Характер

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 20:59, реферат

Описание работы

Все психические качества личности, объединяясь и взаимодействуя друг с другом, образуют характер. Характер – это индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей личности, определяющее типичные для нее способы поведения и жизнедеятельности в конкретных ситуациях. В общении с людьми характер человека проявляется в манере поведения, манера общения, в способах реагирования на действия и поступки людей.
Характер возникает и формируется прижизненно, в процессе общения и совместной деятельности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..………3
История учений о характере……………………………………..……….4
Типы характера…………………………………………………..……….11

Заключение……………………………………………………………….………19
Литература……………………………………………………………………….20

Работа содержит 1 файл

Характер.docx

— 54.27 Кб (Скачать)

     В качестве отдельного направления характерологии можно выделить определение индивидуальных особенностей человека по его позе, положению тела. По мнению некоторых  психологов, наиболее ярко характер раскрывается в позе человека: как он стоит, как идет, как сидит и даже в какой позе засыпает. В обыденном сознании сложилось, например, мнение, что люби высокомерные чаще наклоняют корпус назад, выпячивают грудь, отбрасывают голову назад. Подхалим весь наклоняется вперед, взгляд заискивающий, хотя в уголках глаз едва заметный хитрый смех, на лице широкая, подобострастная улыбка [7].

     А вот, как характеризуют женщин по позе, в которой они сидят на стуле, современные характерологи. Если женщина предпочитает сидеть на краюшке стула, сжав колени, то она очень активна, жизнерадостна, непоседлива. Постоянно хватается за все, не доделывая начатое до конца. Слишком нетерпелива, но зато вовлекает в любое начинание даже тех, кому та или иная работа не душе. Весь день у них проходит в хлопотах, но конца им не видать даже и в последующие дни. Положение крест-накрест в области колен, ноги выдвинутые вперед, и лежащие на коленях руки – тип эгоистичных, самодовольных, самовлюбленных женщин. Она любой ценой старается привлечь к себе внимание и стремится показать себя умнее других во всех вопросах. Если это ей не удалось, она становится агрессивной или же уединяется в темном уголке. Чересчур любопытна. Вытянутые вперед ноги, одна чуть впереди другой, «говорят» о неустойчивом, неуживчивом характере. Эти женщины считают, что они знают все, и лишь в исключительных случаях признают свои ошибки. Их упорство убедить собеседника в собственной правоте быстро надоедает. Вопреки этому аргументы их нередко неотразимы, и во многих вопросах логика на их стороне [10].

     Не  менее знаменитую и богатую историю, чем физиогномическое направление  в характерологии, имеет хиромантия.  Хиромантия (от греч. cheir – «рука» и manteia – «гадание», «пророчество») - система предсказаний черт характера человека и его судьбы по кожному рельефу ладоней. Хиромантия известна с глубокой древности, но наибольший рассвет приходится на XVI-XVIII вв., когда во многих университетах стран Европы существовали кафедры хиромантии. В своих истоках хиромантия тесно связана с астрологией, поскольку главными признаками руки, которые принимаются во внимание, являются “7 холмов “ на ладони, называемые именами Солнца и планет: Венеры, Юпитера, Сатурна, Меркурия, Марса и Луны [9].

     До  последнего времени научная психология неизменно отвергала хиромантию, однако изучение эмбрионального развития пальцевых узоров в связи с  наследственностью дало новый толчок к возникновению новой отрасли  знания - дерматоглифики. Было, в частности показано, что формирование рисунка ладоней каждого человека, как и развитие мозга, происходит на 3-4 месяце внутриутробного развития и обусловлено одним и тем же влиянием генного набора родителей или хромосомными отклонениями плода. Поэтому хиромантию следует рассматривать скорее как анатомическую или физиологическую особенность организма, и она может поставлена в один ряд с конституционным направлением характерологии, ярким представителем которого был Э.Кречмер. Кречмер рассматривал характер в  связи со строением тела как психическую конституцию человека, соответствующую его телесной конституции, и объяснял характер, в конечном счете, врожденными, прежде всего эндокринными факторами.

     Однако  в настоящее время ни антропология, ни анатомия, ни психология не располагают  никакими сколько-нибудь достоверными данными о том, что характер человека зависит от строения тела, конфигурации лица, цвета глаз и т.д. Следует  ли из этого, что определение характера  человека на основании изучения его  внешности невозможно? Вероятно, есть смысл вспомнить высказывание Чарльза  Дарвина о том, что физиогномиста существенно знать, что «... каждый индивидуум сокращает преимущественно только определенные мускулы лица, образуемые их обычными сокращениями, могут сделаться более глубокими и видимыми» [7]. Связь между внешностью человека и складом его характера отчетливо прослеживается как в литературных произведениях, так и в изображении великих мастеров портрета. Однако научная психология исходит из положения, что зависимость между привычным выражением лица человека и складом его характера не является однозначной. То или иное выражение лица, складки, морщины могут иметь самые различные причины возникновения. И здесь нельзя не согласиться с А.В.Петровским, что причиной слегка приоткрытого рта может быть не только глупость человека, но и глухота, и больная носоглотка, и напряженное внимание [4].

