыгодного сотрудничества.
Избежать конфликта можно также избегая непосредственных контактов с конфликтными людьми, с тем, кто Вас чем-то раздражает, теми, кого раздражаете Вы. Существуют различные типы так называемых трудных людей, общение с которыми чревато возникновением конфликтов. Вот некоторые из этих типов: