Характеристика межличностных конфликтов

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 09:25, реферат

Описание работы

Существуют и другие подходы к определению сущности межличностного конфликта:
1. Межличностный конфликт представляет собой ситуацию противостояния участников, воспринимаемого и переживаемого ими (или по крайней мере, одним из них) как значимая психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая активность сторон, направленную на преодоление возникшего противоречия и разрешение ситуации в интересах обеих или одной из сторон (Гришина Н.В., 2000)
2. Межличностный конфликт – это трудноразрешимая ситуация, которая может возникнуть в силу сложившейся дисгармонии межличностных отношений людей в обществе или группе, а также в результате нарушения равновесия между существующими в них структурами (Крысько В.Г., 2003)
3. Межличностный конфликт – это временное эмоциональное изменение настроения человека в связи с получением новых данных, существенно меняющих старое представление об интересующем объекте или процессе (Журавлев П.В., 2000)

Работа содержит 1 файл

характеристика межличностных отношений.docx

— 60.58 Кб (Скачать)

Существуют и другие подходы  к определению сущности межличностного конфликта:

1.     Межличностный конфликт представляет собой ситуацию противостояния участников, воспринимаемого и переживаемого ими (или по крайней мере, одним из них) как значимая психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая активность сторон, направленную на преодоление возникшего противоречия и разрешение ситуации в интересах обеих или одной из сторон (Гришина Н.В., 2000)

2.     Межличностный конфликт – это трудноразрешимая ситуация, которая может возникнуть в силу сложившейся дисгармонии межличностных отношений людей в обществе или группе, а также в результате нарушения равновесия между существующими в них структурами (Крысько В.Г., 2003)

3.     Межличностный конфликт – это временное эмоциональное изменение настроения человека в связи с получением новых данных, существенно меняющих старое представление об интересующем объекте или процессе (Журавлев П.В., 2000)

4.     Межличностный конфликт – это борьба за ценности и претензии на определенный статус, власть, ресурсы, в которой целями являются нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника (Кибанов А.Я., 1998).

5. Межличностный конфликт представляет собой столкновение двух или более сильных мотивов, которые не могут быть удовлетворены одновременно. Ослабление одного мотивирующего стимула ведет к усилению другого и требуется новая оценка ситуации (Губский Е.Ф., 2002).

6. Межличностный конфликт – это столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями (Петровский А.В., 1985).

Обобщим все многообразие формулировок межличностного конфликта  путем выделения его особенностей:

1.     Конфликты между людьми возникают не в силу проявления объективных обстоятельств, а в результате их неправильного субъективного восприятия и оценки индивидами;

2.     В межличностных конфликтах происходит непосредственное противоборство между людьми, т.е. соперники, как правило, сталкиваются лицом к лицу;

3.     В межличностных причинах проявляется все многообразие известных психологических причин (общих, частных, объективных, субъективных и др.);

4.     В ходе межличностных конфликтов происходит быстрая проверка характеров, темпераментов, проявления способностей, воли, интеллекта, эмоциональной сферы и других индивидуально-психологических особенностей;

5.     Межличностные конфликты отличаются высоким эмоциональным накалом и охватом всех сторон межличностных отношений между конфликтующими субъектами;

6.     Межличностные конфликты затрагивают интересы не только конфликтующих сторон, но и тех, кто с ними непосредственно связан служебными или личными отношениями.

Проведенные исследования дали основание для утверждения о  том, что в 85% конфликтов настроение  правого оппонента заметно ухудшается. У не правого оппонента ухудшение настроения зафиксировано в 70% случаев конфликтов. Конфликт продолжает оказывать негативное влияние на настроение участников и после его разрешения в 50% случаев.

Классификация межличностных  конфликтов существенно не отличается от классификации внутри личностных конфликтов. Различают следующие формы межличностных конфликтов:

–       мотивационный (конфликт интересов);

–       нравственный;

–       когнитивный (ценностный);

–       нереализованного желания;

–       ролевой (скрытный и открытый);

–       адаптационный;

–       неадекватной самооценки.

Эта классификационная схема  для межличностных конфликтов может  быть дополнена двумя классификационными группами, а именно:

1.     По характеру причин возникновения межличностные конфликты могут быть:

1.1.          Вызванными трудовыми профессиональными отношениями;

1.2.          Вызванными психологическими особенностями человеческих взаимоотношений (симпатиями, антипатиями и др.);

1.3.          Вызванными индивидуально-психологическими особенностями участников (эмоциональность, агрессивность, коммуникабельность и др.).