     Наиболее  яркое, отчетливое представление о  характере человека можно получить, зная специфику его поступков, поведения, деятельности. Движения и действия, выполнение которых становится в  определенных условиях потребностью, как известно, называют привычками. Здесь уместно вспомнить восточную поговорку: «Посей поступок – пожнешь привычку, посей привычку – пожнешь характер, посей характер – пожнешь судьбу» [9]. Акцент в ней делается на привычных действиях человека, которые, повторяясь, становятся чертами характера, составляя его существо, влияя на положение человека в общественной жизни и на отношение к нему со стороны других людей [7]. Привычные действия человека, повторяясь, становятся чертами характера, составляя его существо, влияя на положение человека в общественной жизни и на отношение к нему со стороны других людей. На это же указывали Андре и Гастон Дюрвилии, по их мнению,  выражение - это жест, закрепленный долгим повторением, идея и внешний образ тесно связаны между собой [3]. Именно поэтому движения музыкантов красивые, гармоничные, а люди слабоумные обычно неловки в своих движениях. Боязливые же люди, как считает Дюрвили, выдают себя нестройными жестами. Это вызвано «безрассудными страхами, которые носятся вихрем в их умах. Так же беспорядочно жестикулируют их брови, лоб, губы, руки, ноги. Если они захотят сказать что-нибудь, то не могут из-за заикания. Для них характерно сломать стул, сесть на чью-нибудь шляпу, пролить чай и пр.» [7].

     В этом отношении более ценным в  диагностическом отношении, можно  считать графологию - науку, которая рассматривает почерк как разновидность выразительных движений, отражающих психологические свойства пишущего.  Графологические сведения, накапливаемые веками, устанавливали связь между рядами фактов - особенностями почерка и характером. Некоторые связи были довольно очевидны: «Чудак (оригинал) пишет своеобразно, поэтому его легко и узнать» [9]. Другие не столь ясны: «Стильный наклон выражает большую впечатлительность» [8].

     В те времена, когда письмо было профессиональным искусством – каллиграфией, казалось очевидным связь письма не только с техникой, умениями и способностями  автора, но и его духовным и нравственным обликом. Каллиграфу предъявляли самые  суровые требования аскетизма, ибо  для чистого письма нужен был  человек, наделенный громадным самоконтролем, с жесткой внутренней организацией, чтобы полностью владеть почерком, чтобы из психики в письмо не проникло ничего лишнего, ничего искажающего форму. В настоящее время не подтверждаются однозначные связи между графическими признаками письма и якобы соответствующими им чертами характера. Наиболее достоверно установлена зависимость почерка от эмоционального состояния и некоторых типологических свойств высшей нервной деятельности. Специфические особенности почерка служат для диагностики некоторых психических заболеваний. Например, почерк больных шизофренией нередко отличаются вычурностью, нарочитой стилизованностью [1].

     Чрезмерную  выраженность отдельных черт характера  и их сочетаний, представляющую крайние  варианты нормы, называют акцентуацией характера. Практически акцентуация – это предельная величина, крайний вариант проявления нормы. Акцентуации характера свойственна повышенная уязвимость лишь к определенного рода психотравмирующим воздействиям, адресованным к так называемому «месту наименьшего сопротивления» данного типа характера при сохранении устойчивости к другим. Это слабое звено в характере человека проявляется только в ситуациях, предъявляющих повышенные требования к функционированию именно этого звена. Во всех других ситуациях, не затрагивающих уязвимых точек характера, индивид ведет себя без срывов, не доставляя неприятностей ни окружающим, ни себе[8].

     Понятие «акцентуации» было введено в  психологию К. Леонгардом. Его концепция «акцентуированных личностей» основывалась на предположении о наличии основных и дополнительных черт личности. Основных черт значительно меньше, но они являются стержнем личности, определяют ее развитие, адаптацию и психическое здоровье. При значительной выраженности основных черт они накладывают отпечаток на личность в целом, и при неблагоприятных обстоятельствах они могут разрушить всю структуру личности [2].