2.     По значению для участников межличностные конфликты могут быть:

2.1.          Конструктивными, т.е. приводящими отношения (после разрешения конфликта) на более высокий уровень развития, приводящими к взаимопониманию;

2.2.          Деструктивными, или приводящими к негативным, разрушительным последствиям.

Представляет определенный интерес изучение причин и сфер проявления конфликтов.

 

 

 

 


Проявления внутриличностного конфликта

Межличностные конфликты  можно рассматривать как столкновение личностей в процессе их взаимоотношений. Такие столкновения могут происходить  в различных сферах и областях (экономической, политической, производственной, социокультурной, бытовой и т. д.). Причины таких столкновений бесконечно многообразны (от удобного места в общественном транспорте до президентского кресла в государственных структурах).

Как и в других социальных конфликтах, здесь можно говорить об объективно и субъективно несовместимых, или противоположных (взаимоисключающих) интересах, потребностях, целях, ценностях, установках, восприятиях, оценках, мнениях, способах поведения и т. д.

Объективные факторы создают  потенциальную возможность для  возникновения конфликта. Например, появившаяся вакантная должность  руководителя подразделения может  стать причиной конфликта между  двумя сотрудниками, если оба претендуют на эту должность. Условно объективными также можно считать сложившиеся  на момент начала конфликта общественные (безличные) отношения между потенциальными участниками конфликта, например, их статусно-ролевые позиции.

Субъективные факторы  в межличностном конфликте складываются на основе индивидуальных (социально-психологических, физиологических, мировоззренческих  и др.) особенностей личностей. Эти  факторы в наибольшей степени  определяют динамику развития и разрешения межличностного конфликта и его  последствия.

Межличностные конфликты  возникают как между впервые  встретившимися, так и между постоянно  общающимися людьми. И в том, и  в другом случае важную роль во взаимоотношениях играет личное восприятие партнера или  оппонента. Процесс межличностного восприятия имеет сложную структуру. В социальной психологии процесс  рефлексии предполагает как минимум  три позиции, характеризующие взаимное отображение субъектов:

  1. сам субъект, каков он есть в действительности;
  2. субъект, каким он видит самого себя;
  3. субъект, каким он видится другому.

Во взаимоотношениях субъектов  мы имеем те же самые три позиции  и со стороны другого субъекта рефлексии. В результате получается процесс удвоенного, зеркального  взаимоотражения субъектами друг друга (рис. 1).

Рисунок 1

Схожую по структуре построения с рефлексивной, но несколько иную по содержанию, схему взаимодействия субъектов предложил американский психотерапевт Эрик Берн (рис. 2).

Рисунок 2

В этой схеме основой конфликта  являются различные состояния субъектов  взаимодействия, а «провокацией»  конфликта — пересекающиеся трансакции. Комбинации «а» и «б» являются конфликтными. В комбинации «в» один из субъектов взаимодействия явно доминирует над другим или занимает позицию  покровителя, другой субъект довольствуется ролью «ребенка». В этой комбинации конфликты не возникают по причине  того, что оба субъекта принимают  свои позиции как должное. Наиболее продуктивной в общении людей  является позиция «г» (В-В). Это общение равноправных людей, не ущемляющее достоинство ни одной из сторон.

Адекватному восприятию человека другим нередко мешают уже сложившиеся  стереотипы. Например, у человека сложилось  предвзятое представление о чиновнике, как о бездушном бюрократе, волокитчике  и т. д. В свою очередь, у чиновника  тоже может сформироваться негативный образ просителя, незаслуженно добивающегося  для себя особых льгот. В общении  этих личностей будут взаимодействовать  не реальные люди, а стереотипы —  упрощенные образы определенных социальных типов. Стереотипы складываются в условиях дефицита информации, как обобщения  личного опыта и предвзятых представлений, принятых в обществе или в определенной социальной среде. Примерами стереотипов  могут быть высказывания типа: «все продавцы...», «все мужчины...», «все женщины...»  и т. д.

Сформировавшийся, возможно ложный, образ другого может серьезно деформировать процесс межличностного взаимодействия и способствовать возникновению  конфликта. Препятствием на пути к нахождению согласия между индивидами может  стать негативная установка, сформировавшаяся у одного оппонента по отношению к другому. Установка — готовность, предрасположенность субъекта действовать определенным образом. Это определенная направленность проявления психики и поведения субъекта, готовность к восприятию будущих событий. Она формируется под воздействием слухов, мнений, суждений о данном индивиде (группе, явлении и др.). Например, предприниматель предварительно договорился о встрече со своим коллегой из другой фирмы для заключения важного делового соглашения. В ходе подготовки к встрече он услышал от третьих лиц негативные отзывы о деловых и этических качествах предполагаемого партнера. На основании этих отзывов у предпринимателя сформировалась негативная установка и встреча может либо не состояться, либо не дать ожидаемых результатов. В конфликтных ситуациях негативная установка углубляет раскол между оппонентами и затрудняет урегулирование и разрешение межличностных конфликтов.

Нередко причинами межличностных  конфликтов становится недоразумение (неправильное понимание одного человека другим). Это происходит из-за разных представлений о предмете, факте, явлении и т. д. «Мы часто ожидаем, — пишет Максуэлл Мольц, — что окружающие будут реагировать на те же самые факты или обстоятельства так же, как и мы, делая те же самые выводы. Мы забываем, ... что человек реагирует не на реальные факты, а на свои представления о них». Представления у людей бывают разные, порой диаметрально противоположные и этот факт надо принимать как вполне естественное явление, не конфликтовать, а попытаться понять других.

Взаимодействуя с людьми, человек защищает, прежде всего, свои личные интересы и это вполне нормально. Возникающие при этом конфликты  представляют собой реакцию на препятствия  достижению целей. И от того насколько  значимым для конкретного индивида представляется предмет конфликта, во многом будет зависеть и его  конфликтная установка — предрасположенность  и готовность действовать в предполагаемом конфликте определенным образом. Она  включает цели, ожидания и эмоциональную  ориентацию сторон.

В межличностном взаимодействии важную роль играют индивидуальные качества оппонентов, их личная самооценка, саморефлексия, индивидуальный порог толерантности, агрессивность (пассивность), тип поведения, социокультурные различия и т. д. Существуют понятия межличностной совместимости и межличностной несовместимости. Совместимость предполагает взаимное приятие партнеров по общению и совместной деятельности. Несовместимость — взаимное неприятие (антипатию) партнеров, основанное на несовпадении (противостоянии) социальных установок, ценностных ориентации, интересов, мотивов, характеров, темпераментов, психофизических реакций, индивидуально-психологических характеристик субъектов взаимодействия.

Межличностная несовместимость  может стать причиной эмоционального конфликта (психологического антагонизма), который является наиболее сложной  и трудно разрешаемой формой межличностного противоборства. В развитии межличностного конфликта необходимо учитывать  также влияние социальной и социально-психологической  среды. Например, конфликты между  кавалерами в присутствии дам  бывают особенно жестокими и бескомпромиссными, так как в них затрагиваются  честь и достоинство оппонентов. Индивиды сталкиваются в межличностных  конфликтах, защищая не только свои личностные интересы. Они могут также  представлять интересы отдельных групп, институтов, организаций, трудовых коллективов, общества в целом. В таких межличностных  конфликтах накал борьбы и возможности  нахождения компромиссов во многом определяется конфликтными установками тех социальных групп, представителями которых являются оппоненты.

Варианты  исхода межличностного конфликта

Все причины межличностных  конфликтов, возникающие из-за столкновения целей и интересов, можно условно  разделить на три основных вида.

Первый — предполагает принципиальное столкновение, в котором реализация целей и интересов одного оппонента может быть достигнута только за счет ущемления интересов другого.

Второй — затрагивает лишь форму отношений между людьми, но при этом не ущемляет их духовных, моральных и материальных потребностей и интересов.

Третий — представляет мнимые противоречия, которые могут быть спровоцированы либо ложной (искаженной) информацией, либо неверной интерпретацией событий и фактов.

Межличностные конфликты  могут протекать в форме:

  • соперничества — стремления к доминированию;
  • спора — разногласия по поводу нахождения наилучшего варианта решения совместных проблем;
  • дискуссии — обсуждение спорного вопроса.

Информация о работе Характеристика межличностных конфликтов