     Позднее классификацию характеров на основе описания акцентуаций предложил А. Е. Личко. Эта классификация построена на основе наблюдений за подростками. Акцентуация характера, по Личко, — это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в поведении человека, граничащие с патологией. Такие акцентуации, как временные состояния психики, чаще всего наблюдаются в подростковом и раннем юношеском возрасте. Личко объясняет этот факт так: «При действии психогенных факторов, адресующихся к "месту наименьшего сопротивления", могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении» (Личко А. Е., 1983) [7]. При взрослении ребенка проявившиеся в детстве особенности его характера, оставаясь достаточно выраженными, теряют свою остроту, но со временем вновь могут проявиться отчетливо (особенно если возникает заболевание) [11]. 

             Типы  характера 

     В целом не может быть абсолютной или  универсальной классификации характеров, деление их на типы. Основания для  типизации, как правило, вводятся исследователем или заинтересованным лицом для того, чтобы в соответствии имеющейся задачей разделить людей на группы по преобладающим качествам. Так, сходные характеры могут наблюдаться у людей, имеющих доминирующие волевые или эмоциональные качества. Соответственно делят характеры на типы: волевой (активный, целеустремленный, деятельный); эмоциональный (действующий по влиянием порыва, переживаний); рассудочный (оценивающий все с точки зрения разумности).

     К. Юнг предложил классифицировать характеры в зависимости от принадлежности к экстравертированному и интравертированному  типу. Первый тип характеризуется  обращенностью личности на окружающий мир, объекты которого подобно магниту, притягивают к себе интересы, жизненную энергию субъекта, что в известном смысле ведет к принижению личностной значимости явлений его субъективного мира. Экстравертам свойственны импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность. Для интровертов характерны фиксация интересов личности на явлениях собственного внутреннего мира, которым она придает высшую ценность, необщительность, замкнутость, склонность к самоанализу, затрудненная адаптация. Возможна также классификация на конформный и самостоятельный; доминирующий и подчиняющийся; нормативный и анархический и прочие типы [11].

     По  мнению Леонгарда, акцентуации личности прежде всего проявляются в общении с другими людьми. Поэтому, оценивая стили общения, можно выделить определенные типы акцентуаций. В классификацию, предложенную Леонгардом, входят следующие типы:

     1. Гипертимный тип. Его характеризует чрезвычайная контактность, словоохотливость, выраженность жестов, мимики, пантомимики. Такой человек часто спонтанно отклоняется от первоначальной темы разговора. У него возникают эпизодические конфликты с окружающими людьми из-за недостаточно серьезного отношения к своим служебным и семейным обязанностям. Люди подобного типа нередко сами бывают инициаторами конфликтов, но огорчаются, если окружающие делают им замечания по этому поводу. Из положительных черт, привлекательных для партнеров по общению, людей данного типа характеризуют энергичность, жажда деятельности, оптимизм, инициативность. Вместе с тем они обладают и некоторыми отталкивающими чертами: легкомыслием, склонностью к аморальным поступкам, повышенной раздражительностью, прожектерством, недостаточно серьезным отношением к своим обязанностям. Они трудно переносят условия жесткой дисциплины, монотонную деятельность, вынужденное одиночество. 

     2. Дистимный тип. Его характеризует низкая контактность, немногословность, доминирующее пессимистическое настроение. Такие люди являются обычно домоседами, тяготятся шумным обществом, редко вступают в конфликты с окружающими, ведут замкнутый образ жизни. Они высоко ценят тех, кто с ними дружит, и готовы им подчиняться. Они располагают следующими чертами личности, привлекательными для партнеров по общению: серьезностью, добросовестностью, обостренным чувством справедливости. Есть у них и отталкивающие черты. Это  пассивность, замедленность мышления, неповоротливость, индивидуализм.

     3. Циклоидный тип. Ему свойственны довольно частые периодические смены настроения, в результате чего так же часто меняется манера общения с окружающими людьми. В период повышенного настроения такие люди являются общительными, а в период подавленного — замкнутыми. Во время душевного подъема  они ведут себя как люди с гипертимной акцентуацией характера, а в период спада — как люди с дистимной акцентуацией.

     4. Возбудимый тип. Данному типу присуща низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций. Нередко такие люди занудливы и угрюмы, склонны к хамству и брани, к конфликтам, в которых сами являются активной, провоцирующей стороной. Они неуживчивы в коллективе, властны в семье. В эмоционально спокойном состоянии люди данного типа часто  добросовестные, аккуратные, любят животных и маленьких детей: Однако в состоянии эмоционального возбуждения они бывают раздражительными, вспыльчивыми, плохо контролируют свое поведение.

Информация о работе Характер